Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»
статья по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Способы выражения грамматической основы предложения» | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаркова Иоланта Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Саввинская общеобразовательная школа имени Семена Афанасьевича Калабалина.
Московская область, городской округ Егорьевск, село Саввино.
Способы выражения грамматической основы предложения
Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов
Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их использованию на уроках русского языка.
Ключевые слова: таблица, наглядность, способы выражения, подлежащее, сказуемое, справочник.
Пояснительная записка
Важнейшим принципом дидактики является принцип наглядности. Об этом писали великие педагоги прошлого (Я.А. Коменский [5]), так считают современные ученые (И.М. Осмоловская [6]), этим принципом руководствуются практикующие педагоги (Э.Н. Кашапова, Е.В. Яковлева [4], Е.Ю. Подобедова [7] и другие), работы которых можно найти в сети Интернет. Один из способов реализации данного принципа – работа с таблицей. Наглядность в виде таблицы способствует успешному изучению предметов, в том числе и русского языка. Приемы работы с таблицей универсальны, поэтому могут служить различным методам и технологиям, а также могут использоваться на всех этапах обучения, в зависимости от сопровождающего их задания.
Примеры возможных заданий:
Ознакомьтесь с материалами таблицы. Попробуйте пересказать ее своими словами. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)
Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Какие пункты его отражены / не отражены в таблице? (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)
Ознакомьтесь с материалами таблицы. Прочитайте теоретические сведения по теме в учебнике. Найдите неточность, исправьте записи в таблице. (К таблицам № 3.1 и № 4.1.)
Ознакомьтесь с материалами таблицы. Озаглавьте таблицу / озаглавьте графы таблицы. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
Дополните графы таблицы своими примерами. (Как к таблицам № 3.1 и № 4.1, так и к № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
В правой графе таблицы определите главный член предложения (подлежащее / простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое). Заполните левую графу таблицы примерами способа выражения главного члена предложения. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
Заполните своими примерами предложений правую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
Впишите предложение в соответствующую графу таблицы. (К таблицам № 1, № 2, № 3.2, № 4.2.)
Заполни графы таблицы примерами из текста. (Заранее учитель подбирает или составляет подходящий к изучаемой теме текст.)
Соберите таблицу из ячеек-пазлов.
Возможные формы работы с приведенными ниже таблицами: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возможные типы контроля работы с приведенными ниже таблицами: контроль учителем, взаимопроверка, самопроверка.
Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация по источнику знания): словесные (объяснение, лекция, беседа, работа с книгой), наглядные, практические.
Возможные методы обучения с применением приведенных ниже таблиц (классификация И.Я Лернера и М.Н. Скаткина по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение, исследовательский.
Возможные технологии обучения с применением приведенных ниже таблиц: информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации, модульные технологии, игровая технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Применение перечисленных выше возможных заданий, форм работы, типов контроля, методов и технологий обучения зависит от программных требований и поставленной учителем цели занятия.
Таблицы могут быть использованы:
в процессе формирования ЗУН, УУД;
в процессе выполнения заданий как на уроке, так и дома;
в процессе проверки как теоретических знаний, так и практических умений;
в процессе коррекции ЗУН, УУД.
Приведенные ниже таблицы целесообразно использовать на уроках изучения грамматической основы предложения в 8 классе, на уроках повторения в 9-11 классах, в работе с отстающими учениками.
Объем теории по русскому языку в 8 классе существенно возрастает, поэтому есть необходимость краткого ее изложения. Таблицы – наилучшее средство наглядности, по мнению практикующих учителей Э.Н. Кашаповой и Е.В. Яковлевой, «создают некий порядок в знаниях учащихся, так как позволяют систематизировать изученный материал, а кроме этого способствуют формированию умения отбирать существенную информацию» [4]. С учащимися, начиная с 5 класса, мы ведем справочник, который систематически пополняется таблицами, содержащими алгоритмы действий по правилам или теоретические сведения. В 8 классе наш справочник пополняется приведенными ниже таблицами.
