Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов
проект по русскому языку на тему

Содержит подборку тестов для промежуточного и итогового контроля учащихся по темам: "Словообразование", "Фонетика", "Лексика", "Глагол" (5 класс); "Имя числительное", "Местоимение" (6 класс); "Причастие", "Наречие", "Частица" (7 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_po_russkomu_yazyku.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Словообразование»  (5 класс)

  1. В каких словах правильно выделен корень?

1)рощица; 2) тракторист; 3) беленький; 4) задержать; 5) расстилать.

  1. В каких словах правильно выделен суффикс?

1) ходила; 2) березонька; 3) читать; 4) писать; 5) водица

  1. В каких словах правильно выделена приставка?

1) история; 2) раствор; 3) испечь; 4) распилить; 5) удалой; 6) спеть;7) смех.

  1. В каких словах правильно выделено окончание?

1) любить; 2) говорили; 3) искупался; 4) винтик;5) дышать;6) книгами; 7)

читаешь; 8) березовый.

  1. Указать слова, соответствующие схеме

1)перелетный; 2)приносит;3) прочитаешь;4) прибрежный;5) полосонька;6)поговоришь;

7) напишешь.

  1. Указать суффикс глагола прошедшего времени:

1) –а-; 2) –л- ; 3) –ну-; 4) –изн-

  1. Указать окончания глаголов второго спряжения:

1) –ут; 2) –ин; 3) –ат;4) –ишь; 5) –ит.

  1. Найти слова с приставкой  с- :

1) смешной; 2)смелый; 3) смесь; 4)сматывать; 5) смеркаться;6) сметана; 7) смолкнуть;

8) смородина.

Тест по теме «Буквы и-ы после ц» 5 класс

  1. Укажите слова, в которых пишется и после ц:

а) ц..пленок   б) ц…нковый  в) ц..новка   г) огурц…

  1. В словах какой строки пропущена одна и та же буква:

а) южный ц..клон, острые ножниц…,  лисиц..н хвост;

б) новый ц..ркуль, ц..тата из текста,  цветущая акац..я;

в) старинный ц..ферблат, ц..стерна с водой, ц..ганская речь.

  1. Выберите правильный ответ: найдите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах:

                                         а)           б)       в)       г)    

Ц..кл                                 ы           и        и        и

Спец…алист                    и           ы        и        и      

Дворц…                           ы           ы        ы       ы                              

Иллюстрац..я                   и           ы        ы        и

4. Укажите предложение с орфографической ошибкой.

А) Делегацию охраняла милиция.   Б) Поезд прибыл на станцыю. В) В цирке выступали лисицы.

Тест по теме «Лексика» 5 класс

1. Укажите верные утверждения:   1) слова в толковых словарях расположены по алфавиту 2) переносное значение слова не указывается в толковых словарях  3) слово свежий однозначное  4) лексикология изучает словарный состав языка

2. Укажите предложение, в котором слово горит употреблено в переносном значении:

1) Дрова горели с треском.  2) Под окном горели собранные ветки и листья.  3) Её щеки горели от стыда.

3. Укажите однозначные слова: 1) кнопка  2) викторина  3) шляпка  4) заморозки   5) кисть.

4. Распределите на два столбика словосочетания в зависимости от того, в прямом или переносном значении употреблено выделенное слово: море цветов, острая боль, ледяная статуя, глубокое море, ледяная интонация, острая игла.

5. Укажите верные утверждения: 1) синонимы делают речь однообразной 2) синонимы – слова разных частей речи  3)синонимы звучат по-разному, но имеют близкое значение  4)омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению 5) бегемот, гиппопотам – это слова-антонимы 6) широкий, узкий – это слова-антонимы.

6. К определению подберите подходящий термин: 1) ….. – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением  2)  …… - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками значения и употребления в речи  3) ….. – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

7. Заполните пропуски: 1) антоним слова маленький - ……  2)  синоним слова разговор - …… 3) синоним слова румяный - ……  4) антоним слова близко - ….. .

Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол»   5 класс

1 вариант.

  1. Что называется глаголом?
  2. Образуйте глаголы от слов: тёмный, рыбак, смех, ох, охота.
  3. Что такое спряжение глагола? Запишите окончания глаголов Ι спряжения.
  4. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
  5. Образуйте от данных глаголов форму сослагательного наклонения: принёс, читал.
  6. Образуйте от глаголов форму повелительного наклонения: положить, смотреть, лечь, спрятаться.
  7. Разберите слова по составу: скрутить, бегите, синеет, послышались.
  8. Запишите глаголы начать, мокнуть, отдать в форме прош. врем. муж. и жен. р.
  9. Определить вид глаголов, поставить в форму другого вида: зеленеет, рассматривать, поглядеть, доставить.
  10. Спишите, обозначьте спряжение глагола.

