Рабочая программа по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
I раздел
Настоящая Рабочая программа по русскому языку для 8Б класса построена в соответствии с требованиями «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы» (авторы: С. Г. Бархударов и Ю. И. Лысой. М., «Мнемозина», 2007 год).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования для VIII класса в объеме 105 часов в год. Программа составлена для 8А класса на основе учебного плана школы (приказ №471 от 30.08.2011 г.), с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, способностей и уровня подготовки обучающихся данного класса. В программе учтены учебные возможности данного класса, уровень мотивации обучающихся.
Количество часов в году: 105
Количество часов в неделю: 3
количество уроков по развитию речи: 17
Количество плановых контрольных уроков: 8
Программа реализуется посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010 год. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, ЛО. М. Александрова.
Дополнительная литература:
Учебно-методический комплект учителя:
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2009
2. Публикации конкурса «Открытый урок»
3. Уроки русского языка в 8 классе. Н. Г. Владимирская. Москва «Творческий центр», 2004.
4. УМК. Поурочные разработки по русскому языку. О. А Нури. Учебно-методическое пособие. Рекомендовано Российской Академией образования. Москва «Экзамен», 2009 год.
5. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Г. А. Богданова. Москва. «Просвещение». 2011 г.
Формы контроля: контрольные работы, диктанты, тесты, проверочные работы, зачеты по темам, изложения и сочинения.
№ п\п | Разделы программы | Количество часов на уроки развития речи | Форма проведения |
1 | Русский язык в современном мире. | ---- | ------- |
2 | Повторение пройденного в V –VII классах | 1 | Подготовка к домашнему сочинению по исходному тексту «Что значит быть интеллигентным?» |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 1 | |
1) | Простое предложение | 1 | Описание памятника культуры – церковь Покрова на Нерли «Чудный собор» |
2) | Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 1 | |
4) | Второстепенные члены предложения | 3 | Изложение с элементами сочинения- рассуждения «Лес – источник жизни» |
5) | Простые односоставные предложения | 2 | |
6) | Простое осложненное предложение | 1 | Изложение – описание внешности человека |
7) | Предложения с обособленными членами | 3 | Рассуждение на дискуссионную тему. |
8) | Предложения с уточняющими обособленными членами | 1 | Сочинение «Изобретение наших дней» |
9) | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | 2 | Составление делового письма Сочинение – рассуждение публицистического характера о явлении духовного бытия России – песне. |
10) | Чужая речь | 1 | |
4 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 1 | Сжатое изложение текста |
Итого | 17ч. |
Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация:
- тематический контроль в течение учебного года (проверочные работы, тесты, диктанты, контрольные работы) отражены в КТП
- административная работа (входная контрольная работа после повторения изученного в начале года, по окончании I полугодия, по окончании II полугодия)
Итоговая аттестация:
- итоговый контроль (тестовая форма)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Курс русского языка в VIII классе направлен на достижение следующей цели:
- сформировать умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, свободного владения русским языком в его устной и письменной речи.
В достижении этой цели большое значение имеет изучение синтаксиса, который занимает центральное место среди других разделов науки о языке в VIII классе. Именно синтаксис организует весь арсенал средств для выражения мыслей, на синтаксическом уровне ярче видны функции всех единиц языка.
Изучение синтаксического строя русского языка способствует решению комплекса задач:
1) обеспечивает формирование пунктуационных навыков;
2) формирует орфографические навыки, особенно при изучении способов и средств связи между словами;
3) развивает логическое мышление обучающихся, что оказывает прямое воздействие на формирование умений и навыков связной речи.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются следующие компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Культуроведческая – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Интеллектуальная - сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация.
Информационная - умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом.
Организационная - умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи.
СТРУКТУРА КУРСА
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII - IX классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей обучающихся.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем курсу.
В VIII классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце учебного года выделяются специальные часы. В VIII классе повторению пройденного уделяется внимание на каждом уроке, что продиктовано необходимостью подготовка учащихся к сдаче ГИА. Каждая тема завершается повторением пройденного. Такая система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
В программе для 8А учтены учебные способности обучающихся, уровень познавательной мотивации. Поэтому планируется получить успеваемость 100%; продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма; подготовить обучающихся к изучению материала 9 класса по русскому языку.
