Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина, считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредотачиваем на неповторимом своеобразии щедрнского сатирического метода, на совсем особенной логике художественного мира, созданного писателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._e._saltykov-shchedrin.docx | 647.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Цели
Выявление художественной идеи сказки, отличий сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки.
Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, работы с иллюстрациями и таблицами.
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова дикий.
- Какие чувства вызвала у вас сказка?
Лексическая работа- найти значение данных слов (даем задание заранее 2-м учащимся)
Мякина лучина-
светец-
мякинный (вихрь)-
посконные (портки)-
пульку сыграть-
гранпасьянс-
пОдать-
повинность-
либералы-
губернатор-
исправник-
пахнет водворением-
временнообязанные-
без винной и соляной регалий-
казначейство-
- Обращение к домашнему заданию. Чтение цитатного плана сказки-зачитывают 3-4 учащихся класса
Слово учителя
В сказках Щедрина нашла правдивое отражение, борьба нарождающегося и умирающего, прогрессивного и реакционного. Острые непримиримые противоречия между крепостниками — «дикими помещиками» — и трудовым народом раскрыты Щедриным в этой сказке. В годы Великих реформ «освобожденные» крестьяне ограблены и обездолены. «И земля, и вода, и воздух» — все это собственность барина.
Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки»
(1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика
Светлоокова)» Подпись: Н. Щедрин.
- Учитель: Какова фамилия помещика — героя сказки?
- Ученик: Князь Урус-Кучум-Кильдибаев.
Слово учителя
В журнальной публикации была фамилия Урус-Кугуш-Кильдибаев, которая совпадала с фамилией четвертого глуповского градоначальника - героя произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города - отличавшегося безумной отвагой и бравшего приступом город Глупов.
- Как автор характеризует помещика в начале сказки?(зачитываем цитату) ( Тело имел беле, рыхлое, рассыпчатое и читал газету «Весть»
- Сообщение «историка».
Газета «Весть» являлась органом дворянских олигархических кругов и занимала крайне правую, даже реакционную, позицию, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться сохранить свои привилегии.
- Учитель: Как помещик исполняет предписания газеты «Весть»?
Ученик: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть, куда ни глянут – все нельзя да ни позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля». - Учитель: И далее автор говорит: « И земля, и вода, и воздух – все его стало». –Теперь, ребята, давайте соотнесем это утверждение сказки с реальным положением народа после отмены крепостного права -.Послушаем наших историков
- Сообщение «историка».
Отмена крепостного права произошла лишь на бумаге. Крестьянин жил бедно, убого. А теперь стал жить и того хуже. Шло размежевание земель. Производилось оно, как правило, в интересах помещика: выделяемый надел уменьшался до минимума, предусмотренного Положением. Сохранялась и усиливалась чересполосица (расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками). Она предоставляла помещику широкие возможности экономической эксплуатации крестьян (аренда, штрафы).
- Учитель: Не зная, кому пожаловаться, куда обратиться бедные крестьяне взмолились и обратились к Богу. Но давайте вспомним о том, что помещик тоже о чем-то просил Бога. Каковы обращения помещика и крестьян к Богу? Чьей просьбе внимает Господь? Итак, сначала найдем цитату, в которой помещик обращается к Богу и зачитаем.
- Ученик ( « Господи, всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!»)
- Учитель: Услышал эту просьбу помещика Господь Бог и как –то на нее отреагировал?
- Ученик: «Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял» )
- Учитель: Скажите, как обращаются крестьяне к Господу Богу?
- Ученик: (Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, чем всю жизнь маяться!)
- Учитель: Какие же события явились завязкой действия?
- Ученик (Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика )
- Учитель Освободился помещик от мужика, «доволен остался, вышел на балкон и думает: теперь –то я понежу свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое»? Как пытается развлечься дикий помещик Приводим цитату
- Ученик (Заведу, думает, театр у себя, напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг, и актерок с собой привози)
- Учитель: Ребята, актер Садовский-реальное лицо того времени. Послушаем наших искусствоведов
- Сообщение «искусствоведа».
Садовский Пров Михайлович (1818 - 1872) — российский актер, работал в провинциальных театрах, с 1839 г. играл в Малом театре в Москве. Участвовал в первых постановках всех пьес известного драматурга Александра Николаевича. Островского.
- Учитель: Как же дальше разворачиваются события?
- Ученик (Садовский недоволен: « В доме у помещика пусто, и ставить театр, и поднимать занавес некому» Пристыдил Садовский помещика, назвав его глупым, и уехал.
- Учитель: И тут вспомнил наш помещик, « что у него поблизости четыре генерала знакомых, думает, что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю! Попробую я с генералами пульку-другую сыграть!- Как же погостевали генералы у помещика?
- Ученик: ( Сыграли пульку-другую, захотели есть. Помещик угостил леденцами да печатными пряниками А на вопрос, чем же сам питается помещик, тот ответил☹: «Сырьем кой-каким питаюсь, да вот пряники еще покуда есть…»
Учитель: Соседи-генералы в третий раз назвали помещика глупым. Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения.
- Что решил сделать помещик, для того чтобы убедиться в правильности своего решения? Как это его характеризует?
Ученик: (Он решил разложить «дамский каприз» (разновидность пасьянса) и убедиться в своей правоте. Салтыков иронизирует над необразованностью помещика.)
- Учитель: О чем мечтает помещик?
Ученик: О машинах, которые выпишет из Англии, о плодовом саде, о коровах и т. д.(зачитать цитату)
Учитель: Итак, Задумал помещик « выписать из-за границы машины, чтоб все паром, и паром…»- Что же нам следует понимать под этой фразой. Обратимся к помощи историков.
- Сообщение «историка».
Реакционная газета «Весть», убедившись в бессилии затормозить процесс реформ, выступила с идеей широкого введения в сельском хозяйстве машинной техники (иностранной), чтобы восполнить даровую рабочую силу.
Учитель: Размечтался помещик, что стали ему сниться сны о том, что « за непреклонность его министром сделали»
- Учитель: Как далее подчеркивает Салтыков-Щедрин упрямство помещика?
Ученик: Даже во сне он пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!». - Учитель: Почему помещику снится, что он гуляет по берегам Тигра и Евфрата?
- Ученик (Уверенность в том, что он, избавившись от мужиков, создаст рай на земле столь сильна, что во сне он видит себя в раю. Помимо этого, помещик полагает, что будет вознагражден за твердость духа.)
- Учитель: Что выдает полную беспомощность помещика?
Ученик: Забывшись, он зовет мужика Сеньку, без которого обойтись не может.
- Учитель: Что же на время возвращает его на грешную землю, заставляет задуматься о справедливости своего поступка?
Ученик: (Появление капитан-исправника на некоторое время поколебало его умеренность, заставило испугаться наказания за глупость.) Учитель: Ребята, введите нас в курс истории. Расскажите о роли капитан-исправника в ходе реформ)
- Сообщение историка. Капитан - исправники обладали властью, они покровительствовали помещиков.
- Учитель: А теперь слово актерской группе. Наши артисты подготовили инсценированный диалог помещика с капитан-исправником.
- Учитель: Спасибо нашим актерам А мы продолжим. Вот уж в третий раз помещика глупым называют. Задумался он: неужто он в самом деле глупый, а затем вспомнил слова исправника: «А знаете, чем это пахнет? Уж не пахнет водворением каким? например, Чебоксарами? Или, быть может, Варнавиным?» -Какой смысл скрыт в этих фразах?
- Сообщение историков ( имеется ввиду высылка на поселение)
- Учитель: Какая мысль утешает помещика, размышляющего о возможном наказании?
Ученик: Тщеславная мысль об известности, которую принесет «твердость убеждений», прибавляет ему сил. Однако втайне он надеется, что в ссылке встретится со своими крестьянами.
Учитель: Да, действительно, стал уже помещик вспоминать все чаще «милого мужика», но твердость духа не терял. Решил: пусть я совсем одичаю, но от принципов не отступлю.
- Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?
- Ученик: Физическое одичание подчеркивает одичание моральное.
- Учитель: Прочитайте описание помещика-зверя (Зачитываем цитату).
- Ученик☹(Вот он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав
- Учитель: Что имеет ввиду писатель?
- Исследователи:(один из библейских героев, родившийся косматым)
- Учитель: Найдите в тексте примеры дикости.- и ответьте: «Смешно или грустно звучит такое описание?»
Ученик☹(Утратил способность произносить членораздельные звуки, Как кошка влезет на самую вершину дерева, Соскочит как стрела, вцепится в добычу.( в зайца), разорвет когтями и съест со всеми внутренностями. Даже со шкурой) Описание вызывает и смех и ужас, поскольку глупый помещик сделался силен и коварен.
- Учитель: Обратимся к иллюстрации в учебнике. Художники Кукрыниксы (1939) проиллюстрировали нам произведение
- Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации? Художникам удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий.
- Почему фраза глупый ты помещик звучит из уст всех персонажей сказки?
Ученик: М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что необходимость перемен осознана большинством. Отсутствует здравый смысл лишь у помещиков, не желающих расстаться со старыми порядками. Автор указывает на крайнюю степень одичания: даже звери оказываются умнее помещика.
- Учитель: Какова развязка сказки?
Выразительное чтение финала сказки от слов «Как нарочно, в это время чрез губернский город...» до конца сказки. (Быстрова А.)
- Учитель: В чем заключается абсурдность ситуации?
Ни в чем не повинного мужика ловят как преступника, а с совершенно одичавшим помещиком возятся и терпят его дикие выходки, «наиделикатнейше внушая, дабы он фанфаронства свои прекратил». - Исследователи: фанфарон - человек , выставляющий напоказ свои мнимые достоинства
- Учитель: Какова судьба помещика и его крестьян?
Ученик: Помещик так и остался диким, но власть у него не отобрали. Сенька по-прежнему служит дикому барину.
- Учитель: В чем отличия этой сказки от народной? С какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?
- Исследователи: Писателю необходимо было обвести цензуру, чтобы она не заподозрила ничего не угодного власти. Поэтому он в сказочной форме облек все события произведения, соотнося с реальными, а порой включая даже реальных действующих лиц. Использует для этого литературные приемы: гротеск, эзопов язык (Высвечиваем на экране)
- Учитель: Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».
Особенности сказокМ.Е. Салтыкова-Щедрина | Примеры |
Отдаленное сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом и персонажами русской народной сказки | Чудесное исчезновение и возвращение мужиков, говорящий медведь |
Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира | Обличение произвола помещиков |
Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов | Одичание помещика |
Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием | Медведь упрекает помещика в том, что он уничтожил мужика |
- Учитель: Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
- Ученик: Реалистично бедственное положение крестьян и нравственная дикость помещика, невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое одичание помещика.
3. Итоги урока.
- Учитель: Назовите синонимы к слову дикий.
- Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?
Ученик: В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.
Крестьяне обездолены и ограблены в годы реформ, не имеют средств к существованию. Жестоким помещикам грозит одичание и разорение, если они и впредь будут тиранить народ. Народ-труженик — создатель всех благ на земле, он единственный источник жизненного благополучия и достатка — такова идея этой сказки.
•Учитель: Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства.
4. Домашнее задание.
Прочитать русскую народную сказку «Морока»
Составить цитатный план сказки.
Выписать из текста сказки обороты речи, свойственные русской сказке.
Индивидуальное задание
Инсценирование сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак»
- Раздаточный материал
- Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...
Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"
Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...
Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова
Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами творческой рабо...
Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....
Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Конспект урока литературы в 10 классе...
Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок построен с учетом требований ФГОС. При анализе сказки "Повесть о том, как один мужик...." проводится параллель с "Робинзоном Крузо" Д.Дефо. Детям предлагается ролевая игра &la...