Красне…т земляника, барабан…т дождь, брезж…т ра(с,сс)вет, , захоч…шь увид..ть, колыш…тся тро(?)ник, дремл…т село, легко дыш…тся, стел…тся ч…рные тучи, зам…рает  сердце, уп…реться в стену, (не)скроешь обман, они бор…тся за мир.

2 вариант.

1. Докажите, что слово растёт – глагол.

  1. Образуйте глаголы от слов синий, соль, ах, обман, зелёный.
  2. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
  3. Что такое спряжение? Запишите окончания глаголов ΙΙ спряжения.
  4. Поставьте глаголы в форму инфинитива: строил, выкупил, метёт, бережёт, смеётся.
  5. Образуйте от данных глаголов форму сослагательного наклонения: ушёл, смотрел.
  6. Образуйте от глаголов форму повелительного наклонения: поехать, лечь, беречь, намазать.
  7. Разберите слова по составу: соберите, расцветает, плескаться, подарила.
  8. Определите вид глаголов, поставит в форму другого вида: приклеить, наставить, желтеет, раскидывать.
  9.  Спишите, обозначьте спряжение глаголов.

Але…т з..ря, стро…тся город, шепч…т за спиной, соб…рать грибы, пост…лить к…вёр, вид…т издалека, розы кол…тся, се…ть зерно, держ…т за руку, (не)навид…шь врага, круж…тся снежинки, показыва…т  фокус.

Развитие речи. Текст 5-6 класс

1.Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. 2. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. 3. Но всякое дерево имеет корни, которые питают его , связывают с землей. 4. Корни – это наша история, дела дедов и пращуров, имена полководцев, поэтов и ученых. 5. Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. 6. Давайте же будем помнить об этих корнях.

В.Песков

1. Определите тему текста:

4. Способ связи предложений:

А) о корнях дерева

А) параллельный

Б) об истории России

Б) последовательный

В)о связи прошлого и будущего

5. Тип речи:

2.Основная мысль текста заключена:

А) повествование

А) в первом предложении

Б) описание состояния

Б) во втором предложении

В) рассуждение

В) в четвертом предложении

6. Языковые средства выразительности:

Г) в пятом предложении

А) эпитеты

3. Стиль текста:

Б) инверсия

А) художественный

В) ряды вопросительных предложений

Б) публицистический

Г) ряды однородных членов

В) научный

Г) деловой

Тест по теме «Местоимение» 6 класс

1 вариант

1.Найдите неверное утверждение.

Неопределенные местоимения

  1. образуются от вопросительных местоимений
  2. указывают на неопределенные предметы, признаки, количество
  3. образуются при помощи приставок не-, кое-, и суффиксов то-, либо-, нибудь
  4. пишутся всегда слитно.

2. Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений.

1)ничто    2) никто   3) нечто   4)ничей

  1. Найдите ошибку в определении разряда местоимений.
  1. нечто- неопределенное
  2. некого – отрицательное
  3. сам – возвратное
  4. такое – указательное

4. Какое слово не является местоимением?

1) какой  2) иной   3) весь   4) оба

5. В каком примере нет грамматической ошибки?

1) об той   2) их сын   3) к ей   4) ихний сын

6. Найдите ошибку в употреблении формы слова.

1)об этом времени  2) против его  3) встретил его  4) соскучился по нас

7. В каком слове пишется не?

1) (н..) (о) чем не спрашивай   2) (н..)чего сказать

3) (н..) при чем    4) всего (н…)чего (= мало)

8. Какое слово пишется через дефис?

1)  (кое)(о)чем  2) (ни)чего  3) (кое)что   4) (судо)строительный

9. В каком примере не пишется слитно?

1) (не)сколько лет  2) ничуть (не)сладкий чай  3) так (не)хотелось уходить 4) это (не)похвала

10. Какое слово пишется раздельно?

1) кто(то)  2) (кое)(о)ком  3) кто(нибудь)  4) кто(либо)

11. Найдите ошибку в употреблении местоимений.

1) Ребята остались довольны концертом и попросили артистов почаще их навещать.

