Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме с использованием компьютерного тестирования в рамках школьной системы управления качеством образования.
статья по физике (9 класс) на тему
Основные требования, предъявляемые к оценке обучающихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Для этого актуально использование технологии компьютерного тестирования, которая преимущественно отличается от других методов контроля повышенной инструментальностью. Переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_s_ispolzovaniem_kompyuternogo_testirovaniya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме с использованием компьютерного тестирования в рамках школьной системы управления качеством образования.
Мкртычян Елена Георгиевна, учитель физики ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавира.
Одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентностного гражданина страны. В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все участники находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты).
С 2006 года в регионах Российской Федерации, в рамках создания общероссийской системы оценки качества образования, проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
Для успешной подготовки к ГИА-9, прежде всего, необходимо качественно подготовить школьный материал, создать багаж фундаментальных знаний. Этот пункт не отличается от традиционной подготовки к экзамену в 9 классе, которая опирается на повторение различных методов и тем. Также необходимо максимально ознакомиться со спецификой заданий ГИА и их формулировками. Подготовка к государственной итоговой аттестации существенно отличается от традиционной. В ГИА введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.
Первый этап повторения по той или иной теме школьного курса физики – это систематизация теоретического материала, так как любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал. Все повторение охватывает основные разделы школьного курса физики, необходимые справочные материалы, пояснения на примерах и задачах, основные методы решения, задания для самостоятельного решения с ответами, тесты. Для того чтобы учащиеся смогли оценить уровень своей подготовки, по окончании каждой темы я предлагаю контрольную работу, состоящую из заданий разного уровня сложности, и тестового задания. При подготовке к экзамену необходимо использовать задания от простейших типовых до заданий повышенного уровня сложности, от комплексных типовых заданий до сложных. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
При групповой форме обучения наиболее успешно происходит процесс дифференциации, что обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся. Различным по уровню подготовки школьникам ставятся посильные задачи, которые они должны выполнить. Применяется в этой работе дидактический материал из ГИА прошлых лет; различные тренировочные тесты; задания с инструктивным материалом для групп разного уровня. В ходе такой работы формируются у учащихся навыки самообразования, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, которые необходимы для того, чтобы ученик был готов к полной самостоятельности в работе на экзамене. Учителю необходимо объективно оценить актуальный уровень знаний учащихся, провести пробное тестирование; опираясь на результаты тестирования уровня знаний, планировать занятия с учётом вопросов, вызвавших наибольшее затруднение, а также с учётом специфики экзамена; при подготовке к ГИА по физике соблюдать баланс между тренировкой и фундаментальной подготовкой, как при подготовке к ЕГЭ.
Для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ГИА необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то успех.
Технологический подход к учебному процессу гарантирует достижение поставленных целей обучения. Неотъемлемой частью обучения является контроль. Важнейшей функцией контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Для контроля качества знаний учащихся могут быть применены тестовые задания демонстрационных, экзаменационных вариантов.
Основные требования, предъявляемые к оценке обучающихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Для этого актуально использование технологии компьютерного тестирования, которая преимущественно отличается от других методов контроля повышенной инструментальностью. Переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Определение ведущей роли компьютерному тестированию обусловлено характерными его особенностями.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля: оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно; автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время; объективность в оценке; конфиденциальность при анонимном тестировании; есть возможность формирования большого количества вариантов теста ; существует возможность формирования тестов различных по уровню обученности учащихся; существует возможность управления, как содержимым теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования; при использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния экспериментатора, что, несомненно, повышает "чистоту" диагностической процедуры; отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа; тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию обучающихся.
Технологию компьютерного тестирования можно использовать в качестве основного инструмента в мониторинге качества образования образовательного учреждения на протяжении нескольких лет. Результаты тестирования легко поддаются автоматизированной обработке и тем самым способствуют получению оперативной информации о качестве обучения.
На первом этапе организации компьютерного тестирования проводится большая методическая работа, заключающаяся, главным образом, в формировании содержания тестовых заданий, в распределении их по типам и уровню сложности, а также в создании программного варианта теста из банка тестовых заданий. Содержание и постановка вопросов должны обеспечивать надежность тестовых заданий и всего теста в целом. Кроме того, необходимо учитывать возможности программной оболочки, которая позволяет решить поставленную задачу лишь в определенной мере.
Компьютерное тестирование позволяет получить информацию об основных показателях усвоения содержания учебного материала на каждом уровне: отдельного ученика, отдельного класса, параллели классов и т.д., иными словами, на каждом уровне управления качеством фиксируется своя, специфическая информация: оценка результата усвоения учебного материала учеником, показатели усвоения учебного материала классом, параллели и т.д. При этом каждый из показателей может выступить критерием для сравнения результатов учебной деятельности.
Кроме общих показателей усвоения содержания образования, в ходе анализа результатов тестирования определяются показатели усвоения отдельных учебных тем. Показатели по каждой теме, представленные в виде диаграмм, позволяют произвести сравнение и выделить такие темы учебного материала, которые при самостоятельном выполнении заданий вызывают затруднения у учащихся. Информация о результативности выполнения каждого задания по каждой отдельной теме также подвергается анализу и выступает прогнозом результатов итоговой аттестации выпускников по классу, школе. Своевременная информация о возможных результатах итоговой аттестации позволяет организовывать планомерную подготовку педагогов к проведению итоговой аттестации.
Компьютерное тестирование повышает оперативность получения аналитической информации, что позволяет сделать объективную оценку предметных достижений и решает такую важную задачу, как проведение самооценки результатов деятельности образовательного учреждения, которая является одним из основных направлений деятельности администрации образовательного учреждения в процессе управления качеством образования. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате учащихся класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Самое главное – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Учащиеся относятся к компьютерному тестированию с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ
Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу н...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...