Обобщающий урок по теме "Причастие"
видеоурок по русскому языку (7 класс) на тему
Повторение и обобщение по теме "Причастие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 36.6 КБ |
презентация к уроку | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 53» пгт Изъяю
Печорский район Республика Коми
Урок русского языка в 7 классе
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
Составитель: Шаповалова Е.Я.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Пгт Изъяю
2013г
Открытый урок русского языка в 7 классе.
Тема: повторение и обобщение изученного о причастии.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить основные теоретические сведения о причастии;
- повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные с причастием;
- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия в речи.
Развивающие:
- развивать монологическую речь учащихся;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение ИКТ;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оформление: стенд «Здравствуй, гостья-зима!», видеоклип «Зима», презентация «Сказка о причастии», «Гадание по Григорию Остеру».
Ход урока.
- Слово учителя. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Причастие». Посмотрите, что вы должны знать и уметь (слайд №1) Должны знать и уметь:
- безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении;
- опознавать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
- определять написание -н-, -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- определять слитное и раздельное написание не с причастиями;
- выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова;
- пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов.
Урок сегодня пройдет в форме игры. За правильный ответ вы получите жетон – «ум». Каждый из вас постарается набрать себе как можно больше «умов», чтобы получить хорошую отметку.
Лексическая тема нашего урока «ЗИМА» (показ видеоклипа «Зима»). Многие поэты и писатели посвятили этой поре замечательные строчки. Помните, у Пушкина? Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…
Сегодня мы не раз встретимся с описанием зимы.
2. Начнём урок с разминки: найти на слух причастия, объяснить их написание:
К. Бальмонт «Снежинки»: В лучах блистающих скользит умелая,
Средь хлопьев тающих снежинка белая.
Под ветром воющим дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
А.С. Пушкин «Зимнее утро»: Вся комната янтарным блеском озарена,
Веселым треском трещит затопленная печь…
М.Ю. Лермонтов «Зима»: Уж занесло овраги снегом на заре.
Лишь заяц крадется к норе
И, прыгая назад-вперед,
Свой след запутанный кладет.
Зима! Из глубины снегов
Встают, чернея, пни дерёв,
Как призраки, склонясь листвой,
Над замерзающей рекой.
- А в прозе зима изображается вот так: чтение текста упр 149.
А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.
Задание: озаглавить текст, выписать словосочетания прич.+сущ, выделить суффиксы.
- Игра «Четвертое лишнее (раздаточный материал - приложение 1)
- Работа по ключу. Как различаются действительные и страдательные причастия? Распределить в два столбика действительные и страдательные причастия: сверкающий, скользящий, заваленный, продуваемый, нахмуренный, затянутый, несущиеся, прозябший, падающие. Нарисовать ключ. (слайд)
- Как определяется вид и время причастий? Определить вид и время: сверкающий, нахмуренный, прозябший. Проверка.
- Вспомните, как определяется род, число и падеж причастий (по определяемому слову).
Зимой все с нетерпением ждут самый замечательный праздник – Новый год. Потом приходит Рождество и святки, когда можно будет гадать. Давайте посмотрим программу «Гадание по рукам, ушам, ногам и шее» Димы Воробьева, выполним задания. (слайды)
- Написать словарный диктант, обозначить орфограммы на правописание суффиксов и окончаний причастий:
на сверкающем льду; на разрисованных морозом окнах; на деревьях, покрытых инеем; под засыпанными снегом елками; на небе, затянутом тучами; блистающие на солнце сугробы; на продуваемой ветром полянке. (на листочках на отметку)
- СКАЗКА О ПРИЧАСТИИ. Когда-то Настина мама нарисовала диафильм о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, а дочь создала мультфильм-сказку
о том, почему в суффиксах иногда нужно писать Н.
На первом уроки при изучении причастий рассказывается сказка. Будто есть целая семья: папа – глагол, мама – прилагательное. И у них четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия Настоящего и Прошедшего времени и Страдательные причастия Настоящего и Прошедшего времени . Как и все дети, они одними свойствами похожи на папу, другими – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами.
Самый капризный ребенок - Страдательные причастия Прошедшего времени: у него больше суффиксов, оно может быть полным и кратким.
С веселого пересказа этой сказки начинается урок по правописанию двух н в страдательных причастиях прошедшего времени и н в прилагательных, образованных от них.
- Сегодня вы, ребята, узнаете еще об одном капризе Страдательного причастия Прошедшего времени: оно любит убегать к маминой родне, к Прилагательным, и надолго поселяться там.Оно натягивает шапку-приставку, берет с собой любимые «игрушки» – зависимые слова, надевает «калоши» – два Н и бежит что есть силы… Теперь следите за слайдами и комментируйте происходящее сами. (просмотр слайдов - мультфильм)
- Торопится, бежит, поскользнулся на огрызке яблока и упал…
- Шапка-приставка слетела, коробка с «игрушками» - зависимыми словами рассыпалась, с ноги слетела «калоша» – буква Н.
- В каком же виде появилось Причастие в доме Прилагательных?
- Без приставки, без зависимых слов и с одним Н. - Следовательно, как пишутся прилагательные, перешедшие из страдательных причастий? (Одно Н пишется, если нет приставки и зависимых слов)
Групповая работа: запись с объяснением: усыпанный снегом, заснеженный лес, путаные следы, заваленные дорожки, мороженые листья.