2) На террасе собралось мужское общество. Оно всегда собиралось там после обеда.

3) Она рассердилась на самое себя.

4) Публика смотрела на это молча. Возможно, она не поняла, что произошло.

12. Найдите ошибки при морфологическом разборе выделенного слова. Запишите, исправив ошибки.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Конечно, ничего общего он не имел со всякими шарлатанами.

  1. такой (доктор) – местоим. , н.ф. – такой,  указат., И.п., ед. ч., м. р., в предложении является определением
  2. ничего – местоим., н.ф. – ничего, отриц., Р.п.
  3. его – местоим., н.ф. – он, личное, 3 л., В.п., ед.ч., в предлож. является  определением
  4. со всякими (шарлатанами) – местоим., н.ф. – всякий, определит., Т.п., мн.ч.

  1. вариант
  1. Найдите неверное утверждение.

1) Местоимения  указывают на предметы, признаки, количества.

2) Все местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

3) Неопределенное местоимение нечто имеет только форму И.п.

4) Местоимения с приставкой кое- пишутся через дефис.

  1. Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений

1) всякий  2) какой  3) каждый   4) самый

  1. Найдите ошибку в определении разряда местоимений

1)некоторый – неопределенное

2)твой – личное

3) этакий – указательное

4) иной - определительное

4. Какое слово не является местоимением?

1) столько    2) разный  3) каждый   4) свой

5. В каком примере нет грамматической ошибки?

1) тоскуешь по нас  2) об том томе   3) у ней  4) в сколько параграфах

6. Найдите ошибку в употреблении формы слова.

1) об этом времени   2) скучали по вас  3) встретил него 4) кроме него

7. В каком слове пишется не

  1. (н..)кого здесь не знал
  2. (н..)с кем поговорить
  3. (н..)каких интересов
  4. (н..)чего себе

8. Какое слово пишется через дефис?

1) (бледно)лицый  2)(ни)чего   3) (кое)чей  4) (не)что

9. В каком случае не пишется слитно?

1) (не)чем заняться  2) никак (не)догадаться  

3) (не)(с)кем общаться  4) (не)слабость, а сила

10. Какое слово пишется раздельно?

  1. (чей)либо  2) (чей)нибудь  3) (кое)(с)чем  4) чей(то)

11. В каком примере нет ошибки в употреблении местоимений?

  1. Пассажиры стояли напротив них.
  2. Встретил него, и душа радуется.
  3. Больной попросил сестру налить себе воды.
  4. У нее много знакомых.

12. Найдите ошибки при морфологическом разборе выделенного слова. Запишите, исправив ощибки.

Ничто так не располагает к самому дружескому общению, как эти чем-то милые места.

  1. ничто – местоим., н.ф. ничто, отриц., И.п.
  2. (к) самому (общению) – местоим., н.ф. самый, определит., Д.п., ед.ч.,ср. р. в предложении является определением
  3. эти (места)  - местоим., н.ф. – этот, указат., И.п., ед.ч., в предлож.  является определением
  4. чем-то – местоим., н.ф. – чем-то, неопредел., П.п., ед.ч.

 

Тест по теме «Имя числительное» 6 класс

1 вариант

  1. Какой грамматический признак определен неверно?
  1. Столетие – имя существительное.
  2. Пятеро – собирательное числительное.
  3. Трем – количественное числительное.
  4. Двухместный – порядковое числительное.
  1. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
  1. К восемь целых две пятых прибавить шесть.
  2. Трое подружек.
  3. С двухстами книгами.
  4. Четверо медвежат.

Запишите остальные сочетания, исправив их.

  1. Записать числительные словами.
  1. 854 сложить с 234.                                        3. Из 943 вычесть 325.
  2. К 342 прибавить 672.                                     4. От 878 отнять 567.

4.Образовать от количественных числительных порядковые, поставить в форму Р. п.

15, 58, 582.

5.Списать предложения, вставив в нужном падеже числительные оба, обе.

  1. В…..случаях ответ был неверным.
  2. По ……сторонам дороги тянулись кусты.
  3. Склоны……оврагов размыты дождями.
  4. На …….стенах висели стенды.

     6. Записать предложения, употребив сочетания в скобках в нужной форме.

  1. Работа сделана (полтора месяца) раньше срока.
  2. В (полтораста метров) от дома начинался лес.
  3. Мама купила около(полтора килограмма) сыра.
  4. В книге было не более (полтораста) страниц.

