Учебно-методическое пособие для учителей русского языка и учеников 11 классов.
учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс) по теме
Методические рекомендации к написанию части С ЕГЭ по русскому языку 11 класс
Алгоритм работы с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodich._posobie.docx | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие для учителей и учеников 11классов
Алгоритм работы с текстом.
- Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи.
- Формулируем проблему.
Из «Словаря литературных терминов»: проблема - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.
Если текст публицистического стиля, то он выстроен по определенным законам композиции: тезис, доказательства, вывод. Поэтому особое внимание нужно обратить на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.
В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Следует помнить, что в тексте может быть не одна проблема, а выбрать нужно только одну и работать по ней.
Внимательно перечитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым размышляет автор.
Лучше проблему формулировать в форме вопроса. Это даст возможность не уйти от проблемы. Работать от начала до конца нужно над одной проблемой (вопросом). На всех этапах работы (комментарий, позиция, аргументация, вывод) постоянно возвращайтесь к поставленному вопросу.
Если текст художественного стиля, то проблема в таком тексте сформулирована не так явно, как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Нужно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки и т.п.). Некоторые детали могут повторяться, на это нельзя не обратить внимания. Подумайте, дл чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях, что он хочет этим сказать, о чем поразмышлять.
Определить проблему можно, отталкиваясь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста.
Найдите абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.
- Комментируем проблему.
Комментарий:
1)– пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение;
- объяснительные примечания к текстам сочинений какого-либо автора.
2) –рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо;
- информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни (по Современному толковому словарю).
Концепционный комментарий - это интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности. Это трудный вид комментария, т.к. очень легко увлечься и уйти от темы.
Текстуальный комментарий должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблем, т.е. как бы прослеживать ход авторской мысли.
Целесообразнее работать над текстуальным комментарием.
Перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.
В комментарии можно указать:
-разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;
-что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения;
-какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом;
-на какие авторитетные мнения ссылается.
При написании комментария следует обращать внимание на диалоги, используемые в тексте, на впечатления, описанные автором, на его переживания, чувства, цитаты.
Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.
Проверьте, соответствует ли ваш комментарий поставленному вопросу.
4.Формулируем позицию автора.
Позиция автора - это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Перечитайте текст, найдите ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там можно найти авторское отношение к поставленной проблеме. Сформулируйте авторскую позицию своими словами, подтвердив цитатой из текста.
Обратите внимание! Особую трудность представляет художественный текст с использованием диалога. В нем может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить ее можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.
5.Выражаем свое отношение к проблеме.
Необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь или оспаривая (частично или полностью), ее.
Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
6.Приводим аргументы.
Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод. (В.И.Даль).
Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей.
Виды аргументов (по Сениной Н.А., Нарушевич А.Г.):
-логические (рациональные)- это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, реальные факты, положения официальных документов);
- иллюстративные (примеры из жизни и литературы, предположительные примеры);
-ссылки на авторитет (мнения выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников).
Правильность собственной позиции доказывается определенными примерами. Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента лучше использовать интересные факты общественной жизни, политики, истории, искусства, биографии известных людей.
7. Работаем над заключением.
Заключение - последняя часть работы. Здесь еще раз необходимо вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.
№ | Критерии оценивания ответа | Баллы |
I | Содержание сочинения |
|
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, несформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) | 3 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 | |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения |
|
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 | |
К6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | Грамотность |
|
K7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
допущено не более 2-х ошибок | 2 | |
| допущены 3-4 ошибки | 1 |
допущено более 4-х ошибок | 0 | |
K8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
допущены 1—3 ошибки | 2 | |
допущено 4—5 ошибок | 1 | |
допущено более 5-ти ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет | 2 |
допущены 1—2 ошибки | 1 | |
допущено более 2-х ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более 1-й речевой ошибки | 2 |
допущены 2—3 ошибки | I | |
допущено более 3-х ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют | I |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют' | 1 |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе
Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе состоит из 2 разделов:1) дидактический материал учителю, 2)раздаточный материал к урокам....
Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)
В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....
Методические пособия для учителей русского языка, работающих в 5 классе
Данные методические пособия помогут в работе с учащимися 5-х классов...
Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"
Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....
Учебно-методический комплекс по теме: «Частицы». Русский язык в 7 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и других.
Разработка УМК основана на системно-деятельностной образовательной технологии "Достижения прогнозируемых результатов", которая реализует образовательную парадигму- учитель управляет процессом учения ...
методическое пособие для учителей русского языка. 6 класс. ФГОС
Данное пособие предназначено для учителей русского языка, работающих по УМК под ред. М.М.Разумовской в 6 классе...
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...