Конспект к уроку русского языка «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_viktorina.docx | 39.06 КБ |
k_viktorine.pptx | 454.25 КБ |
urok_sintaksis.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку русского языка «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 5 класс
Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать основные признаки простого и сложного предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова»; уметь: различать сложное и простое предложение, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенству.
Учебник- «Русский язык. 5 класс» - авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.;
Компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал заданий;
Тип урока: обобщающий.
Этап урока
1.Организационный этап.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
2.Мотивация.
-Сегодня мы проведём урок в форме состязания. Вопросы буду задавать я, отвечать будете по очереди. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать в команде. Успех будет зависеть от ваших ответов, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны друг к другу.
-Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не отвлекаемся.
Итак, первое задание определить тему урока. Помогут нам в этом вопросы (Слайд 1).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
с и н т а к с и с
1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает
действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? каков? может быть выражен глаголом, им.прилагательным, им.существительным, в предложении подчеркивается двумя чертами (сказуемое).
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).
4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире). (Анапа– самый уютный городишко из всех приморских городов России)
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).
9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).
В итоге сложилось слово «синтаксис». (Слайд №1). А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем дату урока и тему в тетрадь.
3Представление команд.
Представим команды.
1 команда: капитан.
Я буду главным в мире этом,
Ведь называю я предметы. (существительное)
Капитан команды показывает табличку с названием команды.
2 команда: капитан.
Что без действия предмет?
Он умрёт в любой момент. (глагол)
Капитан команды показывает табличку с названием команды.
3 команда: капитан.
Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма заметны. (приагательное)
Капитан команды показывает табличку с названием команды.
«Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
(слайд № 3)
- Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»? (выступление ученика Колиненко И.)
(Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.)
3.Целеполагание и планирование.
-Посмотрите на тему урока. Определите цель урока. (Что же мы должны повторять сегодня? Повторить основные сведения в разделе «Синтаксис и пунктуация»)
– А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике).
-Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать изученный
материал, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!
4.Работа по теме урока.
Учитель предлагает учащимся вспомнить теоретический материал пройденного раздела.
1.Работа с пультами.
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос(вопросительное).
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью(обращение)
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)
5.Словарная работа (Слайд №7-8).
Вы хорошо справились с данной задачей. Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.
На слайде записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному).
Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, разг…дать, пожалу…ста, об…единять, тиш…на.
-Проверим (Слайд №8)
6.Синтаксическая пятиминутка (работа с предложениями, составление схем у доски).
Вспомним выступление Ивана. Он рассказал нам, что в переводе с греческого синтаксис это составление, построение, т.е получается синтаксис это учение о правильном построении словосочетаний, высказываний, предложений. Проверим, как вы умеете работать с предложениями.
Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски).
1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
3. Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и 2 предложениях?
7. Работа со словосочетаниями.
(в группах), взаимопроверка (обмениваются тетрадями).
- Что такое словосочетание?
- Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями.
- Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет.
- Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову.
- Подлежащее и сказуемое: наступила ночь.
- Составные словоформы: более светлый, будет ходить.
- Однородные члены предложения: отцы и дети.
- Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Падают листья, сильный ветер(сл.с), чудесный день(с.с.), жёлтые и красные, дождливая осень(с.с), у леса, быстро перелетают(с.с).
-Проверяем.
-Чем выражены главное слово в словосочетании?
-А какие бывают словосочетания?
8.Обобщение и систематизация знаний.
-А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.
- У какого слова неправильно определена часть речи? (карточка1)
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.
Ответ: 2
9.Физкультминутка
Учитель организует проведение физкультминутки».(Слайд 15)
-Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису -сделать наклон вперёд, к пунктуации – хлопок, если же к другим разделам языка – влево или вправо.
Приставка(влево), грамматическая основа (вперед), словосочетание(вперед), корень(влево), основа слова(влево), запятая(хлопок), обстоятельство(вперед), тире(хлопок), суффикс(влево), предложение(вперед), обращение(вперед), буква(влево).
Учащиеся выполняют упражнения
Задание «Передай другому»
Синтаксический разбор простого предложения.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
10.Установите соответствие.
Найти предложения, соответствующие схемам (карточка2).
Вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие схемам и запишите их в тетрадь.
1)[– - =]
2)[– =], и [– = ]
3)[О,… ]!
4)[…], ( что… ).
5)А: «П».
1) Книга – лучший товарищ.
