Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 102.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Хвощевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО____________ _________________________________________ Протокол № от « » 20 г. | Утверждаю Директор МБОУХвощевской СОШ __________________ Н.В. Мокрецова Приказ № от «___» _____________ 20 г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от « » 20 г | Согласовано Заместитель директора по УВР _________________ Е.В. Пакина «___» _______________ 20 __ г. |
Составлена на основании государственных образовательных стандартов и требований к минимуму содержания образования.
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык » в 5 классе
Составитель: Агальцова И.Б.,
учитель русского языка и литературы,
1квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (5 – 9 классы), М.Т. Баранов, Москва, «Просвещение», 2010, Учебного плана школы.
Рабочая программа по русскому языку представляет, включает: пояснительную записку; структуру курса; тематическое планирование, перечень контрольных диктантов (приложение 1); перечень работ по развитию речи; перечень зачетов (приложение 2) и тестов (приложение 3); календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплект.
Содержание курса обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.
Цели курса
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно-коммуникативного,деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределых изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль.
- Подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( втом числе с элементами описания предметов, животных).
- Составлять простой план исходного и собственного текста.
- Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
- Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
- Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
- Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
- Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Формы и методы контроля
- Для проверки знаний учащихся используются следующие формы и методы:
- Контрольные диктанты
- Контрольные работы
- Тестирование
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
- Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2005. – 320 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2001. -110 с.
- Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002. – 206 с.
- Универсальные поурочные разработки по русскому языку в 5 классе: Книга для учителя. Беляева О.В., Даценко О.А.. – М.: «ВАКО», 2007. – 384 с.
- Диктанты по русскому языку. 5 класс. Л.Л. Страхова. – Санкт-Петербург: «Литера», 2006.
- Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
- Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2007
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
- Русский язык: учебник для 5 класса. Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2007.
- К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык: 5 класс: пособие для учащихся. Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2006.
- Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Орфографический словарь. Д.Н. Ушаков. С.Е. Крючков. – М.: Дрофа, 2004
- Фразеологический словарь для школьников. Т.А. Химина. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
- Школьный словообразовательный словарь. В.И. Николаев. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
- Школьный орфоэпический словарь русского языка. П.А. Лекант, В.В. Леденёва. – М.: Дрофа, 2002.
- Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.
- Школьный толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин и др. – М.: Просвещение, 1981.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Цель раздела | Знать/ понимать (КЭС) | Уметь (КПУ) | Количество часов | Контроль ные работы | Практичес кие работы (сочинения) |
1 | Язык – важнейшее средство общения. | Дать понятие о разнообразии средств мысли,знаний,чувств. О значении языка в жизни людей | 11 8.1 8.4 8.6 9.3 9.4 9.2 7.18 6.1 | 2.1 2.4 3.1 3.3 3.5 3.6 3.8-3.10 | 2+1 | 1 | |
2 | Повторение изученного в начальных классах | Повторить материал, изученный в начальной школе | 17+3 | 1 | 3 | ||
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | Систематизировать знания и предложении, словосочетании, главных и второтепенных членах предложения | 5.1 5.2 5.7 7.19 7.2-7.5,7.7 | 1.1 | 29+7 | 2 | 7 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | Продолжить изучение разделов «Фонетика», Орфоэпия,графика.Знакомство с орфоэпич. словарем | 6.6 | 1.1 | 15+3 | 1 | 3 |
5 | Лексика. Культура речи. | Лексическое значение слова, умение пользоваться Толковым словарем | 6.1 10.1 | 8+2 | 1 | 2 | |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | Отработать морфемный разбор слова | 3.1-3.4 | 22+4 | 1 | 4 | |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | Изучить самостоят и служ. Части речи | 4.1-4.3 | 69+14 | 3 | 14 | |
8 | Повторение и систематизация изученного. | Обобщить знания, полученные в 5 классе | 6+2 | 1 | 2 | ||
Итого | 204 | 10 | 36 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЬМЕННЫХРАБОТ по развитию речи.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
12 | Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 1 | |
20 | Основная мысль текста (рассказ о случае из жизни). | 1 | |
28- 29 | Сжатое изложение. | 2 | |
32 | Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему | 1 | |
44 | Письмо | 1 | |
46 - 47 | Сочинение по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка») | 2 | |
65 | Повествование. Обучающее изложение с элементами описания. | 1 | |
68 | Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания | 1 | |
83 | Сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») | 1 | |
86 | Подробное изложение. К. Г. Паустовский «Первый снег») | 1 | |
90 | Сочинение по личным впечатлениям | 1 | |
93 | Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») | 1 | |
97 | Выборочное изложение с изменением лица | 1 | |
113 | Сочинение-описание изображенного на картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине») | 1 | |
116 | Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | 1 | |
120 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк «Перо и чернильница») | 1 | |
130 | Изложение с изменением лица | 1 | |
143 | Описание животного. Изложение (А. И. Куприн«Ю-ю») | 1 | |
146 | Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение») | 1 | |
154 | Сочинение «Наши друзья — животные» | 1 | |
159 | Изложение. | 1 | |
181 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт») | 1 | |
190 | Сочинение-рассказ по рисунку. (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | 1 | |
200 | Сочинение на одну из тем по выбору | 1 | |
203 | Изложение | 1 |
ИТОГО: 25 работ.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТОВ
№ п/п | Тема | Сроки проведения |
1 | Повторение изученного в начальных классах. | |
2 | Синтаксис. Пунктуация. | |
3 | Фонетика. | |
4 | Лексика. | |
5 | Морфемика. | |
6 | Морфология. Имя существительное. | |
7 | Имя прилагательное | |
8 | Глагол | |
9 | Итоговый зачет. |
Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата | № К.Р. | Тема контрольной работы | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Выполняли работу | Справились | Получили «4»-«5» |
17.09 | 1 | Контрольный диктант за курс нач.школы | |||||
25.09 | 2 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | |||||
30.10 | 3 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис» | |||||
13.11 | 4 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | |||||
03.12 | 5 | Диктант и проверочная работа по теме «Фонетика» | |||||
28.01 | 6 | Контрольный диктант по теме «Морфемика» | |||||
25.02 | 7 | Диктант по теме «Морфология. Орфография» | |||||
16.03 | 8 | Диктант и проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | |||||
13.05 | 9 | Диктант и проверочная работа по теме «Глагол» | |||||
20.05 | 10 | Итоговая контрольная работа | |||||
11 | |||||||
Итого |
Мониторинг образовательных результатов (диагностика ЗУН)
№ | Ф.И. ребенка | Оценка по критериям (в баллах) | Инд.балл по предмету (средн.) | ||||||||||
старт | промеж | итог | старт | промеж | итог | старт | промеж | итог | старт | промеж | итог | ||
1 | Горелова У. | ||||||||||||
2 | Грачева А. | ||||||||||||
3 | Антонова М. | ||||||||||||
4 | Мыслякова П. | ||||||||||||
5 | Посконина И. | ||||||||||||
6 | Долинин Э. | ||||||||||||
7 | Жаворонков Н. | ||||||||||||
8 | Горева А. | ||||||||||||
9 | Казулина В. | ||||||||||||
10 | Круглов М. | ||||||||||||
11 | Стрижова Н. | ||||||||||||
12 | Кициев А. | ||||||||||||
13 | Кошелев И. | ||||||||||||
Критерии | синтаксис | Пунктуация |
Качественная интерпретация баллов.
1б.- ЗУН не сформированы;
2б. – фрагментарные знания, задание выполняет только с помощью учителя.
3б. – несложные задания выполняет сам, помощь необходима в сложных случаях;
4б. – необходима незначительная помощь учителя, способен переносить способ действия на аналогичные задания;
5б. – знания усвоены в полном объеме, самостоятельное выполнение, способен сам проверить ошибки.
Анализ выполнения Программы
Параметры | Учебный период | ||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год | |||
Кол-во часов | % | ||||||
Кол-во часов по программе | -- | ||||||
Проведено фактически | |||||||
Разница в часах | |||||||
Причины | |||||||
Выполнение программы,% | |||||||
Дата заполнения | |||||||
Подпись учителя |
Календарно-тематическое планирование русский язык 5 класс
№ урока | № раздела | Тема урока | К-во часов | Средство информатизации | Знать/ понимать/уметь (КЭС/КПУ) | Дата проведения | ||||
Язык – важнейшее средство общения | План | Фактически | ||||||||
1 | 1 | Язык и человек. Язык и речь | 1 | Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка. Знать, чем отличается письменное общение от устного. Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме. Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. | 01.09 | |||||
2 | 1 | Язык и его единицы | 1 | Знать единицы языка (предложение, слово, звук) и их роль в языке. Уметь находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове. | 02.09 | |||||
3 | 1 | (Р) Стили речи | 1 | Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания. | 03.09 | |||||
Повторение пройденного в 1-4 классах (17+3) | ||||||||||
4 | 2 | Состав слова | 1 | Знать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова (морфемы); знать, какие слова называются однокоренными. Уметь выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | 04.09 | |||||
5 | 2 | Орфограмма | 1 | Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знание того, что орфограмма — «точка» применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме. Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; уметь находить орфограммы-гласные и согласные буквы в разных морфемах. | 04.09 | |||||
6 - | 2 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем. | 06.09 | |||||
7 | 2 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная Л, М, Н, Р); пользоваться орфографическим словарем. | 08.09 | |||||
8 | 2 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне. | 09.09 | |||||
9 | БуквыИ, У, А после шипящих | 1 | Знать правило написания буквИ, У, А после шипящих и слова-исключения. Уметь правильно писать слова с буквамиИ, У, А после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. | 10.09 | ||||||
10 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь. Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора. | 11.09 | ||||||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Усвоение понятия орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; знание того, что предлог — слово, приставка — часть слова. Знание правила раздельного написания предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за, из-под; знание падежа, с которым употребляются указанные предлоги. Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму - слитное и орфограмму - раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи. | 11.09 | ||||||
12 | (Р) Текст. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 1 | Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте). Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план. | 13.09 | ||||||
13 | Части речи. Глагол | 1 | Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи. Знать об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. | 15.09 | ||||||
14 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами | 1 | Знать опознавательный признак орфограммы -Ь: [ца] на конце глагола; способ определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ. Знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании НЕ с глаголами. Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ. Уметь выделять личные окончания глаголов; писать е или и в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу. | 16.09 | ||||||
15 | (Р) Тема текста | 1 | Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микротемы). Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы). | 17.09 | ||||||
16 | Имя существительное | 1 | Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения). Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь после шипящих на конце слова у существительных; об употребленииЕ и Я в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе. Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написаниеЕ и Я в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разбирать имена существительные по образцу. | 18.09 | ||||||
17 | Имя прилагательное | 1 | Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными. Знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу). Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу. Уметь пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | 18.09 | ||||||
18 | (Р) Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов «Летом») | 1 | Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине. Уметь устно описывать Р изображенное на жанровой картине. | 20.09 | ||||||
19 | Местоимение | 1 | Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов. Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов. | 22.09 | ||||||
20 | (Р) Основная мысль текста | 1 | Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия -основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; уметь писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни). | 23.09 | ||||||
21 | Повторение материала по разделу | 1 | 24.09 | |||||||
22 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). Д | 25.09 | ||||||
23 | Работа над ошибками | 1 | Тест 1. | 25.09 | ||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+7) | ||||||||||
24 | 3 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания. Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки препинания по их функции. | 27.09 | |||||
25 | Словосочетание | 1 | Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового смысла словосочетания «существительное + существительное» и «прилагательное + существительное»; уметь составлять словосочетания по образцу; уметь выделять словосочетания из предложений. | 29.09 | ||||||
26 | Разбор словосочетания | 1 | Знать порядок разбора словосочетания. Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме. | 30.09 | ||||||
27 | Предложение | 1 | Знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения). Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца). Знать знаки завершения. Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего. Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами. | 01.10 | ||||||
28 29 | (Р) Сжатое изложение | 2 | Знать способы сжатия текста. Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст. | 02.10 02.10 | ||||||
30 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные слова при составлении вопросительных предложений; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. | 04.10 | ||||||
31 | Восклицательные предложения | 1 | Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять. | 06.10 | ||||||
32 | (Р) Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему | 1 | Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения (разговорный: рассказ о памятном дне в школе). Уметь распознавать широкую и узкую тему сочинения; уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему. | 07.10 | ||||||
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего я сказуемого. Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов. | 08.10 | ||||||
34 | Сказуемое | 1 | Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); чем определяется выбор способа выражения сказуемого. Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации. | 09.10 | ||||||
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительные в именительном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему. | 09.10 | ||||||
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия). Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами. | 11.10 | ||||||
37 | Дополнение | 1 | Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения. Знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога. Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями. | 13.10 | ||||||
38 | Определение | 1 | Знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания. Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространить предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания. | 14.10 | ||||||
39 | Обстоятельство | 1 | Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания. Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания. Уметь различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам. | 15.10 | ||||||
40 | Предложения с однородными членами | 1 | Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов). Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления. | 16.10 | ||||||
41 42 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 | Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи); функцию запятой между однородными членами — знака разделения; знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами. Уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами. Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие). | 16.10 18.10 | ||||||
43 | Предложения с обращениями | 1 | Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию; функцию знаков препинания в предложении с обращением — знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения. Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. | 20.10 | ||||||
44 | (Р) Письмо | 1 | Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи. Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме. | Р21.10 | ||||||
45 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор. | 22.10 | ||||||
4647 | (Р) Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка») | 2 | Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль. | 23.10 23.10 | ||||||
48 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения. Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения. | 25.10 | ||||||
4950 | Простые и сложные предложения | 2 | Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном — наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного — знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений;знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и. Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и. | 27.10 28.10 | ||||||
51 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему. | 29.10 | ||||||
52 | (Р) Заголовок и основная мысль текста | 1 | Знать, что заголовок отражает основную мысль текста; знать типы речи; языковые средства, помогающие автору в изображении животного. Описание и повествование. Уметь выбирать заголовок из указанных в соответствии с основной мыслью текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие автору в изображении животного. | 30.10 | ||||||
53 | Контрольный диктант | 1 | 30.10 | |||||||
54 55 | Работа над ошибками. Прямая речь | 2 | Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; схемы предложений с прямой речью. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме. | 01.11 10.11 | ||||||
56 | Диалог | 1 | Знать, что такое диалог, реплика. Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог. | 11.11 | ||||||
57 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | т 2. | 12.11 | ||||||
58 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | 13.11 | |||||||
59 | Работа над ошибками | 1 | Зачет 2. | 15.11 | ||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+3) | ||||||||||
60 61 | Фонетика. Гласные звуки | 2 | Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции. | 13.11 17.11 | ||||||
62 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 | Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции ([']). Уметь различать согласные звуки, по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для овладения правильным произношением некоторых звуков. | 18.11 | ||||||
63 64 | Позиционные чередования гласных и согласных | 2 | Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ в словах типа что, конечно. Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных; уметь правильно произносить указанные слова. | 19.11 20.11 | ||||||
65 | (Р) Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К- Г. Паустовский «Шкатулка») | 1 | Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст. | 20.11 | ||||||
66 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение). Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах глухие и звонкие согласные; различать позиционные чередования согласных в словах. | 22.11 | ||||||
67 | Графика. Алфавит | 1 | Знать, чем отличается устная речь от письменной; знать о различии между звуками и буквами; знать предмет изучения графики и каллиграфии; знать русский алфавит и его назначение. Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв; уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь находить и исправлять ошибки в названиях букв. | 24.11 | ||||||
68 | (Р) Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания | 1 | Знать понятие «описание»; особенности описания в научном и разговорном стиле. Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет в разговорном стиле. | 25.11 | ||||||
69 70 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 2 | Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласиях; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных. Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с А в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь. | 27.11 27.11 | ||||||
71 | Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я | 1 | Знать о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих. | 26.11 | ||||||
72 | Орфоэпия | 1 | Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях. Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки. | 30.11 | ||||||
73 | Фонетический разбор слова | 1 | Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов. | 01.12 | ||||||
74 | Повторение по теме «Фонетика» | 1 | Тест 3 | 02.12 | ||||||
75 | Диктант и проверочная работа | 1 | Д | 03.12 | ||||||
76 | Работа над ошибками | 1 | Зачет 3 | 04.12 | ||||||
77 | (Р) Описание предметов, изображенных на картине (И. И. Машков «Натюрморт с маками и васильками») | 1 | Знакомство с натюрмортом; композиция. Уметь устно описывать предметы, изображенные на картине. | 04.12 | ||||||
Лексика. Культура речи. (8+2) | ||||||||||
78 | Слово и его лексическое значение | 1 | Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова». Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. | 06.12 | ||||||
79 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. | 08.12 | ||||||
80 | Прямое и переносное значение слов | 1 | Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях. Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением. | 09.12 | ||||||
81 | Омонимы | 1 | Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров). Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи. | 10.12 | ||||||
82 | Синонимы | 1 | Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов). Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. | 11.12 | ||||||
83 | (Р) Сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») | 1 | Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных. Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов. | 11.12 | ||||||
84 | Антонимы | 1 | Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. | 13.12 | ||||||
85 | Проверочная работа | 1 | Тест 4 | 13.12 | ||||||
86 | (Р) Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег») | 1 | Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. | 16.12 | ||||||
87 | Работа над ошибками. | 1 | Зачет 4 | 17.12 | ||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи. (22+4) | ||||||||||
88 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова от форм одного и тоге же слова. | 18.12 | ||||||
89 | Окончание. Основа слова | 1 | Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении; способ обозначения нулевого окончания. Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение. Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; уметь соотносить окончание с его грамматическим значением. Уметь выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах. | 18.12 | ||||||
90 | (Р) Сочинение по личным впечатлениям | 1 | Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям. | 20.12 | ||||||
91 92 | Корень слова | 2 | Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи. Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам. | 22.12 23.12 | ||||||
93 | (Р) Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») | 1 | « Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование). Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования. Уметь создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера. | 24.12 | ||||||
94 95 | Суффикс | 2 | Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса. Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов. | 25.12 25.12 | ||||||
96 | Приставка | 1 | Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем. | 27.12 | ||||||
97 | (P) Выборочное изложение с изменением лица | 1 | Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста). Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. | 12.01 | ||||||
98 99 | Чередование звуков. Беглые гласные | 2 | Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласныхОи Е с нулем звука в одной и той же морфеме. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласнымиО и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам. | 13.01 14.01 | ||||||
100 | Варианты морфем | 1 | Знать понятие «варианты морфем». Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. | 15.01 | ||||||
101 | Морфемный разбор слова | 1 | Знать порядок морфемного разбора слова. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова. | 15.01 | ||||||
102 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-и ПРИ- и приставок на 3 - (С-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем. | 17.01 | ||||||
103 104 | Буквы 3 иС на конце приставок | 2 | Знать правило написания букв 3 и С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. | 19.01 20.01 | ||||||
105 | Буквы О—Ав корне -ЛАГ- - ЛОЖ- | 1 | Знать правило написания букв О—А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. | 21.01 | ||||||
106 107 | Буквы О — А в корне -РАСТ— -РОС- | 2 | Знать правило написания букв О—Ав корне –PACT- - -РОС-; знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом, при написании слов с чередованием гласных в корне. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. | 22.01 22.01 | ||||||
108 | БуквыЁ — О после шипящих в корне | 1 | Знать правило написания буквЁ — О после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. | 24.01 | ||||||
109 | Буквы Ы — И после Ц | 1 | Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы — И после Ц в разных частях слова. | 26.01 | ||||||
110 | Повторение по теме «Морфемика» | 1 | Зачет 5 | 27.01 | ||||||
