Рабочая программа по русскому языку (6 класс)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Зверева Ольга Алексеевна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской  программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской – М.: Просвещение, 2008 год                                                                                                                                                                                                              

В работе используется учебник русского языка для 6 класса (авторы М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская) - М.: Просвещение, 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_.docx66.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- примерной программы по русскому языку основного общего образования;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;

- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- авторского тематического планирования учебного материала;

- базисного учебного плана 2014 года.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской  программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской – М.: Просвещение, 2008 год                                                                                                                                                                                                              

В работе используется учебник русского языка для 6 класса (авторы М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская) - М.: Просвещение, 2011 год.

   Структура документа

   Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения;   Общая характеристика учебного предмета

   Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

   Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

   Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

   В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

   Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

   Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

   Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

   Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

   Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

   Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

   Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

   Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми  умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

   Цели обучения

   Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

   Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

   Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

   Результаты обучения

   Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане МБОУ «Инжавинская СОШ»

Согласно учебному плану МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение русского языка в 6 классе отводится 204 часа из расчёта 6 часов в  неделю.

Содержание тем учебного курса

6 класс (204 ч)

          Русский язык – один из развитых языков мира (2ч)

             Повторение пройденного в V классе (13ч)

Повторение пройденного по лексике в V классе.

   Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

   Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

   Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

   Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

   Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи (30ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

   Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

   Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

   Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос-  - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Текст (2ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (26ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.

   Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

   Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

   Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (32ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

   Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

   Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

   Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

   Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (18ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

   Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

   Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

   Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (30ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

   Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

   Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

   Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (28ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

   Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

   Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в VI классе (8ч)


Учебно – тематический план по русскому языку

Класс: 6

Учитель:  Зверева Ольга Алексеевна

Всего: 204 часа; в неделю: 6 часов.

Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; М. Просвещение, 2011.

Содержание

Количество

   часов

Развитие

речи

Контрольные работы

Русский язык – один из развитых языков мира

2

-

-

Повторение изученного в V классах

13

-

1

Текст

2

-

-

Лексика и фразеология. Культура речи

15

3

1

Словообразование. Орфография. Культура речи

30

2

3

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

26

1

2

Имя прилагательное

32

4

2

Имя числительное

18

2

1

Местоимение

30

6

2

Глагол

28

5

1

Повторение и систематизация изученного в VI классе

8

-

-

                         Итого

204

23

13

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс VI класса

 В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:

знать/ понимать:

- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;

- орфографические, пунктуационные правила;

-уметь: 

Речевая деятельность:

аудирование:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тесты лингвистического содержания;

- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

- прогнозировать содержание теста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;

говорение:

- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить письменные высказывания на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

- собирать материал к сочинению и систематизировать его;

- составлять сложный план и на его основе создавать текст;

- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

Текст:

- определять основную мысль теста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;

- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;

- устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи;

Фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

- использовать транскрипцию;

- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

- пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

Морфемика и словообразование:

- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

- давать структурно- грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- давать комментарии к словообразовательному гнезду;

- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов;

Лексикология и фразеология:

- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово  в данной речевой ситуации;

- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);

- анализировать примеры использования слов в переносном значении;

- проводить лексический разбор слова;

Морфология:

- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

Орфография:

- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

- свободно пользоваться орфографическим словарём;

- владеть приёмом поморфемного письма;

Синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

- определять синтаксическую роль изученных частей речи;

- правильно применять изученные пунктуационные правила;

- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

Формы контроля:

- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложнённое списывание;

- тест;

- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определённого стиля и типа речи;

- сочинение (описание пейзажа, помещения);

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

п/п

Тема урока.

Коли-чество уроков

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Виды, формы контроля

I

Введение.

2ч.

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Ответы на вопросы

2

Язык, речь, общение. Ситуация общения.

1

Выполнение упражнений

II

Повторение изученного материала в 5 классе

12ч.

3

Фонетика. Орфоэпия.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

4

Морфемы в слове.  Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

5

Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика».

1

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

7

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

8

Проверочная работа по теме «Части речи».

1

9

Словосочетание.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

10

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

12

Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение».

1

13

Прямая речь и диалог. Знаки препинания при прямой речи.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

14

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

1

Запись под диктовку, контроль

15

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений

Текст

1

16

Текст.

