Дидактический материал по русскому языку для 8-9 классов.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
8 класс.
I. О языке.
Упражнение 1.
Объяснительный диктант.
Запишите слова Д. С. Лихачева о языке из книги “Земля родная”.
Язык- самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком - устным и письменным – надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понятьдосконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивает мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.
- Уточните значение выделенных слов по словарю. Как различаются слова многозначность и многозначительность?
- Найдите в тексте глаголы и укажите их грамматическое значение.
- Подумайте, какими примерами вы можете подтвердить, что язык может “отступать”?
Упражнение 2.
Комментированный диктант.
Запишите высказывание Д. С. Лихачева о словах из книги “Земля родная”.
И дальше мы стали вспоминать, сколько в русском языке слов с корнем “род”: родной, родинка, народ, природа, родина…
Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая, Земля урожая. И слово цвет – от цветов! Цвета цветов! Рублевское сочетание – васильки среди спелой ржи. А может быть, голубое небо над полем спелой ржи? Все-таки васильки – сорняк, и сорняк слишком яркий, густо-синий – не такой, как в рублевской “Троице”. Крестьянин не признает васильки своими, и рублевский цвет – не синий, а скорее небесно-голубой. И у неба сияющее-синий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождением; рожь – это то, что рожает земля).
1. В чем, по мнению автора, состоит особенность русских слов?
2. Выпишите ключевые слова. Подчеркните среди этих слов эмоционально окрашенные.
3. Охарактеризуйте лексику данного отрывка. Сделайте вывод.
Упражнение 3.
Запишите предложение из тридцать четвертого письма Д. С. Лихачева.
В корне слова “подвиг” “застряло” движение: “по-двиг”, т. е. то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное.
1. Произведите на материале предложения разные виды разбора.
2. Напишите словарную статью к слову подвиг.
II. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Упражнение 4.
Самостоятельная работа.
1. Запишите текст. Объясните знаки препинания. Найдите причастный оборот, покажите его графически. Почему он обособлен? При каких условиях причастный оборот не обособляется? Запишите пример.
Добро – это прежде всего счастье всех людей. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость.
Упражнение 5.
Взаимодиктант. Объясните постановку знаков препинания. В чем особенность данных предложений? Слова какой части речи в них нет? Почему автор повторяет слова “наш”, “нашей”? Оправдано ли это?
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума.
Упражнение 6.
Запишите предложение. Почему поставили тире? Разберите прилагательное “ценное” по составу. Почему в этом слове НН? Вспомните, в каких еще случаях пишется НН? а Н?
Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.
III. Виды односоставных предложений.
Упражнение 7.
Объяснительный диктант.
Запишите предложения. Проанализируйте грамматические основы предложений и способы их выражения. Определите вид односоставных предложений. Объясните знаки препинания в 1-ом предложении. Выпишите из текста словосочетания, построенные по типу согласования. Выпишите из текста слова с орфограммой “Е – И в падежных окончаниях имен существительных”. Приведите свои примеры.
Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Поэтому берегите молодость до глубокой старости.
IV. Предложения с однородными членами.
Упражнение 8.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы: существительные, прилагательные, глаголы. Выпишите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания.
Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.
Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади… Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо…
1. Найдите в тексте предложения, в которых говорится о том, чем отличаются друг от друг слова-синонимы. Выпишите эти предложения. Объясните постановку тире во втором предложении.
2. Выпишите из текста однокоренные слова. Укажите, какой частью речи они являются.
3. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему.
4. Докажите, что это текст.
Предложения с обособленными членами.
Упражнение 9.
Самостоятельная работа.
- Выпишите слова с НН и Н, распределив их по частям речи. Добавьте свои примеры.
- Обозначьте графически причастный оборот. Почему он обособлен?
- Перестройте предложения так, чтобы определение, выраженное причастным оборотом, стало необособленным.
- Подчеркните другие определения в тексте. Чем они выражены.
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года; осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков. В русской природе нет”вечных”, не меняющихся в разные времена года крупных объектов, вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию, то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и по степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (“Сиверко” Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или часа суток.
VI. Предложения с вводными словами и вводными предложениями.
Упражнение 10.
Диктант.
Запишите текст под диктовку с последующей самопроверкой. Объясните постановку знаков препинания.
