Урок - путешествие "Причастие и деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
План - конспект урока "Причастие и деепричастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-puteshestvieprichastie.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Повторение(7 кл.)
Цели: | 1. Способствовать закреплению изученного материала по теме «Причастие и деепричастие» . 2. Проверить качество знаний. 3. Развить навыки работы в коллективе, бригаде. 4. Помочь становлению нравственной культуры. |
Тип урока: | Урок-путешествие |
Метод и приемы: | Исследовательский, нетрадиционная форма опроса, задачи исследовательского характера. |
Оборудование: | Поле чудес, план долины причастий и горы деепричастий, листы-маршруты, ключ-конверты, сигналы с номерами бригад, карточки с заданиями, списки заданий. |
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
(В начале урока учитель объясняет правила игры-путешествия. Дети заранее делятся на бригады по 4-5 человек.)
У вас уже была возможность познакомиться с подомным типом урока. Только сегодня вас ожидает путешествие по долине причастия и восхождение на гору деепричастий. (План на доске) в игровой форме мы с вами вспомним всё, что проходили, изучая причастие и деепричастие. Главная наша с вами задача узнать насколько прочно и качественно вы усвоили материал.
3. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности (повторение материала).
Прежде чем мы непосредственно приступим к нашей основной работе, давайте повторим, что мы узнали об этих частях речи, чем они интересны, что необходимо учитывать при образовании причастий и деепричастий.
- Почему на ваш взгляд мы объединили эти две части речи? Сходство и различие этих двух частей речи.
- Что обозначает причастие?
- Что обозначает деепричастие?
- Что необходимо знать при образовании причастий настоящего времени?
- НЕ с причастиями пишется …
- НЕ с деепричастиями пишется …
Молодцы. Теперь необходимо применить ваши знания на практике.
- Все задания, как и прошлый раз, записаны в ваших маршрутных листах. Правила заполнения вы знаете. Выполняйте задания и записывайте в нужные строчки. Добравшись благополучно до конца нашего путешествия, мы откроем ларчик на дубе том и узнаем, что там внутри.
ДОБРОГО ПУТИ.
4. Работа над нестандартными заданиями и применение их в анализе.
Первым вашим препятствием будет ПОЛЕ ЧУДЕС , где растут вот такие необычные цветы. Чтобы пройти это поле, вам необходимо заполнить таблицу, которая дана в ваших маршрутных листах. Но помните, в каждом поле можно найти сорняки. Сорняки есть и здесь; это слова, не относящиеся к самостоятельным частям речи. Поэтому записывать их в таблицу не нужно. Каждый из вас подходит к доске, срывает цветок, возвращается на место и записывает слово в нужную графу. За это задание вы получаете 10 баллов. Здесь 20 слов, каждое слово – это 1 балл.
НЕДОУМЕВАЯ, ЗАКОНЧИВ, ВЕТРЕНЫЙ (день), ЗАШТОПАННЫЕ (носки), ШТОПАНЫЕ (носки), ПЕСОК, РАССЕЯТЬ, ОБИЖЕННЫЙ (ребёнок), ЗАПУТАННЫЕ (следы), ЗАПУТАТЬ, ЗАПУТАВ, ЗАПЛУТАВШИЙ (в темноте), СЛУШАЯ, ПРОСЛУШАВ, НО, ЧЕРЕЗ, ОСТОРОЖНО, ПРОСТО, УСТАВ (школы), УСТАВ (на работе),
Второе препятствие – мост. Каждая бригада получила домашнее задание, которое называется «Почему мы так говорим?». Первая бригада должна рассказать о выражении НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ, а вторая – СПУСТЯ РУКАВА. Получаете картинку. Ваша задача – отгадать, что изображено на картинке, записать в маршрутный лист.
Третье препятствие – речка. Её воды смешали в себе всё: и правильное и неправильное написание. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.
После того как вы перейдёте речку по мосту, перед вами откроется долина причастий. Эти задания вы выполняете на отдельных листах, которые в конце урока вложите в ваши маршруты.
Завершающее задание – это гора деепричастий.
После того как вы перейдёте пруд по мосту, перед вами откроется долина причастий. Перед вами план прохождения долины причастий. Эти задания вы выполняете на отдельных листах, которые в конце урока вложите в ваши маршруты.
№ | План долины причастий | Кол-во баллов |
1. | Суффиксы причастий наст. времени | 10 |
3. | Правописание НЕ с причастиями | 5 |
4. | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 5 |
- Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужной орфограммы (вы можете воспользоваться подсказкой, но при этом у вашей команды забирается 3 балла).
Подсказка
Глаголы | Суффиксы действительных | Действительные причастия настоящего времени | |
Несовершенного вида | Спряжение | ||
Несут Работают | 1 | --ущ—( -ющ-) | Несущий Работающий |
Дышат Красят | 2 | -ащ- (-ящ-) | Дышащий Красящий |
Глаголы | Суффиксы страдательных причастий настоящего | Страдательные причастия настоящего времени | |
переходные несовершенного вида | Спряжение | ||
читают ведут | 1 | -ем- (-ом-) | читаемый ведомый |
гонят | 2 | -им- | гонимый |
Завершающее задание – это гора деепричастий.
Посмотрите внимательно через какие уступы вам придётся пройти и сколько баллов вы сможете заработать за это.
№ | План прохождения горы деепричастий | Кол-во баллов |
1. | Деепричастные обороты. | 10 |
2. | НЕ с деепричастиями | 5 |
3. | Знаки препинания при деепричастных оборотах | 5 |
1. Составьте предложения с данными деепричастными оборотами. (5 предложений)
2. Раскройте скобки
3. Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?.
5. Анализ и содержание итогов работы. Выводы.
Было ли вам интересно? Где по вашему мнению вы встретили трудности? Что необходимо сделать , чтобы впредь избежать подобных проблем? Была ли необходимость повторять эти части речи или можно вполне обойтись и без них? Докажите эту необходимость. Обратите внимание на высказывание известных людей о причастиях.
«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов
Это свойство причастий заключать « в себе имени и глагола силу» широко используется в какой речи? То же самое можно сказать и о деепричастиях. Вспомните, кто из великих писателей говорил о необходимости деепричастий? Прочтём слова Пушкина, как доказательство того, о чём мы сейчас говорили.
Справились ли вы с заданиями? Как оцениваете свой труд?
Подведение итогов работы. Подсчёт баллов и выявление лидера. Окончательные оценки будут выставлены на следующем уроке после проверки ваших заданий.
6. Домашнее задание. Мы с вами благополучно добрались до места нашего назначения, и пришло время открыть ларчик и посмотреть, что там находится. Внутри ларца записка: «Дорогу осилит идущий». Это и есть ваше домашнее задание. Подумайте, что это значит. Напишите дома небольшое рассуждение на эту тему.
№ | План долины причастий | Кол-во баллов |
1. | Суффиксы причастий наст. времени | 10 |
3. | Правописание НЕ с причастиями | 5 |
4. | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 5 |
Дата ____________________ Класс________________
Бригада №_____________________________________
Ф.И. членов бригады:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вас ждёт в пути | Количество баллов |
1. ПОЛЕ ЧУДЕС | 10 |
2. МОСТ | 10 |
3. РЕЧКА | 10 |
4. ДОЛИНА ПРИЧАСТИЙ | 20 |
5. ГОРА ДЕЕПРИЧАСТИЙ | 20 |
Количество набранных баллов | Оценка |
60 – 70 | «5» |
50 – 59 | «4» |
35 – 49 | «3» |
Меньше 35 | «2» |
Существительные | Прилагательные | Глаголы | Причастие | Деепричастие | Наречие |
Существительные | Прилагательные | Глаголы | Причастие | Деепричастие | Наречие |
№ | ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ГОРЫ ДЕЕПРИЧАСТИЙ | Кол-во баллов |
1. | Деепричастные обороты. | 10 |
2. | НЕ с деепричастиями | 5 |
3. | Знаки препинания при деепричастных оборотах | 5 |
Существительные | Прилагательные | Глаголы | Причастие | Деепричастие | Наречие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"
Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....
Урок по теме "Деепричастие"
Обобщающий урок по теме "Деепричастие"....
Урок по теме "Деепричастие"
Обобщающий урок по теме "Деепричастие" в 7 классе....
Урок по теме:"Деепричастие как глагольная форма"
Урок проводится как повторение материала, изученного в предыдущих классах. Он готовит учащихся к предстоящему ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс
Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....