1

Работа с учебником, упражнения

17

Официально – деловой стиль речи.

1

Фронтальная беседа по выполнение упражнений вопросам, лекция учителя

III

Лексика и фразеология. Культура речи.

13

18

Лексика. Повторение изученного материала  в 5 классе.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

19

Р/р  Собрание  материалов к сочинению

1

Выполнение упражнений

20

Р/р   Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя».

1

Работа с иллюстративным материалом

21

Р/р  Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя».

1

Работа с иллюстративным материалом

 22

Общеупотребительные слова.

1

Выполнение упражнений, работа с учебником

23

Профессионализмы.

24

Диалектизмы.

1

Выполнение упражнений

25

Жаргонизмы.

1

Выполнение упражнений

26

Эмоционально окрашенные слова.

1

Выполнение упражнений

27

Устаревшие слова.

1

Выполнение упражнений, работа с учебником

28

Новые слова (неологизмы).

1

Выполнение упражнений

29

Исконно русские и заимствованные слова.

1

Выполнение упражнений

30

Фразеология. Фразеологизмы.

1

Выполнение упражнений

31

Повторение изученного в разделах «Лексика» и «Фразеология».

1

Фронтальная беседа по вопросам, тест

32

Контрольная работа по теме «Лексика».

IV

Словообразование. Орфография. Культура речи.

30

33

Повторение изученного материала в 5 классе.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений

34

Морфемика и словообразование.

1

Фронта выполнение упражнений льная беседа по вопросам,

35

Описание помещения.

1

Работа с иллюстративным материалом

36

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Работа с учебником, упражнения

37

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Работа с учебником, упражнения

38

Этимология слов.

1

Работа с учебником, упражнения

39

Практикум по словообразованию.

1

Работа с текстом

40

Сложный план сочинения.

1

Работа с текстом

41

Буквы О и А в корне  -кос-, -кас-.

1

Работа с учебником, упражнения

42

Буквы О и А в корне  -гар-, -гор-.

1

Работа с учебником, упражнения

43

Контрольная работа по теме «Правописание корней».

1

Контроль

44

Анализ контрольных работ. Повторение изученного материала.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

45

Буквы И и Ы после приставок.

1

Работа с учебником, упражнения

46

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

1

Работа с учебником, упражнения

47

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

1

Работа с учебником, упражнения

48

Повторение пройденного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

49

Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование».

1

Контроль

50

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

51

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

1

Работа с учебником, упражнения, тест

52

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

1

Работа с учебником, упражнения, индивидуальная работа

53

Соединительные О И Е в сложных словах.

1

Работа с учебником, упражнения

54

Сложносокращённые слова.

1

Работа с учебником, упражнения

55

Закрепление изученного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

56

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1

Контроль

57    

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

58

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Работа с учебником, упражнения

59

Повторение раздела «Словообразование и орфография»

1

Фронтальная беседа по вопросам

60

Закрепление изученного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам, выполнение упражнений, тестирование

61

Р/р  Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1

Работа с иллюстративным материалом

62

Р/р   Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1

Работа с иллюстративным материалом

V

Морфология. Орфография. Культура речи.

140

Имя существительное.

27

63

Повторение изученного  в 5 классе.

1

Фронтальная беседа по вопросам

64

Повторение изученного материала об имени существительном в 5 классе.

1

Фронтальная беседа по вопросам

65

Имя существительное как часть речи.

1

Фронтальная беседа по вопросам

66

Разносклоняемые имена существительные.

1

Работа с учебником, упражнения

67

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

1

Работа с учебником, упражнения

68

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

1

Работа с учебником, упражнения

69

Публичное выступление на тему «Происхождение имён».

1

Доклады учащихся

70

Несклоняемые существительные.

1

Работа с учебником, упражнения

71

Род несклоняемых имён существительных.

1

Работа с учебником, упражнения

72

Имена существительные общего рода.

1

Работа с учебником, упражнения

73

Р/р  Сочинение-описание впечатлений «Моё первое знакомство с …»

1

Работа с текстом

74

Морфологический разбор имени существительного.

