Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Агальцова Ирина Борисовна
Рабочая программа по русскому языку 5 класс может быть полезной учителям, работающим по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx102.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Хвощевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО____________

_________________________________________

Протокол №        от « »        20        г.

Утверждаю

Директор МБОУХвощевской СОШ

__________________ Н.В. Мокрецова

Приказ №        от «___» _____________ 20     г.

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №        от « »        20        г

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________ Е.В. Пакина

«___» _______________ 20 __ г.

Составлена на основании государственных образовательных стандартов и требований к минимуму содержания образования.

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык » в 5 классе

Составитель: Агальцова И.Б.,

 учитель русского языка и литературы,

                                    1квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (5 – 9 классы), М.Т. Баранов, Москва, «Просвещение», 2010, Учебного плана школы.

         Рабочая  программа по русскому языку представляет, включает: пояснительную записку; структуру курса; тематическое планирование, перечень контрольных диктантов (приложение 1); перечень работ по развитию речи; перечень зачетов (приложение 2) и тестов (приложение 3); календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплект.

Содержание курса обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.

Цели курса        

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно-коммуникативного,деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределых изученного материала.

По орфографии:

  • находить в словах изученные орфограммы;
  • находить орфографические ошибки и исправлять их;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации:

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи:

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль.
  • Подробно и сжато  излагать повествовательные тексты ( втом числе с элементами  описания предметов, животных).
  • Составлять простой план исходного и собственного текста.
  • Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
  • Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
  • Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
  • Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Формы и методы контроля

  • Для проверки знаний учащихся используются следующие формы и методы:
  • Контрольные диктанты
  • Контрольные работы
  • Тестирование

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2005. – 320 с.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.
  3. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2001. -110 с.
  4. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002. – 206 с.
  5. Универсальные поурочные разработки по русскому языку в 5 классе: Книга для учителя. Беляева О.В., Даценко О.А.. – М.: «ВАКО», 2007. – 384 с.
  6. Диктанты по русскому языку. 5 класс. Л.Л. Страхова. – Санкт-Петербург: «Литера», 2006.
  7. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
  8. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ  Сфера, 2007

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ

  1. Русский язык: учебник для 5 класса. Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2007.
  2. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык: 5 класс: пособие для учащихся. Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  4. Орфографический словарь. Д.Н. Ушаков. С.Е. Крючков. – М.: Дрофа, 2004
  5. Фразеологический словарь для школьников. Т.А. Химина. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  6. Школьный словообразовательный словарь. В.И. Николаев. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  7. Школьный орфоэпический словарь русского языка. П.А. Лекант, В.В. Леденёва. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Школьный толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин и др. – М.: Просвещение, 1981.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Цель раздела

Знать/ понимать

(КЭС)

Уметь

(КПУ)

Количество часов

Контроль ные работы

Практичес кие работы (сочинения)

1

Язык – важнейшее средство общения.

Дать понятие о разнообразии средств мысли,знаний,чувств. О значении языка в жизни людей

11

8.1

8.4

8.6

9.3

9.4

9.2

7.18

6.1

2.1

2.4

3.1

3.3

3.5

3.6

3.8-3.10

2+1

1

2

Повторение изученного в начальных классах

Повторить материал, изученный  в начальной школе

17+3

1

3

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Систематизировать знания и предложении, словосочетании, главных и второтепенных членах предложения

5.1

5.2

5.7

7.19

7.2-7.5,7.7

1.1

29+7

2

7

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Продолжить изучение разделов «Фонетика», Орфоэпия,графика.Знакомство с орфоэпич. словарем

6.6

1.1

15+3

1

3

5

Лексика. Культура речи.

Лексическое значение слова, умение пользоваться Толковым словарем

6.1

10.1

8+2

1

2

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Отработать морфемный разбор слова

3.1-3.4

22+4

1

4

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Изучить самостоят и служ. Части речи

4.1-4.3

69+14

3

14

8

Повторение и систематизация изученного.

Обобщить знания, полученные в 5 классе

6+2

1

2

Итого

204

10

36

ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЬМЕННЫХРАБОТ  по развитию речи.

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

12

 Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

1

20

Основная мысль текста  (рассказ о случае из жизни).

1

28- 29

Сжатое изложение.

2

32

Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему

1

44

Письмо

1

46 - 47

Сочинение по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка»)

2

65

Повествование. Обучающее   изложение с элементами описания.

1

68

Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания

1

83

Сочинение  по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»)

1

86

Подробное изложение. К. Г. Паустовский

«Первый снег»)

1

90

Сочинение  по личным   впечатлениям

1

93

Сочинение-рассуждение («Дни недели    рассказывают о себе»)

1

97

Выборочное изложение с изменением лица

1

113

 Сочинение-описание изображенного на картине

 (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»)

1

116

 Доказательства в рассуждении.

Сочинение-рассуждение

1

120

Элементы рассуждения  в  повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк «Перо и чернильница»)

1

130

Изложение с изменением лица

1

143

Описание животного.  

Изложение   (А.   И.   Куприн«Ю-ю»)

1

146

 Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»)

1

154

Сочинение «Наши    друзья — животные»

1

159

Изложение.

1

181

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

1

190

Сочинение-рассказ по рисунку.

 (О.   Попович   «Не взяли на рыбалку»)

1

200

 Сочинение  на одну из тем по выбору

1

203

Изложение

1

ИТОГО: 25 работ.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТОВ 

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Повторение изученного в начальных  классах.

2

Синтаксис. Пунктуация.

3

Фонетика.

4

Лексика.

5

Морфемика.

6

Морфология. Имя существительное.

7

Имя прилагательное

8

Глагол

9

Итоговый зачет.

Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

17.09

1

Контрольный диктант за курс нач.школы

25.09

2

Входной контрольный диктант  с  грамматическим заданием

30.10

3

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис»

13.11

4

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

03.12

5

Диктант и проверочная работа по теме «Фонетика»

28.01

6

Контрольный диктант по теме «Морфемика»

25.02

7

Диктант по теме «Морфология. Орфография»

16.03

8

Диктант и  проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

13.05

9

Диктант и проверочная работа по теме «Глагол»

20.05

10

Итоговая контрольная работа

11

Итого

Мониторинг образовательных результатов (диагностика ЗУН)

Ф.И. ребенка

Оценка по критериям (в баллах)

Инд.балл по предмету (средн.)

старт

промеж

итог

старт

промеж

итог

старт

промеж

итог

старт

промеж

итог

1

Горелова У.

2

Грачева А.

3

Антонова М.

4

Мыслякова П.

5

Посконина И.

6

Долинин Э.

7

Жаворонков Н.

8

Горева А.

9

Казулина В.

10

Круглов М.

11

Стрижова Н.

12

Кициев А.

13

Кошелев И.

Критерии

Орфография

синтаксис

Пунктуация

Качественная интерпретация баллов.

1б.- ЗУН не сформированы;

2б. – фрагментарные знания, задание выполняет только с помощью учителя.

3б. – несложные задания выполняет сам, помощь необходима в сложных случаях;

4б. – необходима незначительная помощь учителя, способен переносить способ действия на аналогичные задания;

5б. – знания усвоены в полном объеме, самостоятельное выполнение, способен сам проверить ошибки.

Анализ выполнения Программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе

--

Проведено фактически

Разница в часах

Причины

Выполнение программы,%

Дата заполнения

Подпись учителя


Календарно-тематическое планирование  русский язык 5 класс

№ урока

№ раздела

Тема урока

К-во

часов

Средство информатизации

Знать/ понимать/уметь

(КЭС/КПУ)

Дата проведения

Язык – важнейшее средство общения

План

Фактически

1

1

Язык и человек.

Язык и речь

1

Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка. Знать, чем отличается письменное общение от устного. Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме. Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

01.09

2

1

Язык и его единицы

1

Знать единицы языка (предложение, слово, звук) и их роль в языке. Уметь находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове.

02.09

3

1

(Р) Стили речи

1

Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

03.09

Повторение пройденного в 1-4 классах (17+3)

4

2

Состав слова

1

Знать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова (морфемы); знать, какие слова называются однокоренными. Уметь выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять  разбор  слова   по  составу (без  выделения  основы).

04.09

5

2

Орфограмма

1

Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знание того, что орфограмма — «точка» применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков   орфограмм-гласных   и   орфограмм-согласных   букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме. Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; уметь находить орфограммы-гласные и согласные буквы в разных морфемах.

04.09

6 -

2

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Знать способы  проверки  правильности  написания  безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем.

06.09

7

2

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Знать  способы   проверки   правильности   написания   согласных букв в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная Л, М, Н, Р); пользоваться орфографическим словарем.                                                            

08.09

8

2

Правописание непроизносимых   согласных в корне слова

1

Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне.

09.09

9

БуквыИ, У, А после шипящих

1

Знать правило написания буквИ, У, А после шипящих и слова-исключения. Уметь правильно писать слова с буквамиИ, У, А после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных  написаний;  пользоваться  орфографическим  словарем.

10.09

10

Разделительные

Ъ и Ь

1

Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь. Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного;    уметь    правильно    употреблять    на    письме    разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора.

11.09

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Усвоение   понятия   орфограммы-пробела   (раздельного   написания), орфограммы-дефиса; знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; знание того, что предлог — слово, приставка — часть слова. Знание правила раздельного написания предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за, из-под;  знание падежа, с которым употребляются указанные предлоги. Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму - слитное  и  орфограмму - раздельное написание;  писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи.

11.09

12

(Р) Текст. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

1

Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте). Уметь   составлять   текст   из   разрозненных   предложений;   озаглавливать  текст;  выделять  части  текста;  составлять  простой план.

13.09

13

Части речи. Глагол

1

Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена  прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи. Знать об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Уметь определять  морфологические  признаки  глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

15.09

14

-ТСЯ  и  -ТЬСЯ  в

глаголах.  Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами

1

Знать опознавательный признак орфограммы -Ь: [ца] на конце глагола; способ определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ. Знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании НЕ с глаголами. Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ. Уметь выделять личные окончания глаголов; писать е или и в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу.

16.09

15

(Р) Тема текста

1

Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микротемы). Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы).

17.09

16

Имя существительное

1

Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения). Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь после шипящих на конце слова у существительных; об употребленииЕ и Я в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написаниеЕ и Я в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разбирать имена существительные по образцу.

18.09

17

Имя прилагательное

1

Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными. Знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу). Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу. Уметь пользоваться способом определения безударного окончания  прилагательного;  графически  обозначать условия  выбора правильных написаний.

18.09

18

(Р) Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов «Летом»)

1

Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине. Уметь устно описывать  Р изображенное на жанровой картине.

20.09

19

Местоимение

1

Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении  местоимений 3-го лица после предлогов. Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.

22.09

20

(Р) Основная мысль текста

1

Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия -основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; уметь писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни).

23.09

21

Повторение   материала  по разделу

1

24.09

22

Входной контрольный диктант  с  грамматическим заданием

1

Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). Д

25.09

23

Работа над ошибками

1

Тест 1.

25.09

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+7)

24

3

Синтаксис. Пунктуация

1

Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания. Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки препинания по их функции.

27.09

25

Словосочетание

1

Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового смысла словосочетания «существительное + существительное» и «прилагательное + существительное»; уметь составлять словосочетания по образцу; уметь выделять словосочетания из предложений.

29.09

26

Разбор словосочетания

1

Знать порядок разбора словосочетания. Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.

30.09

27

Предложение

1

Знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения). Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца). Знать знаки завершения. Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего. Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на  письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами.

01.10

28

29

(Р) Сжатое изложение

2

Знать способы сжатия текста. Уметь  формулировать  основную   мысль  текста;  озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст.

02.10

02.10

30

Виды предложений по цели высказывания

1

Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений.

Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные слова при составлении вопросительных предложений; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.

04.10

31

Восклицательные предложения

1

Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.

06.10

32

(Р) Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему

1

Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения (разговорный: рассказ о памятном дне в школе). Уметь распознавать широкую и узкую тему сочинения; уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему.

07.10

33

Члены   предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего я сказуемого. Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов.

08.10

34

Сказуемое

1

Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); чем определяется выбор способа выражения сказуемого. Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

09.10

35

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительные в именительном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

09.10

36

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены    предложения

1

Знать   определение   распространенных   и   нераспространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия). Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения;  находить в  предложении  второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами.

11.10

37

Дополнение

1

Знать определение понятия «дополнение», способы выражения

дополнения,   графическое   обозначение   дополнения   как   члена предложения. Знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным  в винительном падеже без предлога. Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.

13.10

38

Определение

1

Знать определение  понятия  «определение», способ  выражения определения,  графическое обозначение определения  как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания. Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространить предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

14.10

39

Обстоятельство

1

Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания. Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать   обстоятельство   как   член   предложения;   распространять предложения   обстоятельствами;   использовать   обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания. Уметь различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам.

15.10

40

Предложения с однородными членами

1

Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов). Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления.

16.10

41 42

Знаки препинания в предложениях с

однородными членами

2

Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи); функцию запятой между однородными членами — знака разделения; знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами. Уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами. Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).

16.10

18.10

43

Предложения с обращениями

1

Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию; функцию знаков препинания в предложении с обращением — знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения. Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных   знаков   препинания;   обосновывать   постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

20.10

44

(Р) Письмо

1

Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи. Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме.

Р21.10

45

Синтаксический разбор простого предложения

1

Знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор.

22.10

4647

(Р) Основная мысль   в   сочинении по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка»)

2

Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь  составлять   рассказ-повествование   на   основе   жанровой картины; раскрывать основную мысль.

23.10

23.10

48

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения. Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения.

25.10

4950

Простые   и   сложные предложения

2

Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные

и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном — наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного — знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений;знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и. Уметь определять количество основ в предложении;  находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и.

27.10

28.10

51

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему.

29.10

52

(Р)   Заголовок    и основная      мысль текста

1

Знать, что заголовок отражает основную мысль текста; знать типы речи; языковые средства, помогающие автору в изображении животного. Описание и повествование. Уметь выбирать заголовок из указанных в соответствии с основной  мыслью текста; определять тип  речи;  выявлять языковые средства, помогающие автору в изображении животного.

30.10

53

Контрольный диктант

1

30.10

54

55

Работа над ошибками.

Прямая речь

2

Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; схемы предложений с прямой речью. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания   в  предложениях  с  прямой  речью;  составлять  схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.

01.11

10.11

56

Диалог

1

Знать, что такое диалог, реплика. Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог.

11.11

57

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

т 2.

12.11

58

Диктант с грамматическим заданием

1

13.11

59

Работа над ошибками

1

Зачет 2.

15.11

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+3)

60

61

Фонетика. Гласные звуки

2

Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции.

13.11

17.11

62

Согласные   звуки. Согласные твердые и мягкие

1

Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков;   знать   о   смыслоразличительной   роли   согласных   звуков; знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции  ([']).

Уметь  различать согласные  звуки, по твердости-мягкости;  называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для овладения правильным произношением некоторых звуков.

18.11

63

64

Позиционные чередования гласных и согласных

2

Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ в словах типа что, конечно. Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных; уметь правильно произносить указанные слова.

19.11

20.11

65

(Р) Повествование. Обучающее   изложение с элементами описания (К- Г. Паустовский «Шкатулка»)

1

Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст.

20.11

66

Согласные звонкие и глухие

1

Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение). Уметь   различать   согласные   по   глухости-звонкости;   называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах глухие и звонкие согласные; различать позиционные чередования согласных в словах.

22.11

67

Графика. Алфавит

1

Знать, чем отличается устная речь от письменной; знать о различии между звуками и буквами; знать предмет изучения графики и каллиграфии; знать русский алфавит и его назначение. Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв; уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь находить и исправлять ошибки в названиях букв.

24.11

68

(Р) Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания

1

Знать понятие «описание»; особенности описания в научном и разговорном стиле. Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет в разговорном стиле.

25.11

69

70

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

2

Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласиях; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с А в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь.

27.11

27.11

71

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я

1

Знать о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.

26.11

72

Орфоэпия

1

Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях. Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.

30.11

73

Фонетический разбор слова

1

Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов.

01.12

74

Повторение по теме «Фонетика»

1

Тест 3

02.12

75

Диктант и проверочная работа

1

Д

03.12

76

Работа над ошибками

1

Зачет 3

04.12

77

(Р) Описание предметов, изображенных на картине (И. И. Машков «Натюрморт с маками и васильками»)

1

Знакомство с натюрмортом; композиция. Уметь устно описывать предметы,  изображенные на  картине.

04.12

Лексика. Культура речи. (8+2)

78

Слово и его лексическое значение

1

Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова».

Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

06.12

79

Однозначные и многозначные слова

1

Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным   общим  лексическим  значением;  определять  общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

08.12

80

Прямое и переносное значение слов

1

Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом  словаре переносного значения слова; о роли использования слов с  переносным  значением  в художественных произведениях. Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.

09.12

81

Омонимы

1

Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом

словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров). Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи.

10.12

82

Синонимы

1

Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов). Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические  отличия  друг  от  друга  слов-синонимов;  определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

11.12

83

(Р)  Сочинение  по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»)

1

Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных. Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов.

11.12

84

Антонимы

1

Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов»

М. Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

13.12

85

Проверочная работа

1

Тест 4

13.12

86

(Р) Подробное изложение

(К. Г. Паустовский

«Первый снег»)

1

Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного.

16.12

87

Работа над ошибками.

1

Зачет 4

17.12

Морфемика. Орфография. Культура речи. (22+4)

88

Морфема  —  наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова от форм одного и тоге же слова.

18.12

89

Окончание. Основа слова

1

Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении; способ обозначения нулевого окончания. Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение. Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; уметь соотносить окончание с его грамматическим значением. Уметь  выделять  основу  в  изменяемых  и  неизменяемых  словах.

18.12

90

(Р) Сочинение  по личным   впечатлениям

1

Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.

20.12

91

92

Корень слова

2

Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи. Уметь правильно выделять корень и  подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.

22.12

23.12

93

(Р) Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели    рассказывают о себе»)

1

« Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование). Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования. Уметь создавать высказывания-рассуждения  самостоятельного характера.

24.12

94 95

Суффикс

2

Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса. Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов.

25.12

25.12

96

Приставка

1

Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав  слова;  пользоваться орфографическим  словарем.

27.12

97

(P) Выборочное изложение с изменением лица

1

Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста). Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.

12.01

98

 99

Чередование звуков. Беглые гласные

2

Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласныхОи Е с нулем звука в одной и той же морфеме. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласнымиО и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.

13.01

14.01

100

Варианты морфем

1

Знать понятие «варианты морфем». Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам.

15.01

101

Морфемный разбор слова

1

Знать порядок морфемного разбора слова. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

15.01

102

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-и ПРИ- и приставок на 3 - (С-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем.

17.01

103

 104

Буквы  3 иС  на конце приставок

2

Знать правило написания букв 3 и С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим  словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

19.01

20.01

105

Буквы ОАв корне -ЛАГ- - ЛОЖ-

1

Знать правило написания букв ОА в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

21.01

106

 107

Буквы О — А в корне -РАСТ—

-РОС-

2

Знать правило написания букв О—Ав корне –PACT- - -РОС-;

знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом, при написании слов с чередованием гласных в корне.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

22.01

22.01

108

БуквыЁ — О после шипящих в корне

1

Знать правило написания буквЁ — О после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

24.01

109

Буквы Ы — И после Ц

1

Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах   на  

-ЦИЯ,   в   окончаниях,   в   суффиксах;   знать   слова-исключения. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы — И после Ц в разных частях слова.

26.01

110

Повторение по теме «Морфемика»

1

Зачет 5

27.01

111

Контрольный диктант

1

Проверить степень освоенности учащимися тем раздела «Морфемика».

Отработка орфографической и пунктуационной грамотности.

28.01

112

Работа над орфографическими и

пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

1

Тест 5

29.01

113

(Р) Сочинение-описание изображенного на картине

 (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»)

1

Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта. Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание.

29.01

Морфология. Орфография. Культура речи. (69+14)

114

Самостоятельные и служебные

части речи

1

Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3 группы частей речи;

знать о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи. Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

31.01

Имя существительное (20+4)

115

Имя существительное как часть речи

1

Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться   через   значение   предметности;  знать   морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении. Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных.

02.02

116

(Р) Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение

1

Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении. Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь

составлять рассуждение самостоятельного характера.

03.02

117

Имена существительные

одушевленные и неодушевленные

1

Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными.

Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

04.02

118

119

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая  буква   в

именах  собственных

2

Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные. Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п. Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать имена собственные; заглавия книг, газет и т. п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.

05.02

05.02

120

(Р) Элементы рассуждения  в  повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк «Перо и чернильница»)

1

Знать структуру рассуждения, повествования. Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста.

07.02

121

Морфологический разбор имени существительного

1

Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

09.02

122

Род имен существительных

1

Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных. Уметь  определять  род  имен  существительных;  согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.

10.02

123

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа. Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи.

11.02

124

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах. Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа; уметь точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи.

12.02

125

Три склонения имен существительных

1

Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного. Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.

12.02

126

Падеж имен существительных

1

Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы. Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять   ошибки   в   определении   падежей   существительных; уметь   верно   употреблять   предлоги   с  указанными   падежами;

Уметь  ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

14.02

127

128

129

Правописание гласных   в   падежных окончаниях существительных в единственном числе

3

Знать правило правописания гласныхЕ и Я в падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок рассуждения для применения правила. Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на –ИЯ, - ИЙ, -ИЕ ); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи.

16.02

17.02

18.02

130

(Р) Изложение с изменением лица

1

Знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей. Уметь   излагать   содержание   исходного   текста   с   изменением лица.

19.02

131

Множественное число имен существительных

1

Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа     множественного    числа     некоторых    существительных мужского рода на -И, -Ы, -А, -Я; об образовании форм родительного   падежа   множественного   числа   от   существительных чулки, валенки, места и т. д.; правописание существительных с основой   на   шипящий   в  родительном   падеже  множественного числа. Уметь правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.) и родительного (ботинок, мест и т. д.) падежей множественного   числа;   правильно   писать  существительные   с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т. д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний.

19.02

132

Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

Знать правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Уметь правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы О — Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.

21.02

133

Повторение и проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

Проверить степень освоенности учащимися темы «Имя существительное».

23.02

134

(Р) Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль.Подмосковье»)

1

Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому. Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; уметь составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.

24.02

135

Диктант по теме «Морфология. Орфография»

1

Отработка орфографической и пунктуационной грамотности.

25.02

136

Работа над ошибками

1

Тест 6

26.02

137

138

Повторение по теме «Морфология. Имя существительное»

2

Зачет 6

26.02

28.02

Имя прилагательное (12+4)

139

140

Имя прилагательное как часть речи

2

Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи.

02.03

03.03

141

142

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв О — £ в окончаниях прилагательных после шипящих. Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на -ый, -ий, -ой в форме мужского рода); уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний.

05.03

05.03

143

(Р) Описание животного.    Изложение   (А.   И.   Куприн

«Ю-ю»)

1

Знать структуру текста типа описания; описание животного в художественном стиле; задачи художественного описания животного; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.

04.03

144

145

Прилагательные полные и краткие

2

Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической   роли;   знать   правило   правописания   кратких   прилагательных с основой на шипящий. Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания.

07.03

09.03

146

(Р) Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»)

1

Знать об общем в разных видах описания; о специфике описания животного, изображенного на картине; описание в разговорном стиле. Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле.

10.03

147

Морфологический разбор имени

прилагательного

1

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

11.03

148

(Р) Сочинение «Как я испугался»

1

Уметь составлять собственный текст по указанному плану, включать в повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного.

12.03

149

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Тест 7

12.03

150

Диктант и  проверочная работа

1

Д

16.03

151

Работа над ошибками

1

17.03

152

153

Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное»

2

Зачет 7

14.03

18.03

154

(Р) Сочинение «Наши    друзья — животные»

1

Уметь составлять собственный текст-описание животного на основе личных впечатлений; пользоваться прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли.

19.03

Глагол (36+6)

155

 Глагол   как  часть речи

1

Знать характеристику глагола  по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола.

19.03

156

157

Не   с    глаголами

2

Знать правило написания не с глаголами; знать нормы правильного ударения в указанных глаголах с частицей не. Уметь правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей не.

21.03

01.04

158

(Р) Рассказ

1

Знать о рассказе как об одном из видов повествования; знать о композиции рассказа; знать главное в рассказе. Уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам.

02.04

159

Изложение.

1

Уметь   излагать   содержание   исходного   текста  

02.04

160

161

Неопределенная форма глагола

2

Знать, что неопределенная форма глагола — это начальная форма; знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи. Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания.

04.04

06.04

162

163

Правописание -ТСЯ  и  -ТЬСЯ  в

глаголах

2

Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; знать о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ.

Уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ.

07.04

08.04

164

165

Виды глагола

2

Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.

09.04

09.04

166

167

168

БуквыЕ — И в корнях с чередованием

3

Знать  перечень  корней  с  чередованием;  условия  выбора  буквЕ — И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением. Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

11.04

13.04

14.04

169

(Р) Невыдуманный рассказ о себе

1

Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе. Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его.

15.04

170

Время глагола

1

Вспомнить сведения о трех временах глагола. Уметь определять времена глаголов.

16.04

171

Прошедшее время

1

Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени {понимал, понял, поняла и др.). Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном   числе   по  родам;   правильно  писать  безударную гласную перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; графически объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.).

16.04

172

Настоящее время

1

Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов;  изменять глаголы  в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи.

18.04

173

Будущее время

1

Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании форм будущего времени. Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи.

20.04

174

175

Спряжение глаголов

2

Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам.

21.04

22.04

176

177

178

179

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

4

Знать способ определения верного написания безударного личного окончания глагола. Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том, числе в глаголах с чередованием согласных); графически обозначать условия выбора  правильных написаний; уметь использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи.

23.04

23.04

25.04

27.04

180

Морфологический разбор глагола

1

Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.

28.04

181

(Р) Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

1

Уметь производить  исключение  и  обобщение;  сжато  излагать главную мысль каждой части  исходного текста с изменением формы лица.

29.04

182

183

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова  с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания.

30.04

30.04

184

185

Употребление времен

2

Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.

Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о  событиях прошлого.

05.05

06.05

186

(Р) Употребление «живописного   настоящего» в повествовании

1

Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования.

07.05

187

188

189

Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол»

3

Тест 8

07.05

09.05

11.05

190

(Р) Сочинение-рассказ по рисунку (О.   Попович   «Не взяли на рыбалку»)

1

Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа. Уметь составлять рассказ на основе изображенного (по воображению).

12.05

191

Диктант и проверочная работа

1

13.05

192

Работа над ошибками.

1

14.05

193

194

195

196

Обобщение изученного по теме «Глагол»

4

Уметь определять грамматические признаки глагола, знать спряжение, вид глагола Зачет 8

14.05

16.05

18.05

19.05

Повторение и систематизация изученного (6+2)

197

Итоговая контрольная работа

1

Проверить степень освоения материала учащимися Д

20.05

198

Работа над ошибками

1

Тест 9

21.05

199

Разделы   науки   о языке

Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация

изученного по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации. Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях.

21.05

200

(Р)  Сочинение  на одну из тем по выбору

Повторение знаний о типах текстов (описание, рассуждение, повествование), их структурных и речевых особенностях. Умение создавать текст одного из типов по выбору.

23.05

201

Орфограммы в  приставках  и  в корнях слов

Орфограммы в окончаниях слов

Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать.

Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать.

25.05

202

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом  и сложном предложениях.

26.05

203

Изложение

Уметь   излагать   содержание   исходного   текста  

28.05

204

(Р)   Заключительный урок

Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год. Зачет

28.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....