Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рандалова Ольга Вячеславовна

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Глагол. Повторение изученного.

Цели: 1) образовательная: повторить и закрепить изученное о глаголе; формировать умения распознавать   морфологические признаки глагола;  употреблять их  в устной и письменной речи; умения находить изученные орфограммы;

2) развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать умение работать самостоятельно, самостоятельно мыслить, быстро соображать; развивать память, мышление;

3)  воспитательная: воспитать у детей интерес к русскому языку, сознательность в учении.

Оборудование: карточки, мультимедиа.

Ход урока:

  1.  Орг. момент.
  2. Повторение и обобщение изученного.

Мы с вами закончили изучение темы  «Глагол». Сегодня на уроке закрепим полученные знания по данной теме. (показ слайда)

  1. Даны два стихотворения. Чтение стиха. Прочтите про себя эти стихи и сравните.

И вот он                                                                   Кто сказал, что мы подрались?

Начал свой рассказ:                                              Мы не дрались, а боролись.

«Они ползут,                                                         Правда, мы чуть – чуть кусались,

А он им – раз!                                                        И щипались, и кололись.

А тут как раз                                                         Правда, мы друг друга мяли,

Она ползла.                                                            И бодались, и лягались.

А он как даст ему со зла!                                     Нас, конечно, разнимали.

Они ей раз!                                                             Мы ,конечно, упирались.

Она им раз!

Но тут как раз

Её он спас».              А. Барто                                        А.Кушнер                                                

       Чем они отличаются друг от друга?  (ответы детей)

Учитель: В первом стихотворении глаголы почти не употребляются. И хотя события описаны очень эмоционально, но саму картину мы не видим. Всё богатство русского глагола в этом тексте не использовано. Во втором же стихотворении большое кол-во глаголов, уточняющих, поясняющих главные действия. Использован целый ряд синонимов к слову ПОДРАЛИСЬ, благодаря чему мы ясно представляем, что произошло на самом деле.

Вывод: глагол  богатейший класс слов, с его помощью даётся движение всей фразе, поэтому очень важно уместно и правильно употреблять глаголы в речи.

В первом стихотворении речь «бедная» глаголами, а во втором «богатая».

-  А теперь, ребята, вдумайтесь в содержание этих стихотворений. О чем говорится в стихотворениях? Ответы детей. (ссора, конфликт, драка)

    Чтобы избежать таких вот ситуаций, какими нам следует быть? (дружными)

Дружба – это нравственное обогащение человека, это готовность оказать помощь другу. У каждого человека должен быть лучший (настоящий) друг, на которого он всегда может положиться.

  1. Образуйте начальные формы глаголов от  глаголов из второго стих-ния. (чтение образованных глаголов, показ слайда ключа)

Сказать                                              мять                                    

Подраться                                         бодать (ся)                                

Бороться                                           лягать (ся)

Кусать(ся)                                          разнимать

Щипать (ся)                                      упирать (ся)

Колоть(ся)

Как иначе называют неопределенную форму глагола? (ответы детей)

На какие вопросы отвечает инфинитив? (ответы детей? На доске вывешивается табличка «инфинитив, вопросы его» )

  1. Образуйте видовые пары. (показ слайда ключа)

Видовые пары

Сказать   - говорить                                       мять  - смять                                  

Подраться  - дрался                                       бодать (ся)  - боднул                              

Бороться   - поборолся                                  лягать (ся) - лягнул

Кусать(ся)    - укусить                                   разнимать - разнял

Щипать (ся) - щипнуть                                  упирать (ся) - уперся

Колоть(ся) – кольнуть

Как определить совершенный и несовершенный вид? Привести примеры. (На доске вывешивается табличка ВИД)

  1. Назовите глаголы, которые вообще не употребляются без суффикса – ся.  (ответ: подраться, бороться)

Как называются глаголы с суффиксом – ся? (возвратные ,на доске вывешивается табличка)

  1. Найдите «третье лишнее». (раздаются карточки, показ слайда)

Найдите  «третье лишнее»

  1. Мечтать, собирать, принимать
  2. Стеречь, давать, сидеть
  3. Брать, стричь, думать.
  4. Показывать, снимать, ходить.

