Метод моделирования при подготовке учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Обучение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся остаётся одним из приоритетных направлений в системе обучения русскому языку в школе. Метод моделирования позволяет  учащимся обобщить и систематизировать изучаемый в течение нескольких лет учебный материал, сформировать навыки его осознанного применения, активизировать познавательный процесс, поисковую и самостоятельную работу. А в результате - повы шение качества знаний учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Первое занятие мастер – класса по теме

«Метод моделирования при обучении русскому языку»

Педагогов – практиков и методистов в последнее время все больше увлекают творческие проблемы развития речи, риторики внедрение новых технологий, а жизнь вынуждает нас готовить выпускников к итоговой аттестации, к ЕГЭ. Между тем ни для кого не секрет, что грамотность выпускников школ за последние годы снизилась.

Ни в коем случае не умаляя важности и значения других методических проблем обучения языку, считаю, что проблема формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся по-прежнему должна оставаться одной из приоритетных в системе языкового образования.

Именно этой проблеме мне и хочется посвятить работу мастер – класса, тема которого звучит так: «Метод моделирования при обучении русскому языку».

Цель проведения: поделиться опытом использования метода моделирования на уроках русского языка при обобщении изученного материала. Показать систему работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Данный метод работы позволяет: 

  • обобщить и систематизировать изучаемый в течение нескольких лет учебный материал;
  • сформировать навыки осознанного его применения;
  • активизировать познавательный процесс, поисковую и самостоятельную работу.

А в результате – повышение качества знаний учащихся.

Разрешите коротко ознакомить вас с планом работы мастер – класса (план работы прилагается). Сегодняшнее заседание посвящено методу моделирования и знакомству с моделями обучения орфографии построенными по принципу опоры на алгоритмы и этапами работы над этими алгоритмами.  А начать мне хочется с эпиграфа в котором, на мой взгляд, заключена главная идея того, о чем мы будем сегодня говорить:

                                                       Если знания человека не упорядочены,

                                                       то чем больше он знает,

                                                       тем больше путаницы в его мыслях.

Это слова известного английского философа Герберта Спенсера.

Известно, что в современной системе изучения орфографии орфограммы с общими опознавательными признаками вводятся, рассредоточено, в несколько этапов. Например, орфограмма «о и ё» после шипящих осваивается с помощью 8 правил; которые изучаются с 5 – 7 класс, причем используются различные ориентиры: часть слова, в которой находится, орфограмма, часть речи, к которой принадлежит слово, ударность – безударность.

  1. Орфограмма в корне (5 класс).

2-3. Орфограмма в окончании прилагательных и существительных (5 класс).

4-5. Орфограмма в суффиксе существительных и прилагательных (6 класс).

6. Орфограмма в суффиксе причастий (7 класс).

7. Орфограмма в суффиксе наречий (7 класс).

8. Орфограмма в окончании глагола.

В результате ученик изучает 8 похожих правил, совсем запутывается и решает действовать «Методом тыка» - авось повезет.

А выход мне видится в сведении разрозненных правил в обобщенный вид, в некую модель, организационную мыслительную деятельность учащегося, помогающую обобщить и систематизировать знания, накопленные за годы обучения.

Метод моделирования при обобщении знаний основан на принципе опоры на алгоритм.

Позволю себе напомнить, что алгоритм – это схема, модель умственных действий, указывающая ряд наследственных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более простым и надежным. Ученик учится не механически, бездумно писать, а строить логическую цепочку, рассуждать, видеть взаимосвязь морфемики и словообразования, а также фонетики с морфологией и орфографией.

Мною составлены алгоритмы, которые использую в практике работы.

Алгоритмы по орфографии:

  • Н и НН – в прилагательных и причастиях;
  • правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
  • безударная гласная в корне слова;
  • О, Е после шипящих;
  • написание приставок;
  • написание наиболее распространенных суффиксов русского языка;
  • слитное и раздельное написание НЕ;
  • написание частиц НЕ и НИ;
  • гласная после Ц и т.д.

Алгоритмы по синтаксису:

Простое предложение и знаки препинания в нем.

Знаки препинания перед союзом КАК.

Знаки препинания в предложении с одиночным союзом И.

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при обособленном определении и т.д.

Рассмотрим принцип построения алгоритма на тему «Безударная гласная в корне слова». Основная функция данного алгоритма состоит в том, чтобы упорядочить сходный материал, разбросанный в разных параграфах, а то и в разных учебниках русского языка, обобщить ранее полученные знания, тем более что в школьных учебниках не предусмотрено усвоение общего понятия о безударности гласных в корне слова как родового по отношению к видовым: проверяемым безударным гласным, непроверяемым и чередующимся. В свою очередь чередующиеся безударные гласные имеют свой принцип группировки по блокам: написание гласной зависит от ударения, от сочетания согласных в корне, от суффикса, идущего за корнем, от лексического значения корня.

Таким образом, изученный материал приведен в систему, выявлена его логическая структура, построен алгоритм на основе правильно и четко дифференцированных обобщений.

По такому же принципу составлены алгоритмы «Правописание приставок», которые делятся на три вида: не меняют свое написание, меняют з на с, различаются по значению; алгоритм «Употребление буквы ь», где материал группируется по блокам в зависимости от роли мягкого знака в слове, когда он, во-первых, выполняет функцию разделительного, во-вторых, употребляется для обозначения грамматических форм и, в-третьих, указывает на мягкость предшествующей согласной. Алгоритм «написание согласной в корне слова» наглядно показывает наличие трех групп согласных: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые согласные.

В основе построения других алгоритмов лежит морфологический принцип, когда написание орфограммы зависит от принадлежности слова к той или иной части речи, например, алгоритм «Написание не с различными частями речи», «Н и НН в прилагательных и причастиях», «Правописание окончаний».

Приемы введения алгоритмов могут быть разнообразны: составляться самими учениками после изучения правила, могут быть даны готовыми.

Работа с алгоритмом состоит из нескольких этапов.

I этап – этап знакомства с уже готовым алгоритмом или составление такого алгоритма. Знакомство с порядком его применения и образцами рассуждения.

Рассмотрим с вами алгоритм «Написание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Главное в работе над алгоритмом убедить ученика набраться терпения и ничего не пропускать, не перескакивать, приучаться к последовательности действий.

Такую работу целесообразно проводить не только при обобщении материала, но и при его изучении, закреплении.

II этап – этап овладения алгоритмом. Работа с алгоритмом может быть успешной только в том случае, если при этом установлен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика, если эти действия фиксируются, проговариваются с использованием образца применения правила.

III этап – этап закрепления. Этот этап связи с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа проверяется сразу после ее выполнения. Проверка может быть выполнена самим учеником по «Ключу к контрольному тесту», который прилагается к упражнению. Возможен вариант взаимопроверки. Ученики, допустившие ошибки, еще раз работают с алгоритмом, проговаривают рассуждения. Такая работа может быть организована парами по принципу «сильный – слабый».

IV этап – этап контроля. Этот этап проводится на основе тестов. Но в контрольном тесте орфографические действия дополняются действиями сопоставления дифференциации и выбора нужного ответа.

Метод моделирования при обобщении знаний по орфографии создает благоприятные условия для управления познавательной деятельностью учащихся и формирования у них обобщенных знаний по теме и рациональных способов деятельности. Результатом такой работы является успешная сдача учащимися 11 класса экзамена по русскому языку.  Качество знаний при сдаче ГИА по русскому языку: 2011-2012 учебный год 60%,   2012 -2013  учебный год -78%., 2013-2014 -  87%, ЕГЭ 2012-2013 учебный год – 96%.      

Закончить свое выступление мне хочется словами А.Т. Твардовского: «Самое сладкое и самое трудное – думать. Думать самому …».

А данная система работы дает возможность ученику думать.

Более подробно о методе моделирования можно прочитать в журнале «Русский язык» за 2005 год № 4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочная работа для подготовки учащихся 4 класса к итоговой аттестации

Цель работы:  помочь подготовиться  к  успешной сдаче итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы. Работа рассчитана для учащихся всех видов школ. В работе даны зад...

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации

Презентация рассказывает о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

План подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике

План составлен на целый учебный год для работы с учащимися по подготовке в ГИА по математике. В работе рассмотрена работа с родителями и темы этой работы, с учителями предметниками, с выпускниками, ин...

Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме с использованием компьютерного тестирования в рамках школьной системы управления качеством образования.

Основные требования, предъявляемые к оценке обучающихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Для этого актуально использование технологии компьютерного тестирова...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Редактирование текстов сочинений»

Элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешном...