ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Редактирование текстов сочинений»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_elektiv.docx | 67.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Редактирование текстов сочинений»
Автор: Кузютина Маргарита Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 1 г. Надыма
Надым, 2017
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают тестовую часть, но и уровень компетентности.
Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Данный курс создан в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык»:
- развитие способностей адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, трудовой деятельности;
- совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития;
- формирование лингвокультурной компетенции у каждого ученика.
Элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Учащиеся, которым предстоит сдавать экзамен в форме ГИА, утверждают, что часть 3 – самая сложная (Часть С2.1 или С2.2 – написание сочинения-рассуждения). Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.
Работа по развитию связной речи представляет в настоящее время одну из актуальных проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Это связано, прежде всего, с новой формой экзамена в 9 классе.
Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением – умение совершенствовать и редактировать текст.
Работа над сочинениями развивает творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного читателя и чуткость к языку художественного произведения.
Обучение сочинениям – сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.
Целью данного курса является формирование коммуникативной языковой компетенции через сочинение-рассуждение.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
- научить правильно понимать предложенную тему и четко формулировать свои мысли;
- отработать умение располагать мысли последовательно, логично и аргументировать их;
- сформировать умение делать выводы и обобщения.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о критериях оценивания сочинения.
Знает:
- смысл понятий: тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- изобразительно-выразительные средства языка.
Умеет:
- раскрывать тему сочинения;
- строить сочинение в определенной композиционной форме;
- исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать;
- определять авторскую позицию;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
- логично и образно излагать свои мысли.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение лекций, проведение практических занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: написанию сочинений-рассуждений, редактированию текстов.
Программа предназначена для учителей, работающих в 9 классе, и адресована самим учащимся. Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в классе.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной и исследовательской деятельностью учащихся, которые учитывают индивидуальные и возрастные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы деятельности учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, участие в деловых и ролевых играх, выступления с докладами, рефератами, использование разных каналов поиска информации (словари, электронные каталоги, Интернет и др.), рецензирование письменных и устных высказываний одноклассников.
Содержание программы
Раздел I.
Основные этапы работы над сочинением
Тема и основная мысль сочинения. Собирание материала к сочинению. Систематизация материала. Совершенствование написанного. Приложение 1.
Раздел II.
Типы речи
Описание. Описание животного. Описание помещения. Описание природы. Описание внешности человека. Описание действий.
Повествование.
Рассуждение.
Раздел III.
Функциональные стили
Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль. Приложение 2.
Раздел IV.
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы. Фигуры речи. Изобразительные возможности лексики. Изобразительные возможности синтаксиса. Приложение 3.
Раздел V.
Сочинение-рассуждение
Композиция сочинения-рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения.
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Комментирование основного содержания исходного текста. Выявление позиции автора. Аргументы. Редактирование собственной творческой работы.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пунктуация. Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Многоточие. Тире. Двоеточие. Точка с запятой. Запятая. Скобки. Кавычки.
Раздел VI.
Критерии оценивания задания С2.1 и С2.2
(Cочинения-рассуждения на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом содержания текста/)
Понимание смысла фрагмента текста. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность.
Самостоятельная работа над редактированием текста.
Раздел VII.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Когда ошибка не должна влиять на оценку.
Структура программы
№ | Разделы | Количество часов | Формы контроля | ||
| Раздел I. Основные этапы работы над сочинением. | всего 3 | теория 2 | практика 1 | Домашнее сочинение |
| Раздел II. Типы речи. | 6 | 3 | 3 | Анализ текста |
| Раздел III. Функциональные стили. | 4 | 2 | 2 | Составление таблицы |
| Раздел IV. Изобразительно-выразительные средства языка. | 4 | 2 | 2 | Тест |
| Раздел V. Сочинение-рассуждение. | 9 | 3 | 6 | Сочинение- рассуждение |
| Раздел VI. Критерии оценивания задания С2.1 и С2.2. | 4 | 2 | 2 | Редактирование текста |
| Раздел VII. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. | 4 | 2 | 2 | Взаимозачет |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
|
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Раздел I. Основные этапы работы над сочинением. | 3 |
Тема и основная мысль сочинения. | 2 | |
Собирание материала к сочинению. Систематизация материала. Совершенствование написанного. | 1 | |
2. | Раздел II. Типы речи. | 6 |
Описание. Описание животного. Описание помещения. Описание природы. Описание внешности человека. Описание действий. | 2 | |
Повествование. | 2 | |
Рассуждение. | 2 | |
3. | Раздел III. Функциональные стили. | 4 |
Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Научный стиль. | 2 | |
Художественный стиль. Публицистический стиль. | 2 | |
4. | Раздел IV. Изобразительно-выразительные средства языка. | 4 |
Тропы. Фигуры речи. | 2 | |
Изобразительные возможности лексики. Изобразительные возможности синтаксиса. | 2 | |
5. | Раздел V. Сочинение-рассуждение. | 9 |
Композиция сочинения-рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения. | 1 | |
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Комментирование основного содержания исходного текста. Выявление позиции автора. Аргументы. Редактирование собственной творческой работы. | 3 | |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пунктуация. Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Многоточие. Тире. Двоеточие. Точка с запятой. Запятая. Скобки. Кавычки. | 5 | |
6 | Раздел VI. Критерии оценивания задания С2.1 и С2.2 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом содержания текста). | 4 |
Понимание смысла фрагмента текста. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность. | 1 | |
Самостоятельная работа над редактированием текста. | 3 | |
7 | Раздел VII. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. | 4 |
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Когда ошибка не должна влиять на оценку. | 2 | |
Работа над ошибками. | 2 | |
Всего: |
| 34 |
Перечень ключевых слов
- Аргументы
- Идея
- Композиция
- Позиция автора
- Проблематика
- Тематика
- Типы речи
- Тропы
- Фигуры речи
- Функциональные стили
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: изд-во “Экзамен”, 2006. – С.15–36.
- Кобзарёва Л.А. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения. – Волгоград: Учитель, 2008. – С.23–41.
- Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – СПб.: “САГА”; “Азбука-классика”, 2005. – С.116–145.
- Методические рекомендации к подготовке ГИА в 9 классе, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
- Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: изд-во “ДЕКОМ”, 1994. – С.69–94, 131–148.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV–VIII классы). Пособие для учителей. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1978. – С.260–279.
- Свидинская Н.Т., Бугрий Е.П. Эссе: ЕГЭ. Сдаем без проблем.– М.: Эксмо, 2006. – С. 12-15, 18-27, 47-58, 224-230.
Приложение 1.
Тема, проблема и идея текста [1]
Тема сочинения – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос. Тема — это то, о чем идет речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения. Совокупность тем называется тематикой.
Тема может быть:
- основной
- философской
- актуальной
- вечной
- важной
- общечеловеческой
- глубокой
- главной
- общественно значимой
- частной
- побочной
- излюбленной
- сквозной
- полностью исчерпанной
- обусловленной мировоззрением автора
- лирической
Проблема — это основной вопрос, который поднял автор.
Проблема может быть:
-злободневной
- актуальной
- острой
- важной
- серьезной
- основной
- назревшей
- неразрешимой
- наболевшей
- главной
- сложной.
Проблематика — это круг вопросов.
Проблематика может быть:
- социально-политической
- культурно-бытовой
- нравственно-этической
- философской
- национально-исторической
- эстетической - литературной и т. д.
Идея — это то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.
Приложение 2.