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
3) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
4) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
5) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
-Проверка
Рефлексия:
Заполните, пожалуйста, оценочный лист, ответьте в нескольких словах на вопрос: Что такое синтаксис?
Ф.И. | |
Предполагаемая оценка за урок |
|
Работа в группе (выставляет капитан) |
|
Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________
|
Ф.И. | |
Предполагаемая оценка за урок |
|
Работа в группе (выставляет капитан) |
|
Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________
|
Ф.И. | |
Предполагаемая оценка за урок |
|
Работа в группе (выставляет капитан) |
|
Зачем нужен синтаксис? __________________________________________
|
Ф.И. | |
Предполагаемая оценка за урок |
|
Работа в группе (выставляет капитан) |
|
Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________
|
Ф.И. | |
Предполагаемая оценка за урок |
|
Работа в группе (выставляет капитан) |
|
Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________
|
Ф.И. | |
Предполагаемая оценка за урок |
|
Работа в группе (выставляет капитан) |
|
Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________
|
Интересно, когда появились знаки препинания?
( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).
Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.
• Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.
• Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова. (Адамян А.)
• К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.
• Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. (Валерия)
• Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
• В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком. (Панчак А)
• К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.
• Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».(Джумаляк А)
В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.
Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга. (Лучук А)
(Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.) (Колиненко И)
Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:
Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В.Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».
Карточка№1
У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.
Карточка№1
У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.
Карточка№1
У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.
Задание «Передай другому»
Выполните синтаксический разбор простого предложения.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Передай другому»
Выполните синтаксический разбор простого предложения.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Передай другому»
Выполните синтаксический разбор простого предложения.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Катрочка2
Установи соответствие.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
1) Книга – лучший товарищ.
_______________________________________________________
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. ________________________________________________________________________________
3) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
________________________________________________________________________________
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
___________________________________________________________________________________
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
___________________________________________________________________________________
Катрочка2
Установи соответствие.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
1) Книга – лучший товарищ.
_______________________________________________________
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. ________________________________________________________________________________
3) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
________________________________________________________________________________
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
___________________________________________________________________________________
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
___________________________________________________________________________________
Катрочка2
Установи соответствие.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
1) Книга – лучший товарищ.
_______________________________________________________
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. ________________________________________________________________________________
3) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
________________________________________________________________________________
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
___________________________________________________________________________________
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
___________________________________________________________________________________
1.Работа с пультами. (ТЕСТ)
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос.
А вопросительное
Б повествовательное
В восклицательное
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного
А запятая
Б тире
В двоеточие
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
А определение
Б дополнение
В обстоятельство
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью
А обращение
Б диалог
В словосочетание
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа
А простое
Б сложное
1.Работа с пультами. (ТЕСТ)
- Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему?
А обстоятельство
Б определение
В дополнение
- Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения ?
А не распространенное
Б распространенное
В сложное
- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?
А однородные
Б многородные
В единородные
- Разговор двух и более лиц ?
А монолог
Б диалог
В прямая речь
- Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс ?
А прямая речь
Б речь автора
В речь учителя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного тире запятая двоеточие
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? обстоятельство дополнение определение
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью обращение диалог словосочетание
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа простое сложное
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцатое ноября. Классная работа. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация» Пунктуация от «пунктум» – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”.
Словарная работа. Синт…ксис, грам…атическая основа, …дравствуйте, чуде…ный, изв…ните, бл…год…рю, п…жалу…ста, об…единять, тиш…на.
Словарная работа. Синт а ксис, грам м атическая основа, з дравствуйте, чуде с ный, изв и ните, бл а год а рю, п о жалу й ста, об ъ единять, тиш и на.
Синтаксическая пятиминутка 1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. 2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. 3. Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!
Когда появились знаки препинания?
Домашнее задание стр. 119 отв. на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного материала».
Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация.Повторение пройденного материала»....
Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"
Данный материал предназначен для повторения пройденного материала в 5 классе...
Презентация к уроку русского языка в 5-ом классе. Синтаксис и пунктуация.
Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении темы "Синтаксис и спунктуация"...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Синтаксис и пунктуация.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе СКО 7 вида на тему "Повторение изученного в разделе"Синтаксис и пунктуация"
В классе СКО 7 вида на уроке проводилась коррекция знаний по изученной теме .Урок проводился перед днем матери ,поэтому для работы использовались тексты о маме,стихи,пословицы и поговорки,исполь...
Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Синтаксис")
Предалагаю разработанные мною презентации к урокам русского языка (раздел "Синтаксис") в 5 классе по следующим темам: "Подлежащее", "Сказуемое", "Тире между подлежащ...