Нетрадиционные задания на уроках русского языка "Загадки"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Ковалёва Вера Николаевна

Загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Превратите  данный  текст  сначала  в  текст,  состоящий  только из:

- ССП

- СПП

- БСП

- Предложений  с  разными  видами  связи

                               Игра

Мальчишки  гоняли  по  тротуару  шайбу.  Она  щёлкала  звонко,  летала  легко  и  отчего – то  крошилась.

Я  приблизился  и  увидел.  Мальчишки  играют  пряником  вместо  шайбы.  Ржавым,  медовым,  круглым  пряником.  Такие  нам  в  детстве  давали  по  праздникам.  Бывало,  перед  надкусыванием  пряника  долго  слизываешь  с  него  сладь.  Она  застывала  разводами,  пятнами  и  лунками.

Пряник  походил  на  маленькую  далёкую  луну.  Он,  как  луна,  был  манящ,  недоступен  и  призрачен.

                                                            (По  В.  Астафьеву)

2. Сколько  различных  вариантов  постановки  знаков  препинания  возможно  в  данном  предложении?

Недалеко  от  Синего  острова  был  другой безымянный  остров  такой  же  молчаливый  и  таинственный  даже становилось  жутковато  на  душе.

3. Составьте  предложение,  в  котором  употреблялись  бы  следующие  знаки:  ;   :   -  ,   !  (   )

Из  скольких  частей   состоит  ваше  предложение?

  1. Кто  вспомнит  за  десять  минут  наибольшее  количество  фразеологизмов  с  данными  словами?

Монета,  верста,  конь,  меч,  пята,  узел,  гусь,  калоша,  рак.

5. Из  «кучи  малы»   выудите  слова,  которые  вместе  образуют  устойчивые  словосочетания.  Запишите  их,  объясните  значения:

Шить    изобилие    истина     калач         ярлык         заварить         рог       площадка        развесистый             наклеить               смотреть            волк    лыко    тёртый          прописной        клюква           каша                стартовый

ИГРА     РОЛЕВАЯ

Проведите   «синтаксические  раскопки». Их  смысл: в  приведённом  тексте  необходимо  расставить  все  знаки  препинания,  определив  границы   предложений  и  все  случаи  обособления  внутри  них. Разделите  текст  на  абзацы. На  работу  отводится   10-15  минут.

Когда  Лёва  был  ещё  мальчишкой   во  дворе  их  дома  проживал  пёс  неопределённого  цвета  и  неустановленной  породы  пёс  был  ничейный  жил  под  домом  кормили  его  все  и  он  любил  всех   и  страдал  от  обжорства  и  добродушия  у  него  была  одна  страсть  гонять  кошек  увидев  противника  Дэвик  так  вычурно  звали  пса  превращался  в  преследователя  никто  никогда  не  видел  чтобы  Дэвика   кошку  поймал  однажды  Лёва  стал   свидетелем   позора  всеобщего  любимца   Дэвик  по  своему  обычаю  крутился  во  дворе   когда  из-за  сарая  вышел  серый  обычной  полосатой  раскраски   кот   и  сел   глядя  на  окружающий  мир  с  равнодушным  презрением   как  умеют  смотреть  только  кошки  да  получившие  неожиданное  и  большое  наследство  мещане Дэвик  увидел  кота  рванулся  казалось  пёс  способен  разорвать  на  клочки  и  тигра  Лёва  открыл  было  глаза  чтобы  крикнуть  неразумному коту  беги  кот  беги  кот  жмурился  вылизывал  лапу  когда  до  его  смерти  оставалось  всего  несколько  метров  кот  открыл  глаза  поднял  лапу  и  замер  как  Дэвик  тормозил  он  выставил  передние   сел  на  задние  лапы  подняв  облако  пыли  сумел  остановиться  в  метре  от  своей  «жертвы»  остановившись  пёс  встряхнулся с  лживой  безразличностьб  зевнул  и  стороной  стороной  затрусил  к  сараям  по  своим  собачьим  надобностям  кот  зажмурившись  начал  долизывать  свою  лапу

Игра   -  загадка

Прочтите  слово  ПИР. Определите,  сколько  раз  каждый  звук  этого  слова  встречается  в  следующей  фразе:

Жили – были  розовый  поросёнок  и  пегая  корова  Фрося.

1.  Кто  быстрее  найдёт  синонимы  и  антонимы   ( если  они  имеются)  для  данных  слов?

Синонимы                                                              Антонимы

 ________________традиция _________________

 ________________великан    _________________

 ________________талант        ________________

 ________________абзац         _________________

 ________________ваятель      _________________

 ________________багрянец    _________________

 ________________банальный  ________________

 ________________активный       _______________

 ________________привечать     ________________

 ________________убеждать       ________________

 ________________брутто          _________________

 ________________импорт          ________________

 ________________нерадивый     ________________

 ________________импозантный  _______________

  1. Разбейте  данные  слова  на  грамматические  классы.  Что  вы  положили  в  основу  группирования?

Который,  лисий,  верблюд,  что,  вороньё,  нечто,  шестой,  семь,  белый,  два,  сорок,  конь,  синий.

  1. Даны  слова,  которые  как  части  присутствуют  в  словах,  не  имеющих  ничего  общего  с  данными.  Подберите  и  запишите  как  минимум  по  два  аналогичных  слова.

Например: пот – роПОТ, ПОТеха, каПОТ, леПОТа.

ГОЛ ______________ ____________________

 БОК______________  ____________________

ПОЛ ______________  ____________________

 ДЕНЬ_____________     __________________

 ПОРТ _____________  ___________________

                                      ФОРТ_____________  _____________

 СТРАДА_________  ________                      ТРАКТ_________  ________ _ ОРАТОР_____________  ____________            

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения

Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....

Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал - подборка индивидуальных  заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы

Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...

Нетрадиционные задания на уроках литературы

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учен...

Нетрадиционные задания на уроках литературы

В работе представлены нетрадиционные задания по русской литературе для 5-8 классов, которые помогут современным детям по-новому взглянуть на  "скучные" произведения школьной программы....