Не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Иванова Татьяна Львовна

Конспект урока "НЕ с причастиями" для интерактивной доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация конкурса: «Предметы группы «языки» (русский язык

План-конспект урока

«Правописание НЕ с причастиями»

Автор: Иванова Татьяна Львовна

Место работы, должность: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 81» Устиновского района г. Ижевска, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Класс: 6 класс

Предмет:  русский язык

Цель урока: Формирование прочных осознанных знаний по выбору слитного или раздельного написания НЕ с причастиями

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: Интерактивная доска, компьютер

Используемые ЦОР

Ресурсы Единой коллекции ЦОР:

Интерактивная орфограмма «Раздельное написание НЕ с полными причастиями»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6974b4-2ee5-4b0b-b497-f841d7cfc67b/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_308%5D.swf

Интерактивная схема «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c472c098-a344-4951-b7d4-c0901e7846d0/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_310%5D.swf

Интерактивная схема «Правописание НЕ с краткими причастиями»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1aa96fd-8f3d-42fc-9dae-8429efd7a375/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_312%5D.swf

Краткое описание:  ученики самостоятельно выявляют условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, работают с индивидуальными карточками и интерактивными схемами и таблицами из Единой коллекции; закрепляют полученные знания при выполнении различных упражнений.

Правописание  НЕ с причастиями

 Задачи урока:

        Изучить правописание  НЕ  с причастиями; выработать навык выбора  орфограммы.

        Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

        Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю.

 

1.    Мобилизующий этап 

Чтение учителем стихотворения:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

  Учитель: Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы!

 - Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.

 

2.    Повторение изученного  материала.

Учитель: Как пишутся с  НЕ имена существительные и прилагательные? Приведите примеры. 

- А как пишется НЕ с глаголами?  Всегда раздельно?  (Слитно, если не употребляются без НЕ - негодовать, неистовствовать)

Учитель объявляет цель урока.

- А сегодня мы познакомимся с правописанием НЕ с причастиями  и закрепим навык применения этого правила при выполнении различных упражнений.

           Запись темы урока в тетрадь.

3.    Изучение нового материала. 

Учитель: Как вы думаете, когда НЕ пишется с причастием раздельно?

Вася: Я думаю, всегда раздельно. Как глагол. У причастие есть признаки глагола и образуется оно от глагола.

Лиза: А я думаю, как прилагательное, потому что отвечают на одинаковые вопросы и являются одинаковыми членами предложения. Когда есть противопоставление, тогда раздельно, а если нет, то слитно.

Учитель. Кто же прав? Вася или Лиза? Посмотрим,  от чего зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ причастиями.

Правило о написании НЕ причастиями вы сможете составить самостоятельно.

(Учащиеся, выполняя интерактивные задания, наблюдают за происходящими изменениями в правописании и делают выводы о написании НЕ с полными и краткими причастиями)

Ресурсы Единой коллекции ЦОР:

Интерактивная орфограмма «Раздельное написание НЕ с полными причастиями»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6974b4-2ee5-4b0b-b497-f841d7cfc67b/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_308%5D.swf

Интерактивная схема «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c472c098-a344-4951-b7d4-c0901e7846d0/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_310%5D.swf

Интерактивная схема «Правописание НЕ с краткими причастиями»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1aa96fd-8f3d-42fc-9dae-8429efd7a375/%5BRUS7_140%5D_%5BIA_312%5D.swf

Учитель. Ребята, сделайте  вывод о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями.

           Давайте сравним наши выводы и с правилом: 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21ebcc42-0627-448a-b62f-c39d0af8b883/view/

           Всё мы сделали правильно?

 

4.    Закрепление нового материала.

  К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из справки синонимы.

      Валять дурака -

Бездонная бочка -

Не от мира сего -                                                          

Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим;

Учитель. Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Как называются словосочетания, записанные в ваших карточках? Сформулируйте задание к этому упражнению.

Учитель. Выберите правильный вариант написания причастия с НЕ, графически объяснив свой выбор.

Упражнение выполняет весь класс, один ученик у доски комментирует свою работу.

Учитель. Какое условие слитного и раздельного написания НЕ с причастиями не отражено в примерах (НЕ с краткими причастиями и противопоставление с союзом а).

- Как пишется НЕ с краткими причастиями и при противопоставлении с союзом а?

 

           

            Физминутка

1.Сомкнуть глаза – открыть.

2. Посмотреть в окно на самую дальнюю точку – на кончик носа.

3. Перевести взгляд  на потолок, в пол, влево, вправо.

 

Работа с учебником.    Индивидуальные задания.  

Учитель.  Сейчас два  ученика поработают у доски с индивидуальными заданиями.

Задание 1. Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось раздельно.

Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады.

Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось слитно.

Дорога в Каменку пролегала мимо покрытых ещё не скошенной травой заливных лугов.

Задание 2. На интерактивной доске.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните свой выбор.

Человек  не*знающий меры будет г..ревать и в бога...стве.

Работая на интерактивной доске, ученик электронным пером вставляет пропущенные орфограммы.

 

Учитель: А со всем классом мы приступим к выполнению упражнения  366.

1. Прочитайте задание к упражнению 366, в котором вы должны определить слитно или раздельно пишется НЕ со словом, объяснив графически свой выбор. В случае затруднения, обращайтесь к правилу в учебнике.

2. Выполните его самостоятельно по вариантам (задание записано на доске):

1-ый вариант- 1,5 предложение                         

2-ой вариант - 2,4 предложение

Те, кто работали у доски, в тетрадях выполняют предложение 3.

 

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы вашего товарища, пользуясь текстом-ключом, который дан на доске.

(На доске демонстрируется предложения упражнения 366 с выделенными и графически объяснёнными орфограммами.)

Учитель. А теперь проверим, как выполнены индивидуальные задания.

-  Катя перестраивала предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями. (Проверка)

- А вот Василий делал совсем не простое задание. Ему нужно было вставить пропущенные буквы и знаки препинания.  Получилось ли у него это? (Проверка)

         

            5.         Промежуточный итог.

Учитель. Сегодня вы узнали об условиях правописания НЕ с причастиями, потренировались в выборе условия правописания и графическом его объяснении.

 

- А сейчас сможете применить полученные знания, выполняя следующее задание.

           

            Цифровой диктант.

Учитель. Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

      Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; правило не вызубренное, а осознанное.  (1 1 2 2 1 1 1)

(Один ученик вслух называет код.)

Учитель: Если у вас все ответы правильные, поставьте себе «плюс».

 

6.         Итог урока.

Учитель. С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? (Правописание НЕ с причастиями). Как пишутся причастия с НЕ?

Учитель. Назовите условия слитного написания НЕ с причастиями.

Когда причастия  пишутся с НЕ раздельно? 

Ответы детей.

Домашнее задание.

Учитель: А давайте вспомним, с чего мы начали наш урок.

(Фрагмент стихотворения)

Может кто-то из вас захочет сочинить свою историю о НЕ и частях речи.

            ВЫБИРАЙ:

  • Творческие натуры могут сочинить свою историю о НЕ и частях речи.
  • Упражнение 364
  • Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с причастиями.

1)      незамеченный  -  не замеченный

2)      неокрашенный – не окрашенный

3)      неоттаявшая – не оттаявшая

4)      неизбалованный – не избалованный

  • Презентации, тесты, кроссворды

     Дома каждый из вас сможет  закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание, которое считаете наиболее приемлемым для себя.                           

(Учитель оценивает работу школьников на уроке.)

Учитель: Наш урок заканчивается. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...