конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.odt | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Прямое и переносное значение слова».
Цели:
1. Дать понятие о прямом и переносном значении слова.
2. Сформировать умение различать прямое и переносное значения слов, умение находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи, формировать навыки работы с толковым словарем; обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать человеческие, добрые отношения к маме, развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства.
Оборудование: учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской для 5 кл.; тексты стихотворения и легенды, словарь С.И.Ожегова, карточки с дополнительными заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Игра «Подари улыбку».
Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом глазами, улыбнитесь друг другу. Подарим друг другу улыбку, и у нас будет отличное настроение.
- Актуализация опорных знаний.
– А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
- Какие пословицы о слове вы знаете? Прочитайте. (Проверка домашнего задания).
- Объясните пословицу: «Ласковое слово - что весенний день». ( Хорошее слово может согреть, растопить душу, помочь человеку).
Словом можно и обидеть человека, оскорбить кого-то, например, как это сделал Мальчик-звезда из сказки О.Уайльда. Какие обидные слова произнес он своей матери? (проверка домашнего задания)
- Он сказал ТАКИЕ слова своей родной матери, что впоследствии ему пришлось испытать много невзгод и лишений, чтобы найти свою мать и попросить у нее прощения.
Как вы думаете, какие качества пришлось развивать мальчику, обидевшему свою мать? (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость, чуткость.)
- Найдите в толковом словаре учебника значения слов «отзывчивый», «чуткий».
III. Изучение нового материала. И сегодня, продолжая изучать раздел «Лексика», мне бы хотелось поговорить также о маме, и я бы назвала наш урок «Золотая мама». Тема-загадка? Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте.
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
- Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
- Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?
(«Золотой» - многозначное слово.)
- Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова.
Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
(запись темы «Прямое и переносное значение слова».)
- Какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
- Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр.140.
- На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?
( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)
Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.
- Первичное закрепление материала.
Словарный диктант. Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика: 1) с прямым значением; 2) с переносным значением:
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.
- Перед вами текст. Внимательно прочитайте.
Легенда.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.
Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (В.А.Сухомлинский.)
(Подчеркнутые слова учитель объясняет.)
- Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением. Как они характеризуют героев?
- Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.
- Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.
1) ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; 5) потерять меня, околдовала красота.)
- А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.
(Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.)
- А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?
Продолжение легенды.
Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.
Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.
V. Рефлексия деятельности.
Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.
- Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов – средства выразительности. Они делают текст живым, красочным, выразительным.)
- Какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда?
(Внешняя красота, как у жены-красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по делам и поступкам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!)
- Я бы хотела, чтобы вы были добрыми, человечными, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.
VI. Домашнее задание.
Из словарика выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст; выполнить упражнение 341;
Объяснение домашнего задания.
VII. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)
Данный урок разработан для слабых учащихся....
Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"
Данный урок разработан для слабых учащихся....
Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"
Урок теми: «Сăмахсен тÿрĕ тата куçăмлă пĕлтерĕшĕ» Урок тĕсĕ: ИКТ технологийĕпе усă курса ирттернĕ çĕнĕ пĕлÿ паракан урок....
презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"
Данный конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....
Конспект урока открытого русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технология проблемно- развивающего обучения....