Найдите в тексте страдательное причастие, разберите его по составу. Найдите и выпишите относительное прилагательное, выполните морфологический разбор. Сгруппируйте слова по видам орфограмм. Приготовьте небольшое выступление перед одноклассниками о Кремле, используйте вводные слова, вводные предложения.
Сады в Московском Кремле делались на разных уровнях, террасами, как того требовал голландский вкус, огораживались стенами, украшались беседками и теремами. В садах устраивались пруды в гигантских свинцовых ваннах, также на разных уровнях. В прудах плавали потешные флотилии, в ящиках разводились редкостные растения (в частности, астраханский виноград), в гигантских шелковых клетках пели соловьи и перепелки (пение последних ценилось наравне с соловьиным), росли там душистые травы и цветы, в частности излюбленные голландские тюльпаны (цена на луковицы которых особенно возросла именно в середине XVII века), пытались держать попугаев и т. д. и т. п.
Упражнение 11.
Письмо по памяти.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Объясните знаки препинания.
Объясните, пользуясь словарём значение слов “нравственность”, “сострадание”. Запишите их толкование в тетрадь. Запишите текст по памяти. Как вы понимаете, что такое сострадание? Напишите ваше мнение. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Упражнение 12.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст. В письме 21 Д. С. Лихачёв говорит о том, как надо писать
(письмо называется “Как писать”). Сформулируйте правило правильного письма, употребляя вводные слова. Выпишите предложения, в которых есть вводные слова, вводные предложения. К какой смысловой группе относятся вводные слова?
Внимание читающего должно быть сосредоточенно на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. не следует бояться повторений одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть,разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и тоже слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и тоже понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.
Упражнение 13.
Диктант.
Запишите текст. Найдите в нём однородные члены и подчеркните их. Объясните постановку тире в предложениях. Укажите вводные слова и предложения. Какую роль они играют в данном тексте? Выпишите из текста имена существительные, распределив их в группы по лексическому значению.Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество - оно беспрерывно. Так что жизнь - это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.
9 класс.
VII. Сложное предложение.
Упражнение 14.
Объяснительный диктант.
Запишите отрывок из письма двадцать второго “Любите читать”, объясните постановку знаков препинания. Каковы тема и основная мысль? Определите, каким членом предложения является союзное слово который. Подчеркните это слово как член предложения. Докажите, что этот текст написан в публицистическом стиле.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те книги, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке? …У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.
Упражнение 15.
Самостоятельная работа.
Прочитайте отрывок из книги Д. С. Лихачёва “Земля родная”. Каковы тема и основная мысль текста? Выпишите сложноподчинённые предложения, объясните постановку знаков препинания. Определите вид придаточных. Вдумайтесь внимательно в то, что я вам скажу, молодые друзья. И не думайте только, что я хочу вам просто “прочесть мораль”. У каждого человека, помимо небольших и “временных” личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель… Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом… В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень - любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему счастье. Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование. Патриотизм-начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - всё определить в человеке и всё освещать. Сравните слова личный и личностный. Как содержание текста помогает понять их различие? Объясните значение и правописание слов освящаем, освещает.
Упражнение 16.
Изложение-миниатюра.
Прочитайте высказывание Д. С. Лихачёва. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе… Согласны ли вы с тем, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе? Перескажите (письменно) содержание текста, используя прямую и косвенную речь.
Упражнение 17.
Предупредительный диктант.
Прочитайте текст. Каковы его тема и главная мысль? Объясните орфограммы и пунктограммы. Приготовьтесь к диктанту. (Из книги “Земля родная”). …. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком - устным и письменным- надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально,во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.
Упражнение 18.
Осложненное списывание.
Запишите предложение, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и расставляя запятые. Выполните полный синтаксический разбор сложных предложений.
Обр…щал (ли) кто (нибудь)вн…мание (на)то какие преда (н,нн)ые своему делу люди встр…чаются име (н,нн)о среди р…ставраторов и музейных работников?Они л…леют вещи и вещи плат.. т им (за)это любовью. Вещи пам.. тники дар…т своим хр…нителям вкус и понимание иску (с,сс)тва понимание прошлого прон…кновенное вл…чение к людям их с…здавшим.
Упражнение 19.
Свободный диктант.