1

Работа с учебником, упражнения

75

Закрепление материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

76

Контрольная работа по теме «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные».

1

Контроль

77

Работа над ошибками, допущенными в в контрольной работе.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

78

НЕ с существительными.

1

Работа с учебником, упражнения

79

НЕ с существительными.

1

Работа с учебником, упражнения

 80

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам, тест

81

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК-, -ЩИК-.

1

Работа с учебником, упражнения

82

Гласные в суффиксах  существительных –ЕК-, -ИК-.

1

Работа с учебником, упражнения

 83

Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

1

Работа с учебником, упражнения

84

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов имён существительных».

1

Фронтальная беседа по вопросам

85

Повторение изученного материала об имени существительном.

1

Фронтальная беседа по вопросам

86

Повторение изученного материала об имени существительном.

1

Фронтальная беседа по вопросам

87

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Контроль

88

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

Имя прилагательное.

32

89

Повторение изученного материала об имени прилагательном в 5 классе.

1

Фронтальная беседа по вопросам

90

Имя прилагательное как часть речи.

1

Фронтальная беседа по вопросам

91

Имя прилагательное как часть речи.

1

Фронтальная беседа по вопросам

92

Р/р  Описание природы.

1

Работа с иллюстративным материалом

93

Степени сравнения имён прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

94

Сравнительная степень прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

95

Превосходная степень прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

96

Сравнительная и превосходная степени прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

97

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

Работа с учебником, упражнения

98

Относительные прилагательные.

1

Работа с учебником, упражнения

99

Притяжательные прилагательные.

1

Работа с учебником, упражнения

100

Закрепление пройденного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

101

Контрольный диктант по теме «Разряды имён прилагательных».

1

Контроль

102

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

103

Морфологический разбор имён прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

104

Правописание НЕ с именами прилагательными.

1

Работа с учебником, упражнения

105

Правописание НЕ с именами прилагательными.

1

Работа с учебником, упражнения

106

Закрепление пройденного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

107

Буквы  О и Е после шипящих и Ц в суффиксах  прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

108

Р/р  Подготовка к сочинению по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

1

Работа с иллюстративным материалом

109

Р/р  Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

1

Работа с иллюстративным материалом

110

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

111

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

112

Закрепление пройденного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

113

Р/р  Описание игрушки.

1

Работа с иллюстративным материалом

114

Различение на письме суффиксов прилагательных –СК-, -К-.

1

Работа с учебником, упражнения

115

Различение на письме суффиксов прилагательных –СК-, -К-.

1

Работа с учебником, упражнения

116

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

Работа с учебником, упражнения

117

Проверочная работа по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

1

Фронтальная беседа по вопросам

118

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

Фронтальная беседа по вопросам

119

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Контроль

120

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

Имя числительное.

18

121

Имя числительное как часть речи.

1

Работа с учебником, упражнения

122

Простые и составные числительные.

1

Работа с учебником, упражнения

123

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

Работа с учебником, упражнения

124

Разряды количественных числительных.

1

Работа с учебником, упражнения

125

Числительные, обозначающие целые числа.

1

Работа с учебником, упражнения

126

Числительные, обозначающие целые числа.

1

Работа с учебником, упражнения

127

Числительные, обозначающие целые числа.

1

Работа с учебником, упражнения

128

Р/р  Выборочное изложение.

Работа с текстом

129

Р/р   Выборочное изложение.

1

Работа с текстом

130

Дробные числительные.

1

Работа с учебником, упражнения

131

Собирательные числительные.

1

Работа с учебником, упражнения

132

Порядковые числительные.

1

Работа с учебником, упражнения

133

Морфологический разбор имени числительного.

1

Работа с учебником, упражнения

134

Публичное выступление на тему «Берегите природу».

1

Доклады учащихся

135

Закрепление пройденного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

136

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1

Фронтальная беседа по вопросам

137

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1

Контроль

138

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

Местоимение.

32

139

Местоимение как часть речи.

1

Работа с учебником, упражнения

140

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

141

Разряды местоимений.

1

Работа с учебником, упражнения

142

Разряды местоимений

1

Работа с учебником, упражнения

143

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

Работа с учебником, упражнения

144

Р/р  Подготовка к сочинению по рисункам.

