Урок русского языка "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка с использованием технологии УДЕ и ИКТ в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovosochet.rar | 741.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с элементом УДЕ в 5 классе
по теме «Словосочетание» (два урока)
Цель урока: 1 Дать понятие о словосочетаниях и видах связи слов в словосочетании.
2 Познакомить учащихся со способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием; учить различать эти способы подчинительной связи между собой.
Ход урока
I Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.
II Сегодня мы на уроке рассмотрим новую тему «Словосочетание». –
слайд 1.
- А какой раздел науки о языке изучает Словосочетание?
-Синтаксис. (-Синтаксис от греч. Синтаксис –построение, сочетание, порядок)
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются синтаксические единицы – словосочетания и предложения, их строение.
-Правильно! В русском языке две синтаксические единицы- словосочетание и предложение. Слайд 2
III. Цель нашего урока
1 определить понятие словосочетания
2 уметь отличать словосочетание от предложения
3 установить виды словосочетания
4 рассмотреть виды связи в словосочетании
А еще мы будем говорить о …
IV. Угадайте о чем идет речь?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (зима)
-Правильно речь пойдет о зиме.
- Ребята посмотрите в окно. Какая прекрасная погода! Кругом пушистые сугробы, белый снег, окна, разукрашенные дивными узорами, пушистые снежинки, деревья, одетые серебром. Как мы называем такую зиму?
Холодная зима, снежная зима.
Записываем в тетради снежная зима, пушистые сугробы, дивные узоры.
-Обратите внимание на сочетание этих слов. Это словосочетание .
- Интересно, а что же такое словосочетание? Слайд
Читаю стихотворение слайд
V. Внимание! Внимание!
Вот словосочетание
В нем ходят парою слова.
Но не равны у них права
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто - то без труда
Вопрос определяет
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда - наоборот
Запомни как основу.
1-Словосочетание - это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании снежная зима главное слово – зима, зависимое слово – снежная.
2 Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:
Лепят (кого?) снеговика; играть (где?) во дворе
3 Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу. Например: смеются (как?) радостно, смеяться (как?) звонко.
Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет. Например:
Зима - снежная зима, характеризует действие - лепят снеговика, признак - смеются радостно.
Словосочетаниями не являются:
1 сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения): Наступила зима
2 однородные члены предложения: Весело и радостно шумят во дворе дети.
VI. А теперь, ребята, заполним матрицу
«Отличия предложения от словосочетания»
Предложение | Словосочетание |
1 Служит для сообщения, вопроса или побуждения; может быть восклицательным. 2 Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. 3 Характеризуется смысловой и интонационной законченностью | 1 Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков. 2 Состоит из главного и зависимого слова. |
VII. Давайте разберемся, что же написано на доске: словосочетания или предложения- докажем это.(на доске написаны в столбик сочетания слов, все- с маленькой буквы; дети должны найти ошибку исправить ее и доказать, что в этом столбике есть предложение): звонко раздаются
пушистые снега
завывание бури
искрится снег
Ученик разбирает словосочетание по образцу. Искрится снег – это предложение.
- А что такое предложение? Предложение – основная единица синтаксиса, который выполняет функцию общения. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию законченности.
VIII. А теперь рассмотрим виды словосочетания
Виды словосочетаний
Именные Глагольные
словосочетание с главным словом словосочетание с главным
именем существительным словом глаголом
безболезненный укол освещала комнату
бесценный дар работать на поле
IX. Сейчас мы познакомимся с видами связи в словосочетаниях.
Словосочетание
Сочинительная связь Подчинительная связь
Слова равноправны одно слово подчиняется другому
От главного можно задать
вопрос к зависимому, то есть
между словами существует
определенная взаимосвязь
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами слайд
X. Заполнение матрицы
XI Работа с текстом. Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. Выписать из текста словосочетания, определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.(текст на доске)
Степь весной.
Вокруг х.-лмист.... степь1. Без конца и края ш..рокая степь. Озёра напомина-.т упавшие с неба3 звёзды - особенно, когда в них купают(?)ся лучи солнца. А как сказоч(?)но красива весной степь! Шелковист...-, (изумрудно)-зелёная по колени тр..ва колыш..т(?)ся (под) лёгк.... ветром. Изумруд травы ра..цвечен красными жёлтыми пёстрыми белыми алыми тюльпанами.4 Они словно состяза..т(?)ся друге другом. Цв..ты вечером похожи наскромн.... колокольчики, утром неузнаваемы. Поднима..т(?)ся солнце, и, напившись его тепла, тюльпаны ра..пускают во все стороны свои красные шёлков..-. лепестки. Это (не)степь а гигант... .ий ковёр по которому белыми облаками перемеща..т(?)ся3 тысячные отары овец. А (серебристо)-голубая полынь так духмянна вперемешку с чабрецом, что дыш..шь, (не) надышишься(?!) Бирюзов..., купол неба покойно об..ял всю степь и хранит ее и(з/с)вечную красоту, дарующую калмыкам мудрость силу смелость и друж-любие2..,.!! волну„т(?)ся и колыш-.тся степь, устланная разн..цветными коврами, и так хочется утонуть в этих коврах и дышать опьяняющим воздухом нашей родной калмыцкой степ..! Н..кто н..когда не забудет калмыцкую степь весной.
XI Описание картины - слайд
XII Рефлексия.
Домашнее задание: Упр.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...