Письмо сороковое “О памяти”. Объясните смысл названия. Подберите свои варианты заголовка. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода. Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки. Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время па прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память- преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. “Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть-это память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее - “Воспоминания в Царском Селе”, но и в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике, но и в романе “Евгений Онегин”. Когда Пушкину необходимо внесение лирического момента, он прибегает часто к воспоминаниям. Память - основа совести и нравственность, основа культуры, память - одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей. Разберите по составу слова прослеживается, соединённый, бесследно. Подчеркните грамматические основы сложных предложений. Составьте схему сложносочинённого предложения.
VIII. Развитие речи.
Упражнение 20.
Сочинение-рассуждение.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. В каком стиле написан текст? Обоснуйте свой ответ. Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть “грызёт”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется “честью мундира”. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но “честь мундира” остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце. “Честь мундира” заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятниками обществами. Примеров подобного отстаивания “чести мундира” можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души. Напишите сочинение –рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблемам, поставленным автором.
Упражнение 21.
Сочинение-рассуждение.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал , знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, были гостеприимны и приветливы.
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение и к миру и к людям.
Выпишите из текста слова с “НН и Н в разных частях речи”, “Удвоенная согласная”. Распределите выписанные слова по частям речи. Добавьте в каждую группу 3-4 слова с данными орфограммами. Выпишите причастие и выполните морфологический разбор. Найдите сложное предложение. Запишите его. Выполните синтаксический разбор.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблемам, поставленным автором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностическая контрольная работа по русскому языку. 8 класс. | 51.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Вариант 1
(1)Мамка в доме ходила тихая, лёгкая. (2)Смотрела поверху, а если останавливался её взгляд, то на белом свёрточке с кружевами, из которого доносилось тихое, ровное дыхание.
(3)«Я теперь из дома уйду, — думал Сенька. — (4)Буду один жить. (5)Может, в деревню Засекино пойду. (6)А может, к дальнему морю, в огромадный город, где делают аэропланы. (7)А может, даже в саму Москву; пусть отец с матерью без меня будут, со своей дочкой».
(8)Вышел Сенька, постоял на крыльце, попрощался с деревней. (9)Поглядел и на свой дом, а что глядеть — это уже другой дом, не тот, в котором Сенька радостно проживал. (Ю)Другие в этом доме разговоры нынче, другое тепло и другие заботы. (11)Пошёл Сенька.
(12)Полез Сенька на бугор, нагибается низко, а в иных местах он даже на четвереньках лезет, чтобы не опрокинуться, не свалиться.
(13)Слышал Сенька, что стоит бугор здесь с давних времён и оттого он такой крутой и ровный, что насыпали его руками. (14)Что раньше было на нём поселение. (15)Проживали за толстыми стенами, сложенными из брёвен, древние солдаты по названию богатыри. (16)Охраняли от врагов эту землю и сами её пахали.
(17)Поднимается Сенька ещё выше. (18)А земля становится всё шире.
(19)А когда Сенька поднялся на самый верх, стало ему далеко видно вокруг. (20)И сомкнулся тогда Сенькин мир малый с большим миром и огромадным, так как земля Сенькина уходила вдаль на необъятные расстояния.
(21)Много на земле оказалось дорог, бежали они вдоль полей и бугров, уходили в леса и снова из лесов выходили. (22)Видел Сенька большую деревню Засекино с колокольней и другие деревни, в которых не был ни разу и даже названий не знал. (23)А своя деревня Малявино лежала перед Сенькой вся открытая. (24)Деревенские жители кто на лошади сено возит, кто граблями работает, кто с коровами. (25)Всех сверху увидел Сенька. (26)И поезд увидел, что идёт за лесом. (27)Даже город дальний на горизонте. (28)Увидел ещё своего пса Яшу — скучный лежит возле будки, почуял Сеньки- но отсутствие. (29)Некого ему в нос лизнуть, некому показать свою верность.
(ЗО)От своей земли, от её прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.
«(31)Ух ты, — подумал он, — куда от такой земли уйдёшь, если она моя! (32)И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые — все мои. (33)И старый дед Савельев, и совсем старая бабка Вера. (34)Потому мои, что я ихний». (35)Подумал Сенька ещё, что делить это ему ни с кем не нужно — неделимое оно. (36)У каждого оно своё, хоть и одно и то же.
(По Р. Погодину)
Погодин Радий Петрович (1925—1993 гг.) — русский писатель, художник, поэт, сценарист, наиболее известный произведениями для детей.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. 1) В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Под воздействием чего изменилось мировосприятие Сеньки»?