1

Работа с иллюстративным материалом

145

Р/р  Сочинение по рисункам.

1

Работа с иллюстративным материалом

146

Вопросительные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

147

Относительные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

148

Относительные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

149

Неопределённые местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

150

Повторение изученного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

151

Отрицательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

152

Отрицательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

153

Отрицательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

154

Контрольная работа по теме «Разряды местоимений».

1

Контроль

155

Анализ контрольных работ. Притяжательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

156

Притяжательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

157

Р/р  Сочинение – рассуждение.

1

Работа с текстом

158

Р/р  Сочинение – рассуждение.

1

Работа с текстом

159

Указательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

160

Указательные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

161

Определительные местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

162

Р/р   Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1

Работа с иллюстративным материалом

163

Р/р   Сочинение по картине . Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

1

Работа с иллюстративным материалом

164

Морфологический разбор местоимения.

1

Работа с учебником, упражнения

165

Закрепление пройденного материала по теме «Местоимение».

1

Фронтальная беседа по вопросам

166

Повторение изученного материала о местоимении.

1

Фронтальная беседа по вопросам

167

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

Контроль

168

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

Глагол.

31

169

Повторение изученного в 5 классе.

1

Фронтальная беседа по вопросам

170

Глагол как часть речи.

1

Работа с учебником, упражнения

171

Глагол как часть речи.

1

Работа с учебником, упражнения

173

Закрепление сведений о глаголе.

1

Фронтальная беседа по вопросам

174

Р/р   Сочинение по рисункам и данному началу.

1

Работа с текстом

175

Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе».

176

Разноспрягаемые глаголы.

1

Работа с учебником, упражнения

177

Глаголы переходные и непереходные.

1

Работа с учебником, упражнения

178

Глаголы переходные и непереходные.

1

Работа с учебником, упражнения

179

Глаголы переходные и непереходные.

1

Работа с учебником, упражнения

180

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.

1

Работа с учебником, упражнения

181

Р/р   Изложение.

1

Работа с текстом

182

Р/р   Изложение.

1

Работа с текстом

183

Условное наклонение.

1

Работа с учебником, упражнения

184

Повелительное наклонение.

1

Работа с учебником, упражнения

185

Повелительное наклонение.

1

Работа с учебником, упражнения

186

Употребление наклонений.

1

Работа с учебником, упражнения

187

Употребление наклонений.

1

Работа с учебником, упражнения

188

Безличные глаголы.

1

Работа с учебником, упражнения


189

Р/р   Сочинение «Если бы я был учителем…»

1

Составление рассказа

190

Морфологический разбор глагола.

1

Работа с учебником, упражнения

191

Р/р   Рассказ на основе услышанного материала.

1

Работа с текстом

192

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

Фронтальная беседа по вопросам

193

Итоговый контрольный диктант.

1

Контроль

194

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Индивидуальна и групповая работа, выполнение упражнений

195

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Работа с учебником, упражнения

196

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Работа с учебником, упражнения

197

Повторение и обобщение знаний о глаголе.

1

Фронтальная беседа по вопросам

VI

Повторение и систематизация изученного  материла 5 и 6 классах.

8

198

Разделы науки о языке.

1

Фронтальная беседа по вопросам, упражнения

199

Орфография. Орфографический разбор.

1

Выполнение упражнений, тест

200

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

201

Лексика и фразеология.

1

Выполнение упражнений, индивидуальные задания

202

Словообразование.  Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор.

1

Выполнение упражнений, тест

203

Морфология. Синтаксис

1

Выполнение упражнений, тест

204

Подведение итогов года. Повторение.

1

Фронтальная беседа по вопросам, упражнения

Литература и средства обучения

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,

   Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

   перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/

   М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского

   языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е

   изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.

   Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского

   языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.

   В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского

   языка/М.: Русский язык, 1997.

9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

   Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2011.

10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/

   А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

   языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:

   Просвещение, 2003.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

   кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по

   русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

   2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

   6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-

   М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

   Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

   Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

   Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

   /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред.

   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/М.: изд. Экзамен,

   2004.

Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной http://www.saharina.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...