УРОК в 8 классе по теме « ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами. Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами. Формировать умения определять группы союзов, составлять предложения с однородными членами, восстанавливать текст с помощью союзов. Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других;; способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorod.chleny_8_kl.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина
УРОК в 8 классе по теме
« ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог, 2017г.
Цели:
Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами. Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами. Формировать умения определять группы союзов, составлять предложения с однородными членами, восстанавливать текст с помощью союзов.
Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать
воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, воспитывать умения сплоченно
и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других;; способствовать
воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.
Оборудование: Учебник «Русский язык.8 класс».
Опорные схемы и таблицы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Основная форма урока: урок-исследование, урок-диалог. Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание:
Сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и знаках препинания при них: а) обобщим знания по теме; б) научимся правильно ставить знаки препинания и составлять схему предложения. – Какие ассоциации вызывает у вас слово « однородные»? (Однородный – относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый. Однородные явления)
– Почему же члены предложения называются однородными? В чём их «одинаковость»? (Одинаковая синтаксическая функция:
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) относятся к одному и тому же слову или поясняются одним членом предложения;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) произносятся с интонацией перечисления;
д) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью).
III. Повторение теоретических сведений по теме:
а) индивидуальная работа по карточкам
1. Восстановить схему, рассказать о группах сочинительных союзов по значению.
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И это и то | Не то, а это | Или то, или это |
И, НИ…НИ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА (= И) | НО, А, ЗАТО, ОДНАКО, ДА (= НО) | ИЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ЛИБО… ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО… НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ |
Внимание! Соединительный союз и! (на доске)
1. [O и О] (однородные члены, связанные одиночным союзом)
Зевая и потягиваясь, дремал кот у порога.
2. [– =], и [– =] (соединяет части сложносочиненного предложения)
В небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные трели летят на землю.
3. [O O и О и О…О, О, О] В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес, луг, озеро.
4. [O и О и О и О] (ряды однородных членов, попарное соединение).
Заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку.
– Придумайте и запишите предложение с подобной конструкцией.
IV. Работа (в парах) по закреплению темы. Схематический диктант
- Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
- Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами.
- Солнце сверкает на стёклах и окнах изб и золотит жёлтые соломенные крыши.
- Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах, плывший с далёких полей.
IV. Закрепление изученного. 1. Упр. 237. 2. Упр. 236 (отличить однородные члены предложения, соединенные союзом и, от сложносочиненных предложений с этим союзом). 3. Дополнительный материал к этому упражнению.
1.Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сложили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежинки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запахом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочарников). Задание:
1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения
2) запишите номер неполного предложения (№ 2);
3) выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).
4. Работа над текстом «Милосердие» Д. Лихачёва
Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным.
Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.
Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
(по Д.Лихачёву)
- Чтение.
- Найдите предложение с однородными членами.
- Перестройте предложение, чтобы было обобщающее слово.
- Запись предложения, схема.
Вывод: Лучшее человеческое качество- доброта.
Живите по законам добра. Недаром гласит народная мудрость: «Добра желаешь, добро и делай. Живи для людей – поживут и люди для тебя. Будь добрым, где бы ни носило тебя призвание твоё, ведь доброта – избыток силы, а не отсутствие её».
V. Тренировочные упражнения (собственно практикум).
а) упр. 258 (устно)
б) упр. 260 (взаимопроверка)
в) лингвистическая эстафета (соревнование по рядам): построить схемы данных предложений – упр. 264.
VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности учащихся: - Следующий этап урока покажет, насколько хорошо усвоен теоретический материал. Я читаю утверждения, вы отвечаете «да» или «нет» «Верные и неверные утверждения»
1. Однородными могут быть разные члены предложения? (да)
2. Определения могут быть только однородными (нет)
3. Повторяющиеся слова являются однородными?(нет)
4. В предложении может быть больше одного ряда однородные члены предложения? (да)
5. Союзы или, либо, иль являются соединительными.(нет)
VIII. Задание на дом. Теория §187, упр.271.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".
Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...
Однородные члены, связанные сочинительными союзами.
Цели урока:- активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения;- формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;- активизировать познава...
Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"
Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи о...
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них
Урок русского языка в 8-м классе Однородные члены, связанные сочинительными союзами,и пунктуация при них Знать: признаки однородных членов Уметь: правильно ставить знаки препи...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...
Презентация "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Презентация "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...
- Мне нравится (1)