Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных методов обучения. Ролевое участие школьников предусматривает деление на команды (группы), зрителей, ассистентов и экспертов. В рамках урока предусмотрено активное освоение новой лексики, повторение изученных терминов, закрепление практических умений: объяснения лексического значения слова, опознания и подбора синонимов, фонетического исследования текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-estafeta_5_klass_leksika.moiseeva.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Моисеева Елена Викторовна
МБОУ СОШ № 143 г.Казань
учитель русского языка и литературы
Урок-эстафета по русскому языку в 5 классе
Тема: «Закрепление изученного по теме «Лексика» в 5 классе на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Цели:
Образовательные: повторить основные понятия раздела «Лексика»: синонимы, антонимы, лексическое значение слова», закрепить умения соотносить лексическое значение слова с понятием, давать толкование лексического значения слова, выявлять и подбирать синонимы и антонимы, характеризовать звуки речи; пополнить словарный запас обучающихся лексикой по теме «военное сражение».
Развивающие: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; сформировать познавательный интереса к художественным текстам как явлениям языка и речи; узнавать и характеризовать языковые явления, процессы и связи на материале целостного художественного текста.
Воспитательные: сформировать познавательную мотивацию на основе соревнования классов – кто лучше знает русский язык; показать культурно-историческую и моральную ценность воинского героизма и патриотизма.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Формы организации урока: урок-эстафета (групповая, фронтальная работы).
Оборудование: коллаж иллюстраций к книге М.Ю.Лермонтова «Бородино», сигнальные карточки с надписями «1», «2»,«3», «4», аудиозапись выразительного чтения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», карточки с заданиями для команд, раздаточный материал: текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», словарь стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Структура урока:
1. Организационный момент,
2. Знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,
3. Состязание – эстафета команд пятых классов.
4. Задание на дом.
5. Итоги урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
Постановка задач.
– Добрый день. Сегодня у нас не совсем обычный урок, который мы проводим в рамках недели русского языка и литературы. Я пригласила учеников всех пятых классов нашей школы, чтобы выяснить, кто же из них лучше других усвоил материал темы «Лексика». Работа будет организована в форме соревнования – эстафеты, где примут участие три команды из разных классов. Оценивать работу команд будет группа экспертов, в которую входят отличники из каждого класса, а помогать мне будут ассистенты. Целью урока является повторение ключевых понятий темы «Лексика»: «лексическое значение слова, антонимы и синонимы, заимствованные и устаревшие слова» - и закрепление практических умений с ними связанных.
Словарная работа.
– Три новых для вас слова на доске – «эстафета», «ассистент» и «эксперт», которые прозвучали в моем вступительном слове. – Запомните, как они пишутся! Что они обозначают? Что объединяет эти слова? Что говорит нам о том, что это заимствованные слова? Язык – это живая система, он пополняется новыми словами, но и «теряет» некоторые слова. Как называются слова, вышедшие из употребления? С устаревшими словами мы чаще всего встречаемся в произведениях художественной литературы, что требует от нас сосредоточенного и вдумчивого чтения, обращения к словарям.
– Сегодня на уроке мы закрепим изученное в разделе «Лексика» на материале стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
2.Знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Слово учителя.
– Михаил Юрьевич Лермонтов погиб совсем молодым - ему не исполнилось еще и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».
Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалеку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 7 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял Наполеон I.
Бородино – одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба – судьба народов России. Бородино – самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского общества. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения.
О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности»...
Аудиозапись чтения стихотворения в исполнении М.Казакова.
3.Эстафета между командами трех классов.
– Нельзя понять смысл всего произведения, не уяснив лексическое значение отдельных слов, поэтому первый этап эстафеты - «Кроссворд».
Задание для команд. Кроссворд по лексике стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», который команды разгадывают, пользуясь «Словарем произведения». Оценивание - высшая оценка- 5 баллов. На доске записываются слова, получившиеся при разгадывании кроссвордов – «Лермонтов», «Бородино», «богатырь», и устно составляется с ними предложение.
Вариант 1.
1 - Привал, расположение войск вне населенного пункта (БИВАК).
2 - Участь, судьба (ДОЛЯ).
3 - Военная или гражданская форменная одежда (МУНДИР).
4 - Власть, возможность распоряжаться (ВОЛЯ).
5 - Взрывчатое вещество, содержащееся в определенном количестве в снаряде, патроне (ЗАРЯД).
6 - Высокий жёсткий головной убор (цилиндрической или конусообразной формы) (КИВЕР).
7 - В царской и некоторых иностранных армиях: военный из частей легкой кавалерии (первоначально вооруженных пиками) (УЛАНЫ).
8 - Старинный орудийный снаряд в виде шара (ЯДРО).
Вариант 2.
1 - Стальной клинок (заостренный с одной стороны кусок железа), меч (стар.) (БУЛАТ)
2- Власть, возможность распоряжаться (ВОЛЯ).
3 - У христиан: бог (ГОСПОДЬ).
4 - Станок (основание) артиллерийского орудия (ЛАФЕТ).
5 - В старину: сомкнутое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером (земляная насыпь) (РЕДУТ).
6 - Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола винтовки, ружья (ШТЫК).
7 - В царской и некоторых иностранных армиях: военный некоторых частей кавалерии (первоначально предназначенных действовать как в конном, так и в пешем строю) (ДРАГУНЫ).
8 - Артиллерийский снаряд, начиненный круглыми пулями для массового поражения живых целей на близком расстоянии (КАРТЕЧЬ).
Вариант 3.
1 - Торжественное обещание, уверение (КЛЯТВА).
2 - Высокий жёсткий головной убор (цилиндрической или конусообразной формы) (КИВЕР).
3 - В царской и некоторых иностранных армиях: военный некоторых частей кавалерии (первоначально предназначенных действовать как в конном, так и в пешем строю) (ДРАГУНЫ).
4 - Военная или гражданская форменная одежда (МУНДИР).
5 - Старинный орудийный снаряд в виде шара (ЯДРО).
6 - В царской и некоторых иностранных армиях: военный из частей легкой кавалерии (первоначально вооруженных пиками) (УЛАНЫ).
7 - Стальной клинок (заостренный с одной стороны кусок железа), меч (стар.) (БУЛАТ).
8 - Власть, возможность распоряжаться (ВОЛЯ).
9 - Привал, расположение войск вне населенного пункта (БИВАК).
Задание для зрителей ( во время самостоятельной работы команд): разъяснить значение глагола из строчки стихотворения
1) Прилег вздремнуть (поспать) я у лафета…
2) Вот смерклось (потемнело). Были все готовы…
3) В дыму огонь блестел (сверкал)…
4) Изведал (узнал) враг в тот день немало…
5) Как ликовал (радовался) француз….
6) Ворчали (ругались) старики…
7) Ночная пала (потемнело) тень…
8) Все шумно вдруг зашевелилось (задвигалось)…
Найти фразеологический оборот:
1) И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
2) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
– Словесное искусство – это искусство выбора самого точного и выразительного слова. Второй этап эстафеты – «Исключи лишнее».
Задание для команд и зрителей: найти лишнее слово в группе из 4 слов, не являющееся синонимом. Команды отвечают с использованием сигнальных карточек с номерами слов 1, 2, 3, 4, зрители – устно. Оценивание: по баллу за каждый правильный выбор.
1 – удалый, сильный, бравый,храбрый
2– досадно, обидно, смешно, неприятно
3 – боевой, военный, смелый, мужской
4 – начертил, построил, воздвигал, соорудил
5 –думал, услышал, хотел, предполагал
6– хитрить, лукавить, надоедать, жульничать
7 – безделка, чепуха, ерунда, ералаш
8 – беседка, речь, беседа, фраза
9– молвил, улыбнулся, проговорил, сказал
10 – отдать, уступить, пожертвовать, принести
– Звук в поэтической речи – ведущее средство художественной изобразительности, поэтому третий этап эстафеты – «Звуковое исследование». Команды определяют, сколько звуков определенного признака встречаются в строке стихотворения. Выполняют задание в письменном виде. Оценивание – по баллу за каждый правильный ответ.
Вариант 1.
Прилег вздремнуть я у лафета, (Сколько гласных звуков в строке?)
И слышно было до рассвета, (Сколько ударных слогов?)
Как ликовал француз. (Сколько глухих согласных?)
Но тих был наш бивак открытый: (Сколько мягких согласных?)
Кто кивер чистил весь избитый, (Сколько звонких согласных?)
Кто штык точил, ворча сердито, (Сколько твердых согласных?)
Кусая длинный ус. (Сколько согласных звуков в строке?)
Вариант 2.
И только небо засветилось, (Сколько гласных звуков в строке? )
Все шумно вдруг зашевелилось, (Сколько глухих согласных? )
Сверкнул за строем строй. (Сколько ударных слогов? )
Полковник наш рожден был хватом: (Сколько звонких согласных? )
Слуга царю, отец солдатам... (Сколько мягких согласных? )
Да, жаль его: сражен булатом, (Сколько твердых согласных? )
Он спит в земле сырой. (Сколько согласных звуков в строке? )
Вариант 3.
Забил заряд я в пушку туго (Сколько гласных звуков в строке? )
И думал: угощу я друга! (Сколько ударных слогов? )
Постой-ка, брат мусью! (Сколько мягких согласных? )
Что тут хитрить, пожалуй к бою; (Сколько звонких согласных? )
Уж мы пойдем ломить стеною, (Сколько глухих согласных? )
Уж постоим мы головою (Сколько твердых согласных? )
За родину свою! (Сколько согласных звуков в строке? )
Задание для зрителей(выполняется устно): назвать количество звуков в слове: 1) день, 2) братья, 3) люди, 4) жаль, 5) тень, 6) свою, 7) люди, 8) огонь, 9) земля.
4.Задание на дом.
- Сегодня мы познакомились с тем, как классик русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов с помощью слов создает картину сражения. Дома подберите словосочетания, которые можно отнести к теме «Военное сражение», и запишите их в рабочие тетради (от 7 до 14 словосочетаний). Обязательно проверьте правильность написания по словарю.
5. Итоги урока.
– Итак, победителем эстафеты оказалась команда 5 … класса, но и другие команды хорошо поработали, поэтому все участники соревнования заработали сегодня пятерки. Зрители также получают отметки.
– Назовите, какие понятия мы сегодня повторили.
– Но самым главным итогом нашего урока является то, что мы закрепили теоретические понятия лексикологии на материале художественного текста – стихотворения М.Ю.Лермонтова. Величайшие произведения литературы созданы из простых слов, которыми мы все тоже пользуемся. Однако мастерство владения словом писателей и поэтов позволяет им создавать уникальные творения, живущие в веках. Ваши успехи на уроках русского языка – это шаг на пути к пониманию литературы и к развитию ваших творческих способностей.
Источники
- Князь П.И. Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turambar.ru/battle-of-borodino-2.html
- Лермонтов М. Ю. «Бородино». Иллюстрации В. Шевченко. - 1983 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mp3-kniga.ru/bibliofil/lermontov-borodino.htm.
- Лермонтов М.Ю.Бородино. – Русская литература ХIХ века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russkay-literatura.ru/lermontov-m-yu/380-lermontov-m-yu-borodino.html
- Михаил Юрьевич Лермонтов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihilermontova.ru/Portrety28.php
- Поэтическая летопись Бородинского сражения, – «Музей–панорама «Бородинская битва» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1812panorama.ru/virtual/project.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...
Технологическая карта урока по русскому языку: "Лексика. Повторение и закрепление изученного материала"
Технологическая карта урока по русскому языку...
Интегрированный урок русского языка в 4 классе "Как создавалась книга. Сложное предложение. Закрепление"
Открытый урок можно проводить в 4 классе, когда ученики начальной школы знакомятся с будущим учителем русского языка и литературы....
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...
Интегрированный урок русского языка и технологии, приуроченный к Международному Дню Земли "Изготовление плаката "День Земли". Закрепление по теме "Глагол"
На уроке обучающиеся устанавливают взаимосвязь понятий "человек" и "природа", учатся бережно относится к живой природе, активно участвовать в деле защиты окружающей среды....