II раздел
Требования к уровню подготовки обучающихся VIII класса:
I.Обучающиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VIII класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Календарно–тематическое планирование по русскому языку для 8Б класса
№ п\п | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Элементы содержания | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Контроль | Домашнее задание (творческое) | ИКТ | ||
По плану | Факт | ||||||||||
1 | Русский язык в современном мире. | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Совершенствование УУД | 1 | Знать основные функции русского языка в современном мире. Уметь работать со статьей учебника (составлять план, вопросы к тексту) | ||||||
Повторение пройденного в V –VII классах (6+1 Р/Р) | |||||||||||
2 3 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения и выделения. | Работа по учебнику, тренировка постановки знаков препинания | Урок обобщения и систематизации УУД | 2 | Знать роль знаков препинания в тексте. Уметь различать знаки разделения и выделения в предложениях. | Объяснительный диктант, работа по карточкам | Подготовить сообщения о знаках препинания (критический, допустимый уровень подготовки); сочинить лингвистическую сказку (оптимальный уровень подготовки) | ||||
4-5 | Знаки препинания в сложном предложении. | Работа по учебнику, тренировка постановки знаков препинания | Урок обобщения и систематизации УУД | 2 | Знать отличия простого предложения и сложного. Уметь отличать виды сложного предложения, находить грамматическую основу предложения, составлять схемы, расставлять знаки препинания, различать разделительные и выделительные знаки препинания. | Тестовая работа | |||||
6 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм, | Урок обобщения и систематизации УУД | 1 | Знать правила написания Н-НН в причастиях, прилагательных и наречий. Уметь правильно писать н - нн, обосновывать выбор согласных. | Проверочная работа | Составление обобщающих таблиц | Презентация | |||
7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | Комплексное повторение орфограмм | Урок обобщения и систематизации УУД | 1 | Знать орфограммы слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Уметь разграничивать части речи, уметь видеть орфограммы. | Объяснительный диктант, работа по карточкам | Составление опорного конспекта | Презентация, использование интерактивной доски | |||
8 | Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по исходному тексту «Что значит быть интеллигентным?» | Работа по теме урока, выполнение упражнений учебника, словарная работа | Комбинированный урок | 1 | Знать, что такое текст-рассуждение, структуру его. Уметь писать сочинение-рассуждение по теме | Написать сочинение | |||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7+ 1 ч. Р\Р) | |||||||||||
9 | Основные единицы синтаксиса. | Повторение пройденного, работа с текстами, предложениями, словосочетаниями | Комбинированный урок | 1 | Знать основные единицы синтаксиса; их коммуникативные и номинативные функции. | Объяснительный диктант, работа по карточкам | Использование интерактивной доски | ||||
10 | Р\Р Текст как единица синтаксиса. | Работа с текстами учебника. | Комбинированный урок | 1 | Знать, что такое текст, отличие текста от предложения, основные признаки текста | Подготовить сообщение о стилях русского языка с конкретными примерами. | |||||
11 | Предложение как единица синтаксиса. | Конструирование предложений, работа по учебнику | Комбинированный урок | 1 | Знать о коммуникативной роли предложения. Уметь соотносить содержание предложения с окружающей действительностью. | Проверочная работа | Использование интерактивной доски | ||||
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. | Выделение словосочетаний из предложения, составление словосочетаний | Изучение нового материала | 1 | Знать определение словосочетания, его строение, тип по морфолог. признакам главного слова. Уметь вычленять его из предложения, отличать от грам. основы, определять вид словосоч. по главному слову. | Практическая работа | |||||
13 | Входная контрольная работа | Урок контроля знаний | 1 | Выявить уровень знаний учащихся по повторению изученного в V-VII классах | Контроль | ||||||
14 | Виды словосочетаний. | Определение видов словосочетания, замена синонимами | Изучение нового материала | 1 | Знать виды словосочетаний в зависимости от главного слова (глагольные, именные, наречные). Уметь заменять словосочетания близкими по значению | работа по перфокартам | Презентация | ||||
15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Работа по определению связей в словосочетании, | Изучение нового материала | 1 | Знать способы связи словосочетаний (согласование, управление, примыкание), грам. знач. (опред., обстоят., дополнительное). Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении, использовать в речи синонимические по значению словосочетания. | Практическая работа | Презентация, использование интерактивной доски | ||||
16 | Синтаксический разбор словосочетаний. | Словарная работа, работа по таблице, тренировочные упражнения | Комбинированный урок | 1 | Знать порядок разбора словосочетания, закрепить знания по видам связи слов в словосочетании, их структуре. | Проверочная работа | |||||
Простое предложение (2+1 Р\Р) | |||||||||||
17 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | Повторение пройденного, нахождение грамматической основы, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа | Комбинированный урок | 1 | Знать, что предложение является основной единицей языка, общения; особенности связи подлеж. и сказ. (грам. знач. предл.). Уметь производить синтаксический разбор предложения. | Практическая работа | Использование интерактивной доски | ||||
18 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. | Выразительное чтение, работа над речевыми нормами, словарная работа | Изучение нового материала | 1 | Знать интонацию различных типов предложений, логическое ударение. Уметь выделять с пом. логич. ударений наиболее важное слово в предлож., выразительно читать текст. Знать интонацию различных типов предложений, логическое ударение. Уметь выделять с пом. логич. ударений наиболее важное слово в предлож., выразительно читать текст. | Выполнение практической работы по теме урока | Выразительное чтение наизусть любимого стихотворения | ||||
19 | Р\Р Описание памятника культуры – церковь Покрова на Нерли «Чудный собор» | Совершенствование навыков устной речи | Урок развития речи | 1 | Формировать умения составлять описание памятника культуры. | Сочине-ние | Презентация | ||||
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (7+1ч. Р\Р) | |||||||||||
20 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений. | Комбинированный урок | 1 | Знать определение подлежащего и способы его выражения, синтаксические синонимы и их текстообразующую роль. Уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего. | Выполнение практической работы по теме урока | |||||
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Беседа по вопросам, комментированное письмо. | Изучение нового материала | 1 | Знать, чем может выражаться лексич. и грам. знач. в простом глагольном сказуемом; что сказуемое выражает грам. знач. одного из наклон. (а в изъявит. наклон. – и времени). Уметь находить простое глаг. сказ.; определять его форму и заменять синонимическими выражениями. | Выполнение практической работы по теме урока | Презентация, использование интерактивной доски | ||||
22 | Составное глагольное сказуемое. | Беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательные задания. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме. | Изучение нового материала | 1 | Знать, что основное лексич. знач. заключено в н. ф. глагола, а грам. знач. выражено во вспом. глаголе. Уметь находить сост. глаг. сказ., определять способы выражения лексич. и грам. знач., стилистически различать простое и сост. гл. сказ. | Выполнение практической работы по теме урока | Составление схем к видам сказуемых | Презентация | |||
23 | Составное именное сказуемое. | Самостоятельная работа, беседа по вопросам, упражнение на развитие речи, конструирование предложений, словарная работа, занимательные задания, выполнение заданий ЕГЭ | Изучение нового материала | 1 | Знать способы выражения именной части сказуемого, знать, что лексич. знач. выраж. н. ф. глаг., а грам. знач. – именными частями речи. Учить различать сост. глаг. сказ. и сост. им. сказ.; интонационно правильно произносить предл. с отсутств. связкой. | Проверочная работа | Презентация | ||||
24 | Закрепление видов сказуемых. | Самостоятельная работа, беседа по вопросам, упражнение на развитие речи, конструирование предложений, словарная работа, занимательные задания, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщение изученного по теме | 1 | Уметь определять виды сказуемых в предложении. Углубить знания о способах выражения, о синонимических связях языковых единиц | Выполнение практической работы по теме урока | |||||
25-26 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Изучение нового материала | 2 | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь составлять предложения, в которых необходимо тире. | Работа по карточкам | Составление таблицы | Презентация | |||
Второстепенные члены предложения (6+3 Р/Р). | |||||||||||
27 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Повторение пройденного, конструирование словосочетаний и предложений, отработка умения правильно ставить вопросы. | Комбинированный урок | 1 | Знать способы выражения дополнения, прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Уметь определять способы выражения дополнения, роль второстепенных членов предложения. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
II четверть | |||||||||||
28 | Р\Р Изложение с элементами сочинения- рассуждения «Лес – источник жизни» | Изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | 1 | Формировать умения писать изложение по тексту публицистического стиля, выделять микротемы, писать сочинение-рассуждение. | Оценка изложения с элементами сочинения | |||||
29 | Определение. Согласованные и несогласованные определения. | Повторение пройденного, тренировочные упражнения, составление плана | Комбинированный урок | 1 | Знать согласованные и несогласованные определения. Уметь использовать их в речи как синонимы для характеристики предмета, эпитета. | Работа по карточкам, проверочная работа | |||||
30 | Приложение. Знаки препинания при нем. | Тренировочные упражнения, словарная работа | Изучение нового материала | 1 | Знать приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Уметь распознавать приложения среди др. членов предл., использовать его как средство выразительности, составлять с ними предложения. Знать правила постановки дефиса при приложении, распознавать приложения среди других членов предложения. Уметь использовать приложения как средство выразительности речи. | Выполнение практической работы по теме урока | Презентация | ||||
31 | Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений, самостоятельная работа | Комбинированный урок | 1 | Знать способы выражения обстоятельств. Уметь различать виды обстоятельств по значению, использовать в речи для придания точности, ясности. Знать порядок разбора двусоставного предложения. Уметь разбирать предложение. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
32 | Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом. | Выполнение тренировочных упражнений, решение лингвистических задач | Комбинированный урок | 1 | Знать, чем выражается обстоятельство, какими союзами присоединяется. Уметь находить сравнительный оборот и ставить знаки препинания. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Найти сравнительные обороты в художественной литературе | ||||
33 | Р\Р Характеристика человека. | Работа с текстом, воспроизведение текста на письме | Урок развития речи | 1 | Формировать умения составлять письменную характеристику человека. | Изложение (характеристика) | |||||
34 | Р\Р Анализ изложения, работа над ошибками. | Выполнение работ над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Уметь проводить коррекцию ошибок | ||||||
35 | Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение» | Урок контроля знаний | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме, выявить пробелы. | Тематический контроль | ||||||
Простые односоставные предложения (10+2 Р\Р). | |||||||||||
36 | Главный член односоставного предложения. | Повторение, синтаксический разбор предложений, тренировочные упражнения | Комбинированный урок | 1 | Знать отличие односоставного и двусоставного предложения, уметь определять тип выражения главных членов в односоставном предложении. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
37 | Назывные предложения. | Работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения | Изучение нового материала | 1 | Знать понятие назывного предложения. Уметь находить назывные предложения, определять их роль в худ. литературе. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Найти поэтические тексты с назывными предложениями (Ахматова, Тютчев, Бунин, Фет) | Презентация | |||
38 | Определенно – личные предложения. | Повторение, синтаксический разбор предложений, тренировочные упражнения | Изучение нового материала | 1 | Знать группы односоставных предложений, определенно – личные предложения. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно – личные предложения, использовать в разных стилях речи. | Карточки | Презентация | ||||
39 | Неопределенно – личные предложения. | Тренировочные упражнения, словарная работа | Изучение нового материала | 1 | Знать определение неопределенно – личных предложений. Уметь находить их в разных стилях, заменять двусоставными предложениями, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях. | Проверочная работа | Выписать из художественного текста н\л предложения | Презентация | |||
40 | Обобщенно-личные предложения | Тренировочные упражнения, лингвистическая игра, подготовка к творческой работе | Изучение нового материала | 1 | Знать понятие обобщенно – личных предложений как разновидности односоставных предложений. Уметь находить их, правильно ставить знаки препинания. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Использование интерактивной доски | ||||
41 | Р\Р Инструкция. | Написание инструкций | Урок развития речи | 1 | Научить правильно применять глаголы повелительного наклонении при составлении текста, развивать связную речь при самостоятельном составлении памяток, инструкций, правил. | Написание инструкции | Написать инструкцию по использованию телефона | ||||
42 | Безличные предложения. | Тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, словарная работа, проверочная работа | Изучение нового материала | 1 | Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемого. Уметь находить безличные предложения, употреблять их в речи для передачи состояния природы и человека, отрицания, правильно ставить знаки препинания. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
43 | Неполные предложения. | Работа с учебником, конструирование предложений и текста | Изучение нового материала | 1 | Знать понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
