Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией проф. Бабайцевой В.В. и практика его использования
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Кочетова Ольга Николаевна

Материал . "Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией проф. Бабайцевой В.В. и практика его использования" поможет молодым педагогам  соориентироваться в выборе УМК, познакомит с особенностями  данного комплекса. В материале педагоги найдут и практические советы из опыта работы по УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа

                Учебно-методический комплекс по русскому языку

                         под редакцией проф. В.В. Бабайцевой

                        

                                       и практика его использования

                                                        

Сообщение на заседании  районного

методического объединения учителей

русского языка и литературы

Кочетовой О.Н., 

учителя Д-Константиновской СОШ

                                  р.п. Дальнее Константиново – 2010 год

…Хочу, чтобы мои ученики – учителя, студенты. школьники – любили русский язык так, как люблю его я.

В.В.Бабайцева

                        

1.Общая характеристика учебно-методического комплекса под ред. проф. Бабайцевой В.В.

 

Учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под руководством проф. В.В.Бабайцевой, включает программу 5-9 классов, обеспечивающую базовый уровень образования; учебник «Русский язы:. Теория» для 5-9 классов (авторы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.); сборник задач и упражнений «Русский язык: Практика» для 5 кл.(под ред.А.Ю.Купаловой), для 6 кл. (под ред. Г.К.Лидман-Орловой), для 7кл. (под ред. С.Н. Пименовой), для 8-9кл. (под ред. Ю.С.Пичугова); пособие «Русская речь: Развитие речи» для 5, 6, 7, 8, 9 кл. (автор Никитина Е.И.).

Основные компоненты данного учебного комплекса – это не просто комплект учебников для учащихся, а органическое сочетание основных средств обучения. Теснейшая взаимосвязь этих компонентов учебного комплекса – необходимое условие эффективности обучения русскому языку.

связь компонентов учебного комплекса подчеркнута их единым оформлением: однотипным переплетом, едиными по конструкции форзацами и шмуцтитулами, единой системой условно-графических обозначений.

Авторы комплекса считают, что изучение русского языка должно совмещаться с прикладными, практическими задачами. Авторы стремились показать, что «существует особая наука о языке, изучающая язык как естественное явление, непрерывно и закономерно развивающееся» (Пешковский А.М.).

Центральным компонентом учебного комплекса является учебник «Русский язык: Теория». Учебник дает систематизированное изложение теоретического материала всего школьного курса русского языка. Он дает целостное представление о русском языке, его правилах и законах, показывает связь между разделами курса. системность в изложении теоретических сведений повышает их обучающую силу. Компактное расположение теоретических сведений сопровождается в учебнике иллюстрированными примерами и рисунками. последние, органически вписываясь в текст изложения теоретических сведений, призваны помочь осознать и запомнить некоторые основополагающие сведения, облегчают восприятие теории.

В учебнике даны портреты наиболее известных лингвистов и краткие сведения о них. Внимание к этому материалу поможет учащимся осознать, что языкознание (лингвистика) – это наука. которая изучает. как устроен язык, как он развивается, совершенствуется, используется. Важно, чтобы учащиеся осознали, что наука о русском языке – это не перечень орфографических и пунктуационных правил. Правописание – это прикладная дисциплина. орфографические и пунктуационные правила теснейшим образом связаны с теорией языка: большая часть орфографических правил опирается на теоретические сведения о морфемном составе слова, а пунктуационные правила – на строение предложений.

Методическим аппаратом учебника предусмотрена дифференциация материала: различными графическими средствами выделены определения понятий, подлежащие не только осмыслению, но и запоминанию; формулировки правил, которые учащиеся должны твердо знать; термины и ключевые для темы слова, словосочетания, обороты.

В конце учебника есть приложение, включающее справочные материалы, которые будут необходимы учащимся в течение всех лет обучения русскому языку в 5-9 классах. Это «Указатель изученных орфографических правил», «Указатель изученных пунктуационных правил», которые содержат ссылки на параграфы, где изложены соответствующие орфографические и пунктуационные правила. В приложении даются также «Виды разбора» с указанием последовательности и образцами разбора соответствующего языкового материала.

Такой учебник удобен для учащихся. Он обеспечивает преемственность и перспективность обучения русскому языку, по нему легко организовать повторение пройденного. Учебник является и своеобразным справочником, к которому можно обратиться в любое время на протяжении нескольких лет обучения.