Каким образом вы находили «третье лишнее»? (по вопросу)

Какие глаголы оказались «лишними»? (непереходные)

Приведите примеры переходных глаголов. (какие глаголы называются переходными?  Учащиеся отвечают) (на доске вывешивается табличка «переходность»)

  1. Определить спряжение глаголов (показ слайда), записать в тетрадях в два столбика. (показ ключа, взаимопроверка)

Определить спряжение глаголов:

Делает , брить, узнаешь, рисовать, чертишь,

смотреть, убирать, читать, писать, дышать

Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глаголов? (ответы детей проспрягать, определить по инфинитиву если окончание безударное, если ударное по окончанию). (На доске вывешивается табличка «спряжение»)

Перечислите 11 глаголов ,относящихся ко II спряжению.

Вначале урока мы с вами говорили о дружбе, но мы видим, что  в стихотворениях описывается ссора, непонимание, драка.  Так вот, ссоры, конфликты, непонимания, драки – все это приводит к беде, войне. (чтение стиха по слайду)

Найти  глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонении.

  1. Враги сожгли родную хату,

 Сгубили всю его семью.

   Куда ж теперь идти солдату,

     Кому нести печаль свою?

                                                                                               2.   Люди!

                                                                                          Покуда сердца стучатся –

                                                                                                  Помните!

                                                                                   Какою ценой завоёвано счастье, -

                                                                                             Пожалуйста, помните!

3.   Шепчу: - Товарищ ,ты бы лег

     И отдохнул, солдат!

     Ты накормил, как только мог,

     Вернувшихся назад.    

 -        Ребята, а как вы думаете, почему подобраны стихотворения о войне.  (ответы детей)

       Да, действительно, близится День Великой Победы. Победа, которая досталась с огромными потерями в миллионы человеческих жизней.

А теперь, найдите и выпишите  глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении. (показ слайда) (работа по карточкам)

Проверка: прочитайте глаголы в изъявительном наклонении и.т.д.

Какой вывод можно сделать? (ответ: глаголы изменяются по наклонениям. Изъявительное, условное, повелительное. Что обозначают глаголы в изъявительном и.т.д. ) На доске вывешивается табличка «Формы наклонений»

  1. Физ.минутка
  2. А сейчас все внимательно посмотрите на экран. Показ слайда и работа по карточкам.

Исправьте ошибки

  1. Товарищ лейтенант разрешите обратится.
  2. Ты небоишся взрыва?
  3. Над товарищем смеятся некрасиво.
  4. Ты должен преследывать противника.
  5. Ты хорошо пишеш по – русски. Мне надо написать письмо мами.
  6. Он знаит много про историю москвы.
  7. Товарищи, верте, мы одержим победу над фашистами!

 Исправьте ошибки прямо на карточках.

     Проверка по ключу. Объясните свой выбор. (учишься – Ь в окончаниях глаголов 2 лица; знает – 1 спр, окончание –ЕТ, орфограмма №48 )

  1. Морфологический разбор глаголов из отрывков стихотворений. Даны 3 глагола. Произведите разбор. Вспомните порядок разбора.  Показ слайда со словами для разбора.  (работа у доски)
  2.  Итог урока: что закрепили на этом уроке? Работа по схеме.
  3. Оценивание:
  4. Домашнее задание с объяснением. Упражнение 535 стр. 222.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....

Урок немецкого языка 8 класс Тема: Повторение изученного по теме «Мы готовимся к путешествию в Германию». Бим И. Л.

Тип: Урок – обобщение знаний (по учебнику И. Л. Бим)Цель: совершенствование коммуникативных умений (в диалогической, монологической речи), создание условий для повторения лексического ...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...