2) (13) Слышал Сенька, что стоит бугор здесь с давних времён и оттого он такой крутой и ровный, что насыпали его руками.
- (20)И сомкнулся тогда Сенькин мир малый с большим миром и огромадным, так как земля Сенькина уходила вдаль на необъятные расстояния.
- (25)Всех сверху увидел Сенька.
- (32)И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые — все мои.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово работает (предложение 24).
- трудится над чем-нибудь, а также вообще находится в действии, в работе
- занимается чем-нибудь, применяя свой труд, осуществляет какую-нибудь деятельность
- имеет где-нибудь какое-нибудь постоянное занятие, должность, служит
- приводит в действие, управляет чем-нибудь
А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 21 «Много на земле оказалось дорог, бежали они вдоль полей и бугров, уходили в леса и снова из лесов выходили».
- эпитет
- гипербола
- олицетворение
- сравнение
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово нынче из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 8-11 выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне.
В3. Из предложений 10 – 12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква З».
В4. Из предложений 17—20 выпишите глагол(-ы), в котором(-ых) написание безударной гласной Е или И в окончании зависит от спряжения.
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Вариант 2
(1)Было у короля три сына. (2)Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием. (3)Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска. (4)Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. (5)Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. (б)Толь- ко младший сын расстраивал короля. (7)Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги. (8)Младший сын короля изучал историю, языки, обычаи разных народов, хотя и не находил у родных понимания.
(9)— Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? (Ю)Ты должен любить свою родину, — часто упрекал принца король.
- Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.
- Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. (13)Соседи короля объединились и объявили войну. (14)Королевское войско терпело поражение за поражением. (15)Наконец настал день последней битвы. (16)В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Бога о спасении.
- 3а день до битвы в шатёр полководца вошёл младший сын короля.
- — Зачем ты приехал сюда, книжник? (19)Уезжай немедленно! (20)3автра будет битва! — вскричал молодой полководец.
- — Да, сын, тебе здесь не место, — поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в последнем сражении.
- Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал:
- — Я три дня провёл во вражеском лагере. (24)3десь нарисовано расположение орудий врага, теперь известны все их планы. (25)3автра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл.
(26) После рассказа младшего сына король приказал готовиться к битве. (27)Сражение было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.
(28)— Сын, ты оказался героем. (29)Как ты смог прятаться среди врагов целых три дня? — воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.
- - Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, — ответил принц.
- — Разве тебе не было страшно? — удивился его брат. (32)— Любовь к родине превыше страха смерти, — спокойно отметил младший сын.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему король и старшие сыновья не понимали младшего принца»?
- (6) Только младший сын расстраивал короля.
- (8) Младший сын короля изучал историю, языки, обычаи разных народов, хотя и не находил у родных понимания.
- (10) Ты должен любить свою родину, — часто упрекал принца король.
- (11) Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово терпело (предложение 14).
- безропотно и стойко переносило что-нибудь (страдание, боль, неудобства)
- мирилось с наличием, существованием кого- или чего-нибудь
- испытывало что-нибудь (неприятное, тяжёлое)
- не требовало срочного исполнения, немедленного решения
А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 2 «Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием».
- эпитет
- анафора
- литота
- звукопись
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В.1 Замените относящееся к высокому стилю слово битва из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложения 16 выпишите слово(-а) с непроверяемой гласной в корне.
В3. Из предложений 11—16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
В4. Из предложений 18-24 выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание одной или двух букв Н подчиняется правилу «В кратких причастиях всегда пишется одна буква Н».
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Вариант 3
Моя родина
(1)Мать моя вставала рано, до солнца. (2)Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. (З)Мать угостила меня чаем с молоком. (4)Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
(5)Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. (6)Мало- помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
- Потом и на даче, и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается, тоже начинает по-своему работать.
- И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! (9)Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
(10)После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. (11)Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.
(12)Моя охота была и тогда и теперь — в находках. (13)Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.
(М)Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.
(15)Мои молодые друзья! (16)Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (17)Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
(18)Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. (19)В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
(20)Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. (21)А человеку нужна родина. (22)И охранять природу — значит охранять родину.
Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе, рассказов для детей.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему рассказчик считает необходимым вставать рано»?
- (1)Мать моя вставала рано, до солнца.
- (2)Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок.
- (6)Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
- (7)Потом и на даче, и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается, тоже начинает по-своему работать.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово хозяева (предложение 16).
