Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Бедарева Екатерина Николаевна

Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_russkomu_yazyku_dlya_uchashchihsya_5_klassov.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку

для учащихся 5 классов.

Часть 1.

  1. Произведите фонетический анализ слов: флаг, вьюга, ничто, семь, съел, ялик, ёж.
  2. Укажите, сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором.
  3. Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, переплетчик, денечек, недоверие.
  4. Какое слово состоит из двух звуков, а обозначается на письме одной буквой?
  5. Подберите антонимы к следующим словам: являться, движение, щедрый, тайный, поражение, шкаф.
  6. Замените прилагательные синонимами с приставками без- или бес- в следующих словосочетаниях: смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь.
  7. Сделайте словообразовательный анализ слов: ледокольный, приоткрыть, сумочка, привокзальный, узаконить.
  8. Вставьте пропущенные буквы: опл.лить пр..езд; з.,.пл,.тшъ за проезд; около сем .. десят... ч... ловек; ув.. личить до сем .. сот пят.. мил .. ионов.
  9. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами: кофе, сирень, шампунь,, простыня, кенгуру, Сочи, эскимо, такси.
  10. Отгадайте:

Союз — мой первый слог,

Второй мой слог — предлог.

А целое-— у молодца

Посередине лица.

  1. Как изменится значение слов преклониться и предать, если в них приставку пре- заменить на при-?
  2. Произведите морфологический разбор выделенных в предложении слов: Каждый раз, когда подъезжаю к. городу Волгограду, сердце мое учащенно бьется.
  3. Произведите синтаксический разбор предложений и определите падежи существительных:
  1. Музей посетили пионеры. 2) Юннаты, оберегайте леса, поля и реки. 3) Барабан — ударный музыкальный инструмент.
  1. Определите окончания у следующих существительных: семей, батарей, овечьей, углей, селедок, булавок.
  2. Образуйте, где возможно, краткие формы от прилагательных: взрослый, светлый, голубой; сладкий, тугой, железный, плохой, синий, умный, чужой, лиловый.
  3. Подберите пословицы, в  состав которых, входили бы числительные.
  4. Какие местоимения не имеют именительного падежа?
  5. Составьте предложения с разными значениями слов: пионер, спутник.

Часть2.

  1. Произведите фонетический разбор слов: овраг, сбил, сжег, у него, ничто.
  2. Сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения: На вокзале его встретил друг?
  3. Замените выделенные жирным шрифтом слова синонимичными им фразеологическими оборотами: прочитать книгу до конца, уехать далеко; быстро бежать по коридору; уйти ни с чем.
  4. Назовите пословицы, в которых, употребляется числительное семь.
  5. Подберите синонимы к разным, значениям слова испытывать: 1) Испытывать мотор автомобиля.  2) Испытывать затруднения в учебе.
  6. У каких, глаголов суффикс находится после окончания? Приведите примеры.
  7.  Составьте предложения, с разными значениями слов пионер, спутник, молния.
  8. Чем мягкие согласные по звучанию отличаются от твердых согласных.
  9. Расставьте ударения в словах: баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, понять, сердиться, ходатайствовать, ободрить, обтешет.
  10. Какие числительные в одном ив косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя ь?
  11. Сделайте словообразовательный разбор следующих слов: вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.
  12. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, тыл, быт, даль, быль, пример?
  13. Объясните: чем отличается холодное молоко от холодного взгляда? часовая стрелка от железнодорожной? загородный парк oт трамвайного?
  14. Сделайте морфологический разбор выделенных жирным шрифтом слов: Тот, кто ночевал много раз у костра, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.
  15. Вставьте пропущенные буквы: иску .. иый, иску..тво, д…ликатный, ко…екция, еж.. вый, пунц . . вый, ист .. ый.
  16. Расставьте ударения в словак: агент, баловать, дремота, обеспечение, красивее, мельком, средства, тотчас, полчаса, хвоя,  языковое (явление), языковая (колбаса).
  17. Объясните смысл следующих фразеологизмов: бить баклуши, сесть в калошу, длинный язык, чесать язык, яблоко раздора, шить белыми нитками.
  18. Напишите словами цифры, правильно сочетая их с существительными, данными в скобках.

Зарегистрировали 27 (делегат). 2) Не оказалось 490 (книга). 3) Расстояние между этими городами измеряется 8769 (километр). 4) Прошло 74 (сутки). 5) Для швейной мастерской купили 33 (ножницы). 6) За книгу я уплатил окало 1 ½ (рубль) 7) В этой стране 1565000 (население).

  1. Распределите слова по колонкам: а) диалектизмы, б) заимствованные слова; в) неологизмы; г) устаревшие слова.

Бурак, кочет, аквариум, мавзолей, кафтан, лапти, космонавт, луноход, требовать, прилуниться, утирка, айсберг, вентилятор, уста, космодром, автобус, ботфорты, буерак, чело, планетолог, курень.

  1. Объясните значение слов: девиз, кашпо, матрица, мешаете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 10-11 классов

Образец данного материала может быть использован и для контрольного индивидуального опроса, и для повторения при подготовке как к ГИА, так и к ЕГЭ....

Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической напрвленности обучения русскому языку в...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов

Дидактический материал предназначен для учащихся  9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА  по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучаю...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя числительное»

Дидактический материал по разделу «Числительное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обуча...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя прилагательное»

Дидактический материал по разделу «Имя прилагательное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить...