МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием для повышения качества образовательного процесса по данному учебному предмету. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №31»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                             Автор работы: Явкина Евгения

Александровна, учитель русского языка

Саранск

2021

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Научное обоснование теории проблемного обучения ……………….6

Глава 2 Этапы и приемы использования проблемного метода на уроках русского языка …………………………………………………………………....8

2.1. Этапы построения урока с использованием проблемного метода .. 8

Глава 3 Результативность и эффективность опыта …………………………...14

Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованных источников …………………………………………..16

Приложение ……………………..……………………………………………….17

        


Введение

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: надо уметь получать и моделировать информацию, создавать и внедрять новые способы и технологии в проведении уроков русского языка. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку.

В ходе работы над темой мною были выявлены следующие противоречия:

– отсутствие заинтересованности в изучении русского языка у отдельных учащихся и достаточно высокими требованиями учебной программы по данному предмету;

– большой объем, сложность изучаемого материала и количество часов, предусмотренных учебной программой на изучение школьного курса русского языка;

– способность большинства учащихся легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и неумением добывать эти знания самостоятельно.

Проблема   заключается в поиске оптимальных, с учетом возраста, потребностей, интересов учащихся, путей совершенствования преподавания русского языка  на уровне основного общего образования, способствующих позитивному изменению качества образовательного процесса по русскому языку.

На основании проблемы была сформулирована тема  – «Использованием проблемного метода обучения для повышения качества образовательного процесса по русскому языку на уровне основного общего образования».

Актуальность опыта

Я работаю в обычной общеобразовательной школе. В одном классе учатся дети с разным уровнем обученности, с разным уровнем мотивации учебной деятельности. Как заинтересовать мотивированных учащихся в 5 классе своим предметом и как «сохранить» их до выпускного класса? Как вывести олимпиадников и поддержать среднего ученика? Как заинтересовать слабого ученика? Как добиться повышения качества знаний по русскому языку в целом? И таких «как» не перечесть.

Вопросы эффективности обучения русскому языку неоднократно рассматривались на заседаниях школьного методического объединения. Как составляющая эффективности образовательного процесса в нашей школе в целом – на заседаниях педагогического совета. Анализировались различные технологии, методы, приемы обучения, выбирались наиболее эффективные из них с учетом личностного развития учащихся нашего учреждения.

Метод проблемного обучения русскому языку, суть которого заключается в том, что учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов. Ребята получают возможность не просто овладеть готовыми знаниями, а в ходе решения проблемных задач самим прийти к этим знаниям [8].

Цель: повышение качества образовательного процесса по русскому языку на уровне основного общего образования через использование проблемного метода обучения.

Задачи:

1.     обосновать использование проблемного метода на уроках русского языка как одного из средств повышения качества образования на основе изучения научной педагогической литературы;

2.     подобрать и апробировать в условиях 7х класса наиболее эффективные приемы проблемного метода обучения;

3.     рассмотреть комплекс приемов, направленных на повышение результативности участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах,  конкурсах работ исследовательского характера, диагностическом тестировании, олимпиадном движении.

Ведущая педагогическая идея: проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием для повышения качества образовательного процесса по данному учебному предмету. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.


Глава 1 Научное обоснование теории проблемного обучения

По мнению американского философа, педагога и психолога Дж. Дьюи, усвоение ребенком учебного материала происходит не в результате простого слушания и восприятия информации органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Ребенок при этом является активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются:

1) проблематизация учебного материала,

2) активность ребенка,

3) связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Важнейшими понятиями теории проблемного обучения являются «задача», «действие», «проблема», «проблемная ситуация», т.е. эта теория отвечает деятельностному подходу к образовательному процессу [1]. 

Описание опыта

В процессе работы для меня стало очевидным, что на уроках проблемного изучения, когда новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач, заметно повышается их активность и самостоятельность, что способствует развитию позитивных мотивов к изучению предмета. Ребята видят, что у них что-то получается, что они знают, умеют, могут. Исходная ситуация неравенства в учебном процессе (разные способности, уровень подготовленности) в условиях проблемной ситуации преобразуется в ситуацию равенства (все равны перед проблемой, например, как правильно сказать мАстерски или мастерскИ, написать кАмпания или кОмпания?).

При реализации проблемного метода обучения используют следующую последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности обучающихся:

проблемная ситуация

проблема

поиск способов ее решения

решение проблемы [6].


Глава 2 Этапы и приемы использования проблемного метода на уроках русского языка

Т. А. Ильина пишет: «При проблемном обучении преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед обучаемыми задачу, заинтересовывает их, побуждает искать пути и средства для ее разрешения, в поисках которых обучаемые приобретают новые знания» [2].

Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты.

  • Начиная работу с учениками, постепенно приучаю ребят не бояться думать и выражать свои мысли (пусть даже неправильные!) вслух, обращая внимание детей на то, что на итоговую отметку за работу на уроке это не повлияет. Как правило, после этого активность ребят на уроке растет.
  • Настраиваю учащихся на процесс поиска решения проблемной ситуации, на то, что без их личного участия проблема останется неразрешённой. 
  • Использую проблемную ситуацию непреднамеренную (ошибка ученика, если есть) и преднамеренную  проблемный вопрос учащимся на основе языкового материала (см. Приложение 1).
  • Предлагаю задания, которые содержат противоречие.

Не всегда есть возможность создать урок по всем этапам проблемного метода. Однако, всегда можно включить отдельные приемы в цикл любого занятия (см. Приложение 3).

2.1. Этапы построения урока с использованием проблемного метода

 1. Этап мотивации.

Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

Приемы мотивации

“Фантастическая добавка”  – универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Приём «Рубрика «Любознательным»

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.

 2. Этап целеполагания

Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Создание таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе таблицы мы возвращаемся в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.

Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.

 3. Этап актуализации опорных знаний

Прием «Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Приём «Бортовой журнал»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.

Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

Приём «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова «подрос» взять приставку, от слова «снежинка» взять корень, от слова «будильник» взять
суффикс, от слова день взять «
окончание». (Подснежник)

 4. Этап первичного закрепления знаний

Приём «Фантазёр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с Ь – то левую.

 5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии.

Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»

Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера. При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание: дети должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.

Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.

6. Этап рефлексии

Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Приём «Суперконтрольная»

Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.

На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.

На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.
Выставляется средняя оценка.

Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.

Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).

Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Методическая разработка урока с использованием проблемного метода обучения для повышения качества образовательного процесса по русскому языку представлена в Приложении 1.


Глава 3 Результативность и эффективность опыта

Эффективность использования проблемного метода в образовательном процессе по русскому на уровне основного общего образования обусловила следующие результаты.

Динамика учебных достижений учащихся, которая определяется уровнем сформированности учебных умений и навыков по предмету, свидетельствует о стабильном повышении среднего балла успеваемости учащихся по русскому языку.

Степень обученности учащихся в 2018-2019 учебном году в (5 классе) составила 57,1%,

2019-2020 в этом же классе (уже 6 класс) составила 60,2%,

2020-2021 (7 класс) – по итогам III четверти – 62,1%.

Для определения эффективности использования проблемного метода обучения в образовательном процессе по русскому языку на уровне основного общего образования использую как нормативные виды контроля, так и личностные виды контроля (отслеживаю количество ошибок в работах учащихся в течение года, рост грамотности, наблюдаю за активностью обучающихся на уроках, уровнем коммуникативных умений).


Заключение

Рассматривая проблемное обучение как фактор интеллектуального  развития школьников, я изучила и проанализировала психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующим меня вопросам.

Анализируя свои уроки,  пришла к выводу, что использование проблемного метода обучения на уроках русского языка на уровне основного общего образования активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному поиску информации, воспитанию активной личности, следовательно, способствует повышению качества образовательного процесса, а также решает проблемы психологического комфорта на уроках.  

Наиболее эффективными и интересными для учащихся приемами проблемного метода обучения русскому языку в условиях класса, в котором я работаю, стали проблемные ситуации с приемами «рубрика любознательным» и  «фантазёр». Использую эти приемы (только уже задания повышенной сложности) и на дополнительных занятиях для подготовки учащихся к олимпиадам, тестированию, подготовки к ВПР.

Представленный практический материал может использоваться учителями русского языка при организации различных форм образовательного процесса.


Список использованных источников

1. Запрудский, Н. И. Педагогический опыт : обобщение и формы представления / Н. И. Запрудский. – Мн. : Сэр-Вит, 2014. – 256 с.

2. Ильина, Т. А. Проблемное обучение / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы. - 1976. - №2. – С. 45.

3. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. - М. : Знание, 1991. – 80 с.

4. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1995. – 230 с.

5. М. Бройде. Русский язык в упражнениях и играх. М. : Рольф, 2001г.

6. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного обучения. «Школа 2100».  Образовательная программа и пути ее реализации / Е. Л. Мельникова. [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/probliemno-dialoghichieskoie-obuchieniie-v-obrazovatiel-noi-modieli-shkola-2100

7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Сухомлинский, В. С. Сердце отдаю детям / В. С. Сухомлинский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libok.net/writer/4242/kniga/12176/suhomlinskiy_va/serdtse_otdayu_detyam/read/33

                9. Тесты к школьному курсу : Русский язык. 7 класс : Справочное пособие. – М. :АСТ- ПРЕСС, 1999 г.

                10. Т. Т. Астаева. Дидактический материал к урокам развития речи. Сыктывкар, коми книжное издательство – 1995 г.


Приложение 1

Конспект урока закрепления знаний и умений в 7 классе по теме

«Знаки препинания при деепричастном обороте».         

Пояснительная записка

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Знаки препинания при деепричастном обороте» - это урок-практикум в условиях реализации ФГОС. Он составлен с учетом требований системно-деятельностного подхода, основные задачи которого – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Системно-деятельностный подход в обучении формирует у учащихся УУД (личностные, регулятивные, познавательные), развивает умения формулировать и доказывать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать, развивает умения формулировать проблему, работать в паре и группе.

На уроке используется проблемно-диалогическая технология, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по закреплению умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом; 

Задачи: содействовать развитию у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; создать условия для работы над понятием «доброта».

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить правила пунктуационного оформления деепричастного оборота и усвоить постановку знаков препинания перед союзом «И» в предложениях с однородными деепричастными оборотами, с однородными членами и в сложных предложениях;

Метапредметные результаты:

Познавательные: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, определять цель учебной деятельности, формулировать собственное мнение, уметь анализировать и исправлять предложения.

Личностные: мотивировать учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Технологии и методики: подготовка к проектной деятельности, проблемные технологии, технология сотрудничества.

Оборудование: проектор, дидактический материал, учебник под редакцией В. В. Бабайцевой «Теория», справочные материалы, карты самоконтроля учащихся, карточки.

Ход урока

Этап мотивации и целеполагания

– Учитель читает стихотворение, которое написано на доске:

Хочу быть добрым человеком.

Остановлюсь дыханье затаив.

Страдая, мучаясь и ссорясь,

И ненавидя, полюбив,

Жалея, что-то понимая

И всех прощая, только не себя,

Печаль кому-то сотворяя,

Живу… Неужто я…

– Почему в стихотворении так много запятых? (Стихотворение насыщено осложняющими компонентами: деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, однородными членами предложения).

– Почему во втором предложении стихотворения отсутствует запятая при наличии деепричастия? (дыханье затаив - фразеологический оборот)

– Какова тема урока? (Знаки препинания при деепричастном обороте.) Запись темы в тетрадь.

– Какова цель урока? (Закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом).

– Какие задания нужно выполнить, чтобы научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом? (Учащиеся называют виды упражнений: повторить теоретический материал, расставить знаки препинания в простых и сложных предложениях, составить свои предложения, отредактировать предложения).

– А как можно отследить свои успехи? (По карте самоконтроля. См. приложение 2)

– Можно ли назвать лирического героя стихотворения добрым? Аргументируйте.

– А что, по-вашему, значит «быть добрым человеком»?

– Определите нравственную тему урока. (Доброта).

Учитель обращает внимание детей на эпиграф: «Как соотносится эпиграф с темой урока?» (Деепричастие обозначает причастность к действию, добавочное действие. Мир наполнен добротой. И люди причастны к делу сотворения добра)

Учитель прикрепляет к доске рисунок дерева с надписью:

«Быть добрым      человеком – значит жить…»

-К концу урока у этого дерева появятся листья с продолжением фразы.

Этап актуализация опорных знаний.

-Какая работа поможет повторить теоретический материал и выяснить наличие базовой подготовки по данной теме? (Тест)

Тест напечатан на листочках, выдается   каждому.

Задание: обвести кружочком правильный ответ. Время выполнения работы – 3 минуты.

Тест

  1. Что такое деепричастный оборот? (1 б)

а) Деепричастие с зависимыми словами

б) Глагол с деепричастием

в) Одиночное деепричастие

  1. Какие слова в деепричастном обороте являются зависимыми?(1б)

          а) К которым задается вопрос от деепричастия

б) К которым задается вопрос от глагола-сказуемого в)        

в) От которых задается вопрос к деепричастию

г) От которых задается вопрос к глаголу-сказуемому

  1. Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? (1 б)

а) В начале предложения

б) В середине предложения

 в) В конце предложения

г) В любом положении.

  1. Если деепричастный оборот стоит в середине предложения, сколькими запятыми выделяется? (1 б)

а) Одной

б)Двумя

  1. Всегда ли деепричастный оборот выделяется запятыми? (1 б)

          а) да

б) Нет

  1. В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания? (3 б)

           а) Добро сотворяя, себя веселишь.

б) Люди, творя добро, живут без печали.

в) Делая добро, об оплате не помышляй

Учащиеся проверяют тест по записи на доске, оформляют карту самоконтроля,, выбирают уровень выполнения дальнейшего задания. (Критерии: за тест максимально 8 баллов; 8 баллов – высокий уровень, 7 баллов – средний, 6 и менее – низкий уровень).

– Какое продолжение фразы на дереве вы предлагаете записать? (Быть добрым  человеком – значит жить, радуясь.)

Учитель предлагает выполнить работу над ошибками в парах. Выполнив работу одного уровня, учащиеся могут перейти на другой. Выполнив 3 задание, учащиеся   работают в качестве консультантов.

  1. задание: повторите теорию, пользуясь справочным материалом, графически объясните знаки препинания в предложениях теста по алгоритму (см. Приложение  3)
  2.     задание: повторите теорию, исправьте ошибки в постановке знаков препинания.

    Понимая другого, человека учишься понимать себя.

Поставив себя на место товарища поймешь его чувства.

Мы учась понимать поступки близких, учимся доброте.

    3   задание: составьте 3 предложения на тему доброты.

Проверка 1и 2 задания – по проектору, 3 задание – взаимопроверка, для всего   класса предложения читаются вслух по желанию.

– Какое продолжение фразы на дереве вы предлагаете записать? (Быть добрым  человеком – значит жить, понимая другого.)

Этап первичного закрепления знаний

– Почему в строчках стихотворения, записанного на доске,

«Жалея, что-то понимая

И всех прощая, только не себя»

деепричастные обороты выделяются запятой только с одной стороны? (Это однородные деепричастные обороты, связанные союзом «И».)

        – А что изменится, если опустить союз «И»? Аргументируйте. (Надо поставить запятую между деепричастными оборотами как между однородными членами)

– Расставьте знаки препинания в схемах.

1. [ -, /_._._/ и /_._._/, =]

2. [ -  =, /_._._/, и, /_._._/, =]

3. [ - = и, /_._._/, =]

Сравните свой вариант с правильным. Какие умения хотите отработать?

            Учитель предлагает выполнить дифференцированные задания на закрепления навыка постановки знаков препинания в трудных случаях. Дети сами выбирают задание по степени сложности.

  1. группа: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните деепричастные обороты, укажите их границы. Составьте схемы предложений. Предупреждение: в каждом предложении содержится два однородных деепричастных оборота.
  1.  Понимая переживания другого человека и сочувствуя ему, мы ст…новимся  человечнее.
  2.  Человек сочувствует другому, п…няв боль его души и страдая вместе с ним.
  3. Наше сочувствие, уменьшая горе и обл…гчая чужие страдания, делает нас добрее.
  1. группа: Вставьте пропущенные буквы. Соотнесите схемы и предложения, расставьте знаки препинания, выполняя графическую работу.

1. [ -, /_._._/ и /_._._/, =]

2. [ -  =, /_._._/, и, /_._._/, =]

3. [ - = и, /_._._/, =]

  1. Каждый из нас предст…вляя себя на месте другого человека и страдая вместе с ним учится доброте.
  2. Мы можем понять друг друга говоря на языке добра и прин…мая чужую боль стать человечнее.
  3. Исти(нн, н)о добрый человек защитит слабого и не задумываясь о выгоде для себя поможет ему.
  1. группа: Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания в тексте. Какие осложняющие компоненты присутствуют в тексте? Определите тему и основную мысль текста.

Прощение одна из основ жизни доброго человека. Память упорствует показывая пальцем на непроще…ого должника вызывая чувство обиды в вас. Вы начинаете делать сравнения и забывая свои проступки выносите обидчика на суд вашей собстве…ой натуры.

Почему же следует прощать обиды? Не прощая другого за нанесе…ые вам обиды вы не можете простить себя за такие же поступки и сердце ваше постепе…о ожесточается.

Не реагируя на обиды отвечая пониманием сожалением о содея…ом человек трудится сотворяя добро в своей душе.

Научитесь не задумываясь надолго прощая всех творить добро.

Проверка. 1,2 группа – по проектору, 3 группа – по листу самопроверки. Оформление карты самоконтроля.

Критерии.

  1. группа: Подчеркните деепричастные обороты (1 балл), укажите их границы (1 балл) Составьте схемы предложений (1 балл).
  2. группа: Соотнесите схемы и предложения (1 балл), расставьте знаки препинания (1 балл), выполняя графическую работу (1 балл).
  3. группа: Расставьте знаки препинания в тексте (1 балл). Какие осложняющие компоненты присутствуют в тексте? (1 балл) Определите тему и основную мысль текста (1 балл).

Для всех: вставьте пропущенные буквы (нет ошибок – прибавьте 1 балл, есть хоть 1 ошибка – снимите 1 балл).

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Учитель обращает внимание учащихся на стихотворение, написанное на доске.

-Каким одним наречием можно заменить выражение «дыханье затаив», употребленное в стихотворении? (Внезапно, напряженно)

-Как вы думаете, почему фразеологические обороты с деепричастиями не выделяются запятыми? (Соотносятся с наречием)

-Зачем нужно знать значение фразеологизмов? (Чтобы понимать сказанное, написанное, правильно употреблять в речи, правильно употреблять знаки препинания в предложениях с фразеологическим оборотом)

Учитель предлагает дифференцированные задания, позволяющие повторить фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия, а также усвоить, что деепричастные обороты – фразеологизмы не обособляются. Дети выбирают задание по желанию.

  1. группа: Вставьте подходящие по смыслу фразеологические обороты (значение дано в справке), раскройте скобки. Помните: фразеологические обороты запятыми не выделяются.

Иногда друзья уходят от нас … . Признайся в дурном поступке … .

… протяни руку помощи другу.

(Для справки: (Не) солоно хлебавши - то есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Положа руку на сердце - совершенно искренне, чистосердечно, откровенно.

(Не) мудрствуя лукаво - долго или много не раздумывая)

  1. группа: Замените выделенную часть предложения фразеологическим оборотом, расставьте знаки препинания, если это необходимо; раскройте скобки.

Очень он переживал за друга.

Усердно помогай другим.

Бездушный человек смотрит на горе другого, бездействует.

(Для справки: (не) находя себе места, (не) покладая рук, сложа руки) .

  1. группа: Переведите негативные выражения в позитивные, заменяя фразеологический оборот антонимичным, раскройте скобки.

Ничто (не) мешает сидеть сложа руки. (Ничто не мешает работать не покладая рук).

Работать спустя рукава (не)интересно. (Работать засучив рукава интересно.)

Идти домой повесив нос. (Идти домой воспрянув духом.)

Проверка. Учитель предлагает самопроверку по выбранным заданиям. Озвучиваются правильные варианты, объясняется орфография. Оформляются карты самоконтроля.

Критерии. За каждое правильно записанное предложение – 1 балл. Если скобки раскрыты правильно, добавить 1 балл, если есть хотя бы 1 ошибка, вычесть 1 балл.

--Какое продолжение фразы на дереве вы предлагаете записать? (Быть добрым  человеком – значит жить не мудрствуя лукаво)

Этап рефлексии и домашнего задания.

Подведение итогов урока. Подсчет баллов в карте самоконтроля. Выставление  отметок.

-Проанализируйте свою деятельность на уроке по карте самоконтроля и выскажите свое мнение. Что получилось? Над чем нужно поработать?

Учитель читает стихотворение:

ЧУЖОЕ ГОРЕ

Чужое горе постучалось

В мое веселое окно.

Я за окошко подал жалость

Осталось горе все равно.

Забросив срочную работу,

На гостя позднего сердит,

Я протянул ему заботу

А горе вновь в глаза глядит.

Спеша покончить со свиданьем,

Уже вздыхая тяжело,

Ему я отдал состраданье

А горе все же не ушло.

Стою и я, а сердце, споря

С рассудком, мечется в груди.

Ну чем еще поможешь горю?!

И я сказал ему:

— Входи! (Е. Нефедов.)

-Как вы понимаете последнюю строку стихотворения? (Главное для человека, нуждающегося в нашей доброте,- это реальная помощь, то есть действие).

Учитель обращает внимание на эпиграф, зачитанный в начале урока, иприкрепляет свой листок к дереву на доске:

«Быть добрым человеком – значит жить, творя добро».

Учитель предлагает домашнее задание на выбор:

1.Расскажите о случае проявления доброты (повествование) 2.Напишите рассуждение «Какие формы принимает добро?»

3. Напишите стихотворение о добре.


Приложение 2.

Карта самоконтроля учащегося.

Фамилия

Задание

1.

2.

3.

Комментарий («умею» +

«сомневаюсь» ?

«не умею» -)

№ 1.

Тест

№ 2.

Работа над ошибками

№ 3.

Работа с предложениями, осложненными однородными и неоднородными деепричастными оборотами, однородными сказуемыми.

№ 4.

Работа с фразеологизмами.

№ 5.

Работа над предупреждением речевых и

Грамматических ошибок

№ 6.

Общий балл,

оценка.

«5»: 20-22 балла

«4»: 16-19 баллов

«3»: 11-15 баллов

«2»: 10 и менее баллов

        

Приложение 3.        Алгоритм.

  1. Выделите грамматическую основу предложения.
  2. Найдите деепричастие.
  3. Поставьте вопросы от деепричастия к зависимым словам.
  4. Определите границы деепричастного оборота.
  5. Выделите деепричастный оборот запятыми.

Приложение 4.

I. Изучая тему «Деепричастие как часть речи», даю задание: «Распределите словосочетания на два столбика. Выкрашенный пол, выкрасив краской, вспахав поле, невспаханное поле, устроенные по проекту, заперев дом, устроившись на ночлег, запертый дом. Прочитав книгу, прочитанная книга.

 Как распределили словосочетания? Объясните. Сможете ли вы сказать, слова какой части речи в словосочетаниях вам предложены? Почему? Какие возникли у вас затруднения? Сформулируйте проблему. Определите тему урока, сформулируйте цель.»

II.   При изучении правописания союзов, дети получают задание: «Прочитайте предложения и раскройте скобки.

1.     Все народы мира хотят, что(бы) не было войны.

2.     Что(бы) мне прочитать о космосе?

3.     Наш класс то(же) пойдёт в музей.

4.     Мы обнаружили в горах то(же) озеро, что и геологи.

5.     Я так(же) буду учиться в училище.

6.     Я сделал это так(же), как и он.

 

Как бы вы записали слова со скобками? Можете ли объяснить? Что вас удивило? Какую проблему вы сформулируете? Правило простое: союзы тоже, также, чтобы пишутся слитно. Почему в предложениях 2,4, 6 слова то же, так же, что бы пишутся раздельно? Какой частью речи являются данные слова? Какую проблему нам необходимо решать? Поставьте цель.»

III.  Тема «Наклонения глагола»

«Словарный диктант: понял бы, поняла, напиши, напишу, написала бы, собери, собрал бы, прочитай, вернулся, вернись, чувствуют, участвовал бы, участвуй, участвовали.

Распределите слова на группы. Сколько групп получилось? По какому признаку делили на группы? Это глаголы изъявительного наклонения, условного, повелительного. Сформулируйте тему, цель урока» (формулируют ученики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием активных методов обучения

Эта разработка будет интересна для тех педагогов,которые используют активные методы обучения на уроках,обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процесс...

Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".

Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...

Комплекс заданий по работе с аутентичными материалами при обучении иностранному языку на уровне основного общего образования

Комплекс разработан на основе УМК Spotlight 9 и современных федеральных образовательных стандартов....