Урок в 5 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные союзами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок с применением обучающих структур (Сингапур)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc78.5 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.86 КБ
Office spreadsheet icon prilozhenie_1.xls12.23 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 53.

Тема:        Однородные члены предложения, связанные союзами.

Тип урока. Урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм).

Ком: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛР: -овладевать стратегией читательской деятельности и механизмами речи (антиципации, эквивалентных замен, сжатия, опоры на ключевые слова).

-находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами.

-пользоваться приёмами понимания учебно­научного текста с опорой на обучающие структуры.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Учитель собирает тетради с домашним заданием на проверку.

II. Тренировочный словарный диктант.

С использованием обучающей структуры

Оформление тетрадей.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Приложение 1)

Каждый стол получает карточки со словами определенной тематической группы.

Задание: составьте с ними предложения, используя карточки по диагонали, горизонтали или вертикали.

Баян, гитара, пианино, труба, гармонь,  балалайка, скрипка, домра, флейта;

Монитор, клавиатура, программа, диск, мышь, системный блок, операционная система, сайт;

Состязание, стадион, соревнование, рекорд, спортивный, прыжок, здоровье, массовый, снаряд;

Велосипед, волейбол, гимнастика, футбол, баскетбол, теннис, аэробика, атлет, дистанция;

Университет, экзамен, учеба, институт, грамотный, учиться, академия, интерес, знание.

Аист, воробей, жаворонок, перепел, соловей, стриж, сойка, зарянка, куропатка;

Шоколадный, коричневый, желтый, черный, фиолетовый, лазурный, изумрудный, лиловый, малахитовый.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.

III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

  1. – Что объединяет все эти предложения и их схемы? В чем их различие?

Уж ночь идет, огни по небу рассекает.

Алеша взял конопляное зерно и положил в карман.

[  ═    ,  ═  ].  [  ═    и  ═   ].

Уж ночь идет, огни по небу рассекает.

Пальнул Федор Иванович по сороке, но не попал.

[  ═    ,  ═    ].  [  ═    , но  ═     ].

Уж ночь идет, огни по небу рассекает.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

[  ═    ,  ═    ].  [  ═   , а    ═   ].

– Назовите ключевые слова. (Однородные члены, союзы)

– На основе ключевых слов сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения, связанные союзами).

Запись темы урока.

  1. Сформулируйте основной вопрос урока, на который мы будем отвечать.

(Какие знаки препинания ставятся при однородных членах?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

IV. Актуализация и углубление  изученного.

  1. Актуализация изученного с использованием обучающей структуры (ЭЙ АР ГАЙД, Приложение 2).

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1) Однородные члены – это смысловые отрезки.

2) Между однородными членами всегда ставится запятая.

3) Однородные члены соединены сочинительной связью.

4) Без однородных членов не существует предложения.

5) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. 

6) Однородные члены зависят от разных слов в предложении. 

7) В простом предложении всегда есть однородные члены.

Ответьте на вопросы в левой части таблицы. Если согласны, поставьте плюс, если не согласны – минус. Затем отложите листочки.

Познавательные УУД

2. Развитие умений читательской деятельности  (антиципация, нахождение главного, смысловое и структурное деление текста, сжатие текста (компрессия), формулирование выводов).

3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

1. Анализ учебно­научного текста в рамке. Упр. 255 (с использованием обучающей структуры ЗУМ ИН).

Работа по анализу текста «во время чтения»: выделяют ключевые слова, новую информацию, обращают внимание на графические выделения, примеры.

Заключительная работа «после чтения»: на какие вопросы получили ответы? Что является новым?

В результате ученики самостоятельно должны сформулировать определение нового понятия «смысловой отрезок». (Это члены предложения, которым придаётся дополнительный смысловой оттенок.)

– По каким признакам можно найти смысловой отрезок – однородные члены

Регулятивные УУД

4. Искать пути решения проблемы.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

4. Адекватно понимать содержание текста, опираясь на технологию продуктивного чтения.

5. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять на основе текста схему).

Физкультминутка для глаз.

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

V. Открытие новых знаний (продолжение).

2. Составление схемы «Опознавательные признаки однородных членов предложения».

1.      

        Х            О, О,  О                  

        один и тот же

2.               (?)   (?)   (?)

   

         перечислительная  

3.                     О/  О/  О  

– Вспомните, какая связь существует между однородными членами. (Сочинительная.)

- Какие союзы чаще всего соединяют однородные члены?

 - Перед какими союзами требуется поставить запятую? Сделайте вывод по упр. 255.

VI. Применение знаний, развитие учебно­языковых, пунктуационных и речевых умений.

  1. Давайте попробуем объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях.  Запишите их, обозначьте однородные члены, средство связи между ними, составьте схему, объясните знаки препинания.

Я часто получаю письма и посылки..
Она говорила мало, но толково

  1. Упр. 256 (неосложнённое списывание) – развивается умение находить смысловые отрезки-однородные члены с опорой на их опознавательные признаки (схему), устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами.

- Каждый работает с двумя предложениями.

Участник №1 – предложения №1-2;

Участник №2 – предложения №3-4;

Участник №3 – предложения №5-6;

Участник №4 – предложения №7-8.

2. Словарная работа: слово галерея.

Познавательные УУД

7. Составлять алгоритм действия.  

8. Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.

VII. Итог урока.

Возвращаемся к нашим ЭЙ АР ГАЙД. Заполните колонку «после».

– Сравните с образцом на доске:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто справился без ошибок?

Оценивание.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

Участники №1-2

 Упр. 258.

Участники №3-4

Составить план текста правила и уметь рассказать по плану о смысловых отрезках – однородных членах.



Предварительный просмотр:

Эй Ар Гайд

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

1) Однородные члены – это смысловые отрезки.

2) Между однородными членами всегда ставится запятая.

3) Однородные члены соединены сочинительной связью.

4) Без однородных членов не существует предложения.

5) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. 

6) Однородные члены зависят от разных слов в предложении. 

7) В простом предложении всегда есть однородные члены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".

Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...

УРОК в 8 классе по теме « ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»

Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Развивающая: способствовать ...

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, по традиционной программе, используется учебник Русский язык. 8 класс: /Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Это второй час по данной теме....

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...