Обобщающий урок по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок завершает изучение местоимения как самостоятельной части речи. На уроке ученики повторяют и обобщают изученный ранее материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 2.14 МБ |
план урока | 20.47 КБ |
маршрутный лист для учащихся | 25.25 КБ |
лист самооценки | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: « местоимение. Повторение изученного» Цель урока: Повторить и обобщить все, что мы узнали о местоимении: Грамматические признаки местоимений; Разряды местоимений; Орфограммы; Морфологический разбор местоимений; Употребление местоимений в речи. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена.
Дайте определение термину «местоимение» Выполните задание № 1 Местоимение – это_____________________ часть речи, которая ____________________________________________________________________________________________ Местоимения отвечают на вопросы ________________ Местоимения изменяются _________________________ В предложении местоимения обычно бывают ___________________________________________
Проверьте себя ! Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его. Местоимения отвечают на вопросы: кто? ч то? какой? который? чей? И т.д. Местоимения изменяются по падежам, некоторые из них по родам и числа (например, притяжательные местоимения) В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.
оцените свой ответ! Если вы написали все правильно, поставьте себе 3 балла ; Если допустили одну ошибку – 2 балла; Если допустили две ошибки -1 балл; Если допустили больше двух ошибок – 0 баллов
Узна Ë м новое! Этимология слова «местоимение» Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка . Оно создано по образцу греческого слова «антонимия» (местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов «вместо имени» с прибавлением суффикса – й (-е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание.
Вспомним разряды местоимений Выполните задание № 2 Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд : 1) Кто , что, ничто 2) Каждый , всякий, себя 3) Никто , некто, некоторый 4) Ничей , нисколько, кто-то 5) Мой , твой, собой 6) Тот , другой, такой 7) Они , обо мне, ничьи 8) О себе, собой, нас 9 ) Кому? Какой? столько
Проверьте себя! 1) Кто, что, ничто - относительные 2 ) Каждый, всякий, себя - определительные 3 ) Никто, некто, некоторый - неопределенные 4 ) Ничей, нисколько, кто-то - отрицательные 5 ) Мой, твой, собой - притяжательные 6 ) Тот, другой , такой - указательные 7 ) Они, обо мне, ничьи - личные 8) О себе, собой, нас - возвратные 9 ) Кому? Какой? Столько – вопросительные
оцените свой ответ: Если вы написали все правильно , поставьте себе 4 балла ; Если допустили одну ошибку – 3 балла ; Если допустили две ошибки – 2 балла ; Если вы допустили три-четыре ошибки – 1 балл; Если допустили больше четырех ошибок – 0 баллов.
Вспомним орфограммы Выполните задание № 3 Проверьте себя, оцените свой ответ: b b b b Если вы написали все правильно, поставьте себе 4 балла; Если допустили одну ошибку – 2балла; Если допустили две ошибки -1 балл; Если вы допустили три или четыре ошибки – 0 баллов;
Прочитайте стихотворение: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно, то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово ты не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
Вспомним какую синтаксическую функцию в тексте выполняют местоимения Выполните задание № 4 пункт 3 Проверьте себя, оцените свою работу: \ Если вы подчеркнули все местоимения правильно, поставьте себе 2 балла Если допустили одну-две ошибки – 1 балл, если ошибок больше – 0 баллов. Первое восьмистишие Второе восьмистишие Ты – подлежащее; Мой – определение; Оно - подлежащее; Оно – подлежащее; Ты – подлежащее; Его – дополнение Им – дополнение; Им – дополнение; Оно – подлежащее; Им – дополнение; Того – дополнение; Кто – подлежащее; Тебя – дополнение.
Выполните морфологический разбор местоимений из стихотворения Выполните задание № 4 пункт 4 Проверьте себя, оцените свою работу : Если задание выполнено без ошибок, поставьте себе 3 балла; Если вы допустили одну ошибку – 2 балла; Если вы допустили две - три ошибки 1 балл; Если допущено больше трех ошибок – 0 баллов. Им можно лёд зимой расплавить 1. Им (кем?) – указывает на предмет, но не называет его 2. Начальная форма : оно 3. Пост. признаки: личное местоимение 4. Непост . признаки: Т.п., м.р ., ед.ч . 5. Синт . функция: дополнение Того , кто слушает тебя 1. Того (кого?) – указывает на предмет, но не называет его 2. Начальная форма: тот 3. Пост. признаки: указательное местоимение 4. Непост . признаки: В.п ., м.р ., ед.ч 5. Синт . функция: дополнение.
Вспомним об особенностях употребления местоимений в речи. Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений: В адрес нас были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с участием меня. Я учел ихние предложения Люди типа меня очень трудолюбивы. В честь тебя устроили вечер. У его хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. Мы пошли к ему в гости.
Проверьте себя. Оцените свой ответ. В наш адрес были сделаны правильные замечания. Работа выполнена с моим участием. Я учел их предложения Люди моего типа очень трудолюбивы. В твою честь устроили вечер. У него хорошее образование. Маша закрыла книгу, когда закончила ее читать . Мы пошли к нему в гости. Если вы написали все правильно, поставьте себе 4 балла; Если допустили одну ошибку – 3 балла; Если допустили две ошибки -2 балла; Если вы допустили три или четыре ошибки – 1 балл; Если допустили больше четырех ошибок – 0 баллов.
Итак, вы справились со всеми заданиями. Оцените, насколько, по-вашему мнению, хороши ваши знания , заполните лист самооценки. Оцените свои знания и умения по теме «Местоимение как самостоятельная часть речи » по шкале от 0 до 5. Будьте честны, поставьте себе столько баллов, сколько вы действительно заслуживаете. Я умею определять местоимение как часть речи отметка Я умею определять синтаксическую роль местоимений Я умею определять разряд местоимений Я умею выполнять морфологический разбор местоимений Я умею применять правила правописания местоимений Я умею правильно употреблять местоимения в речи
Домашнее задание Повторить § 76-87 № 496
МОЛОДЦЫ !
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Цели урока:
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;
• Развивающие:
• развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы);
• продолжить работу по формирования орфографической грамотности учащихся;
• активизация самостоятельной деятельности;
• развитие познавательной активности.
Воспитательные:
• воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;
Оборудование: маршрутный лист урока, презентация.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Ребята рассмотрите внимательно слайд № 1. Что за слова на слайде? Определите часть речи слов. Как вы думаете, какова тема нашего урока? А цели урока?
Оцените, как прошел сегодняшний урок. Какие местоимения вы используете для ответа на вопросы:
• Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе? (ничья) • Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я) • Какие местоимения мешают движению транспорта? (я, мы) • Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) • Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь) • В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) | Рассматривают слайд № 1, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока (Слайд № 2) Заполняют пропущенные слова в задании № 1 маршрутного листа. (Слайд № 3) Читают историю происхождения термина местоимения (Слайд № 4) Находят лишние «местоимения», определяют разряд местоимений в задании № 2 маршрутного листа. Выполняют тестовое задание, обводят правильные ответы. Выполняют задание № 4 маршрутного листа. Выполняют задание № 5 маршрутного листа, исправляют ошибки в предложениях. Работа с листом самооценки. Считают баллы за каждое выполненное задание, выставляют себе оценки за урок. | Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа. Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа. Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа. Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа. Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа. Оценивают свою работу в поле оценивания маршрутного листа. Проставляют баллы в листе самооценки. |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист урока «Местоимение. Повторение изученного»
Задание № 1 (3 балла):
Дайте определение термину «местоимение», продолжив предложения:
Местоимение – это_____________________ часть речи, которая________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Местоимения отвечают на вопросы________________________________________________________
Местоимения изменяются________________________________________________________________
В предложении местоимения обычно бывают_______________________________________________
Оцените свою работу:_____________
Задание № 2 (4 балла):
Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд:
- Кто, что, ничто_______________________________________________
- Каждый, всякий, себя_________________________________________
- Никто, некто, некоторый ______________________________________
- Ничей, нисколько, кто-то______________________________________
- Мой, твой, собой _____________________________________________
- Тот, другой, такой ____________________________________________
- Они, обо мне, ничьи__________________________________________
- О себе, собой, нас ____________________________________________
- Кому? Какой? столько________________________________________
Оцените свою работу:_____________
Задание № 3 (4 балла):
Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение. Обведите правильный вариант ответа:
1. Строение какого местоимения соответствует схеме ¬ ?
- что – то
- кое – какой
- чей – нибудь
- кто - либо
2. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
- (Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком.
- Кое(какой), что(либо), чей(то).
- (кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то)
- Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.
3. В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?
- н…кого не уговорил
- н… на что смотреть
- н… к кому не обратился
- н… в чем не помог.
4. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?
- н… в чем разочаровываться.
- н…чем не удивил.
- н.. для кого стараться.
- н…чего спросить.
Оцените свою работу:_____________
Задание № 4:
- Прочитайте стихотворение:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно, то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово ты не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
- Определите тему стихотворения (2 балла)_______________________________
____________________________________________________________________________
- Подчеркните местоимения в тексте в соответствии с их синтаксической функцией (2 балла);
- Выполните морфологический разбор выделенных местоимений (3 балла):
Им можно лёд зимой расплавить
| Того, кто слушает тебя
|
Оцените свою работу:_____________
Задание № 5 (4 балла):
Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений
В адрес нас были сделаны правильные замечания. ___________________________________________
Работа выполнена с участием меня.________________________________________________________
Я учел ихние предложения._______________________________________________________________
Люди типа меня очень трудолюбивы._______________________________________________________
В честь тебя устроили вечер.______________________________________________________________
У его хорошее образование. ______________________________________________________________
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. ___________________________________________
Мы пошли к ему в гости. ________________________________________________________________
Подсчитайте общее количество баллов:__________________________
Оцените свою работу на уроке: 20-22 балла – «5»; 10-15 баллов – «3»;
15-20 баллов – «4»; меньше 10 баллов – «2».
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Лист самооценки ученика (цы) 6 А класса______________________________
Оцените свои знания и умения по шкале от 0 до 5. Будьте честны, поставьте себе столько баллов, сколько вы действительно заслуживаете. | Я умею определять местоимение как часть речи | отметка |
Я умею определять синтаксическую роль местоимений | ||
Я умею определять разряд местоимений | ||
Я умею выполнять морфологический разбор местоимений | ||
Я умею применять правила правописания местоимений | ||
Я умею правильно употреблять местоимения в речи |
Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Лист самооценки ученика (цы) 6 А класса______________________________
Оцените свои знания и умения по шкале от 0 до 5. Будьте честны, поставьте себе столько баллов, сколько вы действительно заслуживаете. | Я умею определять местоимение как часть речи | отметка |
Я умею определять синтаксическую роль местоимений | ||
Я умею определять разряд местоимений | ||
Я умею выполнять морфологический разбор местоимений | ||
Я умею применять правила правописания местоимений | ||
Я умею правильно употреблять местоимения в речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....