Рабочая программа по русскому языку. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._rus.yaz_._9_kl.docx | 64.34 КБ |
kal-tem_plan.rus_.yaz_._9_kl._.docx | 67.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании МОШ зам. директора по УВР директор МКОУ СОШ № 12
протокол № 1 от _______13 г. ________/В.Н.Харченко/ приказ № от __________13 г.
_________/А. И. Кривонос/
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с. Бурукшун Ипатовского района Ставропольского края
Рабочая программа по русскому языку
9 класс
(к учебнику Русский язык. 9 класс. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков,
Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко)
Учитель Харченко Валентина Николаевна
2013 -2014 уч.год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Федерального Закона Об образовании в РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);
- Примерных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 492 «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы/Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – Реком. Министерством образования и науки РФ.- 11-е изд., - М."Просвещение", 2010.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса рассчитана на 70 часов (2 ч. в неделю), ориентирована на УМК под редакцией С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. (Русский язык, 9 класс, М.: Просвещение, 2013).
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку; перечень учебно-методического комплекта;электронные ресурсы; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса по русскому языку,календарно-тематическое планирование .
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Русский язык - язык русского народа. Ом служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Задачи преподавания русского языка
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Такие значимые понятия, как «речевое общение», «основные жанры разговорной речи», «виды речевой деятельности» и др., должны включаться при изучении грамматических тем.
Основополагающие моменты изучения русского языка (родного языка) понимаются как средство познания культуры русского народа, как средство культурного речевого общения.
С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.
Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующихпознавательных задач:
- формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
- вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
- развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующихпрактических задач:
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
- овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
Содержание программы
9-й класс (70 ч.)
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч )
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (21 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (2 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (5 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Структура курса | ||||||||
№ п./п. | Модуль | Всего часов по плану | В том числе на: | Словарный диктант (элемент урока) | ||||
Уроки | Речевое общение | Контрольные диктанты | Тестовый контроль | Зачёт | ||||
70 | 43 | 15 | 5 | 4 | 3 | 8 | ||
Международное значение русского языка | 1 | 1 | - | - | - | - | - | |
Повторение изученного в 5-8 классах | 9 | 5 | 2 | 1 | 1 | - | - | |
Сложное предложение. Культура речи. | ||||||||
Сложные предложения | 1 | 1 | - | - | - | - | - | |
Сложносочинённые предложения | 7 | 3 | 2 | - | 1 | 1 | 1 | |
Сложноподчинённые предложения | 26 | 17 | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | |
Бессоюзные сложные предложения | 10 | 7 | 2 | 1 | - | - | 1 | |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 3 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | |
Общие сведения о языке | 2 | 2 | - | - | - | - | 1 | |
Систематизация изученного по фонетике. лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. | 7 | 4 | 2 | - | 1 | - | 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Виды и формы контроля ЗУН учащихся
- диктант (с грамматическим заданием, предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, словарный, творческий, свободный, «Проверяю себя»),
- тест,
- комплексный анализ текста,
- сочинение (по картине, рассуждение на основе литературного произведения, публичное выступление на общественно значимую тему, сравнительная характеристика, сочинение - повествование с элементами описания или рассуждения, рецензия, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста;
- изложение (сжатое, подробное с элементами сочинения).
Учебно-методический комплект
- Учебник: Русский язык.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.]. – 34-е изд., - М.: Просвещение, 2013.
- Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
- Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: 250 диктантов по русскому языку для школьников. 5-9 кл. – М.: Дрофа, 1997.
- Книгина М. П. Русский язык. 9 кл. Тесты: В 2 ч. – Саратов, Лицей, 2010.
- Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы (по учебнику Бархударова С. Г. и др.). – Волгоград: Учитель, 2002.
- Коротченкова Л. В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2012.