Таблица № 1 Способы выражения подлежащего
Способ выражения | Примеры |
Имя существительное | Снежные вихри закружились у полозьев. |
Местоимение | Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? |
Субстантивированные имена прилагательные, причастия, наречия, междометия | Печальное нас смешит, смешное огорчает. Чужой останется чужим. Танцующие теснились и толкали друг друга. Завтра не будет похоже на сегодня. Ужо – устаревшее наречие. Вот раздалося «ау!» вдалеке. |
Имя числительное | Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. |
Инфинитив | Написать его биографию было делом его друзей. Подойти к брату было страшно. |
Цельное словосочетание | Наступило, наконец, пятнадцатое мая. Каждый из нас станет на самом краю площадки. Было что-то беспомощное и грустно-покорное в его фигуре. Огнём горит костёр рябины красной. Злой с лукавым водились да в яму свалились. |
Предложение | «Он меня любит!» — вспыхивало вдруг во всём её существе. Громкое «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степаныч!» огласило поляну. |
Таблица № 2 Способы выражения простого глагольного сказуемого
Способ выражения | Примеры |
Глагольные формы: изъяв.накл. (наст.вр., прош.вр., буд.вр.,) сослагат.накл. повелит.накл. | Налетает порывами теплый ветер. На портьер зелёный бархат луч луны упал косой. Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Да здравствует солнце, да скроется тьма! |
Инфинитив в роли глагола изъяв.накл. | И царица хохотать (=хохочет), и плечами пожимать (=пожимает), и подмигивать (=подмигивает) глазами, и прищелкивать (=прищелкивает) перстами, и вертеться (=вертится), подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь. |
Фразеологические глагольные сочетания | Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл). Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запомнилась). Спектакль вышел на славу (= удался). Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал). В разговорах он редко принимает участие (=участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает. |
Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола) | Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк (=толкнула) ногой... Вдруг озорник шасть (= вбежал) в комнату. |
Таблица № 3.1 Способы выражения частей
составного глагольного сказуемого. Структура
Структура составного глагольного сказуемого | |
Вспомогательная часть | Основная часть |
выражает грамматическое значение времени и наклонения | выражает лексическое значение |
Фазовый глагол (т. е. глагол со значением начала, продолжения или завершения действия):начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие. | Глагол в неопределенной форме (инфинитив) |
Модальный глагол (т.е. глагол со значением необходимости, желательности, долженствования, эмоциональной оценки и другие):Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться и другие. | |
Фразеологизмы или устойчивые словосочетания:имел намерение (=хотел), лелеял надежду (=надеялся), гореть желанием (=хотеть), задаться целью (=стремиться), дать обещание (=обещать) и другие. |
Таблица № 3.2 Способы выражения частей
составного глагольного сказуемого. Примеры
Способ выражения | Примеры |
Фазовый глагол | Стихи писать Пушкин начал еще до Лицея. Мы принялись готовить суп. Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. Докладчик закончил говорить. |
Модальный глагол | Доктор должен был прервать свою речь. Петр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми. Книги могут рассказать о прошлом. Я старался занять первое место в соревновании. Мальчик боялся признаться в своей ошибке. |
Фразеологизмы или устойчивые словосочетания | Он горел желанием выступать. Я задался целью победить на конкурсе талантов. Чиновник имел намерение посетить богоугодное заведение. |
Таблица № 4.1 Способы выражения именной части
составного именного сказуемого. Структура
Структура составного именного сказуемого | |
Глагол – связка | Именная часть |
выражает грамматическое значение времени и наклонения | выражает лексическое значение |
Есть (= быть), быть, являться;стать, становиться, делаться, сделаться; остаться; бывать, оказаться; показаться, казаться, представляться, считаться, слыть; | Имя существительное,имя прилагательное,имя числительное,причастие,местоимение,цельное словосочетание,наречие. |
Таблица № 4.2 Способы выражения именной части
составного именного сказуемого. Примеры
Способ выражения | Примеры |
Имя существительное | Он был учитель. Он стал директором. Я оказался без гроша. |
Имя прилагательное | Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли… Я был озлоблен, он угрюм. Эта дорога казалась короче. Воздух великолепен. |
Имя числительное | Он был пятым по очереди. Первый был брат Федор Федорыч. |
Местоимение | Чемодан этот мой. Кто эта девушка? Каков мастер, таково и дело. |
Причастие | Дорога проложена через лес. Жребий брошен. Сад стоял облетевший, озябший. |
Наречие | Разгадка мрачного настроения доктора была налицо. Ей туфли будут впору. Как некстати было это воспоминание! |
Цельное словосочетание | Я один из посетителей оперы. Докторская квартира служила притчей во языцех. |
Запомните! Глагол - связка может отсутствовать. В этом случае мы будем называть его «нулевая связка». (Он солдат. – Он был солдат.) Чтобы «обнаружить» нулевую связку, необходимо изменить форму времени в предложении с настоящего на прошедшее или будущее.
Разработка может быть полезна учителям, ученикам, родителям (контролирующим выполнение домашних заданий).
Примеры предложений взяты из фольклора и русской литературы (Пушкин А., Крылов И., Куприн А., Лермонтов М., Тургенев И. и другие). В таблицах не указываем источники предложений, чтобы облегчить учащимся зрительное восприятие сложной темы.
Список использованной литературы и источников
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2001.
- Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский дом «Генжер», 2010.
- Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. – №2(44). – С. 52 – 56.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1. – С. 384.
- Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.
- Подобедова Е.Ю. Использование таблиц на уроках русского языка. // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/20/ispolzovanie-tablits-na-urokakh-russkogo-yazyka
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения"
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ...
Урок русского языка в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения?"
Урок разработан по УМК Л.М. Рыбченковой....
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Главные члены предложения"
Открытый урок русского языка в 5-м классепо теме: "Главные члены предложения" Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, на котором изображена карта сказочной...
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения"
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения" (2 варианта)...
Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения"
Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения" включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер...
Модульный урок по русскому языку в 11 классе по теме" Грамматическая основа предложения"
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку...
конспект урока в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС). Цель урока:Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамм...