Контрольные работы по русскому языку для 8 класса (по УМК под редакцией М.М.Разумовской)
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Материал содержит тестовые котрольные задания в формате ОГЭ, расположен по тематическим блокам и по учебным четвертям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Контрольно-измерительные материалы

к учебнику русского языка

под редакцией

доктора педагогических наук М.М. Разумовской,

доктора филологических наук П.А. Леканта

8 класс

Составители – учитель русского языка и литературы

Мамонтова Елизавета Михайловна

Тамбов

2014 г.

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса общеобразовательных школ по русскому языку

       Кодификатор элементов содержания сформирован на основе «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», являющегося составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и учитывает элементы содержания программы М.М. Разумовской, изучаемые в 8 классе.

Перечень элементов содержания, включенных в контрольно-измерительные материалы

       В первом столбце таблицы указан номер раздела, во втором -  элемент содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Раздел «Речь» изучается параллельно с другими разделами в течение учебного года; в «Кодификаторе» темы раздела указаны под номером 5.

Номер

раздела

Элемент содержания

                                    I  учебная четверть

1

Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах), орфоэпические нормы

1.1

Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1.2

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи

1.3

Употребление дефиса

1.4

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

2

Синтаксис и пунктуация

2.1

Словосочетание

3

Простое предложение. Главные члены предложения

3.1

Подлежащее и способы его выражения

3.2

Сказуемое и способы его выражения

3.3

Тире между подлежащим и сказуемым

4

Второстепенные члены предложения

4.1

Определение

4.2

Дополнение

4.3

Обстоятельство

5

Речь (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах)

5.1

Стили речи

5.2

Типы речи

5.3

Способы и средства связи предложений в тексте

II учебная четверть

5.4

Репортаж как жанр публицистики

6

Односоставные предложения

6.1

Определённо-личные предложения

6.2

Неопределённо-личные предложения

6.3

Безличные предложения

6.4

Назывные предложения

6.5

Неполные предложения

7

Простое осложнённое предложение

7.1

Однородные члены предложения. Пунктуация при союзной и бессоюзной связи

III учебная четверть

7.2

Однородные и неоднородные определения

7.3

Обобщающие слова при однородных членах

8

Предложения с обращениями, вводными, вставными конструкциями и междометиями

8.1

Предложения с обращениями

8.2

Предложения с вводными конструкциями

8.3

 Предложения с вставными конструкциями

9

Предложения с обособленными членами

9.1

Обособленные определения и приложения

5

Речь

5.5

Статья в газету

5.6

Портретный очерк

IV учебная четверть

9.2

Обособленные обстоятельства

9.3

Уточняющие члены предложения

10

Прямая и косвенная речь

10.1

Оформление прямой речи на письме

10.2

Цитаты и их оформление на письме

   

Спецификация

контрольно-измерительных материалов к учебнику русского языка для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

   Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования.

 Структура контрольно-измерительных материалов

    Материалы базируются на системе поэтапной проверки умений учащихся воспринимать и анализировать языковые явления, предполагают повторение учащимися орфографии, изучение синтаксиса словосочетания и простого предложения, что определено нормативными документами по предмету.      Комплекс заданий для определения уровня подготовки учащихся по русскому языку разделён на 2 части: часть А – задания с выбором ответа; часть В – задания с кратким ответом.

Синтаксис и пунктуация

Односоставные предложения

1. Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица называются:

1) неопределенно-личные

2) определенно-личные

3) безличные

4) назывные

2. Односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени называются:

1) неопределенно-личные

2) определенно-личные

3) безличные

4) назывные

3. Односоставные предложения, имеющие один главный член — подлежащее, называются:

1) неопределенно-личные

2) определенно-личные

3) безличные

4) назывные

Способы выражения подлежащего

1. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием:

1) Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

2) Присутствующие выразили недоумение по поводу происходящего.

3) Отец часто задерживался на работе допоздна.

4) Трудящиеся вышли на демонстрацию.

2. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

1) Все утомились за день до изнеможения.

2) Нам не надо плохо о нем думать.

3) На столе лежали его любимые вещи.

4) Не только сегодня, но и завтра можно будет прийти на этот концерт.

Способы выражения сказуемого

1. Укажи неверное утверждение:

Сказуемое может быть

1) простым глагольным

2) составным глагольным

3) простым именным

4) составным именным

2. Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

2)Я уже начинал беспокоиться.

3) Я готов с вами согласиться.

4)Он рад был бы уйти.

3. Укажи пример с ошибкой в определении сказуемого:

1)Имена Георгиевских кавалеров были увековечены на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. (Сказуемое — были увековечены)

2)Еще в гимназии я начал зачитываться Буниным. (Сказуемое — начал зачитываться)

3)Сейте разумное, доброе, вечное. (Сказуемое — сейте разумное)

4)Я люблю работать. (Сказуемое — люблю работать)

4. Укажи пример с ошибкой в определении типа сказуемого:

1) Лицо у него было кислое. (Составное именное)

2) Молчанье — золото. (Составное именное)

3) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях. (Составное глагольное)

4) Он сел и записал рассказ старушки. (Составное глагольное)

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Укажи предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

1)Услуга в дружбе вещь святая.

2) Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

3) Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.

4) Полог не единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.

2. Укажи предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

1)Встречи единственная наша радость.

2) Ее воспоминания это документ.

3) Я ваш новый учитель.

4) Севастополь город русской славы.

3. Укажи предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

1) Скала словно медведь.

2) Поэзия Николая Клюева это прежде всего любовь к России.

3) Пятью пять двадцать пять.

4) Дмитров жемчужина Подмосковья.

Согласование главных членов предложения

  1. Укажи предложение, в котором сказуемое с подлежащим

согласовано неверно:

  1.  Кто-то прошел по садовой тропинке.
  2. Выполнит ли кто-нибудь мою просьбу?
  3. Кое-кто мечтают забыть о прошлых обидах.
  4. Кто это сделал?
  1. Укажи предложение, в котором сказуемое с подлежащим согласовано неверно:
  1. Здесь бывает немного людей.
  2. В театре собрались много зрителей.
  3. Немало лет прошло с тех пор.
  4. Сколько грибов было в корзине?

Второстепенные члены предложения

1. Укажи неверное утверждение:

1) Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу.

2) Грамматические значения второстепенных членов распознаются по вопросам.

3) Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные

члены.

4) Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.

2. Дополнение — это:

1) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;

2) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;

3) главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;

4) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения

3. Дополнение отвечает на вопросы:

1) к т о? и что?

2)какой? какая? какое? какие?

3) косвенных падежей

4) г д е? куда? о т к у д а?

4. В каком предложении выделенное слово является дополнением?

1) Он выбрал профессию врача.

2) Он выбрал профессию врача.

3) Он выбрал профессию врача.

4) Он выбрал профессию врача.

5. Укажи предложение, в котором неверно выделено дополнение:

1) В городе мы посетили этнографический музей.

2) В городе мы посетили этнографический музей.

3) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.

4) Художник написал автопортрет.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1. Укажи предложения, в которых нужно поставить одну запятую:

1)   Погода  была  чудная   (?)   солнечная   (?)  тихая  (?) с бодрящим (?) свежим воздухом (Л.И. Толстой).

2)   Грачей пролетные стада кричат и весело (?) и важно (И. Бунин).

3)  Были и лето (?) и осень дождливы (Б. Жуковский).

4) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых (?) так и для детей (С.Я. Маршак).

1.Данный признак не является характерным для однородных определений: 

1). Характеризуют предмет с одной стороны.

2).Произносятся с перечислительной интонацией.

3).Можно поставить союз И, если определения соединены

бессоюзной связью.  

4). Характеризуют предмет с разных сторон.

4. Укажи неоднородные определения:

1). Мрачная угрюмая зима

2). Глиняная деревянная посуда

3). Старый господский дом

4). Красные жёлтые флажки 

      Обособленные и необособленные определения

1. Укажи предложения с обособленными определениями:

1)  Очень богат русский язык словами  относящимися к временам года  и к природным явлениям  с ними связанным (К. Паустовский).

2)   Необходимо было выслушать всех (?) записавшихся в прения.

3)  В длинном своем платье  со шляпой на голове зеленым вуалем  и распущенными кудрями  вошла она в переднюю (И. Тургенев).

4)  Оглушенный тяжким гулом  Теркин никнет головой (А. Твардовский).

4. Укажи предложение с обособленными определениями:

1) Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая и журча (А.С. Пушкин).

2)  Что, сударь, плачете? Живите-ка, смеясь (А.С. Грибоедов) .

3) Двое людей,  покачивающихся  в лодке на воде,  мечтали,      задумчиво поглядывая вокруг себя (А.М. Горький).

4)   В шестой класс Леньку перевели без экзаменов, благодаря воспалению легких (А.М. Горький).

Обособленные определения и приложения

  1. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажи причину обособления:

1-стоит после определяемого слова;

2-имеет добавочное обстоятельственное значение;

3-относится к личному местоимению:

   а) Под ногами  шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

   б) Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь.

   в) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при дыхании горло.

   г) В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.

   д) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

   е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

Обособленные обстоятельства

  1. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их:

     а) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.

     б)Воробьи стаями обсыпав придорожные ветлы кричали громко и не переставая.

     в) Благодаря его рекомендациям и замечаниям наша работа была выполнена успешно и вовремя.

     г) Все окружающие молчали, задумчиво опустив головы.

     д) Невзирая на разыгравшуюся к ночи метель обоз тронулся в путь.

     е) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.

     ж) Оглянувшись по сторонам, и , никого не обнаружив, он осторожно стал пробираться к дому.

     з) Оттолкнув, одолев баграми ледяную махину, разметав её взрывом, люди радостно кричали.  

  1. Укажи предложения, в которых верно расставлены знаки препинания:

    а) Большой хищник, вернувшись с юга, летел мне навстречу и , разглядев, кто я, повернул обратно.

     б) Он прошёл через двор, вошёл в садик и дойдя до дощатого сарая, по выступам забрался на крышу.

       Знаки препинания при сравнительном обороте

1. Укажи предложение с запятыми при сравнительном обороте:

1)  Богат, хорош собою, Ленский везде был принят (?) как жених (АС. Пушкин).

2) Как дым (?) рассеялись мечты (М. Лермонтов).

3) Он совсем (?) как взбесившийся стал.

4) Я буду откровенна с вами (?) как мать (А.П. Чехов).

2. Укажи предложения с запятыми при сравнительных оборотах:

1)   Ничто человек так глубоко не прячет (?) как мечту (К. Паустовский).

2)   В стихах Пушкина собраны (?) как в магическом кристалле (?) все необыкновенные качества нашей речи (К. Паустовский).

3) Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и (?) точно белый лепесток (?) на паутине замирает (И. Бунин).

4) — Старайтесь смотреть на меня (?) как на пациента, одержимого болезнью, вам еще не известной (М. Лермонтов).

3. Укажи предложения с запятыми при сравнительных оборотах:

1)  Падая то на один борт, то на другой, корабль приходит в трепет (?) словно живое существо (А. Новиков-Прибой).

2)  И кудри их белы (?) как утренний снег над славной главою кургана (А.С. Пушкин).

3) Его слова прозвучали (?) как призыв к действию.

4)  Как демон (?) коварна и зла (М. Лермонтов).

4. Укажи предложения с запятыми при сравнительных оборотах:

1)  В девятнадцать лет сердце горячо (?) как не остывшая еще сталь отливки (Л. Соболев).

2) Воздух чист и свеж (?) как поцелуй ребенка (М. Лермонтов)

3) Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю (?) как на лету подстреленная птица (Л.Н. Толстой).

4)  Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (?) как из ведра (Л.Н. Толстой).

Уточняющие члены предложения                                                                                                       

  1. Продолжи предложения:

а) Уточняющие члены предложения служат для__________________________________________________________

б) Чаще всего как уточняющие обособленные члены употребляются обстоятельства________________________________________________

в) Обособленные члены предложения присоединяются к уточняющим при помощи союзов______________________________________________

г) Обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо,______________________________________________________

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1. Найди предложение с пунктуационной ошибкой:

1)  И над всем:  над домами, над пожарной каланчой, над старым городским садом -   над всем синело прозрачное чистое предутреннее небо (Г. Скребицкий).

2)   Все имущество : ружья, продовольствие, запасная одежда  -   все,   что   находилось   в   лодке,   погибло (В. Арсенъев).

3)  Все вокруг  и берега  и избы  и далекие синие холмы  и небо с высокими-высокими облаками  весь мир поплыл,  казалось,  назад и стал опрокидываться (С. Антонов).

4)  И все вокруг показалось мне таинственным:  и вершины елок,  и метнувшаяся в сумраке сова,  и неторопливый  шорох пробежавшего  неподалеку барсука (И.П. Смирнов).

2. Найди предложение с пунктуационной ошибкой:

1)  Грачи, галки - все собираются на мою борозду клевать червя (М. Пришвин).

2)  Деревья, берега, мельница, крестьянские избы  все было мокро, черно и грязно (С. Т. Аксаков).

3)  Ему [Чичикову] подавались обычные в трактирах блюда, как-то:  щи, мозги с горошком, сосиски с капустой (Я. Гоголь).

4)  Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же: небо, равнину, холмы (А.П. Чехов). 

3. Найди предложение с пунктуационной ошибкой:

1)  Надежду и пловца -  все море поглотило (И.А. Крылов).

2)  Мне нужны такие вещи:  молоток, тиски и клещи, ключ, напильник и ножовка, а всего нужней сноровка (Б. Заход ер).

3)  И все вокруг  и жнивья, и дорога,  и воздух  сияло от низкого вечернего солнца (И. Бунин).

                          Предложения с обращениями

1.  Обращения есть в предложении:

1) Жизнь прекрасна.

2) Жизнь как ты прекрасна

3)Жизнь моя иль ты приснилась мне?  (С. Есенин.)

2. Выделенное слово является обращением в предложении:

1) Тебе Казбек о страж Востока принес я странник свой поклон.

 (М. Лермонтов).

2)Случалось ли вам читатель в известную пору жизни вдруг замечать, что     ваш взгляд на вещи совершенно изменяется. (Л. Толстой)

3)Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С. Есенин.)

3. Обращение является распространенным в предложении:

1) Я дорогой Чанг все-таки ужасно счастливый человек… (И. Бунин)

2) Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. (С. Есенин.)

3) Видишь братец это и есть Красное море.(И. Бунин.)

4. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Ещё, друзья, мы сердцем юны. (А.Одоевский)

2) Последняя туча рассеянной бури, одна, ты, несешься по ясной лазури.

(А. Пушкин)

3) Отвори,  мой друг, окошко и не бойся…(А. Плещеев)

Предложения с вводными конструкциями

                

3.Укажи предложения, в которых допущены пунктуационные  ошибки:

  1. Впрочем об этом мы и не говорили.
  2. Мне это, казалось, очевидно, потому, что поездка заканчивалась.
  3. Бывает, остатки льда долго еще лежат в низинках.
  4. Значит, белых грибов в эту пору уже не найдешь.

4. Укажи предложение, в котором допущена пунктуационная  ошибка:

1)Зима еще не закончилась, однако погода уже изменилась.

2)С одной стороны блестевшая на солнце вода была обрамлена высоким камышом.

3)Казалось медуза висит неподвижно.

4)Звук выстрела слился с очередным ударом и, наверное, все обошлось бы благополучно, если бы не появился подручный.

Предложения с прямой речью

                                                                                                       

  1. Укажи схемы, которые составлены неверно:

а) «П,- а, - п».

б) А: «П!»

в) «П? – а. – п».

г) «П, - а. – П».

д) «П, - а. – п»

  1. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь эти ошибки:

а) «Вновь я захандрил без меры и границ, - писал Левитан Чехову из Финляндии. – Здесь нет природы». (Паустовский)

б) «А как же поезд?» - подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызвала у неё никакой тревоги. (Паустовский)

в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: «Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость». (Лермонтов)

г) «Полно тебе, болтунья,» - полусердито сказала бабушка. – «Поди к Верочке и узнай, что она». (Гончаров)

д) «Идите за мной – сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться». (Лермонтов)

е) «Скажи, пожалуйста, Вера, - спохватился Райский, - зачем она вызвала меня?»

ж) «Дядя, не бейте его, он – старик» - со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу. (Катаев)

з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники?

Прямая и косвенная речь                                                                                                 

  1. Укажи схемы, которые составлены неверно:

а) «П? – а. – П».

б) «П! – а. – п».

в) «П». – а.

г) А: «П?»

д) «П, - а, – п».

  1. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь эти ошибки:

а) «Компас изучаешь?» - спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. – «Я сам давно собираюсь заняться навигацией».

б) «Это дикие голуби», - сказал пожилой  лесничий.

в) «Друг мой, Аркадий Николаевич!» - воскликнул Базаров. – «Об одном прошу тебя: не говори красиво».

г) «Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь? – засыпал я его своими вопросами.

д) «Тихо, товарищи! – крикнул из прикрытия связист. – Сообщают, что под Москвой  враг остановлен».

е) Он спросил девушку, будет ли она участвовать в  новогоднем карнавале?

ж) «Где, - сказал художник с тоской, - где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?»

з) Я подошёл к нему и спросил: «Как ты попал сюда?»

и) «Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?» - спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь

Цитаты и способы их оформления

  1. Какой знак препинания не используется при оформлении цитат?

а. двоеточие и кавычки;

б. запятая и тире;

в. многоточие;

г. скобки

  1. Цитата – это:

а. пословица или поговорка;

б. чужая речь, переданная без изменения;

в. дословная выдержка из какого-либо произведения, пословица или поговорка, приведённая в подтверждение собственных мыслей;

г. отрывок из стихотворения

  1. Когда при оформлении цитат не используются кавычки?

а. если цитируется несколько слов;

б. если цитируется одно слово;

в. если цитируемое стихотворение записано без соблюдения авторских строк

г. если цитируемое стихотворение записано с соблюдением авторских строк

Примерные тестовые задания для проведения контрольных работ по итогам учебных четвертей и года

I четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове ударение падает на 1-й слог?

     а) включИт      б) включишь    в)  балованный     г) черпать

А2 НН – пишется

1) мыши…ый

2) ветре…ик

3) свежемороже…ый

4) линова…ый

5) гости…ица

А3 В каком сочетании слов пишется ни?

1) н…сколько удивимся

2) н…кого не терпел

3) н…где ступить

4) н…кому рассказать

А4 Найди слово, которое пишется через дефис.

1) (в) сердцах

2) (на) изусть

3) (без) устали

4) строго (настрого)

 А5 В каком ряду все наречия  пишутся раздельно ?

1) (на) смерть, (на) удалую, (на) выпуск, (на) глаз

2) (на) двое, (на) изусть,  (на) редкость, (на) утёк

3) (со) зла, (без) толку, (с) налёта, (на) совесть

4) (на) скаку, (на) половину, (в) тайне, (в) обхват.

А6 Укажи предложение, в котором подлежащее выражено глаголом:

1) Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

2) Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

3) Лиса семерых волков проведет.

4) Цену назвали сразу.

7. Укажи предложение с составным именным сказуемым:

1)Слово — серебро, молчание — золото.

2) Петр решил помочь брату.

3)Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.

4)Он остановился и немного задумался.

А8 Укажи предложения, в которых сказуемое с подлежащим согласовано неверно:

  1. Сколько лет прошло с того памятного дня?
  2. Кое-кто забыли о своих обязанностях.
  3. Большинство школьников приступило к выполнению упражнения.
  4. Пришли к мудрецу множество людей.

А9 Укажи предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире:

1) Жизнь прекрасна и удивительна!

2) Антон не ученик нашего класса.

3) Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.

4) Хотеть значит победить

А10 Укажи предложение, в котором есть  косвенное дополнение:

1) Бабушка вязала свитер.

2) Я пишу письмо другу.

3) Я рисую картину.

4) С горы хорошо видно дом и школу.

А11 Установи соответствие:

1. описание

2. повествование

3. рассуждение

а) изобразительное, информативное;

б) доказательство, объяснение, размышление;

в) предмета, места, состояния окружающей среды

 Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

     (1) Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайны и воспел её, то эта благодарность, прежде всего, выпала бы на долю М.М.Пришвина. (2) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. (3) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни писатель, если бы остался агрономом (это его первая профессия). (4) Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хватило бы времени).

     (5) Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий». (6) И всё у Пришвина блистает поэзией, как трава от росы.

                                                                  (По К.Паустовскому)

В1  К какому стилю речи относится текст?

В2  Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании  ПРОНИК В ТАЙНЫ (предложение 1).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетание(-я) , построенное(-ые) на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

     В5 Укажи номер предложения с определением, выраженным причастным оборотом.

     В6 Укажи способ и средство связи 6-го предложения с пятым.

     В7  Из предложений 5 – 6 выпиши слово с чередующейся гласной в корне.

     В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложении 6?

     В9 Из предложения 2 выпиши грамматическую основу.

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове ударение падает на 1-й слог?

а)  досыта     б) отвар            в)  шофёр    г)  квартал

А2 Найди  слово, в  котором  пишется  одна  Н

1) разочарова…ый  спутник

2) говорил  взволнова…о

3)  собрание  организова…о

4)  шли  медле… о

А3 В каких сочетаниях слов пишется не?

1) н…чуть не волновался

2) н…как не соглашался

3) н…когда не ссоримся

4) н…где упасть яблоку

А4 Найди слово, которое пишется через дефис.

1) ( по) летнему полю

2) (в) рассыпную

3) смотреть (в) верх

4) мало (мальски)

А5 В каком ряду все наречия  пишутся слитно?

1) (на) бело, (до) полусмерти, (с) голоду, (по) полудни

2) (на) показ, (в) врод, (за) мужем, (на) взничь

3) (в) полоборота, (в) начале, (на) бекрень, (на) удачу

4) (на) конец, (в) расплох, (в) общем, (в) далеке.

А6 Укажи предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным:

1) Набрали полную корзину грибов.

2) Что-то будто придержало Извекова.

3) Антон — ученик нашего класса.

4) В его фигуре было что-то беспомощное.

А7 Укажи предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Он встал и сразу же сел.

2)И стали три пальмы на Бога роптать.

3) Вскоре пошел сильнейший дождь.

4) Лиза решилась на это.

А8 Укажи предложение, в котором сказуемое с подлежащим согласовано неверно:

  1. В комнате находился отец, брат и дядя нашего героя.
  2. На конференции присутствовали  декан, преподаватель, студенты.
  3. В боях под Сталинградом принимали участие 1 и 2  Украинские фронты.
  4. На лице у него попеременно выступали  то страх,  то тоска и досада.

А9 Объясни постановку или отсутствие тире в предложении:

Жизнь прожить ( ) не поле перейти.

1)тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.

2) тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым тире никогда не ставится.

3) тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ

4) тире ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ

А10  Укажи предложение с прямым дополнением:

1) Девочки в поле собирали васильки.

2) Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.

3) На стене висел портрет А. Пушкина.

4) Около дома лежали дрова.

А11 Установи соответствие:

1. описание

2. повествование

3. рассуждение

а) доказательство, объяснение, размышление;

б) изобразительное, информативное;

в) предмета, места, состояния окружающей среды

 Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

    (1)Главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая на земле ценность… (2) У этого зла есть свой предел – фашизм – распад связей между людьми, то состояние, когда человек перестаёт видеть в других людях людей.

     (3)Фашизм – это сложная система расчеловечивания. (4) Это ужас бесчувственности. (5) Ужас фашизма состоит в том, что он убивает общепризнанную мораль, извечные нравственные нормы, стирает заповеди. (6) Приходилось видеть врачей, которые до нацизма были обычными врачами, потом вступили в нацистскую партию, в СС, стали врачами-убийцами. (7)Бесчувственно убивали. (8) Бесчувственно лечили. (9) Чувства тут ни при чём.

                                                                                                       (По Л.Гинзбургу)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании  УБИВАЕТ МОРАЛЬ (предложение 5).

В4 Выпиши из предложений 5 – 6 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В5 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

В6 Укажи способ и средство связи  2-го предложения с первым.

В7  Из предложений 6 – 7 выпиши наречие, правописание которого зависит от правописания прилагательного, от которого оно образовано.

В8 Укажи номер предложения, в котором используется средство речевой выразительности ГРАДАЦИЯ.

     В9 Из предложения 3 выпиши грамматическую основу.

II четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?

1) досУг            2) еретИк            3)  жалюзИ        4) иксЫ

А2 Найди  слово, в  котором  пишутся   НН

1) ветка слома…а

2) лакирова…ая

3) собрание хорошо организова…о

4) золочё…ая рама

А3 В каком ряду все наречия  пишутся слитно ?

1) (на) перегонки, (на) встречу, (на) прокат, (во) век

2) (до) упаду, (в) сердцах, (с) плеча, (по) одаль

3) (на) стороже, (в) смятку, (до) суха, (в) одиночку

4) (на) завтра, (на) угад, (без) умолку, (в) рукопашную.

А4  Укажи, на месте  каких букв  пишется не?

                             а                  б                       в                                                 г    

Гнилое дерево н…куда н… годится: что н… сделаешь, всё развалится. Н…

                          д

что иное так  н… интересовало мальчика, как физика.

А5 Укажи слово, которое пишется через дефис.

1) идти (по) весеннему снегу

2) (по) праздничному городу

3) жгло (по) вчерашнему

4) (по) зимнему пути

5) (по) настоящему делу

А6 Найди односоставное предложение:

1) Какая ночь!

2) Кругом все колышется.

3) Рано наступает темнота.

4) Никто не сможет мне перечить!

А7 Определи тип предложения:

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды…

1) безличное

2) определённо – личное

3) неопределённо – личное.

4) назывное

А8 Найди неопределённо – личное предложение:

1) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

2) В дверь постучали.

3) В полях темнело.

4) Мороз и солнце! День чудесный.

А9 Неполные предложения – это:

 1) предложения, состоящие из одной грамматической основы;

 2) предложения с пропущенными  членами, которые легко можно восстановить по смыслу.

 3) предложения с одним главным членом;

А10  Укажи неверное утверждение:

1) Репортаж – это живой рассказ очевидца  о каком-либо событии общественной жизни.

2) Репортаж сообщает о событии как о свершившемся факте.

3)Зачин репортажа должен быть динамичным.

4) Центральная часть репортажа обычно представляет собой текст-повествование.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

    (1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

    (2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мнениями. (3) А если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.   (4) Смогу мысленно собрать на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (5) Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

    (6)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (7) Попробуйте читать дома вместе и вслух!  (8) Было же что-то такое в домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (9) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.

                                                                               (ПО С.Львову)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании   ОЧЕНЬ СБЛИЖАЕТ (предложение 1).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

     В5 Укажи номера предложений с однородными членами.

     В6  Укажи способ и средство связи 2-го предложения с третьим.

     В7  Из предложений 2 – 3 выпиши слово с приставкой, написание гласной в которой зависит от значения приставки.

     В8  Какое изобразительное средство использует автор в предложении 6?

     В9 Укажите номер простого определённо-личного предложения.

    В10  Сколько грамматических основ в предложении № 9?

    В11 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?

      1) мозаИчный     2) оптОвый   3) прозОрлива,   4) слИвовый

А2 НН – пишется

1) купирова…ый

2) толоко…ый

3)реше…ые задачи

4) жела…ый

А3 Найди слова, которые пишутся раздельно.

1) смотреть (ис) подлобья

2) выучить (на) изусть

3) надеть шапку (на) бекрень

4) стоять (на) часах

5) действовать (в) слепую

А4 Укажи, на месте  каких букв  пишется не?

                                     а                         б                                              в                    

За напрасный труд н…кто спасибо н… скажет. Куда бы малина н…

                                                                               г             д

заманила, а родное село  назад привело. Он н… разу н… был здесь.

А5 Укажи слово, которое пишется через дефис.

1) (по) зимнему лесу

2) (по) новому методу

3) (по) русскому обычаю

4) холодно (по) зимнему

А6 Укажи односоставное предложение:

1) Вечерний час.

2) В долину тень сползла.

3) Стены серы.

4) Россия — моя Родина.

А7 Определи тип предложения:

Не цвести цветам поздней осенью.

1) безличное

2) определённо – личное

3) неопределённо – личное.

4) назывное

А8 Найди определённо – личное предложение:

1)На город спустились сумерки.

2) В лесу не слышно голосов птиц.

3) Люблю грозу в начале мая.

А9 Неполные предложения – это:

1) предложения с одним главным членом;

2) предложения, состоящие из одной грамматической основы;

3) предложения с пропущенными  членами, которые легко можно восстановить по смыслу.

А10  Укажи неверное утверждение:

1) Репортаж – это живой рассказ очевидца  о каком-либо событии общественной жизни.

2) Концовка репортажа чаще всего содержит оценку события, краткий вывод.

3) Репортаж сообщает о событии как о свершившемся факте.

4) Центральную часть репортажа обычно организуют глаголы.

 Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

    (1) В одном из словарей написано, что красивое – это то, что «радует глаз и разум». (2) Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь из камня, не переложить на музыку? (3) Аналогом одухотворённости в искусстве является красота логических построений в науке.

    (4) Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности, взаимосвязанности и взаимообусловленности частей, образующих в целое, и отражает гармонию мира. (5) В искусстве всякое творение индивидуально и неповторимо – образ Дон-Жуана создавали Мольер, Байрон, Пушкин, и каждый по-своему. (6) А в науке задача состоит в том, чтобы найти закон природы, не зависящий от индивидуальности учёного… (7) И тем не менее…

                                                                                      (По Л.Мигдалу)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании   О КРАСОТЕ МУЗЫКИ (предложение 2).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

 В5 Укажи номер предложения, в котором используется  цитата.

 В6 Укажи способ и средство связи 3 и 4  предложений.

 В7  Из предложений 5 – 6 выпиши слово, написание НЕ  с которым  регулируется наличием у него зависимых слов.

 В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложениях 2, 4, 5, 6?

 В9 Укажи номер сложного предложения , в состав которого входит безличное предложение.

В10  Сколько грамматических основ в предложении № 6?

В11 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

III четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

1. В каком слове верно выделен ударный гласный звук?

1) окрУжит     2) закУпорить     3) кухОнный     4)  кОрысть

А2 Найди  слово, в  котором  пишутся   НН

1) несея…ые травы

2) лома…ые стулья

3)прочита…ая книга

4)рана перевяза…а

5)идеалы возвыше…ы

А3 В каком ряду все слова  пишутся через дефис?

1) выдать (на) года, пробовать (по) всякому

2) поговорить (по) свойски, (по) видимому следу

3) заклеить (крест) накрест,  куда (нибудь).

4) когда (то), понимать (по) латыни

А4 В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

1)  На зачёте нужно было переводить тексты, (не) глядя в словарь, что заставило (не)мало поволноваться.

2) Он (не)хотя признал, что справедливо наказан за ничем (не)оправданный поступок.

3) (Не)смотря на (не)прекращающийся третьи сутки ливень, мы (не)стали менять свой маршрут.

4) (Не)чистый воздух, (не)ласковое море, (не)весёлая компания заставили нас продлить отдых: мы увлеклись вовсе (не)шуточным делом – подводной охотой.

А5 Найди безличное предложение:

1) Вот парадный подъезд.

2) Умную голову почитают смолоду.

3) Тут снега налетает метра на три.

4) Парк давно закрыли.

А6 Укажи предложение с обособленными определениями:

1) Прибитая снегом  трава лежала полосами (В. Арсенъев).

2)  Омытый дождями  молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Л/. Шолохов).

3)  Худенький  низенький  быстрый  в рваной фуфайке и широких штанах  он был настоящим хозяином побережья (К. Паустовский).

4)  Прорубленная через вековой сосновый лес  просека уходила далеко, к самому горизонту. Проглянувшее сквозь тучи  осеннее солнце неяркими пятнами ложилось на сырую после вчерашнего дождя хвою (К. Симонов).

А7  Укажи пример с пунктуационной ошибкой:

1).Посыпал самый первый снег

2). Однажды ноябрьскими дождливыми сумерками он возвращался домой из порта.

3).В горном ущелье около 700 лет назад стали разводить больших лохматых собак.

4). Прижавшись к дереву, лежал маленький, мокрый щенок.

А8 Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

(В, Брюсов.)

2) Отколе , умная, бредёшь ты голова? (И.Крылов)

3) Не прав твой, о, небо, святой приговор. (М. Лермонтов)

А9 В какой схеме допущена пунктуационная ошибка:

1) O, O, O, и O.

2) как O, так и O.

3) O, O, O -  словом, O.

4) или O, или O.

А10 Укажи предложение с вводными  конструкциями

       (знаки препинания не расставлены):

1)А тогда мне казалось что все изменится к лучшему.

2)Он действовал исключительно по своему усмотрению.

3)Она прекратила разговор однако не ушла.

5)Ветер однако усилился.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

    1) Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. 2) Первый русский телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями, гениальные проекты деревянных мостов – всё это великое изобретение Кулибина.

    3) Но была у этого человека настоящая страсть – часы. 4) Любовь к часам появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. 5) Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас, по мнению многих знатоков,  невозможно не подивиться.

                                                                                                       ( Из газет)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании  ПРИВОДИМЫЕ В ДЕЙСТВИЕ (предложение 2).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетания, построенные на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

     В5 Укажи номер предложения, в котором есть вводная конструкция.

     В6 Укажи способ и средство связи 3 и 4  предложений.

     В7  Из предложений 1 – 3 выпиши прилагательное, образованное от имени существительного, в  суффиксе которого пишется НН.

     В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложении № 2?

     В9 Укажи номер предложения, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

  В10  Сколько грамматических основ в предложении № 5?

  В11 Укажи номер предложения, в котором есть обособленное определение.

Вариант II

А1 В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?

1) принЯли     2) прИбыл           3) киломЕтр      4)  дремОта

А2 Нн – пишется

1)труже…ик

2) соле…ые  огурцы

3) моното…ый

4) отчая…ый   поступок

5) златокова…ый

А3 В каком ряду все слова  пишутся через дефис?

1) (мало) мальски грамотный, (в) пятых

2) опять (таки), (в) пятых классах

3) как (будто), будь (по) вашему

4) всё (таки), (всего) навсего три года

А4 В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

1) Свидетель (не)договаривал главного, останавливаясь на (не) волнующих ледователя подробностях.

3) (Не)решённые вовремя проблемы со здоровьем, на которые всегда (не)хватает времени, впоследствии принесут (не)мало хлопот.

3) (Не)заменимый в компании работник совсем (не)ожиданно принял решение, которое расценили как (не)лепую шутку.

4) Ни с чем (не)сравнимая красота открылась взору путешественника, подошедшего к вершине (не)хоженой тропой.

А5 Найди назывное предложение:

1) Совсем тепло.

2) Апрель двадцать второго года.

3) В углах комнаты темно.

4) Идёмте верхней тропой.

А6 Укажи предложение с обособленными определениями:

1)   Я   возвратился  к  Зурину      грустен   и   молчалив (А.С. Пушкин).

2)    Привлеченные   светом      бабочки   прилетели   и кружились около фонарей (С. Т. Аксаков)

3)   Высокий  чуть горбящийся  с рыжеватыми  пушистыми усами  весь круто прожаренный солнцем Италии  он показался мне не по возрасту крепким

 (Б. Лидин).

А7 В каком предложении нужно поставить запятую?

1).Мимо станции промчался длинный  товарный поезд.

2). Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3).Возле поликлиники росли старые  стройные берёзы.

4)На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы. 

А8 Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1)  Ну тащися, Сивка пашней – десятиной. (А.Кольцов)

2)  О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А.Фет)

3)  Как недогадлива ты, няня!  (А. Пушкин)

4) Ещё, друзья, мы сердцем юны. (А.Одоевский)

А9 В какой схеме допущена ошибка:

1) O: O,O,O.

2) O, а именно: O, O, O.

3) , как O, так и O.

4) не то O, не то O.

А10 Укажи предложения, в которых есть вводные конструкции

       (знаки препинания не расставлены):

1) Казалось тишина и покой царствовали на земле.

2) Это случается очень часто.

3) Вряд ли вам это удастся.

4) Он говорят никогда не отличался храбростью.

    Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

   1) С чего начать разговор о России? 2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

    3)Россия велика. 4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая….

    5)Может, разговор начать с того, какая    Россия разная? 6) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города – миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

                                                                                                   

                                                                                              ( По Б. Короткову)

В1  К какому стилю речи относится текст?

В2  Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании   НАЧАТЬ РАЗГОВОР (предложение 1).

В4 Выпиши из предложения 5 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

     В5   Укажи номер предложения, в котором есть вводная конструкция.

     В6  Укажи способ и средство связи 3 и 4  предложений.

     В7  Из предложений 1 - 5 выпиши слово, написание НЕ  с которым  регулируется правилом: «НЕ с наречиями пишется слитно, если нет противопоставления».

      В8   Какое изобразительное средство использует автор в предложении  6?

     В9    Укажи номер нераспространённого предложения.

     В10  Сколько грамматических основ в предложении № 6?

     В11  Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

IV учебная четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А1  В каком слове верно выделен ударный гласный звук?

1) звОнит         2) пОртфель       3)  красИвее       4) ломотА

А2  В каком слове пишется Н?

1) Нужно поступать обдума…о.

2) Решение тщательно обдумо..о.

3) Ответы продума..ы и точны.

4) Непридума..ые истории всем интересны.

А3  В каком ряду все слова  пишутся через дефис?

1) (черно)бурка, (историко)архивный

2) (пол)лодки, (Южно)Сахалинск

3) (алма)атинец, (экс)чемпион

4) (пол)яблоневого сада, (сельско)хозяйственный

А4  Укажи предложения, в которых на месте пропуска не ставится запятая:

1) Во всякое время дня приходилось мне ездить на станцию из своего села (?) или в село со станции (В. Солоухин).

2)  Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на лесной поляне (?) или за рыбной ловлей на берегу озера (?) или на отдыхе (М. Пришвин).

3)  Там шла кучка лип, хотела было образовать аллею, но вдруг ушла в лес (?) да братски перепуталась с ельником, березняком (И. Гончаров).

4)  А лиса ждет (?) не дождется, пока птенцы выведутся (М. Пришвин).

5) Вошел декан факультета (?) профессор Звягинцев.

А5  Укажи однородные определения:

1) Красные синие рубахи

2) Старый дубовый стол

3) Новая синяя блузка

4) Большой чёрный камень

А6 Какие предложения осложнены обособленными определениями? (Знаки не расставлены)

1) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.

2) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.

3) Нестройные но воодушевлённые звуки понеслись по роще.

4) Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил.

5) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

6) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо озиравшуюся по сторонам девушку.

А7  Найди предложения, в которых необходимо обособить   обстоятельства. Укажи причину обособления:

а - деепричастный оборот;

б - одиночное деепричастие;

в - обстоятельство, имеющее уступительное значение;

г - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом:

1) Выполняли они сою работу спустя рукава.

     2) Пробравшись к двери он постоял несколько минут молча.

     3) Вследствие ожидаемого разлива поход был отложен.

     4) Из кустов выбегает заяц-беляк прыгает на камень сидя прислушивается к гону лисицы.

    5) несмотря на усталость путешественники отправились в дальнейший путь.

    6) Он работал не покладая рук.

    7) Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.

А8 Укажи предложения с уточняющим членом.

1) Уже тогда рядом с тротуаром был устроен тротуар на сваях, высокий и узкий.

2) Книга эта написана чистым, как ключевая вода, языком.

3) Самые скороспелые грибы достигают полного развития в три дня.

4) Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.

А9  Найди соответствия:

а) «Дяденька, - захныкал Петя привычным голосом, - пропустите, мы живём тут недалеко».              

б) «Как я Счастлив, что родился в России», - подумал Кипренсикй.              

в) « Что это? – шёпотом спросил Петя. – Ящики?»  

г) «Что же, по-вашему, нам нужно делать?» - спросил он, явно издеваясь над  присутствующими.

д) Старик покачал головой и заметил нежно: «Спит и ничего не чует».

     1    .«П? – а. – П?»

     2.    «П, -а, - п».

     3.    А: «П».

  1.  «П», - а.
  2.  «П?» - а.

А10  Найди и отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены верно:

1)  Ещё И.С.Тургенев заметил, что «язык Тютчева поражает смелостью и красотой своих оборотов».

2)  «Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы» - указывал В.П.Боткин в статье о стихотворениях прекрасного художника.

3)   Анализируя «Бородино» М.Ю.Лермонтова, В.Г.Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.

4)  Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:

                  «Уж верба вся пушистая

                    Раскинулась кругом,

                    Опять весна душистая

                    Повеяла крылом».

А11  Укажи неверное утверждение:

1)Задача статьи – привлечь внимание к какому-нибудь вопросу, проблеме.

2) По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.

3) По типу речи проблемная статья – описание.

4) Почти в каждом  портретном очерке есть следующие составные части: описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей героя, его речи; эпизод, раскрывающий в герое главное.

 Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

   (1) Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

     (2) А ведь бывает и так, что человек не говорит, «плюётся словами». (3) Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. (4) Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всеми смеётся, ничего не боится.

    (5)А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, что он трус и робок, неуверен в себе.

                                                                                     (Д.С.Лихачёв)

В1   К какому стилю речи относится текст?

В2  Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании   ХОЧЕТ ПОКАЗАТЬ (предложение 4)

В4  Выпиши из предложения 2 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи  УПРАВЛЕНИЕ.

     В5   Укажи номер предложения, в котором используется вводное слово.

     В6  Укажите способ и средство связи 2 и 3 предложений.

     В7  Из предложений 3 – 5 выпиши слово, написание  НЕ с которым регулируется правилом: «НЕ с краткими прилагательными пишется так же, как и с полными».

     В8  Укажи номера предложений с цитатами.

     В9  Сколько грамматических основ в предложении № 5?

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А1  В каком слове верно выделен ударный гласный звук?

1) кранЫ          2) докумЕнт       3) кровотОчащий    4)  вклЮчит

А2 В каком слове пишется Н?

1) Группа организова…а и серьёзна.

2) Спотсмены неорганизова…ы, поэтому проигрывают.

3) Ведите себя организова…о!

          4) Группы организова…ы для начала занятий.

А3  В каком ряду все слова  пишутся через дефис?

1) (пол)утра, (правда)истина

2) (проектно)конструкторский, (черно)волосый

3) (длинно)шеий, (снежно)белый

4) (светло)зелёный, ((время)препровождение

А4 Укажи предложения, в которых нужно поставить одну запятую:

1) Душа обязана трудиться и день (?) и ночь (?) и день (?) и ночь (Я. Заболоцкий).

2)  Я даю ему работу (?) и очень интересную (А. Н. Островский).

3) Старый (?) черный (?) шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина (И.С. Тургенев}.

4)  Матросы ни словом (?) ни жестом не выдали своей тревоги (К. Паустовский).

А5 Укажи однородные определения: 

1) Царственный дубовый лес.

2) Красивые стройные деревья.

3) Широкая липовая аллея.

4) Узкая багровая полоса.

А6  Найди соответствия:

а) Настало утро, серенькое, тёплое.

б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

1. приложение, стоящее после определяемого слова;

2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение;

3. распространённое определение, стоящее  после определяемого слова;

4. два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова;

5. приложение, относящееся к личному местоимению;

А7  Найди предложения, в которых необходимо обособить обстоятельства. Укажи причину обособления:

а - деепричастный оборот;

б - одиночное деепричастие;

в - обстоятельство, имеющее уступительное значение;

г - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом:

1) Выполняли они сою работу спустя рукава.

2) Пробравшись к двери он постоял несколько минут молча.

     3) Вследствие ожидаемого разлива поход был отложен.

4) Из кустов выбегает заяц-беляк прыгает на камень сидя прислушивается к гону лисицы.

     5) несмотря на усталость путешественники отправились в дальнейший путь.

     6) Он работал не покладая рук.

7) Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.

А8  Укажи предложение с уточняющим членом:

1) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.

2) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись на темнеющем небе.

3) Привлеченные ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над столом.

4) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.

А9  Найди соответствия:

а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: «Каких только не бывает в жизни встреч!»            

б) «Они на обрыв полезли, - быстро и тихо  сказал мальчик. – Терентий их повёл на катакомбы».  

в) «Возле города,- вспоминает один из моих  товарищей, -тогда была берёзовая роща».  

г) «А в самом деле, где теперь мои друзья?» - думал лейтенант.

д) « Нам необходимо встретиться», - сказал он.

1. «П?» -а.

2. «П, - а, - п».

 3. А: «П!»

4. «П», - а.

5. «П, - а. – П».

А10  Найди и отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены верно:

1) В.Г.Белинский писал -  «Создаёт человека природа, но развивает и образует общество».

2) «Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» - провозгласил М.Горький в одном из своих произведений.

3) Иван Киреевский, размышляя о творчестве А.С.Пушкина, писал, что ещё одно важное качество в характере его поэзии – соответствие со временем.

4) С удивительным мастерством И.Бунин в одном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:

    «За окнами – снега, степная гладь и ширь,

    На переплётах рам – следы ночной пурги…

    Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь

    От стужи за окном…»

А11  Укажи неверное утверждение:

1)Задача статьи – привлечь внимание к какому-нибудь вопросу, проблеме.

2) По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.

3) Герой портретного очерка – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.

4) По типу речи проблемная статья – описание.

 Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

     (1)Вопрос, о чём разговаривать, тесно связан с вопросом о такте. (2) Такт – латинское слово и значит «прикосновение». (3) «Прикосновение» должно быть безболезненным, деликатным: в этом вся задача такта.

     4) …Такт в разговоре, главным образом, заключается в том, что человек умеет ставить себя на место собеседника, умеет забывать о том, что тот старается скрыть, и, наоборот, помнить и говорить лишь о том, что тот желает знать. (5) Тактичный человек никогда не скажет чего-нибудь такого, что его собеседник может принять на свой счёт, он никогда не поставит вопроса, ответить на который собеседнику неприятно. (6) Тактичный человек не станет фамильярничать с собеседником, когда это может быть неприятно последнему.

     (7) Вообще, тактичный – это синоним благовоспитанного, вежливого, внимательного, обходительного человека.

                                                                                        (Н. Абрамов)

В1   К какому стилю речи относится текст?

В2   Определи тип речи текста.

В3  Определи тип подчинительной связи в словосочетании  УМЕЕТ ЗАБЫВАТЬ (предложение 4)

В4  Выпиши из предложения 2 словосочетание, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

     В5  Укажи номер предложения, в котором есть вводное слово.

     В6   Укажите способ и средство связи 1 и 2 предложений.

     В7  Из предложений 3 – 4 выпиши слово, написание  приставки в котором зависит от её значения.    

     В8  Сколько грамматических основ в предложении № 6?

                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме "Словообразование " (программа Разумовской)

Контрольная работа теме "Словообразование" для 6 класса 2 варианта...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...