Урок повторения темы "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_temy_mestoimenie.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

                               Урок в 6 классе

              Повторение темы «Местоимение»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: систематизация знаний, умений, навыков по теме «Местоимение»

Задачи:

Образовательные.

  1. Совершенствование навыков слушания текста, выразительного чтения, устного рассуждения.
  2. Закрепление умения находить местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Развивающие.

  1. Развитие смысловой функции речи.
  2. Развитие логических приёмов мышления: сравнения, классификации, обобщения.
  3. Формирование приёма запоминания.
  4. Развитие концентрации устойчивости внимания.

Содержание:

  1. На этом уроке дети будут слушать, читать, говорить, писать – организация всех четырёх видов деятельности.
  2. Актуализация знаний по теме «Местоимение»

Средства:

  1. Фрагмент текста (отрывок из воспоминаний Льва Дурова)
  2. Анализ текста.
  3. Опорная таблица «Разряды местоимений»
  4. Иллюстрация к рассказу Чехова «Каштанка»

Ход урока.

  1. Обозначение темы и цели урока.
  2. Мотивация учителя (эмоциональный настрой)
  3. Первичное чтение текста учителем.

      Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

      Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

  Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

  Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

     Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

                                                      (По В.Дурову)

  1. Проверка полноценности восприятия текста.

- Какое настроение создаёт текст?

- Ваше впечатление?

5. Повторное чтение текста учениками.

6. Беседа по вопросам

- Какова тема текста?

-Определите главную мысль.

-Как можно озаглавить текст?

-Определите стиль речи. Докажите, что именно такой.

-Тип речи?

-Какой автор показывает собачку в начале повествования? Подтвердите текстом.

- Какие чувства вызывает у вас это описание животного?

-Какой вы себе представляете героиню текста?

А вот такой увидел Каштанку художник Г. Мазурин. Он сделал иллюстрации к рассказу А.П. Чехова «Каштанка» (демонстрация иллюстраций)

-Какие выводы можно сделать из прочитанного текста для себя?

7. Чтение текста по абзацам и составление плана.

 - Как связаны между собой 1-ое и 2-ое предложения 2-го абзаца?

  - Какого речевого недочёта помогает избежать в данном случае употребление местоимения?

    - Найдите в тексте ещё примеры подобной связи предложений.

     -Вместо каких слов употребляются местоимения?

   8. Повторение теоретических сведений о местоимениях и применение на практике.

 - Дайте определение местоимения.

-Какие разряды местоимений вы знаете? (Обращение к таблице «Разряды местоимений)

Задание: выписать из текста все местоимения, указать их разряд

-Местоимения каких разрядов не встретились в тексте?

-Расскажите о морфологических признаках местоимений.

-Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?

Задание: выполнить морфологический разбор местоимений кто-то, ей, существительного собачка.

 Выполнить синтаксический разбор предложения Доверчиво прижалась она к его руке (у доски работает одновременно четыре человека)

Задание классу: 1.Указать у найденных местоимений морфологические признаки.  2.Задание на повторение: выписать из текста 10 любых слов на изученные орфограммы в 5 – 6 классах, обозначить их.

Проверка выполнения заданий.

Дополнительные вопросы:

-Объясните дефисное написание местоимения кто-то.

- В чем общность и различие между существительными собачка и местоимением ей?

-Сделайте вывод о местоимении как части речи, о его роли в тексте.

9. Выразительное чтение текста и его устный пересказ.

10. Подведение итогов.

- Что запомнилось на уроке? Что было интересным?

11. Выставление оценок за урок.

12. Домашнее задание: сочинение- миниатюра «Моё отношение к бездомным животным»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ

Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...