Урок по теме "Деепричастие"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УЧАСТИЕ В ДЕЕПРИЧАСТИИ.
Урок составлен на основе учебника « С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык, 6 класс». Издательство «Мнемозина»,2007г»
Цель урока: повторение изученного по теме «Деепричастие» на материале истории родной школы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, портреты учёных-языковедов.
Ход урока:
УЧИТЕЛЬ.
Удивительный дом – наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, русский язык и история. Жизнь бьёт ключом. Все, собравшиеся в этом классе, окунутся в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному, особенному миру.
УЧЕНИК.
В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
УЧИТЕЛЬ.
Последние дни мы провели в гостях у деепричастия. Познакомились с его особенностями. Теманашего урока «Участие в деепричастии».
УЧИТЕЛЬ.
Наш урок – это маленькая книга, в которую мы должны записать полученные знания по теме «Деепричастие». А повторение и систематизацию изученного проведём с элементами краеведения об истории нашей школы, которой в 2010 году исполнится 95 лет.
Ну что ж, в путь!
Первая страничка нашей книги – орфографический минимум Слайд №2.
Р..дная школа, стари..ое здание, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, препод..вание русского языка, изменив ра..писание.
-указать деепричастия
-дать определение
РЕШАЯ – 3 слога
[ р ] – согл.,звон.,мягк.
[ и ] – гласн.,безуд.
[ ш ] – согл., глух., твёрд.
[ а ] – глас., удар.
[ j ] – согл., звон.,мяг.
[ а ] – глас.,безуд.
-----------------------------
5 букв, 6 звуков.
УЧИТЕЛЬ.
Перед вами эпиграф к нашему уроку. Слайды №№ 3-4
Ученики восстанавливают исходное написание эпиграфа, заменяя инфинитивы деепричастиями.
1 ученик – выполняет синтаксический разбор эпиграфа.
2 ученик – выписывает из эпиграфа деепричастия приёмом поморфемного письма, определяет морфологические признаки.
(Группа учащихся составляет слова по морфемной модели)
УЧИТЕЛЬ.
Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Следующая страничка нашего урока – историческая справка. Слайд №5.
Сообщения учеников.
1 ученик.
Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.
2 ученик.
Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.
3 ученик.
По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку.
4 ученик.
По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.
5 ученик.
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.
УЧИТЕЛЬ.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занимались изучением морфологии с 14 века.
-записать данное предложение в тетрадь.
-объяснить постановку знаков препинания.
- объяснить правописание НЕ с деепричастием.
УЧИТЕЛЬ.
Следующая страничка нашего урока – отдых с пользой для дела. (Слайд №6)
(Физминутка с использованием деепричастий)
УЧИТЕЛЬ.
История деепричастия насчитывает несколько веков. И уже к вековому юбилею приближается история нашей школы. В 2010 году ей исполнится 95 лет. ( Слайды 7-8.)
Групповая работа по тексту
Средняя школа №2 имеет почти в…ковую историю.
Начав своё существование в 1915 году, она за..вила о себе в качестве высшего начального училища пятью классами. Одним из первых д..ректоров был Николай Иванович Рогов.
Создавая учебную программу, директор старался, чтобы она соответствовала уровню сем..летней школы.
В 1918 году начали строить новую школу, используя для этого дом помещика. В 1921 году был сделан первый выпуск.
С осени 1928 года учебное заведение принимает директор Рогов, реорганизуя её в школу колхозной молодёжи. Учебников было мало, но ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
ЗАДАНИЕ: Из данного текста выписать деепричастия, образовав видовую пару.
Начав – начиная
Создавая – создав
Используя – использовав
Реорганизуя – реорганизовав
Впитывая – впитав
Стараясь – постаравшись
Тестирование по тексту.
1.Какому деепричастию соответствуют морфологические признаки: совершенный вид, переходное, невозвратное (начав)
2.Какое деепричастие соответствует морфемной модели: приставка+клрень+суффикс.
(впитывая)
3.Какое из деепричастий является возвратным? (стараясь)
УЧИТЕЛЬ.
Сегодня наша школа самая крупная в Базарно-Карабулакском районе. (Слайд №9) 472 ученика и 47 педагогов насчитывает наше учебное заведение. Не одно поколение прошло через эти мудрые стены. 11 ваших мам и пап закончили в разные годы школу №2. Следующая страничка нашего урока – творческая работа. Мы вновь обращаемся к эпиграфу. (Слайды 10,4)
-Какие мечты рождаются в школе?
-Какие качества личности воспитывает школа?
Миниатюра «Размышляя о школе» (с опорой на эпиграф)
Цель: высказать собственное мнение и аргументировать его. В сочинении необходимо употребить деепричастия.
(Зачитывается 2-3 работы)
УЧИТЕЛЬ.
Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь.
В работе приняли активное участие,
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ. (Слайд № 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...