Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Программа составлена на основе федеральной государственной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_klass.docx | 693.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка. Русский язык. 5 класс………………………….3
- Тематическое планирование по русскому языку 5 класс………………12
- Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по по русскому языку………………………………………………………………………18
- Нормы оценки знаний. умений и навыков учащихся по русскому языку………20
- Учебно методический комплект по русскому языку 5 класс……………………27
- Учебно методический комплект по русскому языку 5 класс для обучающихся..28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
5 КЛАСС
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и рассчитана на 204 часа 6 часов в неделю). Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
- деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- сбалансированное развитие устной и письменной речи;
- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
- формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Компетентностный подход к содержанию обучения русскому языку определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения.
Во втором блоке определены дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств в различных сферах и ситуациях общения. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие научные сведения о русском языке, об истории и культуре народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Программа Министерства образования и науки РФ для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского распределяет весь учебный материал по годам обучения следующим образом: 5 класс – 204 часа (6 часов в неделю).
Предлагаемое тематическое планирование предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с примерным учебным планом, рекомендуемым программой общего образования):
в 5 классе предполагается обучение в объеме 204 часов;
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.
На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания. Значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку, в представленном планировании уроков 5 класса реализуется базовая программа, выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, что представлено в схематической форме ниже.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Тематическое планирование
Русский язык
5 класс
204 часа (6 часов в год)
№пп | ТЕМА | Количество часов | неделя | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
1 | Язык -важнейшее средство общения | 2 | 1 | |||||||||||
2 | Стили речи. Развитие речи. | 1. | 1 | |||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (17 ч + 3 р.р.) | ||||||||||||||
5 | Состав слова | 1 | 1 | |||||||||||
6 | Орфограмма | 1 | 1 | |||||||||||
Срез знаний за курс начальной школы | 1 | 1 | ||||||||||||
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | 2 | |||||||||||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | 2 | |||||||||||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | 2 | |||||||||||
10 | Буквы и , у. а после шипящих | 1 | 2 | |||||||||||
11 | Разделительные ъ и ь | 1 | 2 | |||||||||||
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами; | 1 | 2 | |||||||||||
13 | Текст (Р) | 1 | 3 | |||||||||||
14 | Части печи | 1 | 3 | |||||||||||
| 15 | Глагол | 1 | 3 | |||||||||||
16 | -Тся и -ться в глаголах | 1 | 3 | |||||||||||
17 | Тема текста (Р) | 1 | 3 | |||||||||||
18 | Личные окончания глаголов | 1 | 3 | |||||||||||
19 | Имя существительное | 1 | 4 | |||||||||||
20 | Имя прилагательное | 1 | 4 | |||||||||||
21 | Местоимение | 1 | 4 | |||||||||||
22 | Основная мысль текста (Р) Устное сочинение по картине А. А.'Пластова «Летом» (Р) | 1 | 4 | |||||||||||
23 | Контрольный диктант № 1 «Повторение изученного в начальной школе» | 1 | 4 | |||||||||||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (29ч +' 7 р. р.) | ||||||||||||||
24 | Синтаксис | 1 | 4 | |||||||||||
25 | Пунктуация | 1 | 5 | |||||||||||
26 | Словосочетание | 2 | 5 | |||||||||||
27. | Разбор словосочетания | 1 | 5 | |||||||||||
28 | Предложение. Грамматическая основа | 1 | 5 | |||||||||||
29 | Сжатое изложение (Р) («Гордость - это хорошо или плохо?» -упр. 137) | 1 | 5 | |||||||||||
30 | Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные предложения | 1 | 6 | |||||||||||
31 | Восклицательные предложения | 1 | 6 | |||||||||||
32. | Сочинение «Памятный день» (Р) | 2 | 6 | |||||||||||
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | 6 | ||||||||||||
34 | Сказуемое | 1 | 6 | |||||||||||
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | 7 | |||||||||||
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | 7 | |||||||||||
37 | Дополнение | 1 | 7 | |||||||||||
38 | Определение | 1 | 7 | |||||||||||
39 | Обстоятельство | 1 | 7 | |||||||||||
40 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 | 8 | |||||||||||
41 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 8 | |||||||||||
42 | Предложения с обращениями | 1 | 8 | |||||||||||
43 | Письмо (Р) | 2 | 8 | |||||||||||
