Обобщающий урок по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Вихарева Ольга Михайловна

Данный урок завершает изучение местоимения как самостоятельной части речи. На уроке ученики повторяют и обобщают изученный ранее материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОБОЙ О ТЕБЕ Я КАЖДЫЙ МОЙ СКОЛЬКО СЕБЯ КТО-НИБУДЬ НЕКОТОРЫЙ ЧЕЙ? ТАКОЙ МЫ

Слайд 2

Тема урока: « местоимение. Повторение изученного» Цель урока: Повторить и обобщить все, что мы узнали о местоимении: Грамматические признаки местоимений; Разряды местоимений; Орфограммы; Морфологический разбор местоимений; Употребление местоимений в речи. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена.

Слайд 3

Дайте определение термину «местоимение» Выполните задание № 1 Местоимение – это_____________________ часть речи, которая ____________________________________________________________________________________________ Местоимения отвечают на вопросы ________________ Местоимения изменяются _________________________ В предложении местоимения обычно бывают ___________________________________________

Слайд 4

Проверьте себя ! Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его. Местоимения отвечают на вопросы: кто? ч то? какой? который? чей? И т.д. Местоимения изменяются по падежам, некоторые из них по родам и числа (например, притяжательные местоимения) В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

Слайд 5

оцените свой ответ! Если вы написали все правильно, поставьте себе 3 балла ; Если допустили одну ошибку – 2 балла; Если допустили две ошибки -1 балл; Если допустили больше двух ошибок – 0 баллов

Слайд 6

Узна Ë м новое! Этимология слова «местоимение» Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка . Оно создано по образцу греческого слова «антонимия» (местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов «вместо имени» с прибавлением суффикса – й (-е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание.

Слайд 7

Вспомним разряды местоимений Выполните задание № 2 Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд : 1) Кто , что, ничто 2) Каждый , всякий, себя 3) Никто , некто, некоторый 4) Ничей , нисколько, кто-то 5) Мой , твой, собой 6) Тот , другой, такой 7) Они , обо мне, ничьи 8) О себе, собой, нас 9 ) Кому? Какой? столько

Слайд 8

Проверьте себя! 1) Кто, что, ничто - относительные 2 ) Каждый, всякий, себя - определительные 3 ) Никто, некто, некоторый - неопределенные 4 ) Ничей, нисколько, кто-то - отрицательные 5 ) Мой, твой, собой - притяжательные 6 ) Тот, другой , такой - указательные 7 ) Они, обо мне, ничьи - личные 8) О себе, собой, нас - возвратные 9 ) Кому? Какой? Столько – вопросительные

Слайд 9

оцените свой ответ: Если вы написали все правильно , поставьте себе 4 балла ; Если допустили одну ошибку – 3 балла ; Если допустили две ошибки – 2 балла ; Если вы допустили три-четыре ошибки – 1 балл; Если допустили больше четырех ошибок – 0 баллов.

Слайд 10

Вспомним орфограммы Выполните задание № 3 Проверьте себя, оцените свой ответ: b b b b Если вы написали все правильно, поставьте себе 4 балла; Если допустили одну ошибку – 2балла; Если допустили две ошибки -1 балл; Если вы допустили три или четыре ошибки – 0 баллов;

Слайд 11

Прочитайте стихотворение: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно, то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово ты не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.

Слайд 12

Вспомним какую синтаксическую функцию в тексте выполняют местоимения Выполните задание № 4 пункт 3 Проверьте себя, оцените свою работу: \ Если вы подчеркнули все местоимения правильно, поставьте себе 2 балла Если допустили одну-две ошибки – 1 балл, если ошибок больше – 0 баллов. Первое восьмистишие Второе восьмистишие Ты – подлежащее; Мой – определение; Оно - подлежащее; Оно – подлежащее; Ты – подлежащее; Его – дополнение Им – дополнение; Им – дополнение; Оно – подлежащее; Им – дополнение; Того – дополнение; Кто – подлежащее; Тебя – дополнение.

