Урок по теме "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Деепричастие»
ЦЕЛИ: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие»; уметь находить деепричастие в тексте, определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать НЕ с деепричастием, знать морфологические признаки деепричастия.
2. развивающая: развитие познавательных умений, аналитико – синтезирующего мышления
3. воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
ТИП УРОКА: повторительно – обобщающий
ВИД УРОКА: дидактическая игра
ОБОРУДОВАНИЕ: карта маршрута «Грамматического биатлона» (рисунок 1), перфокарты, тест, карточки, картина Васнецова «Алёнушка», маршрутный лист.
ХОД УРОКА
- Орг. момент
- Вступительное слово учителя.
Вот и пришла волшебница – зима. Пушистый снег укрыл ковром всю землю, мороз раскрасил стёкла причудливым рисунком. Коньки, санки, лыжи, игра в снежки – вот ваши занятия и игры зимой. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Наше средство передвижения – лыжи. Урок сегодня необычный – «Грамматический биатлон». Проходя лыжную трассу, мы должны закрепить и обобщить все сведения о деепричастии и прийти к финишу с хорошим результатом.
- Ребята, а что такое биатлон? (словарная работа) - ответ учащихся
БИАТЛОН – вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу.
- Старт «биатлона».
- Чтобы начать соревнование, необходимо, чтобы прозвучал выстрел стартового пистолета. А он прозвучит для вас только в случае правильно выполненного задания.
- Разберите предложение по членам. (работа по карточкам – самопроверка с доски)
Прочитав все словари, мы не спали до зари.
- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Мы начинаем движение по трассе биатлона.
4. Станция «Часть речи»
- Первая на нашем пути станция – «Часть речи». У вас на столе конверт. Выберите из карточек, которые находятся в конверте, те, которые характеризуют деепричастие как часть речи. Составьте рассказ о деепричастии.
(у каждого на столе конверт с карточками) см. Приложение
Самопроверка со слов учителя, один учащийся рассказывает о деепричастии.
5.Станция «Деепричастный оборот»
- Движемся дальше. Перед нами станция «Деепричастный оборот». Расставьте знаки препинания в ваших карточках, обособляя деепричастия и деепричастные обороты, графически их выделяя.
- Каким правилом вы будете руководствоваться при выполнении данного задания?
(учащийся проговаривает правило)
(у каждого на столе карточка с предложениями, самопроверка с доски) см.Приложение
6. Станция «НЕ с деепричастиями».
- Следующий огневой рубеж – это станция «НЕ с деепричастиями». Работаем с перфокартами, отмечая раздельное написание деепричастий с НЕ.
(у каждого перфокарта, самопроверка с доски)см.Приложение
- Как пишется НЕ с деепричастиями? (ответ одного учащегося). Молодцы, отстреляли здорово! Можем продолжать наш путь. Устали!? Прервёмся на минутку.
Физ. Минутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба)
Поглядеть, который час (повороты)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)
Мышки дёрнули за гири (потянулись)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки)
Убежали мышки вон.
7. Станция «Тест».
- Мы приближаемся к станции «Тест». Перед вами 5 заданий, в каждом из которых один правильный ответ. Вам нужно из предложенных слов найти деепричастия, определить вид деепричастия, найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка, сделать разбор по составу, выбрать слитное написание Не с деепричастием.
(взаимопроверка с доски)см.Приложение
- И это задание оказалось нам под силу. Надеюсь, ещё есть у всех силы, чтобы продолжить дальше наше путешествие.
8.Станция «Творческая».
Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Перед вами замечательная картина Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Посмотрите внимательно на неё. Ваша задача придумать два предложения, в одно из которых включить деепричастие или деепричастный оборот. Ваши предложения должны отражать содержание картины.
(3 детей зачитывают предложения)
(Картина Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронив голову на руки, Алёнушка смотрит вдаль. Шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Золотые листья окружают её, напоминая о несбывшихся мечтах. Осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.)
- Мы приблизились к финишу. Для вас есть последнее задание. Откройте страницу 75 учебника (учебник М.Т.Баранова 7 класс, М., 1995г.), в упражнении 163 найдите второе предложение. Из данного предложения выпишите деепричастие, сделайте морфологический разбор. (ЧУВСТВУЯ) (на карточках, самопроверка – образец на доске)см.Приложение
9. ФИНИШ
- Итак, закончился наш «Грамматический биатлон». Проходя его трассу, вы показали хорошие знания пройденного материала. К финишу мы пришли со следующими результатами. (выставление оценок с учетом зачета)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Какие задания были особенно интересными?
- Как вы думаете, что вам необходимо ещё раз повторить?
- Что нового вы узнали на уроке
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Старт биатлона
Предложение для разбора
Прочитав все словари, мы не спали до зари.
- Станция «Часть речи»
Для конверта
Качественное Единственное число
Служит для связи слов в предложении
Служебная часть речи Добавочное действие
Обстоятельство Какой?
Признаки наречия Нарицательное
Определение Суффиксы –а, -я
Совершенный вид Что делая?
Имя собственное Особая форма глагола
Деепричастный оборот Признак предмет
- Станция «Деепричастный оборот»
Проживая в районе парка я вижу, как звёзды горят ярко. Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает. Касаясь этого звонка слышу трель издалека. Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила. Собирая сочетания слов я скоро к поступлению в школу буду готов. Мы собираясь на корт берем с собой три пары шорт.
- Станция «Не с деепричастиями»
ПЕРФОКАРТА Отметьте слитные написания
(не)веря (не)доумевая
(не)находя (не)замечая
(не)произнося (не)пришёл
(не)стихая (не)навидя
(не)дождавшись (не)узнав
(не)радуясь (не)взлюбив
(не)утолимая печаль вовсе (не)ласковое
- Станция «Тест»
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
- Найдите деепричастие:
А) почуяв Б) сожалел В) услышан
2. Укажите деепричастие совершенного вида:
А) беспокоясь Б) закончив В) отдыхая
3. В каком случае НЕ пишется слитно:
А) (не)доумевая Б)(не)почуяв В)(не)подготовлен
4. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания.
А) Употребляя некоторые словосочетания, мы не можем избежать наказания.
Б) Добиваясь своих прав, в Ростов уехал Ростислав.
В) Скаковая лошадь разогнавшись, едва не налетела на прохожих
- Финиш
Для морфологического разбора
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ________________
- Часть речи ____________________________
Общее значение
- Морфологические признаки:
- Нач. форма __________________________
Н.ф. глагола
2. Вид ________________________________
3. Неизменяемость ______________________
3. Синтаксическая роль:_________________________________
Маршрутный лист
СТАНЦИЯ | Оценка | Критерии оценки |
| 1ош.-«4»; 2ош.-« 3»; 3ош.-«2» | |
| Плюс или минус | |
| 1ош.-«4»; 2-3ош. «3»; 4-6ош.-«2» | |
| 1ош.-«4»; 2ош.-«3»; 3ош.-«2» | |
| 1ош.-«4»; 2ош.-«3»; 3ош.-«2» | |
описание картины | Плюс или минус | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...