Не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока "НЕ с причастиями" для интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока НЕ с причастиями | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация конкурса: «Предметы группы «языки» (русский язык План-конспект урока «Правописание НЕ с причастиями» Автор: Иванова Татьяна Львовна Место работы, должность: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 81» Устиновского района г. Ижевска, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Класс: 6 класс Предмет: русский язык Цель урока: Формирование прочных осознанных знаний по выбору слитного или раздельного написания НЕ с причастиями Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемое оборудование: Интерактивная доска, компьютер Используемые ЦОР: Ресурсы Единой коллекции ЦОР: Интерактивная орфограмма «Раздельное написание НЕ с полными причастиями» Интерактивная схема «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Вариант 1 Интерактивная схема «Правописание НЕ с краткими причастиями» Краткое описание: ученики самостоятельно выявляют условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, работают с индивидуальными карточками и интерактивными схемами и таблицами из Единой коллекции; закрепляют полученные знания при выполнении различных упражнений. Правописание НЕ с причастиями Задачи урока: ∙ Изучить правописание НЕ с причастиями; выработать навык выбора орфограммы. ∙ Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. ∙ Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю.
1. Мобилизующий этап Чтение учителем стихотворения: Побывал я однажды в стране, Учитель: Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы! - Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.
2. Повторение изученного материала. Учитель: Как пишутся с НЕ имена существительные и прилагательные? Приведите примеры. - А как пишется НЕ с глаголами? Всегда раздельно? (Слитно, если не употребляются без НЕ - негодовать, неистовствовать) Учитель объявляет цель урока. - А сегодня мы познакомимся с правописанием НЕ с причастиями и закрепим навык применения этого правила при выполнении различных упражнений. Запись темы урока в тетрадь. 3. Изучение нового материала. Учитель: Как вы думаете, когда НЕ пишется с причастием раздельно? Вася: Я думаю, всегда раздельно. Как глагол. У причастие есть признаки глагола и образуется оно от глагола. Лиза: А я думаю, как прилагательное, потому что отвечают на одинаковые вопросы и являются одинаковыми членами предложения. Когда есть противопоставление, тогда раздельно, а если нет, то слитно. Учитель. Кто же прав? Вася или Лиза? Посмотрим, от чего зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ причастиями. Правило о написании НЕ причастиями вы сможете составить самостоятельно. (Учащиеся, выполняя интерактивные задания, наблюдают за происходящими изменениями в правописании и делают выводы о написании НЕ с полными и краткими причастиями) Ресурсы Единой коллекции ЦОР: Интерактивная орфограмма «Раздельное написание НЕ с полными причастиями» Интерактивная схема «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Вариант 1 Интерактивная схема «Правописание НЕ с краткими причастиями» Учитель. Ребята, сделайте вывод о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Давайте сравним наши выводы и с правилом: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21ebcc42-0627-448a-b62f-c39d0af8b883/view/ Всё мы сделали правильно?
4. Закрепление нового материала. К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из справки синонимы. Валять дурака - Бездонная бочка - Не от мира сего - Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим; Учитель. Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Как называются словосочетания, записанные в ваших карточках? Сформулируйте задание к этому упражнению. Учитель. Выберите правильный вариант написания причастия с НЕ, графически объяснив свой выбор. Упражнение выполняет весь класс, один ученик у доски комментирует свою работу. Учитель. Какое условие слитного и раздельного написания НЕ с причастиями не отражено в примерах (НЕ с краткими причастиями и противопоставление с союзом а). - Как пишется НЕ с краткими причастиями и при противопоставлении с союзом а?
Физминутка 1.Сомкнуть глаза – открыть. 2. Посмотреть в окно на самую дальнюю точку – на кончик носа. 3. Перевести взгляд на потолок, в пол, влево, вправо.
Работа с учебником. Индивидуальные задания. Учитель. Сейчас два ученика поработают у доски с индивидуальными заданиями. Задание 1. Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось раздельно. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось слитно. Дорога в Каменку пролегала мимо покрытых ещё не скошенной травой заливных лугов. Задание 2. На интерактивной доске. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните свой выбор. Человек не*знающий меры будет г..ревать и в бога...стве. Работая на интерактивной доске, ученик электронным пером вставляет пропущенные орфограммы.
Учитель: А со всем классом мы приступим к выполнению упражнения 366. 1. Прочитайте задание к упражнению 366, в котором вы должны определить слитно или раздельно пишется НЕ со словом, объяснив графически свой выбор. В случае затруднения, обращайтесь к правилу в учебнике. 2. Выполните его самостоятельно по вариантам (задание записано на доске): 1-ый вариант- 1,5 предложение 2-ой вариант - 2,4 предложение Те, кто работали у доски, в тетрадях выполняют предложение 3.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы вашего товарища, пользуясь текстом-ключом, который дан на доске. (На доске демонстрируется предложения упражнения 366 с выделенными и графически объяснёнными орфограммами.) Учитель. А теперь проверим, как выполнены индивидуальные задания. - Катя перестраивала предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями. (Проверка) - А вот Василий делал совсем не простое задание. Ему нужно было вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Получилось ли у него это? (Проверка)
5. Промежуточный итог. Учитель. Сегодня вы узнали об условиях правописания НЕ с причастиями, потренировались в выборе условия правописания и графическом его объяснении.
- А сейчас сможете применить полученные знания, выполняя следующее задание.
Цифровой диктант. Учитель. Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно. Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; правило не вызубренное, а осознанное. (1 1 2 2 1 1 1) (Один ученик вслух называет код.) Учитель: Если у вас все ответы правильные, поставьте себе «плюс».
6. Итог урока. Учитель. С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? (Правописание НЕ с причастиями). Как пишутся причастия с НЕ? Учитель. Назовите условия слитного написания НЕ с причастиями. Когда причастия пишутся с НЕ раздельно? Ответы детей. Домашнее задание. Учитель: А давайте вспомним, с чего мы начали наш урок. (Фрагмент стихотворения) Может кто-то из вас захочет сочинить свою историю о НЕ и частях речи. ВЫБИРАЙ:
1) незамеченный - не замеченный 2) неокрашенный – не окрашенный 3) неоттаявшая – не оттаявшая 4) неизбалованный – не избалованный
Дома каждый из вас сможет закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание, которое считаете наиболее приемлемым для себя. (Учитель оценивает работу школьников на уроке.) Учитель: Наш урок заканчивается. Спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...