Слайд 13

Выполните морфологический разбор местоимений из стихотворения Выполните задание № 4 пункт 4 Проверьте себя, оцените свою работу : Если задание выполнено без ошибок, поставьте себе 3 балла; Если вы допустили одну ошибку – 2 балла; Если вы допустили две - три ошибки 1 балл; Если допущено больше трех ошибок – 0 баллов. Им можно лёд зимой расплавить 1. Им (кем?) – указывает на предмет, но не называет его 2. Начальная форма : оно 3. Пост. признаки: личное местоимение 4. Непост . признаки: Т.п., м.р ., ед.ч . 5. Синт . функция: дополнение Того , кто слушает тебя 1. Того (кого?) – указывает на предмет, но не называет его 2. Начальная форма: тот 3. Пост. признаки: указательное местоимение 4. Непост . признаки: В.п ., м.р ., ед.ч 5. Синт . функция: дополнение.

Слайд 14

Вспомним об особенностях употребления местоимений в речи. Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений: В адрес нас были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с участием меня. Я учел ихние предложения Люди типа меня очень трудолюбивы. В честь тебя устроили вечер. У его хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. Мы пошли к ему в гости.

Слайд 15

Проверьте себя. Оцените свой ответ. В наш адрес были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с моим участием. Я учел их предложения Люди моего типа очень трудолюбивы. В твою честь устроили вечер. У него хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда закончила ее читать . Мы пошли к нему в гости. Если вы написали все правильно, поставьте себе 4 балла; Если допустили одну ошибку – 3 балла; Если допустили две ошибки -2 балла; Если вы допустили три или четыре ошибки – 1 балл; Если допустили больше четырех ошибок – 0 баллов.

Слайд 16

Итак, вы справились со всеми заданиями. Оцените, насколько, по-вашему мнению, хороши ваши знания , заполните лист самооценки. Оцените свои знания и умения по теме «Местоимение как самостоятельная часть речи » по шкале от 0 до 5. Будьте честны, поставьте себе столько баллов, сколько вы действительно заслуживаете. Я умею определять местоимение как часть речи отметка Я умею определять синтаксическую роль местоимений Я умею определять разряд местоимений Я умею выполнять морфологический разбор местоимений Я умею применять правила правописания местоимений Я умею правильно употреблять местоимения в речи

Слайд 17

Домашнее задание Повторить § 76-87 № 496

Слайд 18

МОЛОДЦЫ !



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Местоимение»

Цели урока: 

Образовательные: 

•  обобщить  и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;
Развивающие: 
• развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы);
• продолжить работу по формирования орфографической грамотности учащихся;
• активизация самостоятельной деятельности;
• развитие познавательной активности.

Воспитательные: 
• воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;

Оборудование: маршрутный лист урока, презентация.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Орг. момент
  2. Определение темы и целей урока:

Ребята рассмотрите внимательно слайд № 1. Что за слова на слайде? Определите часть речи слов. Как вы думаете, какова тема нашего урока? А цели урока?

  1. Давайте вспомним, определение термина «местоимение».

  1. Работа с этимологией слова «местоимение».

  1. Вспомним разряды местоимений.

  1. Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение».

  1. Комплексная работа с текстом: определение темы стихотворения, роль местоимений в стихотворении, подчеркивание местоимений как членов предложения, выполнение морфологического разбора.

  1. Правильное употребление местоимений в речи.

  1. Подведение итогов.

  1. Подсчет баллов, выставление оценок.

  1. Домашнее задание

  1. Рефлексия.

Оцените, как прошел сегодняшний урок. Какие местоимения вы используете для ответа на вопросы:

  1. Кто сегодня опоздал? Никто.
  2. Какое задание тебя затруднило? Никакое.
  3. Чей ответ был плохим? Ничей.
  4. Кого винить, если сам виноват? Некого.
  5. Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

  1. Резервное время:

•        Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе? (ничья)

•        Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я)

•        Какие местоимения мешают движению транспорта? (я, мы)

•        Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

•        Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)

•        В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

Рассматривают слайд № 1, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока (Слайд № 2)

Заполняют пропущенные слова в задании № 1 маршрутного листа. (Слайд № 3)

Читают историю происхождения  термина местоимения (Слайд № 4)

Находят лишние «местоимения», определяют разряд местоимений в задании № 2 маршрутного листа.

Выполняют тестовое задание, обводят правильные ответы.

Выполняют задание № 4 маршрутного листа.

Выполняют задание № 5 маршрутного листа, исправляют ошибки в предложениях.

Работа с листом самооценки.

Считают баллы за каждое выполненное задание, выставляют себе оценки за урок.

Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа.

Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа.

Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа.

Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа.

Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа.

Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа.

Проставляют баллы в листе самооценки.




Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока «Местоимение. Повторение изученного»

Задание № 1 (3 балла):

Дайте определение термину «местоимение», продолжив предложения:

Местоимение – это_____________________ часть речи, которая________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местоимения отвечают на вопросы________________________________________________________

Местоимения изменяются________________________________________________________________

В предложении местоимения обычно бывают_______________________________________________

Оцените свою работу:_____________

Задание № 2 (4 балла):

Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд:

  1. Кто, что, ничто_______________________________________________
  2. Каждый, всякий, себя_________________________________________
  3. Никто, некто, некоторый ______________________________________
  4. Ничей, нисколько, кто-то______________________________________
  5. Мой, твой, собой _____________________________________________
  6. Тот, другой, такой ____________________________________________
  7. Они, обо мне, ничьи__________________________________________
  8. О себе, собой, нас ____________________________________________
  9. Кому? Какой? столько________________________________________

Оцените свою работу:_____________

Задание № 3 (4 балла):

Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение. Обведите правильный вариант ответа:

1. Строение какого местоимения соответствует  схеме ¬ ?

  1. что – то
  2. кое – какой
  3. чей – нибудь
  4. кто - либо

2. В каком ряду все  местоимения пишутся через дефис?

  1. (Кое)(у)каких,  кто (нибудь), (кое)(при)ком. 
  2. Кое(какой), что(либо), чей(то).
  3. (кое)(над)чем, (кое)  (с) (кем), что (то)
  4. Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого. 

3.  В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?

  1. н…кого не уговорил
  2. н… на что смотреть 
  3. н… к кому не обратился
  4. н… в чем не помог.

4. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?

  1. н… в чем разочаровываться.
  2. н…чем не удивил.
  3. н..  для  кого стараться.
  4. н…чего спросить.

Оцените свою работу:_____________

Задание № 4:

  1. Прочитайте стихотворение:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно, то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.    

Покуда слово ты не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

  1. Определите тему стихотворения (2 балла)_______________________________

____________________________________________________________________________

  1. Подчеркните местоимения в тексте в соответствии с их синтаксической функцией (2 балла);
  2. Выполните морфологический разбор выделенных местоимений (3 балла):

Им можно лёд зимой расплавить

  1. Им
  2. Начальная форма:
  3. Пост. признаки:
  4. Непост. признаки:
  5. Синт. функция:

Того, кто слушает тебя

  1. Того
  2. Начальная форма:
  3. Пост. признаки:
  4. Непост. признаки:
  5. Синт. функция:

Оцените свою работу:_____________

Задание № 5 (4 балла):

Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений

В адрес нас были сделаны правильные замечания. ___________________________________________

Работа выполнена с участием меня.________________________________________________________

Я учел ихние предложения._______________________________________________________________

Люди типа меня очень трудолюбивы._______________________________________________________

В честь тебя устроили вечер.______________________________________________________________

У его  хорошее образование. ______________________________________________________________

 Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. ___________________________________________

 Мы пошли к ему в гости. ________________________________________________________________

Подсчитайте общее количество баллов:__________________________

Оцените свою работу на уроке: 20-22 балла – «5»;                   10-15 баллов – «3»;

                                                         15-20 баллов – «4»;                  меньше 10 баллов – «2».



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Местоимение»

Лист самооценки ученика (цы) 6 А класса______________________________

Оцените свои знания и умения по шкале от 0 до 5.

Будьте честны, поставьте себе столько баллов, сколько вы действительно заслуживаете.

Я умею определять местоимение как часть речи

отметка

Я умею определять синтаксическую роль местоимений

Я умею определять разряд местоимений

Я умею выполнять морфологический разбор местоимений

Я умею применять правила правописания местоимений

Я умею правильно употреблять местоимения в речи

Обобщающий урок по теме «Местоимение»

Лист самооценки ученика (цы) 6 А класса______________________________

Оцените свои знания и умения по шкале от 0 до 5.

Будьте честны, поставьте себе столько баллов, сколько вы действительно заслуживаете.

Я умею определять местоимение как часть речи

отметка

Я умею определять синтаксическую роль местоимений

Я умею определять разряд местоимений

Я умею выполнять морфологический разбор местоимений

Я умею применять правила правописания местоимений

Я умею правильно употреблять местоимения в речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....