Нетрадиционные задания на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_zadaniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные задания на уроках литературы
Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п
6 класс
А. Экзюпери «Маленький принц».
Задание: Составить маршрутный лист маленького принца: указать планеты и жителей их населяющих.
Задание: Выписать афоризмы Лиса и Маленького принца о жизни (Советы лично мне от Лиса и Маленького принца).
Гомер «Илиада»
Задание: Написать гекзаметром текст – стилизацию на одну из тем: «Рассказ о школьном завтраке», «На турслете», «Колобок».
7 класс
Из «Поучения» Владимира Мономаха
Составьте небольшой словарь устаревший слов. Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре, используя некоторые слова из «Поучения», например: приветить». «молвить», «почет» и др..
Тема детства в произведения И. А. Бунина «Цифры», Л. Толстой «Детство», Н. А.Некрасов «Крестьянские дети».
Задание: составить таблицу.
Аспект сопоставления | И.А. Бунин. «Цифры» | Л.Н. Толстой «Детство» | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» |
Личность ребёнкак | |||
Отношение с родителями | |||
Отношения с природой | |||
Ребёнок и быт |
ВЫВОД: почему одна и та же тема по-разному интерпретировалась писателями?
8 класс
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
1. Цифровой диктант.
Приводится несколько утверждений. Если они верные – поставьте 1, если утверждение неверное, поставьте 0.
Пример: Глава II «Вожатый».
№ | Утверждение | Ответ |
1 | Пётр Гринёв просил у Савельича прощения за вчерашнее поведение (пьянство, проигрыш, неуважительное отношение к прислуге» | 1 |
2 | Савельич сам считал себя виноватым в произошедшем | 1 |
3 | Пётр впредь приказал Савельичу не распоряжаться хозяйскими деньгами | 0 |
4 | По дороге в Оренбург Петра и Савельича настиг проливной дождь | 0 |
5 | Гринёв и Савельич сбились с дороги | 1 |
6 | Им самостоятельно удалось выйти к жилью | 0 |
7 | Савельичу приснился пророческий сон | 0 |
8 | Ночь пётр и Савельич провели на постоялом дворе | 1 |
9 | Пётр отблагодарил вожатого деньгами | 0 |
10 | В Оренбурге Петра Гринёва встретил товарищ его отца и направил служить в Белогорскую крепость | 1 |
11 | Пётр неправильно объяснил старому офицеру смысл пословицы: «Держать в ежовых рукавицах» | 1 |
2. Хронологический порядок эпизодов.
Пример: Расставьте эпизоды повести в хронологическом порядке.
1. Письмо П. Гринева родителям с просьбой благословить брак с Машей.
2. Арест Гринева.
3. Встреча Гринева и Пугачева в Бердской слободе.
4. Встреча с вожатым.
5.Петр Гринев зачислен в Семеновский полк.
6. Письмо Екатерины II к Гриневу Андрею Петровичу.
7. Приезд в Белогорскую крепость. Знакомство с семьей капитана Миронова.
8.Дуэль Швабрина с Гриневым.
9. Допрос башкирца.
10. Казнь коменданта и его жены.
11. Помилование Гринева Пугачевым.
12. Швабрин – новый комендант Белогорской крепости.
13. Военный совет в Оренбурге.
14. Освобождение Маши из плена.
15. Встреча Маши с Екатериной II.
(5, 4, 7, 8, 1, 9, 10, 11, 12, 13, 3, 14, 2 , 15, 6)
3. Придумать 10 интересных разноплановых вопросов по тексту.
4. Качества героев произведений.
Пример: Какими качествами обладают герои повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка». Составьте таблицу.
Пугачёв | Екатерина II | Маша | Пётр | Швабрин | Капитан Миронов |
СЛОВАРЬ КАЧЕСТВ:
Смелость, храбрость, искренность, скромность, благонравность, целомудренность, жестокость, бездушие, подлость, низость, честь, бесчестие, надежность, хитрость, самоотверженность, незлопамятность, благородство, великодушие, равнодушие, бессердечие, эгоизм, чувство долга, достоинство, зависть, трусость, предательство, верность, прямота, зависть, малодушие.
5. Характеристика героя произведения.
Пример: Оформить страничку в «контакте» одному из героев повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка» (Петр Гринев, Мария Миронова, Швабрин)
РУБРИКИ:
- Родители
- Образование
- Увлечения
- Друзья (Кто мог быть другом этого человека?
Возможно, это герои других произведений)
- Враги
- Покровители
- Жизненный девиз
- Основные качества
- Путешествия
6. Сравнительная характеристика героев.
Составить сравнительную характеристику двух героев. Петр Гринев (А. С.Пушкин «Капитанская дочка») и Андрий Бульба (Н. В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Свои мысли подкрепляйте цитатами из текста!!!
Параметры сравнения | П. Гринёв | Андрий |
1. Детство героя, образование | ||
2. Отношение отца к сыну | ||
3. Отношение матери к сыну | ||
4. герой на войне. Отношение к службе (поведение, приоритеты) | ||
5. Осада города. Почему герой оказывается в осаждённом городе? | ||
6. Отношение героя к возлюбленной | ||
7. Нравственный выбор героя | ||
8. Отношение отца к предательству сына? | ||
9. Судьба героя. Чем закончилась его жизнь? |
ВЫВОД: Почему жизнь героев, во многом схожая, закончилась так по-разному?
9 класс
А. Грибоедов «Горе от ума»
Написать донос на Чацкого. (Важно стилизовать язык доноса, суметь войти в эпоху того времени).
М. Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
Печорин ушел из жизни. Что останется от него? Написать эпитафию (короткий некролог). Примечание: написать сразу, как прочитали, до анализа произведения в классе.
Романтизм, классицизм, сентиментализм в литературе.
Задание: написать известные сказки («Колобок», «Красная шапочка») в стиле одного из литературных направлений.
В старших классах я ввела на уроках литературы лирическую пятиминутку. В чем она заключается? Всегда находится желающий в проведении этой работы. Дома он учит наизусть понравившееся ему стихотворение. Перед уроком на перемене заранее записывает автора и название стихотворения на доске, и выписывает строчки, которые считает ключевыми. Урок начинается с его выступления, притом он не только рассказывает стихи, но и обосновывает свой выбор. Остальные ребята записывают лирическую пятиминутку себе в тетрадь, и подходящие строчки в дальнейшем могут использовать в качестве эпиграфа к какому-либо сочинению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"
В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....
Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах
Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехов...
Нетрадиционные формы проведения уроков литературы
Презентация "Нетрадиционные формы проведения уроков литературы"...
Нетрадиционные задания на уроках литературы
В работе представлены нетрадиционные задания по русской литературе для 5-8 классов, которые помогут современным детям по-новому взглянуть на "скучные" произведения школьной программы....
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко ана...
Комментарии
Очень интересные задания.
Очень интересные задания. Главное - заставляют придумать что-то новое для других уроков. Спасибо большое за призыв к творчеству.