44 | Р\Р Рассуждение | Работа с учебником | Урок развития речи | 1 | Повторить признаки текста- описания, повествования и рассуждения, развивать авторские умения и навыки при составлении текста-рассуждения (чувство стиля, композиционной целостности) | Контроль текста-рассуждения | |||||
45 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой | Комбинированный урок | 1 | Знать порядок синтаксического разбора односоставного предложения. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
46 | Закрепление изученного по теме «Односоставные предложения» | Самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, диктант с грамматическим заданием | Комбинированный урок | 1 | Закрепить и обобщить знания учащихся по определению односоставных предложений. Уметь производить синтаксический разбор предложения, составлять односоставные предложения. | Карточки | |||||
47 | Контрольная работа за I полугодие | Урок контроля изученного | 1 | Итоговый контроль | |||||||
Простое осложненное предложение (11+1 ч.) | |||||||||||
48 | Понятие об осложненном предложении. | Работа с учебником, работа над интонацией, сопоставление предложений | Комбинированный урок | 1 | Знать понятие осложненного предложения и его видов, отработать на практике навыки узнавания осложненного предложения | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
III четверть | |||||||||||
49 | Понятие об однородных членах предложения. | Повторение изученного, работа со схемами, тренировочные упражнения | Комбинированный урок | 1 | Однородные члены предложения, связанные союзами и интонационно (способы связи). Уметь правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
50 | ОЧП, связанные перечислительной интонацией. | Самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения | Комбинированный урок | 1 | Отработать навыки постановки запятой при ОЧП, связанных перечислительной интонацией, составлять схемы предложений с бессоюзной связью. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
51 | Р\Р Изложение – описание внешности человека | Написание изложения по исходному тексту | Урок развития речи | 1 | Уметь писать изложение- описание внешности | Изложение | |||||
52 | Однородные и неоднородные определения. | Тренировочные упражнения | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Знать однородные и неоднородные определения. Уметь различать их и пунктуационно правильно их оформлять. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Использование интерактивной доски | ||||
53-55 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | Самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения | Урок совершенствования ЗУН | 3 | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанные союзом и, и сложные предложения с этим же союзом. | Тематический контроль | Мини-сочинение «Зимний лес» | Презентация | |||
56-57 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | Самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, словарная работа, тренировочные упражнения | Урок совершенствования ЗУН | 2 | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах, уметь находить обобщающие слова, составлять с ними схемы предложений | Проверочная работа, работа по карточкам | Презентация | ||||
58 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с ОЧП. | Тренировочные упражнения, пунктуационный разбор, задания ЕГЭ | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Знать порядок синтаксического разбора предложения при ОЧП и формировать навыки анализировать постановку пунктуационных знаков в предложении с ОЧП. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Использование интерактивной доски | ||||
59 | Диктант по теме «ОЧП». | Урок контроля знаний | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме, выявить пробелы. | Тематический контроль | ||||||
Предложения с обособленными членами (11+1 ч.) | |||||||||||
60 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. | Работа с учебником, работа над интонацией, сопоставление предложений | Изучение нового материала | 1 | Дать понятие обособления, показать, что обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части предложения. Уметь интонационно выделять их, проводить синонимическую замену, ставить знаки препинания. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
61 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, словарная работа | Изучение нового материала | 1 | Знать общие правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, распространенными приложениями, а также двумя соглас. одиноч. опред., относящ. к сущ. | Работа по карточкам Оценка выполнения тренировочных упражнений | Составление опорных схем | Презентация | |||
62 | Обособление согласованных и несогласованных распространенных и нераспространенных определений. | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Изучение нового материала | 1 | Знать правила постановки запятых или их отсутствия при согласованных и несогласованных определениях. несогласованных определений, интонационно правильно их читать. | Проверочная работа | Презентация | ||||
63 | Обособление определений с обстоятельственным значением | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Изучение нового материала | 1 | Знать обстоятельства с дополнительным значением. Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Составлять схемы, конструировать предложения | Презентация | |||
64 | Обособление несогласованных определений. | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Урок совершенствования УУД | 1 | Знать правила обособления несогласованных определений, способы их выражения. Уметь ставить знаки препинания. | ||||||
65 | Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему. | Тренировочные упражнения, устные выступления | Урок развития речи | 1 | Формировать умения составлять текст на дискуссионную тему, высказывать свою точку зрения по данной теме. | Сочинение | |||||
66 | Обособление приложений. | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Изучение нового материала | 1 | Уметь ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений и в оборотах с союзом как | Оценка выполнения тренировочных упражнений, контроль | Презентация | ||||
67 | Обособление приложений с союзом КАК. Выделительные знаки препинания | Работа с дополнительным материалом, тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Углубление знаний по данной теме. Знать правила постановки знаков препинания при приложении с союзом КАК. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
68 | Обобщение изученного по определениям и приложениям. | Выполнение тестовых заданий, объяснительный диктант | Обобщение и систематизация УУД | 1 | Уметь ставить знаки препинания. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
69-70 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ | Урок совершенствования УУД | 2 | Знать и находить одиночные деепричастия и деепричастные обороты, расставлять знаки препинания при них. | Контроль по теме, оценка выполнения тренировочных упражнений | Нахождение примеров из литературы | Презентация | |||
71 | Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. | Сопоставление лексических единиц, тренировочные упражнения, графический диктант | Изучение нового материала | 1 | Знать способы выражения обстоятельств существительными с предлогами. Уметь ставить знаки препинания. | Карточки | |||||
Предложения с уточняющими обособленными членами (5+1 ч.) | |||||||||||
72-73 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания. | Составление плана, работа над интонацией, тренировочные упражнения | Изучение нового материала | 2 | Знать и находить уточняющие члены предложения, правильно ставить знаки препинания при них. Знать правила постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения. Знать правила обособления дополнений с предлогами кроме, помимо, исключая, наряду с, сверх и т. д. | Тематический контроль | Презентация | ||||
74 | Р\Р Сочинение «Изобретение наших дней» | Составление плана, работа над содержание сочинения. | Урок развития речи | 1 | Формировать умения включать в сочинение обособленные члены предложения. | Сочинение | Нахождение материала к сочинению | ||||
75 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы | Урок совершенствования УУД | 1 | Знать порядок разбора предложений с обособленными членами предложения. Формировать навык постановки знаков препинания в предложении с обособленными членами. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
76 | Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | Проверочные упражнения | Урок контроля знаний | 1 | Проверить практические умения находить и обособлять различные члены предложения. | Контроль по теме | |||||
77 | Контрольная работа по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» | Урок контроля знаний | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме, выявить пробелы. | Контроль по теме | ||||||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (10+2 ч.) | |||||||||||
78 | Обращение. Выделительные знаки препинания Распространенные обращения | Самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Уметь находить обращения, правильно ставить знаки препинания, выразительно читать предложения с обращениями. Закрепить навыки применения знаков препинания при обращении. Знать понятие распространенного и нераспространенного обращения. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Нахождение предложений с обращениями в стихотворениях | Презентация | |||
IV четверть | |||||||||||
79 | Употребление обращений. | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант, конструирование предложений | Урок совершенствования УУД | 1 | Формировать навыки употребления обращений. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
80 | Р\Р Составление делового письма | Урок развития речи | 1 | Уметь писать деловое письмо, уместно использовать обращение | Проверка написания писем | ||||||
81 | Вводные и вставные конструкции. Вводные конструкции. | Самостоятельная работа с учебником, составление плана, тренировочные упражнения, лингвистические задания | Изучение нового материала | 1 | Знать определение вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь различать вводные слова и члены предложения. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
