Нетрадиционные задания на уроках русского языка "Загадки"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.Превратите данный текст сначала в текст, состоящий только из:
- ССП
- СПП
- БСП
- Предложений с разными видами связи
Игра
Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего – то крошилась.
Я приблизился и увидел. Мальчишки играют пряником вместо шайбы. Ржавым, медовым, круглым пряником. Такие нам в детстве давали по праздникам. Бывало, перед надкусыванием пряника долго слизываешь с него сладь. Она застывала разводами, пятнами и лунками.
Пряник походил на маленькую далёкую луну. Он, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.
(По В. Астафьеву)
2. Сколько различных вариантов постановки знаков препинания возможно в данном предложении?
Недалеко от Синего острова был другой безымянный остров такой же молчаливый и таинственный даже становилось жутковато на душе.
3. Составьте предложение, в котором употреблялись бы следующие знаки: ; : - , ! ( )
Из скольких частей состоит ваше предложение?
- Кто вспомнит за десять минут наибольшее количество фразеологизмов с данными словами?
Монета, верста, конь, меч, пята, узел, гусь, калоша, рак.
5. Из «кучи малы» выудите слова, которые вместе образуют устойчивые словосочетания. Запишите их, объясните значения:
Шить изобилие истина калач ярлык заварить рог площадка развесистый наклеить смотреть волк лыко тёртый прописной клюква каша стартовый
ИГРА РОЛЕВАЯ
Проведите «синтаксические раскопки». Их смысл: в приведённом тексте необходимо расставить все знаки препинания, определив границы предложений и все случаи обособления внутри них. Разделите текст на абзацы. На работу отводится 10-15 минут.
Когда Лёва был ещё мальчишкой во дворе их дома проживал пёс неопределённого цвета и неустановленной породы пёс был ничейный жил под домом кормили его все и он любил всех и страдал от обжорства и добродушия у него была одна страсть гонять кошек увидев противника Дэвик так вычурно звали пса превращался в преследователя никто никогда не видел чтобы Дэвика кошку поймал однажды Лёва стал свидетелем позора всеобщего любимца Дэвик по своему обычаю крутился во дворе когда из-за сарая вышел серый обычной полосатой раскраски кот и сел глядя на окружающий мир с равнодушным презрением как умеют смотреть только кошки да получившие неожиданное и большое наследство мещане Дэвик увидел кота рванулся казалось пёс способен разорвать на клочки и тигра Лёва открыл было глаза чтобы крикнуть неразумному коту беги кот беги кот жмурился вылизывал лапу когда до его смерти оставалось всего несколько метров кот открыл глаза поднял лапу и замер как Дэвик тормозил он выставил передние сел на задние лапы подняв облако пыли сумел остановиться в метре от своей «жертвы» остановившись пёс встряхнулся с лживой безразличностьб зевнул и стороной стороной затрусил к сараям по своим собачьим надобностям кот зажмурившись начал долизывать свою лапу
Игра - загадка
Прочтите слово ПИР. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили – были розовый поросёнок и пегая корова Фрося.
1. Кто быстрее найдёт синонимы и антонимы ( если они имеются) для данных слов?
Синонимы Антонимы
________________традиция _________________
________________великан _________________
________________талант ________________
________________абзац _________________
________________ваятель _________________
________________багрянец _________________
________________банальный ________________
________________активный _______________
________________привечать ________________
________________убеждать ________________
________________брутто _________________
________________импорт ________________
________________нерадивый ________________
________________импозантный _______________
- Разбейте данные слова на грамматические классы. Что вы положили в основу группирования?
Который, лисий, верблюд, что, вороньё, нечто, шестой, семь, белый, два, сорок, конь, синий.
- Даны слова, которые как части присутствуют в словах, не имеющих ничего общего с данными. Подберите и запишите как минимум по два аналогичных слова.
Например: пот – роПОТ, ПОТеха, каПОТ, леПОТа.
ГОЛ ______________ ____________________
БОК______________ ____________________
ПОЛ ______________ ____________________
ДЕНЬ_____________ __________________
ПОРТ _____________ ___________________
ФОРТ_____________ _____________
СТРАДА_________ ________ ТРАКТ_________ ________ _ ОРАТОР_____________ ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...
Нестандартные задания на уроках русского языка
Нестандартные задания на уроках русского языка...
компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы
Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...
Нетрадиционные задания на уроках литературы
Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учен...
Нетрадиционные задания на уроках литературы
В работе представлены нетрадиционные задания по русской литературе для 5-8 классов, которые помогут современным детям по-новому взглянуть на "скучные" произведения школьной программы....