Урок-игра: Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Проводя обобщающие уроки, заметила, что для большинства детей из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. Хочу предложить один из способов, как можно разнообразить обобщение пройденного материала. Зная о том, что дети любят играть, мною была разработана методика проведения урока-игры по обобщению. Возможно, и вам этот опыт будет интересен. Предлагаю для ознакомления несколько уроков русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Глагол. Повторение изученного в 5 классе. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока: закрепить и углубить полученные ранее сведения о глаголе ( его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, гласных в корнях с чередованием, не с глаголами ; определять синтаксическую роль глагола в предложении).
Ход урока
- Организационный момент.
Ход урока
- Жеребьёвка
2. К колесу удачи в установленном порядке выходят представители команд.
Определяется игровая станция.
Теоретическая станция:
- Дайте определение глагола. Чем отличается неопределённая форма глагола от других форм глагола?
- Что называется спряжением глагола? Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
- Расскажите о правописании -е –и в корнях с чередованием.
- Когда пишется ь после шипящих в глаголах.
- Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.
Практическая станция:
(задания)
- Выборочный диктант.
Распределите глаголы совершенного и несовершенного вида по колонкам.
Зам..рать, расст..лается, блес..нёт, соч..тать, заж..гать, прим..рить друзей, пол..жить, возл..гать, к..снётся, к..сается.
Несов. вид соверш. вид
Замирать блеснёт
расстилать примирить друзей
сочетать положить
зажигать коснётся
возлагать
касается
- Словарный диктант
Негодовать, не была, не бережёшь, зажечь, поджёг спичку, примерять пальто, увидел, будет учиться, устроить поджёг, спрячь.
- Поставьте данные глаголы в форме 3лица мн.ч., предварительно записав их в н.ф.
Мел..шь, стел..шь, обидишь, выгляд..шь, выдерж..шь.
Мелешь (молоть) мелют
Стелешь (стелить) стелют
Обидишь (обидеть) обидят
Выглядишь (глядишь) глядят
Выдержишь (держишь-держать) держат
- Синтаксический разбор предложения.
Дорогая подруга , ты можешь рассчитывать на друзей, которые тебя никогда не подведут.
- Морфологический разбор слова:
Напишешь пером – не вырубишь топором.
Напишешь – глагол
- Что сделаешь?
- н.ф.- написать, сов. вид, 1 спр. , ед. ч. , в буд. вр., во 2л.
- (что сделаешь?) напишешь.
Игровая станция
(задания)
- Игра «Дешифровщики» (слово учитель не называет)
Отгадайте слово:
Это слово итальянского происхождения. Его название когда-то имело значение «стремя».
Некогда срочные письма посылались особыми конными нарочными: они передавали друг другу срочный пакет, едва успев коснуться стременами на скаку.
Подсказка: теперь мы так же называем состязания с передачей на бегу палочки, заменяющей письмо.
Это слово - ЭСТАФЕТА
- Угадай, кто это?
(Условия игры: отгадывающий выходит за дверь. Ученики загадывает кого-то из класса. Лучше всего загадать его самого. Отгадывающий, вернувшись в класс, должен угадать, задав 7 или 10 вопросов. Класс отвечает только «Да» или «Нет». Поэтому вопрос должен предполагать однозначный ответ).
Сообразительная станция:
(задания)
Викторина из рубрики «Занимательная грамматика»
- Во что превратятся глаголы: мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение?
(в существительные)
- С какой частью речи совпадут глаголы: выть, лаять, покрыть попугать, поцеловать, строить, если от них образовать повелительное наклонение единственного числа?
(С существительными: вой, лай…)
3. В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
4.Что значит ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ? Кто знает историю появления этого слова?
(Глагол опростоволоситься – это синоним глаголов ОШИБИТЬСЯ, СПЛОХОВАТЬ, выражений «СОВЕРШИТЬ ОПЛОШНОСТЬ», « ПОПАСТЬ В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ».
Своим происхождением глагол ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ обязан древнерусскому обычаю. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой (простоволосыми)
5.Откуда пошло выражение ПЕРЕСОЛИТЬ в смысле ПЕРЕСТАРАТЬСЯ?
( На Руси хлеб-соль всегда были знаком дружеской встречи. Этот обычай сохранился до наших дней.
Когда-то соль была очень ценным продуктом. Пищу в старину готовили без соли. Хозяин собственноручно солил еду: кого любил, уважал – тому и соли сыпал нужное количество. Порою, стараясь угодить, удружить, хозяин слишком усердствовал и пересаливал.)
6. Мы говорим: «Учёный прочитал лекцию», «Прочитай стихотворение». А почему ПРОЧИТАЛ? Ведь перед читающим нет текста .
(В средневековых университетах основным видом занятий было чтение. Преподаватель читал книгу и объяснял, толковал недостаточно понятные места. Книгопечатания ещё не было, книгу переписывали от руки, и была она очень дорога и малодоступна. Книга для чтения перед большим числом слушателей писалась очень крупными буквами. Поэтому старинные книги достигали громадных размеров – до полуметра и больше. ОТ тех времён и сохранилось выражение ЧИТАТЬ ЛЕКЦИИ, СТИХИ).А какая самая большая книга в мире?
Отгадай пословицу по словам:
- Коса – камень (Нашла коса на камень).
- Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
- Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
- Язык – дело (НЕ спеши языком, торопись делом)
- Дело – мастер (Дело мастера боится)
- Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)
Найдите слова, начинающиеся буквами: Б, В, К, Л, М, С.
(рисунок-плакат)
Назовите пословицы, в которых употребляется числительное СЕМЬ.
- Семеро одного не ждут
- Семь Раз отмерь – один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед – один ответ.
- Семеро с ложкой – один с сошкой
Станция «Скороговорки»
(задания)
1-я команда:
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
В капюшоне кукушонок смешон.
2.Протокол про протокол запротоколировали.
2-я команда:
1.Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
2. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
3-я команда:
1. На дворе растёт трава,
На траве лежат дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Подведение итогов урока: подсчёт баллов и выявление победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- игра по теме: "Повторение существительного" 6 класс
Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное". Форма игры выбрана, чтобы детям было интересно заниматься русским языком...
Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного
Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...
презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....
Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"
Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....
«Глагол. Повторение изученного в V классе». Урок в 6 классе
Тема моего урока «Глагол. Повторение изученного в V классе»Цель рока: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морф признаки глагол...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...
Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».
Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....