82 | Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Составление таблицы, работа с учебником | Изучение нового материала | 1 | Знать группы вводных слов по значению. Уметь составлять предложения с вводными словами разных групп. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Составление опорной таблицы | ||||
83-84 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложений | Тренировочные упражнения, выразительное чтение | Урок совершенствования УУД | 2 | Закрепить умения расставлять знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Использование интерактивной доски | ||||
85 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | Тренировочные упражнения, выразительное чтение | 1 | Дать понятие вставных конструкций, их роли в предложении, постановки знаков препинания при них. | Проверочная работа | Презентация | |||||
86 | Р\Р Сочинение – рассуждение публицистического характера о явлении духовного бытия России – песне. | Использование в сочинении вводных слов и предложений | Урок развития речи | 1 | Формировать навыки написания сочинения на публицистическую тему. | Нахождение материала к сочинению | |||||
87 | Междометия, слова да, нет в предложении. | Тренировочные упражнения, работа по учебнику | 1 | Показать роль междометий, слов да, нет, когда они грамматически не связаны с предложением. Знать о выделении их знаками препинания. | Проверочная работа | ||||||
88 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Формировать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
89 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | Урок контроля знаний | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме, выявить пробелы. | Диктант | ||||||
Чужая речь (7+ 1 ч. Р\Р ч.) | |||||||||||
90 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | Работа со схемами и таблицей, выразительное чтение, тренировочные упражнения, конструирование предложений | Изучение нового материала | 1 | Ознакомить с понятием «чужая речь» и способами ее передачи, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Уметь определять место слов автора и прямой речи в предложении. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
91 | Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения, выразительное чтение | Изучение нового материала | 1 | Уметь и знать способы замены прямой речи на косвенную, правильно расставлять знаки препинания. | Карточки | |||||
92 | Прямая речь. | Тренировочные упражнения, и задания, объяснительный диктант, словарная работа | Комбинированный урок | 1 | Уметь определять место слов автора и прямой речи в предложении. | Проверочная работа | |||||
93 | Диалог. | Составление диалога, работа с учебником | Комбинированный урок | 1 | Знать правила написания диалога и знаков препинания в нем. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
94 | Р\Р Рассказ | Работа по текстам учебника, написание сжатого изложения | Урок развития речи | 1 | Обобщить умения и навыки работы с текстами, содержащими диалог, развивать речь учащихся при пересказе диалогической речи. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
95 | Цитата. | Выразительное чтение, тренировочные упражнения, упражнения по развитию устной речи | Комбинированный урок | 1 | Знать определение цитаты и уметь правильно оформлять цитаты. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Найти цитаты известных людей | Презентация | |||
96 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Формировать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
97 | Годовая контрольная работа | Урок контроля знаний | 1 | Диктант | |||||||
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5+1 ч.) | |||||||||||
98 | Синтаксис и морфология | Лингвистический разбор, задание на закрепление изученного материала, тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Обобщить знания и умения по теме, работать с разными частями речи. | Тестовая работа | Презентация (тест) | ||||
99 | Синтаксис и пунктуация. | Лингвистический разбор, задание на закрепление изученного материала, тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Повторить изученное о постановке знаков препинания. | Проверочная работа | Презентация | ||||
100 | Р\Р Сжатое изложение текста | Работа с текстом, основная мысль, идея, проблематика, микротемы | Урок развития речи | 1 | Уметь выделять микротемы, сжимать текст | Изложение | |||||
101 | Синтаксис и культура речи. | Словарный диктант, лингвистический разбор, анализ текста, составление плана, пересказ, тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 1 | Знать и повторить три компонента культуры речи, уметь устранять нарушения норм культуры речи. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Презентация | ||||
102-103 | Синтаксис и орфография. | Задание на закрепление изученного материала, тренировочные упражнения | Урок совершенствования УУД | 2 | Обобщить знания по изученным орфограммам | Оценка выполнения тренировочных упражнений | |||||
104 | Р\Р Комплексный анализ текста. | Работа с текстом, основная мысль, идея, проблематика, микротемы | Урок развития речи | 1 | |||||||
105 | Р\Р Написание сжатого изложения. | Урок развития речи | 1 | Уметь выделять микротемы, сжимать текст |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....