- собственники
- полновластные распорядители
- люди, которые ведут хозяйство
- руководители, начальники
А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы».
- синекдоха
- эпифора
3) гипербола
4) антитеза
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В1. Замените относящееся к разговорному стилю слово мало-помалу из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 5 – 7 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.
В3. Из предложений 7—9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от наличия определённого суффикса.
В4. Из предложений 1—6 выпишите слово(-а) с тем же количеством букв Н в суффиксе, сколько и в слове, от которого оно(-и) образовано(-ы).
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 22
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Вариант 4
(1)Я почему-то захотел взять цветные карандаши и нарисовать что-нибудь красивое. (2)Я даже заволновался. (3)Я быстро оделся, выбежал на улицу и... увидел нашу рябинку. (4)Увидел как-то вдруг, увидел как будто в первый раз, хотя она всегда росла в скверике перед нашим домом.
- Я даже присел на краешек тротуара — до того мне понравилась рябинка.
- Гроздья ягод взлетали к небу, словно гроздья красных ракет во время салюта, а заиндевевшие ветви тянулись за ними, как струйки дыма.
- Сразу за ней возвышалась пологая крыша автомастерской, засыпанная первым снегом, и рябинка казалась распластанной на этой крыше, как на огромном листе бумаги.
- Я вскочил с тротуара и подумал: «Моё счастье, что ягод никто не съел! (9)Нужно быстрей, пока ещё кому-нибудь не пришло в голову нарисовать рябинку!»
(10)Вдруг вышло солнце, тронутые морозцем рябинки засветились насквозь и стали оранжевыми. (11)Я сразу решил: «Ой! Вот так нарисую!»
(12)3аиндевевшие ветви рябинки почти сливались с крышей автомастерской. (13)Я белым нарисовал крышу, а чёрным — слуховое окно. (14)Всё шло как по маслу. (15)Ствол я сделал светло-зелёным, с коричневыми отметинами срезанных сучков. (16)От ствола я провёл к красным гроздьям голубоватые ветки.
(17)«Ага! — подумал я, — (18)3начит, я вижу всё красивое! (19)3начит, я могу рисовать? (20)То-то!» (21)И снова принялся за рябинку. (22)Я понял, что в картине чего-то не хватает, и догадался: снег на крыше нужно было подсинить, как моя мать подсинивает бельё. (23)Я так и сделал, и снег на крыше стал белым, а на газоне грязноватым. (24)Потом заполнил пустые места над крышей холодным синим небом и коряво написал внизу листа: «Замёрзшая рябинка».
- Я пошёл к дворничихе, взял у неё ключи и поставил «Рябинку» на улице за стеклом «Доски объявлений».
- Все проходили и смотрели на «Рябинку», и я стоял поодаль и тоже смотрел и почему-то никак не мог на неё наглядеться.
- После уроков Арина Ивановна и весь класс направились смотреть мою «Рябинку».
- Все столпились у «Доски объявлений». (29)Арина Ивановна первая тихо сказала:
- - Рябинка!..
- Ребята несколько секунд молчали, а потом затараторили:
- — Красиво как!
- — Ой! Ой! И ещё раз — ой!
- — А мы на неё тыщу раз смотрели!
- Арина Ивановна сказала мне:
- — Ставлю тебе... — она задумалась, — четвёрку с плюсом.
- Это была моя первая в жизни четвёрка по рисованию. (38)Лимский что-то бурчал себе под нос. (39)Арина Ивановна добавила:
- — Ты, Вова, должен поучиться у Лимского технике рисунка, а ты, Лимский, у Вовы...
- — Видеть красоту! — не удержался я. (42)Арина Ивановна кивнула. (43)Ребята ещё долго смотрели на «Замёрзшую рябинку» и сравнивали её с настоящей.
(По Ю. Алешковскому)
Алешковский Юз (псевд. Иосифа Ефимовича Алешковского) (р. 1929) – русский советский прозаик, поэт и кинодраматург, автор детских книг.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему рябинка произвела впечатление на Вову»?
- (6)Гроздья ягод взлетали к небу, словно гроздья красных ракет во время салюта, а заиндевевшие ветви тянулись за ними, как струйки дыма.
- (8)Я вскочил с тротуара и подумал: «Моё счастье, что ягод никто не съел!»
- (15)Ствол я сделал светло-зелёным, с коричневыми отметинами срезанных сучков.
