Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами творческой работы (кластер, синквейн, рефлексивные таблицы); учатся отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 73.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные уроки литературы.
(конспект урока).
Конспект урока по ФГОС второго поколения.
Смех сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов А.П. Чехова.
- Решаемые учебные проблемы:
Разоблачение социально- нравственных пороков общества в произведениях Салтыкова- Щедрина и Чехова; специфика данного разоблачения
- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление сходства и различия смеха сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов
А.П. Чехова;
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и таблицами, лексической работы, сопоставительного анализа;
- воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления приёмов создания комического эффекта в произведениях писателей.
2. Задачи для учащихся:
- определить, какие социальные и нравственные пороки общества разоблачают Салтыков- Щедрин и Чехов в своих произведениях;
- выделить основные художественные приёмы в характеристике героев;
- определить смысловую идею и стилевые особенности сказок Салтыкова- Щедрина и рассказов Чехова;
- обозначить собственную позицию учащихся;
- определить, творчество какого автора ближе, понятнее учащимся.
3. Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование собственного отношения к героям произведений, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
Метапредметные:
- познавательные: расширение представлений учащихся о сложности писательского труда; формирование умения мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;
- регулятивные: умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей;
- коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства, строить монологическое доказательное высказывание; формирование умения работать в группе.
Предметные: выявление заложенных в сказках Щедрина и рассказах Чехова непреходящих нравственных ценностей русской классической литературы; владение литературоведческой терминологией при анализе произведений, различными формами творческой работы (кластер, синквейн, рефлексивные таблицы); умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания.
4. Учебный материал и наглядность: тексты сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина и рассказов «Хамелеон», «Смерть чиновника» Чехова; высказывание О.Бальзака в качестве эпиграфа; словари; иллюстрации к содержанию произведений.
5. Формы работы: работа в группах.
6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, иллюстрациями; эвристическая беседа; лексическая работа; сообщения; составление кластера, синквейна; заполнение рефлексивных таблиц.
7. Тип урока: поисково-исследовательский.
8. Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Ход урока
Смехом исправляют мораль
О. Бальзак
1 этап. Вхождение в тему
Информация учителя о теме урока; об общих целях и задачах; об учебном материале, которым будут пользоваться, как источнике информации; об основных видах деятельности учащихся.
2 этап. Подготовка к сопоставительному анализу.
Актуализация ранее полученных знаний
Вспомните, что лежит в основе комической ситуации?
(Обязательным условием смешного является комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо, карикатурный показ какой-либо черты характера персонажа или ситуации).
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы перечитали сказки «Повесть о том…» (1-я группа), «Дикий помещик» (2-я группа) Салтыкова-Щедрина и рассказы «Хамелеон» (3-я группа), «Смерть чиновника» (4-я группа) Чехова.
Над чем смеются Салтыков-Щедрин и Чехов в своих произведениях? Что огорчает писателей?
Ответом на эти вопросы послужит уже известная форма работы – составление кластера
3 этап. Практикум. Выявление сходства и различия смеха сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов А.П. Чехова (вертикальная структура сопоставления)
Эвристическая беседа
Задание 1-й группе:
Отличаются ли щедринские сказки от известных вам обычных сказок? На произведения какого жанра они больше похожи?
(Самые важные фрагменты детских высказываний тезисно отмечаются учителем. Учащиеся с помощью наводящих вопросов придут к выводу, что произведения Салтыкова-Щедрина больше похожи на басню, чем на сказку, автор использует приём аллегории (иносказание), юмор в произведении необычен: такой смех уничтожает. Следовательно, это не юмор, а сатира).
Что такое сатира? (Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Задание 2-й группе:
Какова сатира Щедрина? На что она направлена? (Сатира Щедрина – едкая, жгучая, острая. Направлена на явления общественной жизни, чтобы с помощью описания негативных сторон действительности утвердить важные для общества идеалы).
Задание 3-й группе:
Назовите особенности творческой манеры Чехова. (Краткость, юмор и постановка важных нравственных вопросов, простота и выразительность языка, свобода и лёгкость при создании образов). Что же такое юмор? (Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый, доброжелательный).
Задание 4-й группе:
На что направлено внимание Чехова? (В основном на то, что происходит в душе самого человека; чувствуется чеховская любовь к людям и горечь от понимания их несовершенства).
Каким можно назвать смех Чехова? (Смехом сквозь слезы).
Исследовательская работа с текстом
Задания 1-й и 2-й группам:
Какие основные художественные приёмы использует Салтыков-Щедрин в своих сказках? Привести 1-2 примера.
Заполнение правой части таблицы
Название произведения | Художественные приёмы | Примеры |
« Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил » | Гипербола Гротеск | Высказывание одного из генералов о том, что он думал, что булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают Один генерал откусывает у другого орден; мужик варит в пригоршне суп |
« Дикий помещик» | Гиперболы Гротеск Гротесковые эпитеты | Желание мышонка съесть карты; запрещение пользоваться водой и воздухом Полное одичание помещика, его общение с медведем Помещик имел тело «сдобное, белое, рассыпчатое» |
Задания 3-й и 4-й группам:
Какие средства юмористической характеристики использует Чехов в своих рассказах? Привести 1-2 примера.
Заполнение правой части таблицы
Название произведения | Средства юмористической характеристики | Примеры |
«Хамелеон» | «Говорящие фамилии» Яркое заглавие Выразительная деталь | Очумелов, Елдырин, Хрюкин Сравнение полицейского надзирателя с ящерицей, способной быстро менять цвет кожи в зависимости от окружающей среды Шинель, с помощью которой Очумелов менял свои взгляды |
«Смерть чиновника» | «Говорящие фамилии» Несерьёзный тон повествования | Червяков, Бризжалов «Чихать никому и нигде не возбраняется, чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» |
Работа с иллюстрациями
Рассмотрите иллюстрации к сатирическим сказкам и юмористическим рассказам. Какое ощущение они передают? Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказали Салтыков-Щедрин и Чехов? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы?
1 группа – иллюстрация Н.Муратова. Как писатель и художник-иллюстратор, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов?
2 группа – иллюстрация Кукрыниксов. Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации? С помощью каких средств художнику удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий?
3 группа – иллюстрации П. Пинкисевича. Какая из них вернее, по вашему мнению, передает характер героев рассказа «Хамелеон»?
4 группа иллюстрация А. Базилевича. Подобрать цитаты для подписи под иллюстрацией к рассказу «Смерть чиновника». Описать изображенное.
Чем отличаются иллюстрации к сатирическим сказкам от иллюстраций к юмористическим рассказам?
(Иллюстрации к рассказам Чехова изображают ситуации реальной жизни, а на иллюстрациях к сказкам Щедрина видно гротескное изображение)
4 этап. Подтверждение актуальности
Вопросы 1-й и 2-й группам
Как вы думаете, зачем обществу нужна сатира?
(Отвечая на этот вопросы, ученики убедятся, что сатира не бесплодна: пафос её отрицания – утверждение положительного идеала).
Вопросы 3-й и 4-й группам
К какому времени обращены рассказы Чехова? Чем они близки нам сегодня?
(Учащиеся приходят к выводу, что произведения эти обращены в будущее. Писатель словно говорит нам: если каждый будет работать над собственными недостатками, мир станет лучше).
5 этап. Рефлексия.
Составление синквейна (обобщение по теме)
- Смех
- Сатирический, юмористический
- Высмеивает, обличает, иронизирует
- «Смехом исправляют мораль» (О.Бальзак)
Работа с эпиграфом. Как вы понимаете смысл данной фразы? Насколько полно раскрывается в ней решаемая учебная проблема?
- Урок
Какой урок преподают нам Салтыков-Щедрин и Чехов? Приносят ли пользу их произведения? Не напрасно ли они трудились?
Итогом урока становится осмысление полученных сведений. Составляется высказывание по началу: «Сегодня на уроке я узнал…»
Домашнее задание
Подготовить статью для школьного сатирического альманаха в духе произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина или А.П. Чехова.
Задания (по выбору): 1.Инсценирование отдельных эпизодов сатирических сказок или юмористических рассказов. 2.Подготовить слайдовую презентацию «Экскурсия в Таганрог – город Чехова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Контрольная работа по литературе в 7 классе по творчеству Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А Чехова
Контрольная работа позволяет проверить знания содержания изученных художественных произведений, понимание мотивов поведения героев, мыслей автора, умение писать словарную статью к предложенному ...
"Смех и слёзы" в рассказе А.П.Чехова "Размазня"
Урок внеклассного чтения...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
материалы к уроку по рассказам Салтыкова-Щедрина
"История одного города"...
Тест по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина и А.П.Чехова
Тестовая работа может быть предложена учащимся после изучения творчества писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина и автора юмористических рассказов А.П.Чехова. Вопросы нацелены не только на проверку зн...
Знакомство с профессией инженер-технолог через рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил
Цель: знакомство с профессией инженер-технологЗадачи:1.Рассмотреть особенности профессии инженера-технолога не только через теоретический материал, но и через произведения художественной л...