Функциональные стили
Публицистический стиль [1]
Приметы стиля | Призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность. |
Цель | Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения. |
Жанры | Репортаж, эссе, очерк, заметка, интервью, рецензия и т. п. |
Рассматриваемые проблемы | Политические, философские, нравственные, бытовые, социальные и т. п. |
Композиция статьи публицистического стиля | 1. Напоминает научное рассуждение: а) выдвигается важная общественная проблема; б) анализируются и оцениваются пути ее решения; в) делаются выводы. 2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение. |
Лексика | Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей. |
Синтаксис | Риторические вопросы и восклицания. Повторы, синтаксиче-ский параллелизм, присоединительные конструкции, вопроси-тельные, восклицательные, побудительные предложения и т. п. |
Художественный стиль[1]
Приметы стиля | 1. Образность, широкое использование изобразительно-вырази-тельных средств речи. 2. Используется в художественных произведениях, чтобы а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие; б) передать читателю эмоции автора; т. е. наглядность и эмоциональность. 3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора) |
Цель | Создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя. |
Жанры | Все жанры художественной литературы. |
Характерные языковые средства стиля | Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д., всех пластов языка. |
Официально-деловой [2]
Сфера использования | Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность |
Цель | Сообщение, информирование, управление |
Речевые жанры | Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции |
Языковые особенности | 1. Клише, штампы, канцелярская лексика. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Сложные слова, аббревиатуры. 4. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 5. Преобладание существительных, в т.ч. отглагольных. 6. Усложненность синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов |
Научный стиль [1]
Основные приметы стиля | 1. Строгая логичность изложения — все части в научном тексте тесно связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности. 2. Точность. Она достигается использованием слов только в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. 3. Отвлеченность и обобщенность, поэтому в нем много абстрактных понятий, часто используются формулы, схемы, рисунки, диаграммы и т. д. 4. Объективность. |
Сфера употребления | Научные работы, справочники, каталоги, статьи, учебники, лекции, рецензии и т. п. |
Лексические особенности | 1. Слова стилистически нейтральные, т. е. общеупотребительные, используемые в разных стилях. 2. Слова общенаучные, т. е. встречающиеся в языке разных наук (температура, сила, градус и т. д.). 3. Термины, т. е. узкоспециальная лексика. 4. Употребление слов в их прямом значении. 5. Отсутствие образных средств: сравнений, метафор, эпитетов, гипербол и т. д. 6. Широкое использование абстрактной лексики и терминов. |
Синтаксические особенности | Употребление вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей, обособленных причастных и деепричастных оборотов, односоставных безличных и неопределенно-личных предложений, сложноподчиненных предложений, использование словосочетаний «сущ.+ сущ. в род. п.» |
Разговорный стиль [1]
Основная функция | Устная речь, общение с окружающими людьми. |
Основные признаки | Непринужденность и неподготовленность речи. |
Форма устной речи | Чаще всего диалог или монолог. |
Особенности синтаксиса | 1. Простые короткие предложения. 2. Безличные предложения. 3. Вопросительные и побудительные предложения. 4. Неполные предложения. 5. Вводные и вставные конструкции. 6. Присоединительные конструкции. 7. Повторы слов. 8. Слова-предложения. 9. Слова-обращения. 10. Нарушение логической последовательности речи. 11. Свободный порядок слов. |
Особенности лексики | 1. Основное большинство слов — общеупотребительная лексика (обиходно-бытовая). 2. Наличие речевых стандартов. 3. Фразеологизмы. 4. Междометия. 5. Частицы. 6. Эмоционально-экспрессивная лексика, передающая личностное отношение к высказываемому. 7. Вводные слова. 8. Практическое отсутствие слов иноязычного происхождения, терминологической и абстрактной лексики. |
Словообразовательные особенности | 1.Сложные слова, образованные повтором одного слова, однокоренных слов или слов, близких по значению. 2.Слова с суффиксами субъективной оценки. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки ласкательности, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, реального уменьшения или увеличения. |
Морфологические особенности | 1. Преобладание глаголов над существительными. 2. Редкое употребление деепричастий, причастий, кратких прилагательных. 3. Частое употребление личных местоимений. 4. Использование притяжательных прилагательных. |
Приложение 3.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы - употребление слова в переносном значении.
