Урок русского языка "Приставки ПРЕ- и ПРИ-
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Крамаренко Елена Викторовна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Приставки ПРЕ- и ПРИ" Первый урок в теме. Урок реализует требования ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.rar932.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-(6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый.проблемный.

Цель урока: познакомить с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-

Структура урока:        

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?

-Каково ваше настроение? Посмотрите на этот индикатор настроения и отметьте букву, соответствующую вашему настроению. Посмотрим, как оно изменится к концу урока.

Самооценка настроения в начале работы (слайд)

Приветствие учащихся.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа 

-Готовясь к уроку, я нашла интересный кадр. Посмотрите, почему я взяла именно его к уроку?

-Придумайте задания, которые можно выполнить с этим материалом.   

Синтаксическая  разминка.  

-Составьте предложения    

Пришла зима, и выпал снег.
Вопросы и задания:

-Какие слова нам будут интересны для работы?

-Почему?  

-Посмотрите на слова,  на какие группы можно разделить данные слова и почему? Объясните выбор приставки

 ра(з,с)таять, (з,с)бежать, ра(с,з)растается, пр..школьный, на(д,т)писать, о(т,д)давать, пре(т,д)положить, бе(з,с )вредный,  ра(з,с)свет,  пр…спокойно.

  •  (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)

-Назовите слова первой группы и их приставки (Сбежать, надписать, отдавать, предположить).

-Почему эти слова вы объединили в одну группу?
-Почему эти приставки неизменяемые?
- Кстати, какое из слов этой группы можно считать «лишним» и почему? (
предположить – две приставки, корень с чередованием)

-Назовите слова второй группы
- Объясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С.
- Кстати, какое слово в данной группе можно считать «лишним» и почему? (
разрастается -  корень с чередованием)

III. Постановка учебной проблемы.

  • -Какие слова у нас остались? Прочитайте их (преспокойно, пришкольный) К какой группе их отнесем? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет) Почему? (Не знаем правила)
  • Возникла проблема. Какая? (Когда писать пре-, а когда при-?)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.(слайд Правописание приставок пре- и при- ) 
Запишем её в тетрадях.

Запись учащимися числа, «Классная работа»

отвечают на поставленные вопросы. – Зима! 

-Составить предложения.

Глаголы с приставками

Нам предстоит выяснить, как определить,  в каких словах пишется при-, а в каких пре-.

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

1.Что нужно для того, чтобы правильно написать приставки ПРЕ и ПРИ)?

Вывод: знать правила их написания

- Как вы думаете, где взять правила?

- Почему это полезно: найти самим?

2. Групповая работа – анализ слов с приставками пре- и при-.
Задание: проанализировать слова.

  • Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.

Материал для анализа:
1-ая группа: приехать, прилететь, прибежать.
2-ая группа: пришить, прибить, приколоть.
3-я группа: пришкольный, придорожный, приморский.
4-ая группа: приоткрыть, присесть, приподнять.
 Вывод: Для написания приставки ПРИ- нужны значения  «присоединение», «приближение», «неполное действие», «близость»

-Проделайте то же самое со словами 5-ой и 6-ой групп:

предобрый, премилый, преувеличить.

прервать, преграда
 Вывод: Для написания приставки ПРЕ- нужны значения «очень», «близость к приставке ПЕРЕ- «

-Подведем итог нашей исследовательской работы, составим опорную схему:

Как действовать по правилу при написании слов с приставками при- и пре- ?

 Алгоритм составляют учащиеся.(слайд)

  • найди слово с приставкой пре- или при-;
  • выдели приставку;
  •  дай лексическое толкование слову;
  • если:

Значения приставки

  • Приближение
  • Присоединение
  • Неполнота действия

Близость, то пишем  ПРИ-

Если значения приставки

  • Близкое к значению

слова ОЧЕНЬ

  • Близкое к значению

приставки ПЕРЕ-, то пишем  ПРЕ-

-Так как же мы напишем  слова пришкольный и преспокойный?

Слайд

Коллективная работа

- В учебнике

-Спросить у учителя

-найти самим

Работа в группах

Физкульт-минутка

Закрепление изученного материала

- Перед вами стихи, которые помогут запомнить правило. Что не так с текстом?

-Что надо сделать?

Учащиеся вставляют нужную букву.

-Эти стихи можно петь. Послушайте и проверьте свои записи

ПРИ -, ПРЕ -.

  1. При - или пре, пре - или при -?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Пр...был ли поезд,

Пр...плыл пароход,

Космонавт пр...летел

Из Вселенной.

Обо всех, кто  пр...дет,  пр...летит,

пр...плывет, пишется

При... - несомненно.

  1. Винт пр...винтил,

Пр...крутил колесо,

Пр...клеил, пр...шил умело,

Помни, что пишется

При - обо всем,

Что доброй рукой ты сделал.

  1. Язык пр...кусил

Не совсем откусил

Пр...горела - не значит горит

Помни, что сделано,

Но не совсем,

Пишут с приставкой

При-.

  1. Пр...длинный достанет

До крыши рукой

Пр...жадный не даст вам конфету.

Кто очень такой

Или очень сякой

Пре - мы напишем об этом.

Дожди непр…рывные

Льют в октябре,

Но грамотным дождь

Не пр...града:

Где очень похожи

Пере - и пре-

-Там только пре –

Ставить надо.

Учитель. А теперь проверим, что у вас получилось. Какие гласные вы вставили в приставки и почему? (проверка – слайд )

3.  Самостоятельно Игра « Четвёртый- лишний»

Вставь пропущенную букву и зачеркни 1 лишнее слово в каждой цепочке слов.

1)Пр..возносить, пр..восходить, пр..надлежать, пр..вратить.

2)Пр..норовиться, пр..налечь, пр..тягивать, пр..пятствовать.

3)Пр..ниженный, пр..плюснутый, беспр..кословный, пр..вязчивый.

4)Пр..одолеть, пр..целиться, пр..кратить, пр..небречь.

5)Пр..шёл, пр..бежал ,пр..мудрый, пр..катил.

 

Пропущены буквы

Вставить их.

Коллективная работа

У доски

Коллективная работа

Работа в парах

За каждый правильный ответ по звёздочке

Рефлексия деятельности.

  • Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. 

- Выполнили мы поставленные цели?

- Молодцы!

  • Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. (слайд)
  • Самооценка настроения в конце  работы (слайд)

- Прошу вас продолжить фразу:

- Сегодня на уроке я…

- Я (не)доволен уроком, потому что…


- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Коллективная работа

Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.
     1. Пишутся всегда одинаково независимо от произношения.
    2.Приставки на –з , -с.
    3.Приставки пре- и при-.

Домашнее задание.

Домашнее задание: (1 мин)

1. Редактирование текста. Корректоры (1 вариант). 

Задание.

Секретарь, печатая, пропустила буквы. Вам предлагается отредактировать текст.

Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»

2. Написание статьи по опорным словам. Журналисты (2 вариант).

 Задание.

Напишите статью по опорным словам.

Посадка деревьев

Пришкольный, привезли, прибежали, приступили, предовольные.

  1. Упражнение №

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...