Урок-игра: Повторение изученного материала в разделе «Лексика»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Липко Татьяна Васильевна

Проводя обобщающие уроки, заметила, что  для большинства детей  из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. Хочу предложить один из способов, как можно разнообразить  обобщение пройденного материала. Зная о том, что дети любят играть, мною была разработана методика проведения урока-игры по обобщению. Возможно, и вам этот опыт будет интересен. Предлагаю для ознакомления несколько уроков русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение изученного  материала  в разделе «Лексика».

Девиз урока:                                                                        «Не для себя деревья плодоносят.

                                                                                                И реки чистых вод своих не пьют»

                                                                                                                     Людмила Татьяничева.

Цель урока:

                    Повторить теоретический материал, изученный в разделе «Лексика»;  

                    однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые  в прямом

                    и переносном значении;  синонимы,  антонимы;   отработать

                    навыки  употребления этих слов в речи,  закрепить умение

                    подбора    синонимов, антонимов, омонимов.

                  Выполнить синтаксический разбор предложения и фонетический разбор слова.

Воспитательная цель:   Воспитывать у школьников любовь и бережное отношение

                                         к природе, патриотические чувства.

Методы:

               слово учителя, самостоятельная и творческая работа учащихся,

               активные методы умственной деятельности школьников;

               лингвистические игры, разгадывание загадок, кроссвордов,

               проговаривание скороговорок.

Тип урока: урок – игра (игровая технология).

Оборудование урока:

             опорные конспекты,  плакат с кроссвордом, командное табло,

             диск с игровыми  станциями, распечатанные тексты стихов, рисунки

             учащихся, жетоны для оценки знаний  школьников, этимологический

             словарь, толковый словарь.

                     

                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент (представление команд, девизы)
  2. Закрепление изученного материала (в порядке, установленном жеребьёвкой, к доске выходят ученики для выбора игровой станции).

                       Станция  «Теоретическая»

                                   (задания)

  1. Что изучает лексика?

Что такое лексическое значение слова?

Где оно разъясняется?

  1. Какие слова называются однозначными? Многозначными?

      Как обозначаются многозначные слова в словаре?

  1. Приведите примеры слов, употреблённых в  переносном значении.

Как образуются слова в переносном значении.

  1. Что такое омонимы? Приведите примеры.

Чем омонимы отличаются от многозначных слов?

  1. Какие слова называются синонимами?

Покажите на 1-2-х примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.

  1. Что такое антонимы? Омографы? Омофоны?

               

                                         Станция    « Практическая»

                                                (задания)

  1. Объяснительный диктант (печатный текст).

Выполняют все ученики. Отвечает один человек от команды.

  1. Синтаксический разбор предложения: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, обозначить части речи, составить схему, написать характеристику.

(один ученик выполняет у доски, остальные – в тетрадях)

- вызванный ученик выписывает из толкового словаря  значение слова СВАЯ.

         Лиственница – хвойное дерево. Это высокое, стройное дерево живёт

         более четырёхсот лет, а древесина её может сохраняться не одно тысячелетие.

  1. Работа с текстом стихотворения Людмилы Татьяничевой «Черёмуха».

- определить тему текста, основную мысль.

 -найти синонимы, метафору.

- подобрать синонимы к выделенным словам.

 4. Фонетический разбор слова ДЕРЕВЬЯ.

5. Распределить словосочетания, употреблённые в прямом и переносном значении,

    в два столбика:

                            тяжёлый чемодан, лёгкая работа, тяжёлый характер,

                            лёгкая рука,    железная дисциплина, хрупкая девочка,

                            железный гвоздь, хрупкая ваза.

6.Задание по ЕГЭ:

а) какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?

МЫШИНЫЙ, ДЫМЧАТЫЙ, СТАЛЬНОЙ…

  1. синий                             3.зелёный
  2. жёлтый                          4. серый

 

        б) в каком предложении вместо слова ИСКУССТВЕННЫЙ нужно употребить

            слово ИСКУСНЫЙ?

  1. В десятимесячном возрасте ребёнка перевели на искусственное вскармливание.
  2. Искусственный пловец и на море не утонет.
  3. Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.

         в)  Лексическое значение какого слова сформировано неправильно?

              1.сёрфинг – вид водного спорта

              2. серпантин – длинная узкая лента, которую бросают в публику

                  на праздничных вечерах.

3.семестр – высшее учебное заведение.

  1. снайпер – меткий стрелок.

                            Станция    «Сообразительная»

                                                 (задания)

  1. Омонимы-загадки.

  Из недр земли я влагу жизни извлекаю,

Я ваши вещи сохраняю,

Я привожу часы в движенье,

Законы музыки пишу,

И ничего в вознагражденье

От человека не прошу.

                                             (ключ)

Из меня один стреляет,

А другой меня съедает.

                                              (лук)

Я – плод заморского растения

И минерал для украшения.

                                             (гранат)

Меня ты встретишь

На железной доге и в магазине.

                                                (полотно)

А со мной познакомишься

На дереве и в книге

                                                ( лист)

  1. Омографы-загадки

(Омографы – слова, имеющие одинаковое написание, но разное произношение и значение.Они различаются ударением)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

                                             (Ирис – ирИс)

Я сборник карт. От ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я

                                              (Атлас – атлАс)

Ставь на первом ударенье –

Будет зданье, без сомненья:

А поставь ты на втором –

Сохранит оно твой дом.     (зАмок – замОк)

Мы  - для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье-

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

                                                (кОзлы –козлЫ)

3. Кроссворд «Омофоны»

(Омофоны – это слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному и имеют разное значение)

4. Какое слово написано? Подберите 2-3 синонима.

РЫТСБЫЙ  (быстрый - скорый, молниеносный, юркий)

КИНЧЕУ     (ученик – школьник, учащийся)

  5. Распределите данные слова-синонимы в порядке возрастающего признака:

ОГРОМНЫЙ, БОЛЬШОЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ, КОЛОССАЛЬНЫЙ.

                                 Станция    «Скороговорки»

                                        (задания)

  1. На дворе трава,

На траве дрова.

  1. Наш Полкан попал в капкан.

  1. Архип осип, Осип охрип.

  1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой в санках.

  1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

  1. Маланья-болтунья

      молоко болтала,

      выбалтывала, да не

      выболтала.

  1. Ткач ткёт ткани

На платки Тане.

  1. От топота копыт

Пыль по полю летит.

Саша шапкой шишку сшиб.

                                 Станция     «Игровая»

                                          (задания)

«Охота за синонимами»

(Водящий выходит из класса. Оставшиеся придумывают слово (нами было выбрано   слово «божественный»)   и подбирают к нему синонимы. После этого  ученикам раздаются карточки, на которых написаны слова-синонимы (карточки прилагаются). Отгадывающий, вернувшись, задаёт вопросы. Каждый участник игры должен в ответе употребить в составленном предложении доставшийся ему синоним.

 Водящий записывает все услышанные синонимы на доске). Получив полный список синонимов, он должен сам подобрать синоним, чтобы угадать, задуманное одноклассниками слово.

БОЖЕСТВЕННЫЙ

 Слова, которые получили ребята: БЕСПОДОБНЫЙ, СКАЗОЧНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ВОЛШЕБНЫЙ, ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, НЕСРАВНЕННЫЙ, ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ, ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, ДИВНЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРЕВОСХОДНЫЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ, КРАСИВЫЙ,

  1. Дешифровщики

(Цель игры – развитие языковой догадки, интереса к происхождению слов)

ПОДЛИННЫЙ

(В древнерусском государстве во время суда применяли пытки:

Палач избивал подсудимого хлыстом, который назывался словом…, корень которого и вошёл в название данного слова – прилагательного)

 Подсказка:

Под хлыстом человек давал признание.

Хлыст назывался длинником. В загаданном слове тот же корень, что и в  слове

длина, длинный.

 Показания, которые давал обвиняемый под длинником, и считались истинными, правдивыми, настоящими. Подберите синоним к этим словам, и вы угадаете слово.

 Так возникло выражение ПОДЛИННАЯ ПРАВДА.

КОНФЕТТИ

(Это слово заимствовано из итальянского языка: на римских карнавалах люди в масках бросали друг в друга маленькие предметы - …

 Подсказка: корень их в любимом лакомстве детей).

Подведение итогов игры: ученики сдают жетоны (золотой – «5»,

                                             серебряный – «4»,

                                             разноцветный – каждый жетон даёт один балл.)

Во время проведения такого урока  почти каждый ученик получает  несколько оценок.

Победившей команде можно подарить любой словарь, всем командам – грамоты.

  1. Подведение итогов урока-игры.

 В процессе урока жюри (это приглашённые на урок педагоги)  подводят итог каждого конкурса-задания. Учитель на плакаты команд приклеивает стикеры  с полученными баллами. В конце урока определяется победитель. В качестве приза команда получает «Толковый словарь». Остальным командам  (обе команды заняли 2 место)  в качестве поощрительных призов достаются «Словарь синонимов» и «Словарь антонимов».

Все дети счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра. Обобщающее повторение по теме "Африка"

Предлагаю вариант  урока-игры по теме "Африка", который можно использовать при обобщающем повторении темы. Класс делится на группы, каждая группа готовит материал к уроку и оформляет его в ...

Урок - игра " Счастливый случай" по теме " Лексика" по русскому языку в 5 классе по

урок обобщения материала в игровой форме с элементами групповой работы....

Урок-игра: Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Проводя обобщающие уроки, заметила, что  для большинства детей  из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. Хочу предложить один из способов, как можно разнообразить  о...

"Брейн-ринг. Урок - игра на повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" (подготовка к ЕГЭ)"

Урок - игра предусматривает повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" и подготовку к ЕГЭ....

Урок-игра на повторение изученного в 5 классе

Данная игра поможет учителю провести итоговые уроки русского языка в 5 классе  в занимательной форме....

Урок-игра на повторение раздела "Кодирование и обработка текстовой информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию урок на повторение материала, выполненный в виде игры. Класс делится на две группы, выбирают название командам. Капитан назначает игрока, который будет отвечать на вопрос. Во...