Тропы | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказа-тельном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | В баснях и сказках хитрость показыва-ется в образе лисы, жадность – волка. |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении | Глаза громадные, как прожекторы. (В. Маяковский.) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противо-положность гиперболе) | Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения | На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи | Царь зверей (вместо лев) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым | Все флаги в гости будут к нам. Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин.) |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением | Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов). |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) |
Фигуры речи
Фигура | Значение термина | Пример |
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. |
Градация | (постепенность) — стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграммати-ческой последовательности речи | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Лексический повтор | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! |
Плеоназм | Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. | Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) |
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восста-навливаемого по смыслу | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Эпифора | Стилистическая фигура, противополож-ная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания | Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |
Изобразительные возможности лексики
Термины | Значение | Примеры |
Антонимы, контекстные антонимы | Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. | Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.) |
Синонимы, контекстные синонимы | Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется | Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения | Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению | Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква... |
Профессиона- лизмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники | Грамматика, оптика хирургический |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску | Бессмертие, стимул, превалировать... |
Просторечная Лексика | Слова, разговорного употребления, от-личающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера | Болван, вертихвостка, вихлять |
Устаревшие слова (архаизмы) | Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия | Изрядный — отличный, рачительный — забот-ливый, чужестранец — иностранец |
Заимствован- ные | Слова, перенесённые из слова других языков | Парламен, сенат, депутат, консенсус |
Фразеологиз-мы | Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц | Кривить душой — лице-мерить, бить баклуши — бездельничать |
Экспрессивно – эмоциональная лексика
Разговорная | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. | Прелестный, чудный, отвратительный, злодей |
Слова с суффиксами эмоциональной оценки | Слова с суффиксами эмоциональной оценки. | Миленький, зайчонок, умишко, детище |
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков | Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.. |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занима-ющих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков | Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизво-димой картине | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (воспроизводит звук вагон-ных колёс.) |
Звукоподра- жание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы | Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.) |
Изобразительные возможности синтаксиса
1. Ряды однородных членов предложения. | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.) |
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. | Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.) |
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.). | Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.) |
4. Диалогичность изложения. | — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку... — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? — Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать. — С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.) |
5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. | Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Неравен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Тема: Обучающее сочинение-рассуждение по тексту. Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста.
Ход занятия
I. Теоретическая работа: жанровые особенности сочинения-рассуждения, виды и средства связи предложений в тексте.
II. Практическая работа: чтение текста, определение признаков текста, анализ проявления связности текста (цепная связь, лексические средства связи предложений в тексте, морфологические средства связи предложений в тексте; параллельная связь).
Самостоятельная работа: тестовое задание к тексту.
Тема: Обучающее сочинение-рассуждение по тексту. Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.
Ход занятия
I. Теоретическая работа: средства выразительности речи.
II. Практическая работа: чтение текста, словарная работа, анализ средств выразительности в тексте с опорой на таблицу «Средства выразительности».
III. Самостоятельная работа: тестовое задание к тексту.
Тема: Сочинение-рассуждение о русском языке.
Ход занятия
I. Практическая работа: чтение текстов о русском языке (С. Маршак, Д. Лихачёв, К. Паустовский, А. Куприн, В. Белинский, А.Толстой, Н.Гоголь, Н.Гумилёв) и выбор понравившегося высказывания.
II. Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания: написание сочинения-рассуждения на одну из тем: 1) «Как я отношусь к родному языку?», 2) «Что значит «любить свой язык»?»
Тема: Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
Ход занятия
I. Теоретическая работа: критерии оценивания текста сочинения
( таблица распечатана).
II. Практическая работа: чтение учащимися проверенных сочинений, соотнесение полученных баллов с критериями оценки. Самооценка сочинения по предложенному плану.
III. Самостоятельная работа: работа над исправлением ошибок.
Конспект.
Тема: Рецензирование и редактирование творческих работ на основе примеров.
Цели: - формирование умения анализировать сочинение-рассуждение;
- развивать навыки лингвистического анализа текста;
- воспитание нравственных качеств учащихся;
- развитие коммуникативных навыков работы в группе.
Ход занятия
I.Оргмомент.
II. Слово учителя. Определение целей занятия.
III. Практическая работа:
1. Работа с текстом. Групповая работа.
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которому определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.
(5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А «косая сажень» , открытый взгляд, и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.
(7) В жизни как раз не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
(А.Гербер)
Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?
1). Не место красит человека, а человек место.
2). Мал золотник, да дорог.
3). Не всё золото, что блестит.
4). Муравей невелик, а горы сворачивает.
К какому стилю речи относится текст?
1). К публицистическому;
2) к научному;
3) к разговорному;
4) к официально-деловому.
Каков тип речи текста?
1).Описание с элементами рассуждения;
2) рассуждение;
3) повествование с элементами описания;
4) описание.
Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?