Справочный характер учебника и пользование им в течение ряда лет требует от школьников знания структуры учебника. умение ориентироваться в нем, быстро находить нужные разделы, неоднократно обращаться к некоторым параграфам.

Я провожу различные виды работ с учебником на уроке: знакомство с содержанием статьи перед началом практической работы, или в ходе выполнения задач и упражнений, или в заключение практических занятий; полное ознакомление со статьей учебника, частичное или выборочное; составление плана статьи, нахождение ее частей в соответствии с пунктами плана, пересказ по плану или отдельным его пунктам; анализ примеров, данных в учебнике и подбор собственных примеров к тому или иному положению статьи; сопоставление (по заранее подготовленным вопросам) содержания двух или нескольких параграфов, или определений, или правил.

Сборник задач и упражнений «Русский язык: Практика» призван помочь организовать практическую работу  над понятиями и правилами, над способами оперирования ими, над умениями опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка, видеть особенности их употребления в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно – в соответствии с нормами литературного языка – и целесообразно – в соответствии с обстоятельствами речи – использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

По сравнению с традиционной системой упражнений по русскому языку в сборнике увеличен удельный вес задач, ставящих учащихся перед необходимостью найти ответы на вопросы: как применить полученные знания, зачем надо знать такое-то понятие, зачем надо уметь выполнять такую-то операцию; что известно, а что является новым в рассматриваемом материале, каким способом лучше решить задачу.

При развивающем обучении ставятся цели и задачи на конец урока (открытое целеполагание). Поле доски может быть оформлено следующим образом: левая часть – что мы знаем; правая – наблюдения по ходу урока; третья – что мы должны знать на конец урока. При этом предусматривается работа над такими умениями умственного труда, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставляемых явлениях, классификация, систематизация, обобщение материала, установление причинно-следственных связей (почему? вследствие чего?)

Система задач и упражнений рассчитана на овладение алгоритмами ориентировки в материале, образцами рассуждений, приемами анализа языкового материала и применения изучаемого в собственной речевой практике, способами самоконтроля.

Большое внимание уделяется речевому аспекту изучения языка. Задания предусматривают наблюдения над сферой использования изучаемых языковых явлений, над их ролью для достижения точности и выразительности речи; создание речевых ситуаций, которые определяют отбор языковых средств для данного случая.

В сборнике дается попытка выявить воспитательные возможности предмета не только за счет информативной стороны текстов. используемых в качестве дидактического материала («Чему учит данный текст? Какова основная мысль автора?»), но и за счет воспитательных ресурсов самого языка. Привлекается внимание к общественной важности умения правильно воспринимать чужое высказывание и умению правильно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатствами родного языка и соблюдая этические нормы речи.

Практическая работа над умениями и навыками правописания строится с опорой на такие обобщающие понятия. как орфограмма и пунктограмма, их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении; типы орфограмм. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков организуется системой основных и дополнительных заданий не только в связи с изучаемым материалом, но и в плане попутного повторения. На полях сборника выделены слова с непроверяемым написанием.

Материал для того или иного вида разбора выделяется  цифровым индексом. Принятая в традиции система видов разбора дополнена лексическим (№5), орфографическим (№60 и пунктуационным (№7).

Цель фонетического разбора – правильное произношение  в соответствии с нормами литературного языка и умение слышать звук. Поэтому прежде чем делать фонетический разбор, слово нужно произнести, сделать транскрипцию. Надо обратить внимание на редукцию звука (пятак – (и), на ассимиляцию согласных ( ссадина – (с).

В центре внимания в данном учебном комплексе – морфемный разбор. Для практических целей важно уметь быстро (мгновенно!) выделять в слове морфемы. Введено понятие морфемы. Обращается внимание на семантику – значение суффиксов  и приставок. Но определение основы в учебном комплексе дается формально: часть слова без окончания. А основа слова – это выразитель и лексического значения слова. Выделяются формообразующие суффиксы: 1) флексия (окончание); 2) –л- (показатель формы прошедшего времени); 3) –ть-, -ти-( показатель формы инфинитива); 4) –ее- (показатель формы простой сравнительной степени); 5) –те (окончание повелительного  наклонения мн.ч.). В учебнике «Русский язык. Теория» дается определение окончания: « Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица». Суффикс –ть не служит для связи слов в словосочетаниях типа: «хотел уехать», «желание учиться». В таких словосочетаниях зависимый инфинитив не согласуется и не управляется, а примыкается к главному слову, как наречия и деепричастия.

При морфемном разборе приучаю учащихся в любой производной основе слова прежде всего выделять корень, так как самое большое число ошибок (и правил!) связано с написанием корня.

Практической направленностью обучения русскому языку обусловлено некоторое увеличение часов на изучение морфемики. Здесь важно не столько усвоение и запоминание теоретических сведений, сколько формирование умения выделять морфемы и на этой основе формировать прочные орфографические навыки. Со знанием морфем тесно связан и орфографический разбор.

Пособие «Русская речь. Развитие речи» создано для работы на уроках развития речи. Теоретическую основу пособия составляет система речеведческих понятий. Задачи и упражнения охватывают все виды речевой деятельности:

- восприятие речи (слушание и чтение),

- воспроизведение речи (устный пересказ и письменное изложение),

- порождение речи (говорение и создание текстов в письменной форме).

Слушание, чтение, пересказ осуществляются на большинстве уроков по всем предметам. Однако каждый из этих видов речевой деятельности, и особенно пересказ, на уроках развития речи имеет свою специфику: внимание сосредоточено не только на содержании высказывания, но и на его языковых особенностях.

Языковой анализ текста – один из важных компонентов подготовки к устному пересказу и письменному изложению. Эффективность этих видов работ зависит от качества исходного материала и его лингвистического анализа. Пособие «Русская речь» как раз и помогает учителю и в отборе материала и в организации работы по нему. Пособие рассчитано на творческое использование его учителем, на применение вариативной методики формирования и совершенствования речи учащихся с учетом конкретных условий работы школы, класса, каждого ученика.

2.Особенности построения и содержания  курса

5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения (элементарно-практического курса родного языка)  к среднему звену школы (систематическому курсу основ науки о языке). В 5 классе приступают и к изучению Основного курса русского языка. В 5 кл. изучаются такие разделы: «Фонетика. Графика. Орфография», «Морфемика. Орфография». «Лексика» и начало систематического изучения грамматики («Имя существительное»). Расположение материала способствует более цельному, систематическому усвоению материала, позволяет избежать излишнего концентризма и топтания на месте в изучении одной и той же темы, снижающих эффект новизны и ослабевающих мотивацию учебной деятельности школьников.

В 6 кл.  изучаются глагол. прилагательное, числительное, наречие, слова состояния, местоимения.

В 7 кл. – причастия и деепричастия, служебные части речи и междометия.

Данная последовательность в изучении частей речи оправдана с методической точки зрения: глагол – сказуемое обычно выступает как грамматический и смысловой центр предложения, образуя вместе с подлежащим грамматическую основу. Выделяются авторами программ первичные части речи – глагол, существительное, прилагательное, наречие; вторичные части речи – местоимения, числительные, слова состояния, причастия и деепричастия. Выделение причастий и деепричастий в особые части речи позволяет усилить внимание к их строению и значению, к особенностям их функционирования в речи. Это влияет на формирование орфографических и пунктуационных навыков.

В особый лексико-грамматический разряд при изучении наречий выделены слова состояния. Это позволяет дать представление о специфике данной группы слов, резко отличающейся от наречий синтаксической функцией сказуемого в безличном предложении.

8-9 классы – изучение синтаксиса. В синтаксисе большое внимание уделяется связям и отношениям между словами в словосочетании и предложении. Кроме подчинительных, авторы выделяют и сочинительные словосочетания. Выделение сочинительных словосочетаний позволяет установить преемственность в изучении синтаксиса: изучение словосочетаний в 5 и 8 классах, однородных членов предложения 5 и 8 классах, сложносочиненных предложений и однородных придаточных в 9 классе.

Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений. Умение находить в предложении сочинительные словосочетания – к изучению однородных членов предложения и сложных предложений, прежде всего – сложносочиненных. Изучение подчинительных и сочинительных словосочетаний ориентировано на изучение предложений, на развитие речи учащихся.  

3.Рекомендации по использованию данного учебно-методического  комплекса (из опыта работы).

Функционирование в современной школе параллельных учебников по предмету «Русский (родной) язык» делает не только полезной, но и необходимой ориентацию каждого словесника во всех основных вариантах учебно-методического обеспечения базового уровня образования по русскому языку.

УМК под ред. проф. Бабайцевой В.В. привлек мое внимание тем, что это не просто комплект книг для учащихся, а органическое сочетание основных средств обучения. Во всем комплексе прослеживается  строгая системность в изложении теоретического и практического материалов. Линейный принцип расположения материала способствует более цельному, системному усвоению, позволяет избежать излишнего концентризма и топтания на месте в изучении одной и той же темы, снижающих эффект новизны и ослабевающих мотивацию учебной деятельности школьников.

 Учебник «Русский язык:Теория» (5-9 кл.) дает систематизированное изложение теоретического материала всего школьного курса русского языка. Компактное изложение теоретических сведений сопровождается иллюстрированными примерами и рисунками. Методическим аппаратом учебника предусмотрена дифференциация материала. В конце учебника есть приложение, включающее справочные материалы, которые будут необходимы учащимся в течение всех лет обучения русскому языку в 5-9 классах. Такой учебник удобен для учащихся, потому что обеспечивает преемственность обучения, по нему легко организовать повторение, он может служить и своеобразным справочником.

В сборнике задач и упражнений «Русский язык. Практика» задания рассчитаны на овладение  алгоритмами ориентировки в материале, образцами  рассуждений, приемами анализа языкового материала и применения изучаемого в собственной речевой практике, способами самоконтроля.

Для работы по развитию речи создано пособие «Русская речь: Развитие речи», в котором дана система речеведческих понятий, а  упражнения охватывают все виды речевой деятельности. Пособие рассчитано на творческое применение его учителем.

В то же время есть несколько критических замечаний.

1) На мой взгляд, теория имеет излишне академический характер: некоторые научные понятия изложены языком вузовского учебника. У учащихся среднего школьного  звена в силу определенного уровня умственного и психологического развития это вызывает некоторые трудности.

2) Ряд орфограмм и пунктограмм изучаются лишь через практическое усвоение. Это ослабевает внимание учащихся к данным орфограммам и пунктограммам, что приводит к ошибкам. Это касается, например, орфограммы с первым корнем ПОЛ- и пунктограмм «Знаки препинания в сложных предложениях на стыке придаточных», «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи».

3) При морфемном разборе определение основы дается формально («основа – часть слова без окончания»), но ведь основа – это выразитель лексического значения слова. Не только корень, но и суффикс и приставка – значимые части слова.

4) Непоследователен порой синтаксический разбор. Например, при изучении тем «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот» синтаксический разбор предусматривает каждое слово оборотов самостоятельным членом предложения. А при изучении обособленных членов предложения причастный и деепричастный обороты выделяются уже единым членом предложения. Это вызывает путаницу у учащихся, что приводит к ошибкам в синтаксическом разборе.

Таким образом, приступая к работе по данному учебно-методическому комплексу, учитель должен тщательно изучить методические рекомендации, систему построения и содержания курса, познакомиться с учебником, практикой и пособием по развитию речи, взвесить собственные возможности и интересы, учесть степень подготовленности учащихся. На мой взгляд, УМК рассчитан на учащихся с высоким уровнем развития. Хотя занимаясь по данному комплексу, и учащиеся с низким уровнем развития при постоянной  помощи учителя могут продвинуться вперед.

Использованная литература

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., «Просвещение», 2004.
  2. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений (для 5,6,7,8,9 кл.):учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред.А.Ю. Купаловой. Г.К.Лидман-Орловой, С.Н.Пименовой, Ю.С.Пичугова. – М., «Просвещение»,2004-2005.
  3. Никитина Е.Н. Русская речь: Развитие речи. (5,6,7.8.9 кл.): учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., «Просвещение», 2004.
  4. Методические рекомендации к УМК «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь: Развитие речи» (5,6.7,8.9 кл.) / под ред. Купаловой А.Ю., Пименовой С.Н., Пичугова Ю.С. – М..Дрофа.2004-2005.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"

Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе  программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...

«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»

В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...

Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка и учеников 11 классов.

Методические рекомендации к написанию части С ЕГЭ по русскому языку 11 классАлгоритм работы с текстом...

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the types of dwellings", построение синонимических рядов.

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the...

Особенности работы по учебно - методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской

В статье представлен  материал из  собственного опыта работы  по данному учебно - методическому комплексу....