Нетрадиционные задания на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Загнетина Ольга Алексеевна

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_zadaniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные задания на уроках литературы

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п

6 класс

А. Экзюпери «Маленький принц».

Задание: Составить маршрутный лист маленького принца: указать планеты и жителей их населяющих.

Задание: Выписать  афоризмы  Лиса и Маленького принца о жизни (Советы лично мне от Лиса и Маленького принца).

Гомер «Илиада»

Задание: Написать гекзаметром текст – стилизацию на одну из тем: «Рассказ о школьном завтраке», «На турслете», «Колобок».

7 класс

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Составьте небольшой словарь устаревший слов. Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре, используя некоторые слова из «Поучения», например: приветить». «молвить», «почет» и др..

Тема детства в произведения И. А. Бунина «Цифры», Л. Толстой «Детство», Н. А.Некрасов «Крестьянские дети».

Задание: составить таблицу.

Аспект сопоставления

И.А. Бунин. «Цифры»

Л.Н. Толстой «Детство»

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Личность ребёнкак

Отношение с родителями

Отношения с природой

Ребёнок и быт

ВЫВОД: почему одна и та же тема по-разному интерпретировалась писателями?

8 класс

А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1. Цифровой диктант.

Приводится несколько утверждений. Если они верные – поставьте 1, если утверждение неверное, поставьте 0.

Пример: Глава II «Вожатый».

Утверждение

Ответ

1

Пётр Гринёв просил у Савельича прощения за вчерашнее поведение (пьянство, проигрыш, неуважительное отношение к прислуге»

1

2

Савельич сам  считал себя виноватым в произошедшем

1

3

Пётр впредь приказал Савельичу не распоряжаться хозяйскими деньгами

0

4

По дороге в Оренбург Петра и Савельича настиг проливной дождь

0

5

Гринёв и Савельич сбились с дороги

1

6

Им самостоятельно удалось выйти к жилью

0

7

Савельичу приснился пророческий сон

0

8

Ночь пётр и Савельич провели на постоялом дворе

1

9

Пётр отблагодарил вожатого деньгами

0

10

В Оренбурге Петра Гринёва встретил товарищ его отца и направил служить в Белогорскую крепость

1

11

Пётр неправильно объяснил старому офицеру смысл пословицы: «Держать в ежовых рукавицах»

1

2. Хронологический порядок эпизодов.

Пример: Расставьте эпизоды повести в хронологическом порядке.

1. Письмо П. Гринева родителям с просьбой благословить брак с Машей.

2. Арест Гринева.

3. Встреча Гринева и Пугачева в Бердской слободе.

4. Встреча с вожатым.

5.Петр Гринев зачислен в Семеновский полк.

6. Письмо Екатерины II к Гриневу Андрею Петровичу.

7. Приезд в Белогорскую крепость. Знакомство с семьей капитана Миронова.

8.Дуэль Швабрина с Гриневым.

9. Допрос башкирца.

10. Казнь коменданта и его жены.

11. Помилование Гринева Пугачевым.

12. Швабрин – новый комендант Белогорской крепости.

13. Военный совет в Оренбурге.

14. Освобождение Маши из плена.

15. Встреча Маши с Екатериной II.

(5, 4, 7, 8, 1, 9, 10, 11, 12, 13, 3, 14, 2 , 15, 6)

3. Придумать 10 интересных разноплановых вопросов по тексту.

4. Качества героев произведений.

Пример: Какими качествами обладают герои повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка». Составьте таблицу.

Пугачёв

Екатерина II

Маша

Пётр

Швабрин

Капитан Миронов

СЛОВАРЬ КАЧЕСТВ:

Смелость, храбрость, искренность, скромность, благонравность, целомудренность, жестокость, бездушие, подлость, низость, честь, бесчестие, надежность, хитрость, самоотверженность, незлопамятность, благородство, великодушие, равнодушие, бессердечие, эгоизм, чувство долга, достоинство, зависть, трусость, предательство, верность, прямота, зависть, малодушие.

5. Характеристика героя произведения.

Пример: Оформить страничку в «контакте» одному из героев повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка» (Петр Гринев, Мария Миронова, Швабрин)

РУБРИКИ:

  • Родители
  • Образование
  •  Увлечения
  • Друзья (Кто мог быть другом этого человека?

Возможно, это герои других произведений)

  • Враги
  •  Покровители
  •  Жизненный девиз
  • Основные качества
  •  Путешествия

6. Сравнительная характеристика героев.

Составить сравнительную характеристику двух героев. Петр Гринев (А. С.Пушкин «Капитанская дочка») и Андрий Бульба (Н. В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Свои мысли подкрепляйте цитатами из текста!!!

Параметры сравнения

П. Гринёв

Андрий

1. Детство героя, образование

2. Отношение отца к сыну

3. Отношение матери к сыну

4. герой на войне. Отношение к службе (поведение, приоритеты)

5. Осада города. Почему герой оказывается в осаждённом городе?

6. Отношение героя к возлюбленной

7. Нравственный выбор героя

8. Отношение отца к предательству сына?

9. Судьба героя. Чем закончилась его жизнь?

ВЫВОД: Почему жизнь героев, во многом схожая, закончилась так по-разному?

9 класс

А. Грибоедов «Горе от ума»

Написать донос на Чацкого. (Важно стилизовать язык доноса, суметь войти в эпоху того времени).

М. Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Печорин ушел из жизни. Что останется от него? Написать эпитафию (короткий некролог). Примечание: написать сразу, как прочитали, до анализа произведения в классе.

Романтизм, классицизм, сентиментализм в литературе.

Задание: написать известные сказки («Колобок», «Красная шапочка») в стиле одного из литературных направлений.

В старших классах я  ввела на уроках литературы лирическую пятиминутку. В чем она заключается? Всегда находится желающий в проведении этой работы. Дома он учит наизусть понравившееся ему стихотворение. Перед уроком на перемене заранее записывает автора и название стихотворения на доске, и выписывает строчки, которые считает ключевыми. Урок начинается с его выступления, притом он не только рассказывает стихи, но и обосновывает свой выбор. Остальные ребята записывают лирическую пятиминутку себе в тетрадь, и подходящие строчки в дальнейшем могут использовать в качестве эпиграфа к какому-либо сочинению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах

Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехов...

Нетрадиционные формы проведения уроков литературы

Презентация "Нетрадиционные  формы  проведения уроков литературы"...

Нетрадиционные задания на уроках литературы

В работе представлены нетрадиционные задания по русской литературе для 5-8 классов, которые помогут современным детям по-новому взглянуть на  "скучные" произведения школьной программы....

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко ана...


 

Комментарии

Очень интересные задания. Главное - заставляют придумать что-то новое для других уроков. Спасибо большое за призыв к творчеству.