111 | Контрольный диктант | 1 | Проверить степень освоенности учащимися тем раздела «Морфемика». Отработка орфографической и пунктуационной грамотности. | 28.01 | ||||||
112 | Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | 1 | Тест 5 | 29.01 | ||||||
113 | (Р) Сочинение-описание изображенного на картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине») | 1 | Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта. Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание. | 29.01 | ||||||
Морфология. Орфография. Культура речи. (69+14) | ||||||||||
114 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3 группы частей речи; знать о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи. Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания. | 31.01 | ||||||
Имя существительное (20+4) | ||||||||||
115 | Имя существительное как часть речи | 1 | Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении. Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. | 02.02 | ||||||
116 | (Р) Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | 1 | Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении. Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера. | 03.02 | ||||||
117 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными. Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные. | 04.02 | ||||||
118 119 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных | 2 | Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные. Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п. Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать имена собственные; заглавия книг, газет и т. п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний. | 05.02 05.02 | ||||||
120 | (Р) Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк «Перо и чернильница») | 1 | Знать структуру рассуждения, повествования. Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. | 07.02 | ||||||
121 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. | 09.02 | ||||||
122 | Род имен существительных | 1 | Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных. Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных. | 10.02 | ||||||
123 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа. Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи. | 11.02 | ||||||
124 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах. Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа; уметь точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи. | 12.02 | ||||||
125 | Три склонения имен существительных | 1 | Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного. Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные. | 12.02 | ||||||
126 | Падеж имен существительных | 1 | Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы. Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; Уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении. | 14.02 | ||||||
127 128 129 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 3 | Знать правило правописания гласныхЕ и Я в падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок рассуждения для применения правила. Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на –ИЯ, - ИЙ, -ИЕ ); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи. | 16.02 17.02 18.02 | ||||||
130 | (Р) Изложение с изменением лица | 1 | Знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей. Уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица. | 19.02 | ||||||
131 | Множественное число имен существительных | 1 | Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -И, -Ы, -А, -Я; об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, места и т. д.; правописание существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа. Уметь правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.) и родительного (ботинок, мест и т. д.) падежей множественного числа; правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т. д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний. | 19.02 | ||||||
132 | Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Знать правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Уметь правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы О — Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами. | 21.02 | ||||||
133 | Повторение и проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | Проверить степень освоенности учащимися темы «Имя существительное». | 23.02 | ||||||
134 | (Р) Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль.Подмосковье») | 1 | Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому. Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; уметь составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. | 24.02 | ||||||
135 | Диктант по теме «Морфология. Орфография» | 1 | Отработка орфографической и пунктуационной грамотности. | 25.02 | ||||||
136 | Работа над ошибками | 1 | Тест 6 | 26.02 | ||||||
137 138 | Повторение по теме «Морфология. Имя существительное» | 2 | Зачет 6 | 26.02 28.02 | ||||||
Имя прилагательное (12+4) | ||||||||||
139 140 | Имя прилагательное как часть речи | 2 | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи. | 02.03 03.03 | ||||||
141 142 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 | Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв О — £ в окончаниях прилагательных после шипящих. Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на -ый, -ий, -ой в форме мужского рода); уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний. | 05.03 05.03 | ||||||
143 | (Р) Описание животного. Изложение (А. И. Куприн «Ю-ю») | 1 | Знать структуру текста типа описания; описание животного в художественном стиле; задачи художественного описания животного; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания. | 04.03 | ||||||
144 145 | Прилагательные полные и краткие | 2 | Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической роли; знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий. Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания. | 07.03 09.03 | ||||||
146 | (Р) Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение») | 1 | Знать об общем в разных видах описания; о специфике описания животного, изображенного на картине; описание в разговорном стиле. Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле. | 10.03 | ||||||
147 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного. | 11.03 | ||||||
148 | (Р) Сочинение «Как я испугался» | 1 | Уметь составлять собственный текст по указанному плану, включать в повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного. | 12.03 | ||||||
149 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Тест 7 | 12.03 | ||||||
150 | Диктант и проверочная работа | 1 | Д | 16.03 | ||||||
151 | Работа над ошибками | 1 | 17.03 | |||||||
152 153 | Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное» | 2 | Зачет 7 | 14.03 18.03 | ||||||
154 | (Р) Сочинение «Наши друзья — животные» | 1 | Уметь составлять собственный текст-описание животного на основе личных впечатлений; пользоваться прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли. | 19.03 | ||||||
Глагол (36+6) | ||||||||||
155 | Глагол как часть речи | 1 | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола. | 19.03 | ||||||
156 157 | Не с глаголами | 2 | Знать правило написания не с глаголами; знать нормы правильного ударения в указанных глаголах с частицей не. Уметь правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей не. | 21.03 01.04 | ||||||
158 | (Р) Рассказ | 1 | Знать о рассказе как об одном из видов повествования; знать о композиции рассказа; знать главное в рассказе. Уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам. | 02.04 | ||||||
159 | Изложение. | 1 | Уметь излагать содержание исходного текста | 02.04 | ||||||
160 161 | Неопределенная форма глагола | 2 | Знать, что неопределенная форма глагола — это начальная форма; знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи. Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания. | 04.04 06.04 | ||||||
162 163 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 2 | Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; знать о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ. Уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ. | 07.04 08.04 | ||||||
164 165 | Виды глагола | 2 | Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. | 09.04 09.04 | ||||||
166 167 168 | БуквыЕ — И в корнях с чередованием | 3 | Знать перечень корней с чередованием; условия выбора буквЕ — И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением. Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. | 11.04 13.04 14.04 | ||||||
169 | (Р) Невыдуманный рассказ о себе | 1 | Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе. Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его. | 15.04 | ||||||
170 | Время глагола | 1 | Вспомнить сведения о трех временах глагола. Уметь определять времена глаголов. | 16.04 | ||||||
171 | Прошедшее время | 1 | Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени {понимал, понял, поняла и др.). Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; графически объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.). | 16.04 | ||||||
172 | Настоящее время | 1 | Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи. | 18.04 | ||||||
173 | Будущее время | 1 | Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании форм будущего времени. Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи. | 20.04 | ||||||
174 175 | Спряжение глаголов | 2 | Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам. | 21.04 22.04 | ||||||
176 177 178 179 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 4 | Знать способ определения верного написания безударного личного окончания глагола. Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том, числе в глаголах с чередованием согласных); графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи. | 23.04 23.04 25.04 27.04 | ||||||
180 | Морфологический разбор глагола | 1 | Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола. | 28.04 | ||||||
181 | (Р) Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт») | 1 | Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица. | 29.04 | ||||||
182 183 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 | Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания. | 30.04 30.04 | ||||||
184 185 | Употребление времен | 2 | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом. Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого. | 05.05 06.05 | ||||||
186 | (Р) Употребление «живописного настоящего» в повествовании | 1 | Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования. | 07.05 | ||||||
187 188 189 | Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол» | 3 | Тест 8 | 07.05 09.05 11.05 | ||||||
190 | (Р) Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | 1 | Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа. Уметь составлять рассказ на основе изображенного (по воображению). | 12.05 | ||||||
191 | Диктант и проверочная работа | 1 | 13.05 | |||||||
192 | Работа над ошибками. | 1 | 14.05 | |||||||
193 194 195 196 | Обобщение изученного по теме «Глагол» | 4 | Уметь определять грамматические признаки глагола, знать спряжение, вид глагола Зачет 8 | 14.05 16.05 18.05 19.05 | ||||||
Повторение и систематизация изученного (6+2) | ||||||||||
197 | Итоговая контрольная работа | 1 | Проверить степень освоения материала учащимися Д | 20.05 | ||||||
198 | Работа над ошибками | 1 | Тест 9 | 21.05 | ||||||
199 | Разделы науки о языке | Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация изученного по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации. Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях. | 21.05 | |||||||
200 | (Р) Сочинение на одну из тем по выбору | Повторение знаний о типах текстов (описание, рассуждение, повествование), их структурных и речевых особенностях. Умение создавать текст одного из типов по выбору. | 23.05 | |||||||
201 | Орфограммы в приставках и в корнях слов Орфограммы в окончаниях слов | Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать. Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать. | 25.05 | |||||||
202 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. | 26.05 | |||||||
203 | Изложение | Уметь излагать содержание исходного текста | 28.05 | |||||||
204 | (Р) Заключительный урок | Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год. Зачет | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....