- Блиц-турнир «Верите ли вы?» Верите ли вы, ЧТО ГЛАГОЛ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА?
что причастие – это самостоятельная часть речи?
что у причастий можно определить вид?
что правописание суффиксов ЕМ-ИМ зависит от спряжения?
что причастия не склоняются?
что действительные причастия обозначают признак предмета,
испытывающего действие со стороны другого предмета?
что причастие бывает в предложении сказуемым?
что причастие изменяется по родам?
- Рефлексия. Было ли интересно на уроке?
Что повторили? Что узнали нового?
Какой этап урока был интересным?
Что осталось непонятым?
- Подведение итогов: отметки за словарный диктант ,
жетоны за правильные ответы.
- Видеоклип «Зима»
- Отметки за урок.
- Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (6-8 предложений) на тему «Зима», используя материал урока.
Литература:
- Ю.Л. Львова «Творческая лаборатория учителя» М. «Просвещение» 1992 г.
- Г. Б. Остер «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее» [Стихи для детей] М. Век. 1994 г.
Приложение
- ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ:
Тающий снег
порхающие снежинки
озябшие птицы
завывающий ветер
Обледеневшие деревья засыпанный снегом покрытые льдом заснеженный лес Нахохлившиеся воробьи замерзшие лужи
блистающий на солнце иней
побелевшая роща.
- Работа по ключу: Диктуемые слова ученики записывают строго в новую строчку, распределяя по залогу. После записи соединяют все слова по порядку, получается ключ.
Распределить в два столбика действительные и страдательные причастия: сверкающий, скользящий, заваленный, продуваемый, нахмуренный, затянутый, несущиеся, прозябший, падающие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Должны знать: Что такое причастие; определение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; способ определения окончания причастий; правила написания суффиксов - ущ - (- ющ -), - ащ -(- ящ -),-ем– (-им-), -н-, - енн , - нн -; условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями; правило выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова; Должны уметь: определять признаки глагола и прилагательного в причастии; определять действительные и страдательные причастия; правильно писать окончания причастия; правильно употреблять суффиксы- ущ - (- ющ -), - ащ -(- ящ -),-ем–(-им-),-н-,- енн -,- нн - правильно писать НЕ с причастиями; выделять причастный оборот, стоящий после определяемого слова; пользоваться причастиями и причастными оборотами при описании природы.
Действительные Ключ Страдательные скользящий сверкающий заваленный продуваемый прозябший нахмуренный затянутый несущиеся падающие Работа по ключу: распределить в два столбика действительные и страдательные причастия: скользящий, сверкающий, заваленный , продуваемый, прозябший, нахмуренный, затянутый, несущиеся, падающие .
Выделить причастные обороты: Григорий Остер. «Гадание…» Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле. Шея, постепенно переходящая в хвост, выдает ехидность и ядовитость.
Выписать причастия, определить, какие они - действительные или страдательные: Оборванные уши с видетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина. Уши , прижатые к голове кастрюлей, намекают, что кто-то одел её вам на голову .
Дописать окончания причастий. Босые ноги говорят о лете, обутые в валенки – о зиме, промокш .. ноги в грязных ботинках - о весенних каникулах . Нога сорок пятого размера, мощным ударом распахнувш .. дверь, говорит о больших неприятностях , ожидающ .. всех присутствующих .
Широкая спина скрывает дрожащих товарищей . Спина, измазанная мелом, развивает чувство юмора у идущих сзади. Мурашки, бегущие по спине, предупреждают, что вы сидите на муравейнике. Определить род, число, падеж причастий.
Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях. Объяснить правописание не с причастием:
СКАЗКА О ПРИЧАСТИИ. На первом уроки при изучении причастий рассказать сказку. Будто есть целая семья: папа – глагол, мама – прилагатель - ное . И у них четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия Настоящего и Прошедшего времени и Страдательные причастия Настоящего и Прошедшего времени . Как и все дети, они одними свойствами похожи на папу, другими – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами. Самый капризный ребенок - Страдательные причастия Прошедшего времени: у него больше суффиксов, оно может быть полным и кратким. С веселого пересказа этой сказки начинается урок по правописанию двух н в страдательных причастиях прошедшего времени и н в прилагательных, образованных от них.
Сказка о причастии . Страдательное причастие Прошедшего в ремени любит убегать к маминой родне, к Прилагательным, и надолго поселяться там. Оно натягивает шапку-приставку, берет с собой любимые «игрушки» – зависимые слова, надевает «калоши» – два Н и бежит что есть силы… Теперь следите за слайдами и комментируйте происходящее сами. Торопится , бежит, поскользнулся на огрызке яблока и упал… Шапка-приставка слетела, коробка с «игрушками» - зависимыми словами рассыпалась, с ноги слетела «калоша» – буква Н. В каком же виде появилось Причастие в доме Прилагательных? (Без приставки, без зависимых слов и с одним Н. Следовательно, как пишутся прилагательные, перешедшие из страдательных причастий?
Рефлексия . Было ли интересно на уроке? Что повторили? Что узнали нового? Какой этап урока был интересным? Что осталось непонятым? Дома: написать сочинение-миниатюру ( 6-8 предложений) о зиме, используя материал урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....