- (4) Увидел как-то вдруг, увидел как будто в первый раз, хотя она всегда росла в скверике перед нашим домом.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово тихо (предложение 29).
- негромко
- безмолвно
- спокойно
- медленно
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
- (7) Сразу за ней возвышалась пологая крыша автомастерской, засыпанная первым снегом, и рябинка казалась распластанной на этой крыше, как на огромном листе бумаги.
- (9)Нужно быстрей, пока ещё кому-нибудь не пришло в голову нарисовать рябинку!
- (10)Вдруг вышло солнце, тронутые морозцем рябинки засветились насквозь и стали оранжевыми.
- (16) От ствола я провёл к красным гроздьям голубоватые ветки.
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово затараторили в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В2. Из предложений 1 —4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 8-11 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «Если приставка имеет значение приближения, то в ней пишется буква И. Это приставка ПРИ-».
В4. Из предложений 10—16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
В5. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Вариант 5
(1)В розовом чертоге живёт Красота, прекраснее роз, прекраснее заповедного чертога, прекраснее целого мира. (2)Пять сестриц, златокудрых невольниц, охраняют каждый шаг своей царицы. (З)Глядят ей, не отрываясь, в очи, глядят и поют...
- Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и скучает.
- Наскучили Красоте и амбра, и розы, и пение златокудрых подруг. (б)Хочется ей проникнуть за заповедные стены, узнать, что делается за её чертогом, внизу, в долине. (7)Ведь поют же златокудрые невольницы о том, что есть люди на свете, есть птицы и звери, а кто они, какие и как выглядят, не знает Красота...
(8)В тот вечер царица была печальна и задумчива, какою никогда ещё не видели её златокудрые рабыни. (9)И притворилась спящей Красота, чтобы обмануть своих златокудрых невольниц. (10)А когда невольницы заснули, сбежала Красота в долину...
(11 )И она вошла в ворота роскошного города.
(12)На городской площади стоял огромный дом, ярко освещённый тысячами огней. (13)Все знатнейшие семьи города собрались сюда на праздник. (14)Но так как на слишком многочисленных и шумных сборищах всегда бывает скучно и люди на них веселятся точно по обязанности, то гости скучали и здесь. (15)И поэтому страшно обрадовались все, заметя появление Красоты. (16)Ей не надо было называть себя, все её сразу узнали. (17) И все любовались ею — и мужчины и женщины, и старые и молодые — все, славя Красоту. (18)Красота торжествовала.
(19)Но вот прошёл час, другой, третий. (20)Всё, как известно, прискучивает на свете. (21)Прискучила и Красота. (22)Людям надоело созерцать её, неподвижную, однообразную, словно застывшую в своей великолепной позе, как мраморное изваяние на троне. (23)И вот, сначала робко, потом всё настойчивее и смелее зазвучали голоса, требующие спеть что-нибудь или сыграть, рассказать сказку, чудесную и волшебную, или станцевать.
(24)Но Красота не двигалась с места. (25)Она не умела ни петь, ни играть, ни сочинять сказки и стихи, ни писать картины, ни даже плясать. (26)Она ничего не умела...
(27)Ей стало горько и стыдно, потому что она была очень горда. (28)И чем настойчивее звучали просьбы окружающих, тем бледнее и бледнее становилось её прекрасное лицо.
- — Что же это за Красота, которая ни в чём проявить себя, не умеет! — крикнул чей-то дерзкий голос в толпе.
- — Не надо, не надо нам такой Красоты, — подхватили другие голоса.
- Вся бледная как смерть, Красота сошла с трона и покинула зал.
(ПоЛ. Чарской)
Чарская Лидия Алексеевна (1875—1937гг.) — русская писательница, актриса. Большая часть произведений Чарской посвящена школьной жизни, девичьей дружбе («Записки институтки», «Белые пелеринки»). Ею было написано множество книг и рассказов по истории России («Смелая жизнь», «Газават», «Так велела царица»).
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему людям надоело созерцать красоту»?
- (15)И поэтому страшно обрадовались все, заметя появление Красоты.
- (23)Ивот, сначала робко, потом всё настойчивее и смелее зазвучали голоса, требующие спеть что-нибудь или сыграть, рассказать сказку, чудесную и волшебную, или станцевать.
- (25)Она неумела ни петь, ни играть, ни сочинять сказки и стихи, ни писать картины, ни даже плясать.