7. Исправить ошибки в употреблении числительных. Исправленное предложение записать.

В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе сто двадцать пять шагов.

8. Произведите морфологический разбор указанных числительных.

В тысяча восемьсот восемьдесят первом   году во время извержения вулкана на островах Индонезии образовалась волна, которая достигла тридцати пяти  метров в высоту и ста сорока восьми километров в длину.

Дополнительное задание.

Запишите 2-3 фразеологизма, в состав которых входят числительные. Дать их толкование.

2 вариант

  1. Какой грамматический признак определен неверно?
  1. Шестеро – собирательное числительное.
  2. Тысяча – имя существительное.
  3. Восемью – количественное числительное.
  4. Семидневный – порядковое числительное.
  1. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
  1. В пятиста шагах.
  2. К трех пятым бассейна.
  3. Четверо подружек.
  4. Пятеро львят.
  1. Записать словами.
  1. 753 сложить с345.
  2. К 555 прибавить 83.
  3. Из 845 вычесть 278.
  4. От 211 отнять 78.
  1. Образовать от количественных числительных порядковые, поставить в форму Р. п.

29, 17, 998.

  1. Списать предложения, вставив в нужном падеже числительные оба, обе.
  1. Малышка крепко держала ……кукол.
  2. …….братьев приняли в спортивную школу.
  3. Мальчик вырезал звезды из …… листов бумаги.
  4. С………сторон свисали густые кроны деревьев.
  1. Записать предложения, употребив сочетание в скобках в нужной форме.
  1. Время полета равняется (полтора часа).
  2. В (полтора километра) от нас было озеро.
  3. Нам сократили сроки до (полтора месяца).
  4. К дому завезли около (полтораста) тонн песка.
  1. Исправить ошибки в употреблении числительных. Исправленные предложения записать.
  1. Сосны живут до триста десяти – четыреста лет.
  2. Современные микроскопы дают увеличение до три тысячи шестьсот раз.

8.Произведите морфологический разбор указанных числительных.

Знаменитый путешественник Марко Поло посетил в восемнадцатом  веке Китай.

В 1881 году во время извержения вулкана на островах Индонезии образовалась волна, которая достигла тридцати пяти метров в высоту и ста сорока восьми   километров в длину.

Дополнительное задание.

Записать 2-3 пословицы, в состав которых входят числительные. Дать толкование одной из них.

Тест по теме «Частица» 7 класс

1.Выпишите частицы

В такое утро русский человек, какое б с ним ни приключилось горе, не может тосковать.

2.Выпишите формообразующую частицу.

В апреле, в апреле луга запестрели. Крапивы немного домой притащи – пусть бабушка сварит зеленые щи!

3.В каком предложении есть отрицательная частица?

  1. В лес июльский загляни-ка: поспевает земляника.
  2. Пошел дождь, не прекращавшийся в течение часа.

4.В каком предложении есть вопросительная частица?

5.В каком предложении есть восклицательная частица?

  1. Вот за далекими горами скрывается прекрасный день.
  2. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы.
  3. Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака.

  1. Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?

6.В каких предложениях частица пишется через дефис?

  1. К полету готов молодой капитан, ему/то летать не впервые.
  2. Во двор заходит почтальон, обходит все дома,

И слышит он со всех сторон: «А нет/ли нам письма?»

  1. Слишком тихо ты бежишь, - говорит ему малыш,-

Сядь/ка, длинноногий, отдохни с дороги.

        4. Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! -

       Отозвалась с той/же строчки тётя точка с запятой.

7.В каком предложении частица пишется раздельно?

  1. И кому/же в ум пойдет на желудок петь голодный?
  2. Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет, каблучком/то как притопнет!

       8.В каком предложении не частица?

  1. Прошло ещё (не)сколько секунд.
  2. (Не)дается мне буфет, сколочу я табурет,

(Не)хромой, (не)шаткий, чистенький и гладкий.

         9.В каком предложении употреблена частица не?

  1. Кто н…  приходил на выставку, все восхищались новыми картинами художника.
  2. Кто н…  приходил на выставку, то ничего не знает о новых картинах художника.
  3. Н…  один дымок не подымался над крышами.

10  В каком предложении употреблена частица ни?

  1. Кто н…  пробовал в жизни осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у того бы дух захватило от кислоты.
  2. Как н…   поливай увядшие розы, они не расцветут вновь.
  3. Кто только н…  бывал в доме Горького!