44 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 9 | |||||||||||
45 | Основная мысль высказывания. Описание картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (Р) | 2 | 9 | |||||||||||
46 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | 9 | |||||||||||
47 | Простые и сложные предложения . | 2 | 9 | |||||||||||
48 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | 10 | |||||||||||
49 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | 1 | 10 | |||||||||||
50 | Диалог | 1 | 10 | |||||||||||
51 | Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 10 | |||||||||||
52 | Контрольный диктант № 2 «Синтаксис» | 1 | 10 | |||||||||||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ .ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ (15ч +3 р.р.) | ||||||||||||||
53 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | 10 | |||||||||||
54 | Согласные звуки | 1 | 11 | |||||||||||
55 | Позиционные чередования гласных и согласных | 2 | 11 | |||||||||||
56 | Согласные твердые и мягкие | 1 | 11 | |||||||||||
57 | Повествование (Р) | 1 | 11 | |||||||||||
58 | Согласные звонкие и глухие | 1 | 11 | |||||||||||
59 | Графика. Алфавит | 1 | 12 | |||||||||||
60 | Описание предмета (Р) | 1 | 12 | |||||||||||
61 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 | 12 | |||||||||||
62 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | 12 | |||||||||||
63 | Орфоэпия | 2 | 12 | |||||||||||
64 | Фонетический разбор слова | 2 | 13 | |||||||||||
65 | Повторение | 1 | 13 | |||||||||||
66 | Описание предметов, изображенных на картине И. И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» (Р) | 1 | 13 | |||||||||||
67 | Контрольный диктант №3 «Фонетика. Орфография» | 1 | 13 | |||||||||||
ЛЕКСИКА (8 ч + 2р. р.) | ||||||||||||||
68 | Слово и его лексическое значение | 1 | 13 | |||||||||||
69 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 14 | |||||||||||
70 | Прямое и переносное значение слов | 1 | 14 | |||||||||||
71 | Омонимы | 1 | 14 | |||||||||||
71 | Синонимы | 1 | 14 | |||||||||||
73 | Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358) (Р) | 1 | 14 | |||||||||||
74 | Антонимы | 1 | 14 | |||||||||||
75 | Повторение | 1 | 15 | |||||||||||
76 | Изложение «Первый снег» (упр. 367) (Р) | 1 | 15 | |||||||||||
Контрольная работа по теме «Лексика»№ 4 | ||||||||||||||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ (22 ч + 4 р.р.) | ||||||||||||||
77 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | 15 | |||||||||||
78 | Окончание | 1 | 15 | |||||||||||
79 | Основа | 1 | 15 | |||||||||||
80 | Сочинение «Один из удачно проведенных вечеров» (Р) | 1 | 15 | |||||||||||
81 | Корень слова | 1 | 16 | |||||||||||
82 | Рассуждение (упр. 385) (Р) | 1 | 16 | |||||||||||
83 | Суффикс | 1 | 16 | |||||||||||
84 | Приставка | 1 | 16 | |||||||||||
85 | Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 407)(Р) | 1 | 16 | |||||||||||
86 | Чередование звуков | 1 | 16 | |||||||||||
87 | Беглые гласные | 1 | 17 | |||||||||||
88 | Варианты морфем | 1 | 17 | |||||||||||
89 | Морфемный разбор слова | 1 | 17 | |||||||||||
90 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | 17 | |||||||||||
91 | Буквы з и с на конце приставок | 2 | 17 | |||||||||||
92 | Буквы о - а в корне - лаг лож- | 2 | 18 | |||||||||||
93 | Буквы о - а в корне -раст—рос- | 2 | 18 | |||||||||||
94 | Буквы ё - о после шипящих в корне | 2 | 18 | |||||||||||
-95 | Буквы и — ы после ц | 1 | 19 | |||||||||||
96 | Повторение | 1 | 19 | |||||||||||
97 | Сочинение. Описание картины Н. П. Кончаловского «Сирень» (Р) | 1 | 19 | |||||||||||
98 | Контрольный диктант № 5 «Морфемика» | 1 | 19 | |||||||||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. | ||||||||||||||
99 | Самостоятельны е и служебные части речи 1 | 19 | ||||||||||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 ч + 4 р. р.) | ||||||||||||||
100 | Имя существительное как часть речи | 2 | 19-20 | |||||||||||
101 | Доказательства в рассуждении (упр. 477)(Р) | 1 | 20 | |||||||||||
102 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | 20 | |||||||||||
103 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | 20 | |||||||||||
104 | Сжатое изложение (упр. 496) (Р) | 1 | 20 | |||||||||||
105 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 20 | |||||||||||
106 | Род имен существительных, | 1 | 21 | |||||||||||
107 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | 21 | |||||||||||
108 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | 21 | |||||||||||
109 | Три склонения имен существительных | 1 | 21 | |||||||||||
110 | Падеж имен существительных | 1 | 21 | |||||||||||
111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 3 | 21-22 | |||||||||||
112 | Изложение (упр.546) (Р) | 1 | 22 | |||||||||||
113 | Множественное число имен существительных | 2. | 22 | |||||||||||
114 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 2 | 22-23 | |||||||||||
115 | Повторение | 1 | 23 | |||||||||||
116 | Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (Элементы рассуждения в написании) (упр. 564) (Р) | 1 | 23 | |||||||||||
117 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | 23 | |||||||||||
118 | Контрольный диктант № 6 «Имя существительное» | 1 | 23 | |||||||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч + 4 р. р.) | ||||||||||||||
119 | Имя прилагательное как часть речи | 3 | 23-24 | |||||||||||
120 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 3 | 24 | |||||||||||
121 | Окончания имен прилагательных после шипящих и ц | 1 | 24 | |||||||||||
122 | Описание животного. Изложение (упр. 587)(Р) | 1 | 25 | |||||||||||
123 | Полная и краткая форма имен прилагательных | 2 | 25 | |||||||||||
124 | Сочинение-описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр. 599) (Р) | 2 | 25 | |||||||||||
125 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 25 | |||||||||||
126 | Обобщение изученного по теме | 1 | 26 | |||||||||||
127 | Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606) (Р) | 1 | 26 | |||||||||||
128 | Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное» | 1 | 26 | |||||||||||
ГЛАГОЛ (36ч + 6 р. р.) | ||||||||||||||
129 | Глагол как часть речи | 1 | 26 | |||||||||||
130 | Не с глаголами | 2 | 26 | |||||||||||
131 | Рассказ (Р) | 1 | 27 | |||||||||||
132 | Неопределенная форма глагола | 3 | 27 | |||||||||||
133 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 3 | 27-28 | |||||||||||
134 | Контрольный диктант №8 «Глагол как часть речи» | 1 | 28 | |||||||||||
135 | Рассказы по сюжетным картинкам (Р) | 2 | 28 | |||||||||||
136 | Виды глагола | 2 | 28 | |||||||||||
137 | Буквы е - и в корнях с чередованием | 2 | 29 | |||||||||||
138 | Невыдуманный рассказ (о себе) (Р) | 1 | 29 | |||||||||||
139 | Время глагола Прошедшее время | 1 | 29 | |||||||||||
140 | Настоящее время | 1 | 29 | |||||||||||
141 | Будущее время | 1 | 29 | |||||||||||
142 | Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 3 | 30 | |||||||||||
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 3 | 30 | |||||||||||
144 | Морфологический разбор глагола | 2 | 31 | |||||||||||
145 | Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 | 31 | |||||||||||
146 | Употребление времен | 1 | 31 | |||||||||||
148 | Закрепление изученного по теме | 3 | 31 | |||||||||||
149 | Контрольный диктант № 9 «Правописание глагола» | 1 | 32 | |||||||||||
150 | Сочинение - рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (Р) | 2 | 32 | |||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8 ч) | ||||||||||||||
152 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях. | 4 | 32-33 | |||||||||||
153 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 2 | 33 | |||||||||||
149 | Контрольный итоговый диктант № 10 | 1 | 33 | |||||||||||
153 | Резервный урок | 1 | 33 | |||||||||||
154 | Подведение итогов года | 2 | 34 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС V КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками1:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
по русскому языку
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается:
для 5 класса — 90— 100 слов,
для 6 класса — 100—110,
для 7 класса — 110—120,
для 8 класса — 120—150,
для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса — 15—20,-для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце триместра и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать
в 5 классе 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм,
в 6 классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм,
в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм,
в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,
в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе — не более 5 слов, в 6—7 классах — не более 7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первого триместра (а в 5 классе до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на ещё не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «ра-потает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для 5 класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 8 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;
оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 1/3заданий;
оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;
оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;
оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки;
оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки;
оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок;
Учебно- методический комплект
- Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык» - М.: Просвещение, 2013
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 кл.: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с. – (Лингвистический тренажер)
- Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч.- М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2013.
- Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Н.Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
Учебно- методический комплект
для обучаемых
- Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 кл.: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с. – (Лингвистический тренажер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...