Конспект к уроку русского языка «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_viktorina.docx39.06 КБ
Файл k_viktorine.pptx454.25 КБ
Office presentation icon urok_sintaksis.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект к уроку русского языка «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 5 класс

Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»
Планируемые образовательные результаты: 
Предметные: знать основные признаки простого и сложного предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова»; уметь: различать сложное и простое предложение, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенству.
Учебник- «Русский язык. 5 класс» - авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.;
Компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал заданий;
Тип урока: обобщающий.

Этап урока
1.Организационный этап.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
2.Мотивация. 
-Сегодня мы проведём урок в форме состязания. Вопросы буду задавать я, отвечать будете по очереди. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать в команде. Успех будет зависеть от ваших ответов, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны друг к другу.
-Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не отвлекаемся.
Итак, первое задание определить тему урока.  Помогут нам  в этом вопросы (Слайд 1).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
с и н т а к с и с


1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает
действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? каков? может быть выражен глаголом, им.прилагательным, им.существительным, в предложении подчеркивается двумя чертами (сказуемое).
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).
4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире). (
Анапа– самый уютный городишко из всех приморских городов России)
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).
9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).
В итоге сложилось слово «синтаксис». (Слайд №1). А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем дату урока и тему в тетрадь.

3Представление команд.

Представим команды.

1 команда: капитан.

                                  Я буду главным в мире этом,

                                  Ведь называю я предметы. (существительное)

Капитан команды показывает табличку с названием команды.

2 команда: капитан.

                                  Что без действия предмет?

                                  Он умрёт в любой момент. (глагол)

Капитан команды показывает табличку с названием команды.

3 команда: капитан.

                                    Даю я признаки предметам,

                                   Они со мной весьма заметны. (приагательное)

Капитан команды показывает табличку с названием команды.

«Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
(слайд № 3)
- Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»? (выступление ученика Колиненко И.)
(Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.)

3.Целеполагание и планирование.

-Посмотрите на тему урока. Определите цель урока. (Что же мы должны повторять сегодня?  Повторить основные сведения в разделе «Синтаксис и пунктуация»)
– А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике).
-Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать изученный
материал, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!
4.Работа по теме урока.
Учитель предлагает учащимся вспомнить теоретический материал пройденного раздела.
1.Работа с пультами.
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос(вопросительное).
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью(обращение)
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)
5.Словарная работа (Слайд №7-8).
Вы хорошо справились с данной задачей. Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.
На слайде записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному).
Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, разг…дать, пожалу…ста, об…единять, тиш…на.
-Проверим (Слайд №8)

6.Синтаксическая пятиминутка (работа с предложениями, составление схем у доски).

Вспомним выступление Ивана. Он рассказал нам, что в переводе с греческого синтаксис это составление, построение, т.е получается  синтаксис это учение о  правильном построении словосочетаний, высказываний, предложений. Проверим,  как вы умеете работать с предложениями.
Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски). 
1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

3. Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и 2 предложениях?

7. Работа со словосочетаниями. 
(в группах), взаимопроверка (обмениваются тетрадями).
- Что такое словосочетание?
- Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями.

  1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет.
  2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову.
  3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь.
  4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить.
  5. Однородные члены предложения: отцы и дети.


- Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Падают листья, сильный ветер(сл.с), чудесный день(с.с.), жёлтые и красные, дождливая осень(с.с), у леса, быстро перелетают(с.с).
-Проверяем.
-Чем выражены главное слово в словосочетании?
-А какие бывают словосочетания?


8.Обобщение и систематизация знаний. 
-А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.
- У какого слова неправильно определена часть речи? (карточка1)
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.
Ответ: 2

9.Физкультминутка 

Учитель организует проведение физкультминутки».(Слайд 15)
-Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису -сделать наклон вперёд, к пунктуации – хлопок, если же к другим разделам языка – влево или вправо.
Приставка(влево), грамматическая основа (вперед), словосочетание(вперед), корень(влево), основа слова(влево), запятая(хлопок), обстоятельство(вперед), тире(хлопок), суффикс(влево), предложение(вперед), обращение(вперед), буква(влево).
Учащиеся выполняют упражнения

Задание «Передай другому»
Синтаксический разбор простого предложения.

Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

10.Установите  соответствие. 

Найти предложения, соответствующие схемам (карточка2).
Вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие схемам и запишите их в тетрадь.
1)[– - =]

2)[– =], и [– = ]
3)[О,… ]!
4)[…], ( что… ).
5)А: «П».


1) Книга – лучший товарищ.
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
3) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
4) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
5) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
-Проверка

Рефлексия:

Заполните, пожалуйста, оценочный лист, ответьте в нескольких словах на вопрос: Что такое синтаксис?

Ф.И.

Предполагаемая оценка за урок

 

 Работа в группе (выставляет капитан)

 

Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________

 

Ф.И.

Предполагаемая оценка за урок

 

Работа в группе (выставляет капитан)

 

Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________

 

Ф.И.

Предполагаемая оценка за урок

 

Работа в группе (выставляет капитан)

 

Зачем нужен синтаксис? __________________________________________

 

Ф.И.

Предполагаемая оценка за урок

 

Работа в группе (выставляет капитан)

 

Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________

 

Ф.И.

Предполагаемая оценка за урок

 

Работа в группе (выставляет капитан)

 

Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________

 

Ф.И.

Предполагаемая оценка за урок

 

Работа в группе (выставляет капитан)

 

Зачем нужен синтаксис? ___________________________________________

 


Интересно, когда появились знаки препинания?
( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).
Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.


• Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.

• Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова. (Адамян А.)


• К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

• Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
 (Валерия)

• Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

• В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.
 (Панчак А)

К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.

• Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».
(Джумаляк А)

В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.
 (Лучук А)

(Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.) (Колиненко И)



Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:
Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В.Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».

                                                                   

Карточка№1

У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.


Карточка№1

У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.

Карточка№1

У какого слова неправильно определена часть речи?
1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
2) И – предлог;
3) Высокого – имя прилагательное;
4) Верхушку – имя существительное.


Задание «Передай другому»


Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание «Передай другому»


Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание «Передай другому»


Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катрочка2

Установи соответствие.

1)

2)


3)


4)


5)

6)

 
1) Книга – лучший товарищ.

_______________________________________________________
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. ________________________________________________________________________________
3) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

________________________________________________________________________________
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

___________________________________________________________________________________
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

___________________________________________________________________________________

Катрочка2

Установи соответствие.

1)

2)


3)


4)


5)

6)

 
1) Книга – лучший товарищ.

_______________________________________________________
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. ________________________________________________________________________________
3) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

________________________________________________________________________________
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

___________________________________________________________________________________
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

___________________________________________________________________________________


Катрочка2

Установи соответствие.

1)

2)


3)


4)


5)

6)

 
1) Книга – лучший товарищ.

_______________________________________________________
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. ________________________________________________________________________________
3) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

________________________________________________________________________________
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

___________________________________________________________________________________
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

___________________________________________________________________________________


1.Работа с пультами. (ТЕСТ)
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос.

А  вопросительное

Б повествовательное

В восклицательное

 
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного

А запятая

Б тире

В двоеточие


3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? 

А определение

Б дополнение

В обстоятельство
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью

А обращение

Б диалог

В словосочетание


5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа 

А простое

Б сложное


1.Работа с пультами. (ТЕСТ)

  1. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему?

А обстоятельство

Б определение

В дополнение

  1. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения ?

А не распространенное

Б распространенное

В сложное

  1. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?

А однородные

Б многородные

В единородные

  1. Разговор двух и более лиц ?

А монолог

Б диалог

В прямая речь

  1. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс ?

А прямая речь

Б речь автора

В речь учителя

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос вопросительное повествовательное восклицательное

Слайд 2

2. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного тире запятая двоеточие

Слайд 3

3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? обстоятельство дополнение определение

Слайд 4

4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью обращение диалог словосочетание

Слайд 5

5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа простое сложное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определи тему урока. С и н т а к с и с

Слайд 2

Двадцатое ноября. Классная работа. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 3

Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация» Пунктуация от «пунктум» – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка "син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке "со”), слово "таксис” является военным термином и означает "построение, колонна, место в строю”.

Слайд 4

Словарная работа. Синт…ксис, грам…атическая основа, …дравствуйте, чуде…ный, изв…ните, бл…год…рю, п…жалу…ста, об…единять, тиш…на.

Слайд 5

Словарная работа. Синт а ксис, грам м атическая основа, з дравствуйте, чуде с ный, изв и ните, бл а год а рю, п о жалу й ста, об ъ единять, тиш и на.

Слайд 6

Синтаксическая пятиминутка 1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. 2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. 3. Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!

Слайд 7

Когда появились знаки препинания?

Слайд 8

Домашнее задание стр. 119 отв. на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного материала».

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация.Повторение пройденного материала»....

Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"

Данный  материал  предназначен  для  повторения  пройденного  материала  в  5 классе...

Презентация к уроку русского языка в 5-ом классе. Синтаксис и пунктуация.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении темы "Синтаксис и спунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Синтаксис и пунктуация.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе СКО 7 вида на тему "Повторение изученного в разделе"Синтаксис и пунктуация"

В классе СКО 7 вида на уроке проводилась коррекция знаний по изученной теме .Урок  проводился перед днем матери ,поэтому для работы использовались тексты о маме,стихи,пословицы и поговорки,исполь...

Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Синтаксис")

Предалагаю разработанные мною презентации к урокам русского языка (раздел "Синтаксис") в 5 классе по следующим темам: "Подлежащее", "Сказуемое", "Тире между подлежащ...