Тест по теме «Причастие» 7 класс

1. Причастие имеет следующие глагольные признаки (выбери правильный ответ):

1) вид 2)время  3) лицо  4)наклонение

2. В каком предложении причастный оборот выделяется запятой?

1. Дующий с яростной силой ветер мешал идти. 2. Хорошо работают умеющие самостоятельно мыслить люди. 3.По утрам железо покрывалось изморозью тающей под рукой.

3. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.

1)расколотый пополам 2)растущее дерево 3)увядший цветок 4)исправленная ошибка

4. Укажите столбик с правильными ответами:

                                                         1                  2           3         4

Та..щий на солнце                          я                 ю           ю         я

Ла..щий щенок                               ю                я            ю         я

Бор…шийся народ                        я                  я            ю        ю

Держ..щий первенство                 у                  а            а          у

5. Смотри задание №4.

                                                         1      2      3     4

Ожида…мый поезд                        е     и       е     и

Колебл…мый ветром                     е     е       и     и

Вид…мый в тумане                        и     е      е     и  

Охраня..мый объект                        е     и      е    и

6. В каких случаях допущены ошибки в образовании причастий?

1)услышать – услышенный 2)застрелить – застреленный 3) запаять – запаянный 4) засеять – засеятый

7.Как пишется не?  Была весна, и плыл дивный запах ещё (не)распустившихся акаций.

Опубликованы стихи поэта, (не)дооцененного в свое время.

1)в обоих случаях раздельно 2) в обоих случаях слитно 3) в 1- раздельно, во 2 – слитно.

8. Укажите правильный вариант разбора.

1) преобладающий  2) преобладающий 3) преобладающий

9. Укажите столбик с правильными ответами:

                                       1     2     3     4

Некоше…ый луг         н    нн    н     нн

Обиже…ый друг        нн    н      н     нн

Пута…ый след            н    нн    нн     н          

Сваре…ый суп           нн    н      н     нн

10. Укажите правильный разбор предложения:

1.Написанная специалистом книга была мне интересна. 2.Написанная специалистом книга

 

была мне интересна. 3. Написанная специалистом книга была мне интересна.

11.Укажите столбик с правильными ответами.

                               1    2    3    4

Увлеч…нный      ё     о    ё     о

Ш…лковый         ё     о    о     ё

Крыж…вник       о     ё     о    ё

Береж..т               ё     ё     о    о

Огорч…нный      ё    о     ё    о

12. Укажите словосочетание с причастием которое имеет следующие  морфологические признаки:

Действительное, прош. вр., соверш. вид, И.п., ед.ч., ср.род.

1) освещенный солнцем  2) заходящее солнце  3) расколовшийся орех  4) возводимое здание

5) потемневшее море  6) увядшие цветы

 

Тест по теме «Наречие» 7 класс

  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета  б) признак предмета по действию

в) признак действия  г) признак другого признака.

  1. Наречия

а) изменяются по числам  б) изменяются по лицам  в) не изменяются

3. С наречиями на –о, -е   не пишется слитно, если:

а) в предложении есть противопоставление  

б) у наречия есть зависимое слово

в) наречие можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением

г) к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, никогда не.

  1. В приставках не- и ни- пишется буква е, если она находится

а) под ударением  б) без ударения

  1. После букв ш, ч на конце наречий мягкий знак

а) пишется   б) не пишется

  1. В каком случае неправильная грамматическая характеристика ведёт к орфографической ошибке?

Смотрел рассея…о

а) это наречие, в нем пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано, т.е. нн

б) это краткое причастие, в нем всегда н

  1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) по/лисьи, как/то, во/первых;

б) по/братски, буд/то, в/двое;

в) по/немногу, где/нибудь, кто/либо

г) какой/то, черно/белый, по/этому.

  1. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) истраченные   б) доброта  в) впереди  г) обрадовались

  1. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

а) засохший – действительное причастие прошедшего времени

б) неожиданно – наречие

в) организовано – наречие

г) даром – наречие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов

Образец данного материала может быть использован и для контрольного индивидуального опроса, и для повторения при подготовке как к ГИА, так и к ЕГЭ....

Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической напрвленности обучения русскому языку в...

Дидактический материал по русскому языку для 8-9 классов.

8 класс.I. О языке.Упражнение 1.Объяснительный диктант.Запишите слова Д. С. Лихачева о языке из книги “Земля родная”.Язык- самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать вним...

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»

Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов

Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучаю...