Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами  творческой работы (кластер, синквейн, рефлексивные таблицы); учатся отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx73.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Нетрадиционные уроки литературы.

                                                   (конспект урока). 

                                Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Смех сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов А.П. Чехова.

  1. Решаемые учебные проблемы:

Разоблачение социально- нравственных пороков общества в произведениях Салтыкова- Щедрина и Чехова; специфика данного разоблачения

  • развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление сходства и различия смеха сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов

А.П. Чехова;

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и таблицами, лексической работы, сопоставительного анализа;
  • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления приёмов создания комического эффекта в произведениях писателей.

2. Задачи для учащихся:

- определить, какие социальные и нравственные пороки общества разоблачают Салтыков- Щедрин и Чехов в своих произведениях;

- выделить основные художественные приёмы в характеристике героев;

- определить смысловую идею и стилевые особенности сказок Салтыкова- Щедрина и рассказов Чехова;

- обозначить собственную позицию учащихся;

- определить, творчество какого автора ближе, понятнее учащимся.

3. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование собственного отношения к героям произведений, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

  • познавательные: расширение представлений учащихся о сложности писательского труда; формирование умения мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;
  • регулятивные: умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей;
  • коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства, строить монологическое доказательное высказывание; формирование умения работать в группе.

Предметные: выявление заложенных в сказках Щедрина и рассказах Чехова непреходящих нравственных ценностей русской классической литературы; владение литературоведческой терминологией при анализе произведений, различными формами творческой работы (кластер, синквейн, рефлексивные таблицы); умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания.

4. Учебный материал и наглядность: тексты сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина и рассказов «Хамелеон», «Смерть чиновника» Чехова; высказывание О.Бальзака в качестве эпиграфа; словари; иллюстрации к содержанию произведений.

5. Формы работы: работа в группах.

6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, иллюстрациями; эвристическая беседа; лексическая работа; сообщения; составление кластера, синквейна; заполнение рефлексивных таблиц.

7. Тип урока: поисково-исследовательский.

8. Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Ход урока

Смехом исправляют мораль

О. Бальзак

1 этап. Вхождение в тему

Информация учителя о теме урока; об общих целях и задачах; об учебном материале, которым будут пользоваться, как источнике информации; об основных видах деятельности учащихся.

2 этап. Подготовка к сопоставительному анализу.

Актуализация ранее полученных знаний

Вспомните, что лежит в основе комической ситуации?

    (Обязательным условием смешного является комическая ситуация, в основе которой неожиданный поворот в сюжете, комический герой, несоответствие чего-либо, карикатурный показ какой-либо черты характера персонажа или ситуации).

   Готовясь к сегодняшнему уроку, вы перечитали сказки «Повесть о том…» (1-я группа), «Дикий помещик» (2-я группа) Салтыкова-Щедрина и рассказы «Хамелеон» (3-я группа), «Смерть чиновника» (4-я группа) Чехова.

   Над чем смеются Салтыков-Щедрин и Чехов в своих произведениях? Что огорчает писателей?

Ответом на эти вопросы послужит уже известная форма работы – составление кластера




3 этап. Практикум. Выявление сходства и различия смеха сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов А.П. Чехова (вертикальная структура сопоставления)

Эвристическая беседа

Задание 1-й группе:

Отличаются ли щедринские сказки от известных вам обычных сказок? На произведения какого жанра они больше похожи?

(Самые важные фрагменты детских высказываний тезисно отмечаются учителем. Учащиеся с помощью наводящих вопросов придут к выводу, что произведения Салтыкова-Щедрина больше похожи на басню, чем на сказку, автор использует приём аллегории (иносказание), юмор в произведении необычен: такой смех уничтожает. Следовательно, это не юмор, а сатира).

Что такое сатира? (Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Задание 2-й группе:

Какова сатира Щедрина? На что она направлена? (Сатира Щедрина – едкая, жгучая, острая. Направлена на явления общественной жизни, чтобы с помощью описания негативных сторон действительности утвердить важные для общества идеалы).

Задание 3-й группе:

Назовите особенности творческой манеры Чехова. (Краткость, юмор и постановка важных нравственных вопросов, простота и выразительность языка, свобода и лёгкость при создании образов). Что же такое юмор? (Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый, доброжелательный).

Задание 4-й группе:

На что направлено внимание Чехова? (В основном на то, что происходит в душе самого человека; чувствуется чеховская любовь к людям и горечь от понимания их несовершенства).

Каким можно назвать смех Чехова? (Смехом сквозь слезы).

Исследовательская работа с текстом

Задания 1-й и 2-й группам:

Какие основные художественные приёмы использует Салтыков-Щедрин в своих сказках? Привести 1-2 примера.

Заполнение правой части таблицы

Название произведения

Художественные приёмы

Примеры

« Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил »

Гипербола

Гротеск

Высказывание одного из генералов о том, что он думал, что булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают

Один генерал  откусывает у другого орден; мужик варит в пригоршне суп

« Дикий помещик»

Гиперболы

Гротеск

Гротесковые эпитеты

Желание мышонка съесть карты; запрещение пользоваться водой и воздухом

Полное одичание помещика, его общение с медведем

Помещик имел тело «сдобное, белое, рассыпчатое»

Задания 3-й и 4-й группам:

Какие средства  юмористической  характеристики  использует Чехов в своих рассказах?  Привести 1-2 примера.

Заполнение правой части таблицы

Название произведения

Средства юмористической характеристики

Примеры

«Хамелеон»

«Говорящие фамилии»

Яркое заглавие

Выразительная деталь

Очумелов, Елдырин, Хрюкин

Сравнение полицейского надзирателя с ящерицей, способной быстро менять цвет кожи в зависимости от окружающей среды

Шинель, с помощью которой Очумелов менял свои взгляды

«Смерть чиновника»

«Говорящие фамилии»

Несерьёзный тон повествования

Червяков, Бризжалов

«Чихать никому и нигде не возбраняется, чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают»

Работа с иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрации к сатирическим сказкам и юмористическим рассказам. Какое ощущение они передают? Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказали Салтыков-Щедрин и Чехов? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы?

1 группа – иллюстрация Н.Муратова. Как писатель и художник-иллюстратор, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов?

2 группа – иллюстрация Кукрыниксов. Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации? С помощью каких средств художнику удалось  подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий?

3 группа – иллюстрации  П. Пинкисевича. Какая из них вернее, по вашему мнению, передает характер героев рассказа «Хамелеон»?

4 группа  иллюстрация А. Базилевича. Подобрать цитаты для подписи под иллюстрацией к рассказу «Смерть чиновника». Описать изображенное.

Чем отличаются иллюстрации к сатирическим сказкам от иллюстраций к юмористическим рассказам?

 (Иллюстрации к рассказам Чехова изображают ситуации реальной жизни, а на иллюстрациях к сказкам Щедрина видно гротескное изображение)

4 этап. Подтверждение актуальности

Вопросы 1-й и 2-й группам

Как вы думаете, зачем обществу нужна сатира?

(Отвечая на этот вопросы, ученики убедятся, что сатира не бесплодна: пафос её отрицания – утверждение положительного идеала).

Вопросы 3-й и 4-й группам

К какому времени обращены рассказы Чехова? Чем они близки нам сегодня?

(Учащиеся приходят к выводу, что произведения эти обращены в будущее. Писатель словно говорит нам: если каждый будет работать над собственными недостатками, мир станет лучше).

5 этап. Рефлексия.

Составление синквейна (обобщение по теме)

  1. Смех
  2. Сатирический, юмористический
  3. Высмеивает, обличает, иронизирует
  4. «Смехом исправляют мораль» (О.Бальзак)

Работа с эпиграфом. Как вы понимаете смысл данной фразы? Насколько полно раскрывается в ней решаемая учебная проблема?

  1. Урок

Какой урок преподают нам Салтыков-Щедрин и Чехов? Приносят ли пользу их произведения? Не напрасно ли они трудились?

Итогом урока становится осмысление полученных сведений. Составляется высказывание по началу: «Сегодня на уроке я узнал…»

Домашнее задание

Подготовить статью для школьного сатирического альманаха в духе произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина или А.П. Чехова.

Задания (по выбору): 1.Инсценирование отдельных эпизодов сатирических сказок или юмористических рассказов. 2.Подготовить слайдовую презентацию «Экскурсия в Таганрог – город Чехова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Контрольная работа по литературе в 7 классе по творчеству Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А Чехова

Контрольная работа позволяет проверить знания  содержания изученных художественных произведений, понимание мотивов поведения героев, мыслей автора, умение писать словарную статью к предложенному ...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Тест по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина и А.П.Чехова

Тестовая работа может быть предложена учащимся после изучения творчества писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина и автора юмористических рассказов А.П.Чехова. Вопросы нацелены не только на проверку зн...

Знакомство с профессией инженер-технолог через рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил

Цель: знакомство с  профессией инженер-технологЗадачи:1.Рассмотреть особенности профессии инженера-технолога не только через  теоретический материал, но и через произведения художественной л...