- (30)— Не надо, не надо нам такой Красоты, — подхватили другие голоса.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово старый (предложение 17).
- достигший старости
- давний, долго существующий
- долго бывший в употреблении
- негодный
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
- (19)Но вот прошёл час, другой, третий.
- (15)И поэтому страшно обрадовались все, заметя появление Красоты.
- (З)Глядят ей, не отрываясь, в очи, глядят и поют...
- (1) В розовом чертоге живёт Красота, прекраснее роз, прекраснее заповедного чертога, прекраснее целого мира.
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово сборище в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В2. Из предложений 12—15 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
В3. Из предложений 25—28 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «В отрицательных местоиме- ниях 6 безударном положении пишется приставка НИ-».
В4. Из предложений 14—18 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом «В суффиксе -ЕНН- имён прилагательных пишется две буквы НН».
В5. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Вариант 6
(1)В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.
(3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него, как правило, выхватывали из-под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
(6)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7)У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало... (8)Да, в волчьем мире зайцы решают всё.
(9)Ёлки, ёлки... (10)«Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»
(12)И вдруг... (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (15)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.
(16)«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк.— (17)Дай-ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку.
(19)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)0на вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
- — Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.
- Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.
- Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.
- И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье...
(Ф. Кривин)
Кривин Феликс Давидович (род. 1928) — российский советский писатель, поэт, прозаик. Автор десятков книг, выходивших с 60-х годов в разных издательствах СССР. Произведения: «Полусказки», «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола», «Круг на песке» и др.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему ёлка произвела такое неизгладимое впечатление на волка»?
- (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда?
- (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц.
- (20)0на вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
- (24) И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово убрали (предложение 20).
- унесли, удалили
- исключили, изъяли
- привели в порядок
- украсили, нарядили
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- (1)В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество.
- (7)У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало...
- (22)Бывает же на свете такое чудо!
- (19) Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось.
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
В1. Замените просторечное слово невесть в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В2. Из предложений 21—24 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 1—5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, то на её конце пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
В4. Из предложений 19—21 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется две буквы НН».
В5. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Фамилия, имя _______________________________________ Класс __________________
Вариант ____________
А1 | А2 | А3 | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Ответ | |
В1
| |
В2 | |
В3 | |
В4 | |
В5 |
Задания А1 – А6
А1 | А2 | А3 | |
Вариант 1 | 2 | 1 | 3 |
Вариант 2 | 2 | 3 | 1 |
Вариант 3 | 4 | 2 | 1 |
Вариант 4 | 1 | 1 | 1 |
Вариант 5 | 3 | 1 | 4 |
Вариант 6 | 3 | 4 | 2 |
Задания В1 – В9
Вариант 1
Задание | Ответ |
В1 | Теперь, сейчас |
В2 | Радостно |
В3 | Разговоры |
В4 | Поднимается, становится |
В5 | Земля становится шире |
Вариант 2
Задание | Ответ |
В1 | Сражение, бой |
В2 | Сражаться |
В3 | Пришла |
В4 | Нарисовано |
В5 | Ты оказался героем |
Вариант 3
Задание | Ответ |
В1 | Постепенно, понемногу |
В2 | Растительный |
В3 | По-своему |
В4 | Необыкновенно |
В5 | Охранять – значит охранять |
Вариант 4
Задание | Ответ |
В1 | Заговорили |
В2 | Росла |
В3 | Пришло |
В4 | Срезанных |
В5 | Я захотел взять и нарисовать |
Вариант 5
Задание | Ответ |
В1 | Собрание |
В2 | Праздник |
В3 | Ничего |
В4 | Многочисленных |
В5 | Пять сестриц охраняют |
Вариант 6
Задание | Ответ |
В1 | Неизвестно |
В2 | Замер |
В3 | Размышлял |
В4 | Лунным |
В5 | Выхватывали другие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов
Образец данного материала может быть использован и для контрольного индивидуального опроса, и для повторения при подготовке как к ГИА, так и к ЕГЭ....
Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической напрвленности обучения русскому языку в...
Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов
Содержит подборку тестов для промежуточного и итогового контроля учащихся по темам: "Словообразование", "Фонетика", "Лексика", "Глагол" (5 класс); "Имя числительное", "Местоимение" (6 класс); "Причаст...
Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»
Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис...
Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов
Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе....
Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»
Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...
Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»
Дидактический материал по разделу «Местоимение» направлен на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучаю...