Нетрадиционные задания на уроках литературы
статья по литературе на тему

В работе представлены нетрадиционные задания по русской литературе для 5-8 классов, которые помогут современным детям по-новому взглянуть на  "скучные" произведения школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota-chernysheva_m.v.-sosh_no11-2016-zelenodolsk.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные задания на уроках литературы

Чернышева М.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Россия(Татарстан), г.Зеленодольск

       Русская литература, особенно 19 века-- одно из высших достижений мировой культуры, важная часть «памяти человечества». Русскую классику, которая является основой школьного курса литературы, современные подростки считают скучной, неинтересной, устарелой.  Но Пушкина и Гоголя читают почти двести лет и будут читать еще через двести…Отбор этот проведен не нами, он произведен историей. Но каким образом объяснить современным подросткам, что произведения русской классической литературы современны как никогда?

     Новое  время  требует  от  современного  учителя литературы и новых  форм  работы  . Дети сегодня   неохотно  читают, с  трудом  выражают  свои  мысли. Нужны   новые  подходы ,  которые  заставили  бы  учащихся  иначе  взглянуть  на  художественное  произведение,  понять  его  смысл, постичь  всю  значимость  и  красоту  русского  слова.   Отчасти улучшить  сложившееся  положение  помогут нетрадиционные задания, которые можно предложить на уроках литературы. Вот какие нетрадиционные задания .

В 5 классе при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – можно использовать  различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п

При изучении произведения  А. Экзюпери «Маленький принц» можно попросить учеников составить маршрутный лист маленького принца (указать планеты и жителей их населяющих) или выписать  афоризмы  Лиса и Маленького принца о жизни (Советы лично мне от Лиса и Маленького принца).

При знакомстве с «Поучением » Владимира Мономаха дети могут составить  небольшой словарь устаревших слов и сочинить небольшое поучение младшим брату, сестре, используя некоторые слова из «Поучения», например: приветить». «молвить», «почет» и др..

Интересные задания можно предложить для восьмиклассников при изучении   «Капитанской  дочки» А.С.Пушкина:

Задание 1 . Какими качествами обладают герои повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка»? Заполните таблицу, используя слова для справок.

Пугачёв

Екатерина II

Маша

Миронова

Пётр

Гринев

Савельич

Швабрин

Капитан

Миронов

Для справок:

Смелость, храбрость, искренность, скромность, благонравность, целомудренность, жестокость, бездушие, подлость, низость, честь, бесчестие, надежность, хитрость, самоотверженность, незлопамятность, благородство, великодушие, равнодушие, бессердечие, эгоизм, чувство долга, достоинство, зависть, трусость, предательство, верность, прямота, зависть, малодушие.

 Задание 2.       Характеристику героя произведения можно дать, попросив учащихся оформить страничку в «контакте» одному из героев повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка» (Петр Гринев, Мария Миронова, Швабрин). Для этого можно предложить следующие рубрики: Родители-Образование-Увлечения-Друзья (Кто мог быть другом этого человека? Возможно, это герои других произведений)-Враги-Покровители-Жизненный девиз-Основные качества-Путешествия.

      В старших классах на уроках литературы можно проводить лирическую пятиминутку.  Дома ученик  учит  наизусть понравившееся ему стихотворение. Перед уроком на перемене заранее записывает автора и название стихотворения на доске и выписывает строчки, которые считает ключевыми. В начале урока ученик  не только читает  стихи, но и обосновывает свой выбор. Остальные ребята записывают информацию с доски   в тетрадь, а стихотворные  строчки в дальнейшем могут использовать в качестве эпиграфа к  сочинению.

        При изучении повести «Шинель» Н.В.Гоголя   можно предложить   детям  заполнить ПАСПОРТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ . Паспорт распечатывается и раздается всем ученикам. Такой вид работы может быть использован в качестве повторения или на первых уроках по изучению произведения (после домашнего самостоятельного чтения ).

ПАСПОРТ

ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Автор____________________________________

Произведение_____________________________

Дата написания___________________________

Жанр___________________________________

Входит в сборник «Петербургские повести» («Нос», «Портрет») Фамилия______________________________

Имя__________________________________

Отчество_______________________________

Возраст_________________________________

Семейное положение_____________________

Адрес__________________________________

_______________________________________

Портрет________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

_______________________________________

______________________________________

______________________________________

Где служит_________________________

Чин в табели о рангах____________________

_______________________________________

Что делает на службе_____________________

_______________________________________

Жалование (в год)_______________________

Отношение сослуживцев_________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

______________________________________

______________________________________

Распорядок дня_________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Развлечения____________________________

______________________________________

Одежда______________________________

_____________________________________

Черты характера

-смирение ?____________________________

_______________________________________

-умен?_________________________________

______________________________________

-трудолюбивый?_________________________

-исполнительный?_________________________

________________________________________

-экономный? _____________________________

________________________________________

Почему не женился?______________________

________________________________________

-О чем мечтает?__________________________

________________________________________

________________________________________

-Есть друзья? Почему?_____________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

КАТАСТРОФА!

НУЖНА НОВАЯ ШИНЕЛЬ!!

СКОЛЬКО?_____________________________

Где взять деньги?________________________

Как сэкономить ?_________________________

_______________________________________
_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Как долго?_____________________________

МЕЧТА  осуществилась__________________  _______________________________________

_______________________________________

Как изменилось поведение Башмачкина?___

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

У-К-Р-А-Л-И!!!

Шинель-предмет роскоши или первой необходимости?_________________________

Кто и как  мог помочь Башмачкину?________

_______________________________________

Почему не помогло  значительное лицо?___

_______________________________________

_______________________________________

Почему не помогли сослуживцы?___________

_______________________________________

_______________________________________

Почему умер Башмачкин?________________

_______________________________________

_______________________________________

-Башмачкина в литературоведении называют «маленьким человеком». Почему?Какие чувства вызывает у вас Акакий Акакиевич? Нужно ли в 21 веке читать о каком-то коллежском регистраторе, копившем на шинель? Человек считает себя наиболее несчастным, но мерил ли он несчастье другого?

       В качестве  проверочной работы после изучения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»  уже много лет провожу работу в малых группах. Дети делятся на пары и пишут отчет от лица настоящего ревизора, приездом которого заканчивается комедия. Они должны придумать фамилию (говорящую) ревизору, которая бы говорила о честности проверяющего (примеры говорящих фамилий Строгов, Честнов, Неберухин, Наглорожский, Добрынин , Миронов…) В зависимости от выбранной  фамилии  отчет должен содержать достоверные или ложные сведения об обстановке в городе Н. Вступление  и план отчета  можно продиктовать, но можно также распечатать  и раздать детям готовые бланки отчета, что значительно экономит время на уроке.

ОТЧЕТ

Я, генерал ____________________________, приехавший из Петербурга по Именному повелению, дабы произвести ревизию городского хозяйства города Н, управляемого городничим А.А.Сквозник-Дмухановским, имею сообщить .

За время пребывания в оном городе мною обнаружено следующее:

1. общее благоустройство города (чистота, порядок) д.1-я.4. 5

2. Работа городских учреждений (недостатки)

      А). Почта, почмейстер Шпекин д.1-я.1

      Б). Богоугодное заведение(=больница), попечитель Земляника, врач    Гибнер д.3-я.5

       В). Городские училища, смотритель Хлопов

      Г). Полиция, тюрьма , полицейский надзиратель Держиморда д.3-я.6

       Д). Суд, судья Ляпкин-Тяпкин д.  –я.

3. деятельность городничего Сквозник-Дмухановского д.1, д.2-я.4, 5, д.4-я.10, 11, д.5-я.2.

4. Рекомендации (наказать, снять с должности, отдать под суд, объявить благодарность кому и за что…)

1835 года июля месяца 5-го дня

Писцы 1.______________________

             2._____________________

      Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений,  которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Однако во многих странах, как    высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и    культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для   развития любой страны.

    Выступая на съезде Российского книжного союза,  В.В.Путин поставил новую общенациональную задачу – повышение   интереса к чтению. «Мы долгое время были одной из самых читающих стран   мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт»,- заявил президент.

     

Литература и интернет-ресурсы:

1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие.- М.: Просвещение, 1990.

2.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М.: Просвещение, 1993.

3.Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. Под ред. В.В.Кускова.- М.: Высш. шк., 1994.

4.Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 1993.

5. Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: Пособие для учащихся.- М.: Дрофа, 2002.

6. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга.- Саратов: Надежда, 1993.

7.Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным.- М.: Издание книгопродавца М.Березина, 1880. (Репринтное воспроизведение издания 1880 года)

8.http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1012:-5-&catid=4:vek-nyneshniy&Itemid=37&lang=de

9.http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=116&Itemid=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах

Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехов...

Нетрадиционные формы проведения уроков литературы

Презентация "Нетрадиционные  формы  проведения уроков литературы"...

Нетрадиционные задания на уроках литературы

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учен...

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко ана...