1).Союз;
2) синонимы;
3)личное местоимение и лексический повтор;
4) союз и частица.
В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?
1).Вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;
2) метафора, антонимы, синонимы;
3) эпитеты, фразеологизм, антонимы;
4) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.
2. Индивидуальная работа. Написание сочинения-рассуждения по данному тексту.
- Напишите, пожалуйста, сочинение-рассуждение по пословице «Не всё золото, что блестит». О чём бы вы написали в таком сочинении? Аргументируйте свою позицию.
3. Групповая работа. Редактирование готового сочинения-рассуждения (другого автора).
Работа с текстами для редактирования.
Вначале самостоятельно оцените предложенные тексты на основе соответствующих критериев оценивания. Затем предложите исправленный вариант сочинения-рассуждения.
Текст 1.
Пословица «Не всё золото, что блестит» заставляет нас размышлять о плохих и хороших людях. Мы привыкли считать, что положительные герои в фильмах и книгах обязательно должны быть красивыми, а отрицательные- непривлекательными. Но в реальной жизни за внешней красотой может скрываться душевное уродство.
На эту тему есть много пословиц, они показывают, что человек с красивой внешностью может быть злым, завистливым, жадным. Не всегда за красивой оболочкой кроется добро.
Люди часто живут по неразрушимым стереотипам, поэтому предательства и обмана от таких людей не ждут. Однако человека нужно ценить по его душевным качествам, а не по обманчивой внешности.
Текст 2.
Я согласен с тем, что не всё золото, что блестит. Приятно смотреть на красивые здания, цветы, пейзажи. Они радуют нас своей красотой.
Однако в жизни иногда можно встретить очень красивого человека, прекрасно одетого, кажется, что всё в нём прекрасно. Но за внешней красотой встречается совсем другое. Ведёт себя он не так красиво как выглядит. Это хитрый, жадный, нехороший, несправедливый человек.
Я думаю, что людей нельзя оценивать по внешнему виду. Иногда человек невзрачен внешне, но когда с ним познакомишься, он становится красивым, потому что у него добрая душа. И все его поступки прекрасны.
В мире существует много прекрасных вещей, но для человека они не все могут быть полезны. Приобретая что-то, надо, прежде всего, думать о пользе этой вещи для нас.
IY. Подведение итогов.
Y. Домашнее задание: рецензирование и редактирование собственного сочинения-рассуждения.
Тема: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Ход занятия
I. Теоретическая работа: цель, жанр, содержание, форма, структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
II. Практическая работа: анализ моделей, описывающих возможные способы развёртывания текста сочинения-рассуждения.
III. Самостоятельная работа: чтение текста и написание на его основе сочинения-рассуждения «Зачем нужна пунктуация? »
Тема: Сочинение-рассуждение по тексту «Суворов на посту».
Ход занятия
I. Теоретическая работа: основные способы сокращения информации.
II. Практическая работа: чтение исходного текста, выявление микротем, главного смысла текста, анализ финальной части текста, подбор заголовка к изложению.
III. Самостоятельная работа: написание сжатого изложения.
Тема: Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
Ход занятия
I. Теоретическая работа: критерии оценивания сжатого изложения по исходному тексту (повторение по таблице).
II. Практическая работа: чтение текстов сжатых изложений, их рецензирование и редактирование (групповая форма работы).
III. Самостоятельная работа: написание сжатого изложения по исходному тексту.
IY. Домашнее задание: Рецензирование и редактирование сжатого изложения.
Тема: Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по тексту «Морской словарь».
Ход занятия
I. Практическая работа: первичное слушание исходного текста и написание подробного изложения.
II. Практическая работа: повторное слушание исходного текста, продолжение работы над подробным изложением, анализ получившегося текста (индивидуально, самостоятельно).
III. Самостоятельная работа: применение приёмов сжатия информации и написание сжатого изложения по исходному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....
Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе
На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...
Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
Данная разработка поможет при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации...
Тематика родительских собраний в 9 классе по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на 2018-2019 уч.год
План родительских собраний в 9 классе в условиях подготовки к слаче ГИА....
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ УЧЕНИКОВ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Статья о работе с выпускниками 9-х и 11-х классов в формате дистанционного обучения...