- Драбкипа С. В. , Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2012. (В формате pdf)
- Кузнецов А. Ю., 3адорожная А. С., Кривко Т. Н., Кузнецова Л. И. ГИА 9 в 2012 году. Русский язык. А1-АЗ (текст, анализ текста, выразительные средства лексики и фразеологии). Рабочая тетрадь. - М.: МЦНМО, 2012. (В формате pdf)
- Кузнецов А. Ю., 3адорожная А. С., Кривко Т. Н., Кузнецова Л. И. ГИА 9 в 2012 году. Русский язык. А4-А7 (фонетика и орфография). Рабочая тетрадь. - М.: МЦНМО, 2012. (В формате pdf)
- Кузнецов А. Ю., 3адорожная А. С., Кривко Т. Н., Кузнецова Л. И. ГИА 9 в 2012 году. Русский язык. В1-В9 (лексика, синтаксис и пунктуация). Рабочая тетрадь. - М.: МЦНМО, 2012. (В формате pdf)
- ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. 2-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2012. (В формате pdf)
Электронные ресурсы
- http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов;
- http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
- http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
- http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
- http://www.teacher-edu.ru/
- http://www.mon.gov.ru/
- http://www.apkro.ru/
- http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
- http://school.edu.ru
- http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
- http://gramota.ru – Портал по культуре речи
- http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/
- http://som.fsio.ru – Сетевое объединение методистов
- http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык" /методические материалы/
- http://www.km-school.ru/- КМ-школа
- http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
- http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
- http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
- www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
- www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
- www.litera.ru/stixiya - электронные тексты литературных произведений (поэзия)
- http://literpskov.narod.ru/ - литература Пскова
- http://www.kaverin.ru/writers/51 (библиотека В. Каверина)
- http://www.chtenie-21.ru –сайт «Чтение - 21 век»
- http://www.gramma.ru/ (сайт по русскому языку)
- http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=278 (школьная библиотека)
- http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык
- http://www.pycckoeslovo.ru/ - Репетитор по русскому языку
- http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году.
- http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
- http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf
- Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»
- http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
- http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты
- http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений
- http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
- http://www.svetozar.ru/
Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся 9 класса по русскому языку
- Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
- Оценка письменных работ учащихся
- Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс | Количество в контрольном диктанте | Кол-во слов в словарном диктанте | |||
слов (самостоятельных и служебных)1 | орфограмм2 | пунктограмм | слов с непроверяемыми орфограммами3 | ||
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 | 15-20 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 | 20-25 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 | 25-30 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 | 30-35 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 | 35-40 |
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
Вид диктанта | оценка/количество ошибок | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
- Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для | |
подробного изложения1 | классного сочинения | |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
- Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
- Критерии оценки тестовых работ.
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ГИА и ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов — оценка 5;
60-80% - оценка 4;
40-60% - оценка 3;
0-40% - оценка 2.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = N:K
где N количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Т екущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку 0,7), 4 за 80-90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку 0,9), 5 за правильное выполнение всех заданий (Ку 0,9).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение экзаменационной работы в формате ГИА, – 42 балла.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 17 | 18 – 27 | 28 – 36, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4 | 37 – 42, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4 |
При оценке тестовых работ предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.
Предварительный просмотр:
9 класс. Русский язык (70 часов: 43 ч. + 15 ч. Р./О. + 5 ч. К./Д. +4 ч. тест + 3 ч. зачёт) | ||||||||||
№ п./п. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, | Контр. диктанты, слов. диктанты, зачёты, тестовый контроль | Р./О. | Домашнее задание | Дата проведения |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч.) | ||||||||||
Международное значение русского языка. | 1 | Вводный | Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения | Знать понятие «мировые языки»; значение русского языка в современном обществе; уметь составлять план; пересказывать текст по плану; письменно отвечать на вопрос к тексту | Составить план параграфа | Упр. 2; повторить тему «Главные и второстепенные члены предложения», «Правописание корней», выполнить тест 1 (по вар.) | 03.09 | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (5 ч. + 2 ч. Р./О. + 1ч. К./Д. + 1 ч. тест) | ||||||||||
Повторение. Фонетика и орфография. КИМ ГИА. (Задание А4, А5.) | 1 | Урок повторения и обобщения | Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики. | Знать сведения о звуковой стороне языка; орфограммы, написание которых определяется фонетическими условиями; уметь выполнять фонетический разбор слова | Самостоятельная работа; практическая работа | Упр. 5, 9; повторить «Выразительные средства лексики и фразеологии» | 05.09 | |||
Повторение. Лексика и фразеология. КИМ ГИА. (Задание А1-А3, В1.) | 1 | Урок повторения и обобщения | Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов) | Знать основные сведения, касающиеся смысловой стороны слова; уметь определять правописание слова в зависимости от его значения | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Приведите примеры фразеологизмов, в составе которых есть антонимы. (Не меньше пяти.) Например: ни Богу свечка, ни чёрту кочерга и т. д. Упр. 18; повторить «Правописание приставок. «Слитное, раздельное и дефисное написание», «Правописание корней» | 10.09 | |||
Сочинение по картине В.М.Васнецова "Баян". | 1 | Урок р.о. | Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения | Знать признаки текста, особенности сочинения-описания; уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Упражнения, составление плана, творческая работа | Р./О. № 1 | Упр. 19; повторить «Правописание приставок. «Слитное, раздельное и дефисное написание», «Правописание корней» | 12.09 | ||
Входной контрольный диктант по теме «Русский язык за курс 5-8 класса» | 1 | Урок контроля зун | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | К./Д. № 1 | Тест | 17.09 | ||
Повторение. Морфемика и словообразование. КИМ ГИА. (Задание А5, А6) | 1 | Урок повторения и обобщения | Понятие морфема. | Знать: основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его строения; выполнять разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова | Практическая работа, самостоятельная работа с раздаточным материалом | Упр. 26, 28: повторить «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)» | 17.09 | |||
Повторение. Морфология. КИМ ГИА. (Задание А6, А7.) | 1 | Урок повторения и обобщения | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. | Знать: основные сведения по морфологии, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его грамматических признаков (Н/НН в суффиксах причастий и прилагательных; личные окончания глаголов; правописание омонимичных частей речи); выполнять морфологический разбор | Самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа | Упр. 34, 37 (ч.1); повторить «Словосочетание» | 19.09 | |||
Повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. КИМ ГИА. (Задание В2.) | 1 | Урок повторения и обобщения | Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка, средство выражения мысли | Знать: типы словосочетаний по способу связи; виды простых предложений по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности); вводные конструкции; уметь: определять типы словосочетаний по способу связи; расставлять знаки препинания в простом предложении | Самостоятельная работа с раздаточным материалом | Упр. 42, 48; повторить орфограммы | 24.09 | |||
Сочинение-описание по картине Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской». | 1 | Урок р.о | Понятие портрет. Отбор материала для сочинения по картине с портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения | Знать признаки текста, особенности создания группового портрета (письменно), языковые особенности; уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме; отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы. | Упражнения, составление плана, творческая работа | Р./О. № 2 | Упр. 46; повторить разборы 1-4, «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи». | 26.09 | ||
Тест по теме «Повторение орфографии» | 1 | Урок контроля зун | Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля | Тестирование | Тест № 1 | Памятка «Как выполнять работу над ошибками»; повторить «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи», «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени» | 01.10 | ||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (31 ч. + 11 ч. Р./О. + 4 ч. К./Д. + 2 ч. тест + 3 ч. зачёт) | ||||||||||
Сложные предложения (1 ч.) | ||||||||||
Основные виды сложных предложений. КИМ ГИА. (Задание В3, В4) | 1 | Урок изуч. нового материала | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения | Знать классификацию сложных предложений; уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», тренинг по пунктуации | § 7, упр. 51; выписать из произведения А. С. Пушкина сложные предложения (6-7). | 03.10 | |||
Сложносочинённые предложения (3 ч. + 2 ч. Р./О.+ 1 ч. тест +1 ч. зачёт) | ||||||||||
Сложносочиненные предложения. КИМ ГИА (Задание С2) | 1 | Урок изуч. нового материала | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения | Знать грамматические признаки СПП, его строение; уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений | Подготовить устное сообщение на тему: «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», Лексико-этимологическая работа | § 8, упр. 63; выучить алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (задание С2) | 08.10 | |||
Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспект). | 1 | Урок р.о. | Основные способы сжатия текста: удаление лишнего, упрощение, замен синтаксических конструкций другими. Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего. | Знать: два способа сжатого изложения содержания текста – тезисы (глагольные и назывные) и конспект; уметь: различать способы компрессии текста и применять их на практике | Комплексный анализ текста | Р./О. № 3 | Закончить конспект статьи (стр. 25, 27) и составить ее план; подготовиться к словарному диктанту | 10.10 | ||
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | Комбинир. урок | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами | Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения: соединительные отношения; противительные отношения; разделительные отношения | Тестирование | Сл./д. № 1 | § 8, упр. 68 | 15.10 | ||
Зачёт по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении». | 1 | Урок-зачёт | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП | Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | Диктант «Проверяю себя». Составить таблицу «Группы сложносочиненных предложений» | Зачёт № 1 | Тест № 4 (Книгина М. П.) | 17.10 | ||
Сжатое изложение по тексту А. Никонова «Что такое нравственность?» | 1 | Урок р.о. | Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности, употребление ССП | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное, различать способы компрессии текста и применять их на практике, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | Работа над изложением | Р./О. № 4 | Повторить § 8, тренировочная работа № 2 (задания А1-А7, В1-В6) | 22.10 | ||
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. КИМ ГИА. (Задание В5, В6) | 1 | Комбинированный урок | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | Разборы, составление предложений по схемам | Тест 5 (Книгина М. П.) – по вариантам | 24.10 | |||
Тест по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 | Урок контроля зун | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Знать материал по теме «Сложносочиненные предложения»; уметь применять полученные знания на практике | Тест № 6 (Книгина М. П.) | Тест № 2 | Повторить алгоритм выполнения заданий ГИА (А1-А7, В1-В6, С2.1) | 29.10 | ||
Сложноподчинённые предложения (17 ч. + 5 ч. Р./О. + 2 ч. К./Д. +1 ч. тест + 1 ч. зачёт) | ||||||||||
Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей | Знать структуру СПП, средства связи его частей. Уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами | §. 9, выучить теоретический материал на стр.37-39; подготовить связный рассказ по теме урока; упр.80 (устно), тест 7 (Книгина) | 31.10 | |||
Рецензия на литературное произведение, спектакль, фильм. | 1 | Урок р.о. | Что такое рецензия? Структура сочинения-рецензии на прочитанное литературное произведение | Знать композиционные особенности сочинения-рецензии. Уметь составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка | Самостоятельная работа | Р./О. № 5 | Упр.75 (написать краткую рецензию на стихотворение ученицы). | 12.11 | ||
Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | 1 | Комбинированный урок | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении; особенности присоединения придаточных предложений к главному | Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания; опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания | Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчиненных предложений | Упр. 84 (устно), 85 | 12.11 | |||
Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | Урок изучения нового материала | Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? | Знать определения понятий. Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова | Синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. | § 10, упр. 93, 94 | 14.11 | |||
Сочинение на тему «А. С. Пушкин на портретах художников О.А. Кипренского и В. А. Тропинина». | 1 | Урок р.о. | Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания). Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательный оборот, подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте | Сочинение | Р./О. № 6 | Завершить работу над сочинением (упр.205) | 19.11 | ||
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными. | 1 | Комбинированный урок | Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? | Знать определения понятий. Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова | Синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. | § 10 (стр. 45), упр.104. | 21.11 | |||
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. | 1 | Комбинированный урок | Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения | Знать определения придаточных изъяснительных. Уметь находить придаточные изъяснительные в тексте | Конструирование предложений по схемам | Сл./д. № 2 | § 11, упр.111. | 26.11 | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. | 1 | Урок-практикум | Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения | Знать определения придаточных изъяснительных. Уметь находить придаточные изъяснительные в тексте | Конструирование предложений по схемам | Упр.118 или 116. | 28.11 | |||
Промежуточный контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 | Урок контроля зун | СПП с разными придаточными предложениями. Знаки препинания в СПП. Синтаксический разбор СПП | Знать определения придаточных. Уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП | Диктант с грамматическим заданием | К./Д. № 2 | Тренировочная работа (ГИА по русскому языку) | 03.12 | ||
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | Комбинированный урок | Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды | Знать виды придаточных обстоятельственных. Уметь находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания | Объяснительный диктант | § 12 (таблица), упр. 125 | 05.12 | |||
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 1 | Комбинированный урок | Придаточные образа действия, меры и степени и сравнительными | Знать определения придаточных. Уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания | Схематический диктант. Конструирование предложений | § 12 стр. 60, 74, упр. 133, 172. | 10.12 | |||
Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. | 2 | Комбинированный урок | СПП с придаточными места указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы где? куда? откуда? СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия и отвечает на вопросы когда? как долго, с каких пор? до каких пор? | Знать определения придаточных места. Уметь ставить вопросы к придаточным места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными места | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных» | § 12, упр. 136, 143 | 12.12 | |||
Урок закрепления зун | Знать определения придаточных времени. Уметь ставить вопросы к придаточным времени, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными места | Упр. 146 | 17.12 | |||||||
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. (ГИА. Задание С2). | 1 | Урок р.о. | Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему; типичные ошибки, которые не следует допускать в абзацном членении; исходный текст для написания сочинения на лингвистическую тему; критерии оценивания экспертами задания С2 - сочинения на лингвистическую тему. | Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения, оценивать свою работу по критериям оценивания сочинения по новой форме. Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря. | Сочинение | Р./О. № 7 | Доделать работу; тренировочная работа (ГИА по русскому языку) | 19.12 | ||
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и цели. | 1 | Комбинированный урок | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным | Знать определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия. Уметь правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи ; распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания | Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему | Напишите сочинение-этюд (8–9 предложений) в художественном или публицистическом стиле на одну из тем «Моя любимая певица», «Мой любимый спортсмен», «Моя мама». В своей работе используйте СПП с разными видами придаточных и СПП с несколькими придаточными. | 24.12 | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки. | 1 | Комбинированный урок | Графический диктант. Конструирование предложений | Сл./д. № 3 | Подготовиться к зачёту, упр. 153, 181 | 26.12 | ||||
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и присоединительными. | 1 | Комбинированный урок | СПП с разными придаточными предложениями. Знаки препинания в СПП. Синтаксический разбор СПП | Знать определения придаточных. Уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП | Объяснительный диктант | § 13, Упр.193 (устно), 192 (составить предложения по данным схемам). | 09.01 | |||
Зачёт по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 | Урок-зачёт | СПП с разными придаточными предложениями. Знаки препинания в СПП. Синтаксический разбор СПП | Знать определения придаточных. Уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП | Написать небольшое сочинение-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточными разных видов | Зачёт № 2 | Тест № 10, 11 (по вариантам) | 14.01 | ||
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 1 | Урок изучения нового материала | СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы СПП с несколькими придаточными | Объяснительный диктант | § 14, упр.203. | 16.01 | |||
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 1 | Урок закрепления зун | СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы СПП с несколькими придаточными | Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчиненных предложений | § 14, упр.208 (сочинение-миниатюра о современной молодежи). | 21.01 | |||
Деловые бумаги. Комплексный анализ текста. КИМ ГИА. (Задание С2). | 1 | Урок р.о. | Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему; типичные ошибки, которые не следует допускать в абзацном членении; исходный текст для написания сочинения на лингвистическую тему; критерии оценивания экспертами задания С2 - сочинения на лингвистическую тему. | Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги. Уметь составлять данного рода деловые бумаги, составлять свою автобиографию | Тест 15, 16 (Книгина М.П.) | Р./О. № 8 | Написать автобиографию; выучить алгоритм задания С2 | 23.01 | ||
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | 1 | Урок повторительно-обобщающий | Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами придаточных | Знать определения ССП и СПП. Уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор | Сл./д. № 4 | Упр. 205 | 28.01 | ||
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. КИМ ГИА (задание В7, В8). | 1 | Урок повторительно-обобщающий | ССП, СПП. Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами придаточных | Знать определения ССП и СПП. Уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор. Работа с КИМ. | Тренировочная работа (КИМ по русскому языку) | 30.01 | |||
Тест по теме «Сложноподчинённые предложения". | 1 | Урок контроля зун | Строение СПП, средства связи в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП | Знать определения ССП и СПП. Уметь различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания | Тесты | Тест № 3 | Тренировочная работа (КИМ по русскому языку) | 04.02 | ||
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения". | 1 | Урок контроля зун | Строение СПП, средства связи в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП | Знать определения ССП и СПП. Уметь различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания | Диктант с грамматическим заданием | К./Д. № 3 | Памятка «Как правильно делать работу над ошибками» | 06.02 | ||
Сочинение по картине А. А. Пластова «Родник». | 1 | Урок р.о. | Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания). Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательный оборот, подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте | Творческая работа | Р./О. № 9 | Упр. 354 | 18.02 | ||
Бессоюзные сложные предложения (7 ч. + 2 ч. Р./О. + 1 ч. К./Д.) | ||||||||||
Бессоюзные сложные предложения. | 1 | Урок изучения нового материала | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы | Знать синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении | Составить развернутый план изучаемой темы. Составить предложения по схемам | Стр. 94-95 (правило), упр. 215 | 20.02 | |||
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Комбинированный урок | § 15 (правило), упр. 218. | 25.02 | ||||||
Изложение с элементами сочинения. | 2 | Урок р.о. | Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно-выразительные средства языка | Знать композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение | Изложение с элементами сочинения | Р./О. №10 | Тренировочная работа (КИМ по русскому языку) | 27.02 | ||
Р./О. №11 | § 15, упр.219 | 27.02 | ||||||||
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный урок | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Знать условия постановки двоеточия в БСП. Уметь конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП | Комментированное письмо, схематический диктант | Сл./д. № 5 | § 16, упр.223. | 04.03 | |||
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок-практикум | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Знать условия постановки двоеточия в БСП. Уметь конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП | Объяснительный диктант | § 16, упр.228 | 06.03 | |||
Тире в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный урок | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Знать условия постановки тире в БСП. Уметь выявлять смысловые отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать | Комментированное письмо. Зрительный диктант. | § 17, написать свободное изложение по тексту упр.238, закончив его описанием картины О. Кипренского «Портрет Н. В. Кочубей». | 11.03 | ||||
Тире в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок-практикум | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Знать условия постановки тире в БСП. Уметь выявлять смысловые отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать | Комментированное письмо, схематический диктант | § 17, упр.240. | 13.03 | |||
Реферат. КИМ ГИА (задание В9, С2) | 1 | Комбинированный урок | Типы рефератов | Знать: о реферате (репродуктивном и продуктивном) как одном из видов изложения текста; необходимую лексику; уметь: отличать данный вид работы от конспектирования; составлять устный репродуктивный реферат; составлять продуктивный реферат; самостоятельно писать реферат | Написание реферата по тексту | Упр.243 (Подготовить письменный продуктивный реферат по тексту упр.242.) | 18.03 | |||
Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения». | 1 | Урок контроля зун | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Знать: материал по теме «БСП»; уметь: применять полученные знания на практике | Диктант с грамматическим заданием | К./Д. № 4 | § 15-17 (повторить), р.о. | 20.03 | ||
Сложные предложения с различными видами связи (3 ч. + 2 ч. Р./О. + 1 ч. К./Д. + 1 ч. зачёт) | ||||||||||
Сложные предложения с различными видами связи. | 1 | Урок изучения нового материала | Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи | Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова | Конструирование предложений по схеме, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом | Сл./д. № 6 | §18, упр.249 (1 часть). | 01.04 | ||
Сжатое изложение текста на морально-этическую тему (с выполнением творческого задания). | 2 | Урок р.о. | Обобщение | Знать тип речи-рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Сочинение-рассуждение | Р./О. №12 | Дописать работу | 03.04 | ||
Р./О. №13 | Подготовиться к диктанту (работа по индивидуальным карточкам). | 08.04 | ||||||||
Сложные предложения с различными видами связи. | 1 | Комбинированный урок | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова | Составление предложений по схемам. Работа в группах. | Упр. 252, подготовиться к зачёту | 10.04 | |||
Зачёт по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | 1 | Урок-зачёт | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова | Зачёт | Зачёт № 3 | Упр. 254 | 15.04 | ||
Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Урок контроля зун | Систематизация знаний, контроль | Знать: материал по теме «Синтаксис и пунктуация»; уметь: применять полученные знания на практике | Диктант с грамматическим заданием | К./Д. № 5 | Памятка «Как правильно выполнять работу над ошибками» | 17.04 | ||
Авторские знаки препинания. КИМ ГИА (задание С2) | 1 | Комбинированный урок | Авторские знаки препинания, их роль в тексте | Знать: об авторских знаках препинания, их роли в художественном тексте; уметь: отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами | Объяснительный диктант, практическая работа | § 19, упр.259, повторить все темы, связанные со сложным предложением. | 22.04 | |||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 ч.) | ||||||||||
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | Урок-лекция | Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения | Знать: о роли языка в жизни общества; развитие языка в связи с историческим развитием общества; уметь: составлять план и тезисы | Анализ текстов. Работа в группах | Сл./д. № 7 | § 20, упр.265 | 24.04 | ||
Русский литературный язык и его стили. | 1 | Урок-практикум | Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной литературы. Особенности стилей. Сфера использования стилей речи | Знать: о стилях русского литературного языка, сферах его применения; уметь: определять стилевую принадлежность текстов | Написать объявление о начале подготовительных занятий к экзаменам; заявление о поступлении в какое-либо учебное заведение; составить характеристику; написать автобиографию. (Работа в группах) | § 21, упр. 276. | 29.04 | |||
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (4 ч. + 2 ч. Р./О. +1 ч. тест) | ||||||||||
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного | Понятия фонетика, графика. Основные орфоэпические нормы | Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, основные выразительные средства фонетики. Уметь вступать в речевое общение; применять полученные знания по фонетике в речи: практике правописания и говорения | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Упр. 294 | 06.05 | |||
КИМ ГИА. Задания С1, С2. | 2 | Урок р.о. | Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно-выразительные средства языка | Знать композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение | Изложение; сочинение на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (на выбор) | Р./О. №14 | Упр. 297 | 08.05 | ||
Р./О. №15 | Упр. 313. | 08.05 | ||||||||
Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография. Употребление знаков препинания. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного | Фонетика и графика, лексикология и фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация | Знать о лексическом и грамматическом значении слов. Уметь составлять словарную статью; передавать Владеть навыками работы со словарями | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Упр. 319 | 13.05 | |||
Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного | Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. | Знать основные единицы языка, их признаки, основные нормы русского литературного языка; уметь анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, проводить анализ художественного текста, опираться на морфологическую характеристику слова при орфографическом и пунктуационном анализе, проводить орфографический анализ текста, использовать различные синтаксические конструкции, применять пунктуационные правила | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Сл./д. № 8 | Упр.321 (устно), 323-2часть (письменно). | 15.05 | ||
Итоговый тест в формате ГИА (А1-А7, В1-В9). | 1 | Урок контроля зун | Систематизация знаний, контроль | Знать: материал по теме «Орфография. Синтаксис и пунктуация»; уметь: применять полученные знания на практике | тест | Тест № 4 | Тренировочная работа (КИМ по русскому языку) | 20.05 | ||
Рекомендации к экзамену по русскому языку. КИМ ГИА (задания А, В, С1, С2) | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного | КИМ по русскому языку | Знать о роли русского языка как национального языка русского народа, основные признаки стилей, признаки текста, типов речи, основные единицы языка, нормы русского литературного языка, речевого этикета. Уметь работать с текстом, писать изложения, сочинения, проводить анализ текста | Время консультаций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....