система учебных заданий в формате ФГОС, тема "Словообразование" 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Луговая Вера Владимировна

Рекомендуется в качестве методической разработки учителям русского языка, обучающимся на курсах ФГОС. Возможно использование в качестве самостоятельных заданий при изучени темы "Словообразование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cistema_uchebnykh_zadaniy_fgos.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Cистема учебных заданий по изучаемой теме

ТЕМА: Словообразование        

Класс 11,   предмет русский язык,  кол-во часов 4

Цель изучения темы:

научиться использовать приобретённые знания и умения при создании теста по теме «Словообразование» на основе знания о способах словообразования, понимания взаимосвязей внутри словообразовательной цепочки, умения формулировать вопросы и ответы по теме в тестовом режиме.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный:

  • осознанно относиться к обучению по теме;
  • проявлять интерес к словообразованию;
  • определять потребности в изучении учебной темы;
  • проявлять творчество при выполнении заданий;
  • проявлять желание к самооценке;
  • осознавать успешность своей деятельности.

Метапредметный

Познавательные умения: 

  • Извлекать информацию в соответствии с целью;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, доказательства;
  • Создавать творческий продукт;
  • Предъявлять информацию в различных языковых формах(письменной и устной).

Регулятивные умения:

  • Принимать и сохранять учебное задание;
  • Оценивать собственные возможности для выполнения задания;
  • Устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
  • Преодолевать затруднения;
  • Контролировать выполнение задания;
  • Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

Коммуникативные умения

  • Адекватно отвечать на поставленный вопрос;
  • Работать в паре и группе;
  • Внимательно слушать и слышать партнёра;
  • Корректно взаимодействовать с другими людьми;
  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
  • Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.

Предметный (умения)

  • Уметь использовать знания о способах словообразования
  • Уметь делать словообразовательный анализ слова
  • Уметь выделять и объяснять авторские словообразования в тексте.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Способы словообразования. Теоретические знания.

Блок 2. Практикум по словообразованию.

Термины и понятия (глоссарий) по теме:

Словообразование; словообразовательная цепочка; способы образования слов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход частей речи; окказионализмы (индивидуальные авторские словообразования).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи

Русский язык – литература: разнообразие выразительных средств языка, своеобразие писательского стиля, причина появления «новых» слов в произведениях писателя, роль новообразований в осуществлении пиcательского замысла.

Ресурсы:

1) А.И.Власенков, Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классс. – М.: Просвещение, 2011

2) Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014.

Формы работы школьников: индивидуальная, в парах и группах, коллективная        

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание: составить тест по теме «Словообразование».

II этап. Учебно-познавательная деятельность Учебные задания на «знание» (3), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1. Способы словообразования.

Задание 1 (3), форма работы, форма проверки, ДЭС

На основе материала учебника с.68-70 и объяснений учителя(памятка)   заполните таблицу по образцу в 1 строке.

Форма работы: Работа в парах 

  1. Таблица «Способы словообразования»

способы образования слов

алгоритм

Запись словообразоват. разбора

1

приставочный

Сыграть 1) что значит «сыграть»? 2) играть, играть и сыграть

Сыграть ← играть

2

приставочно-суффиксальный

Подоконник 1) что такое подоконник? 2) то, что есть у окна

Подоконник← окно

3

суффиксальный

Утомление 1)что значит утомление? 2) когда утомился

Утомление← утомиться

4

бессуффиксный

Выход 1) что такое выход? 2) оттуда выходят

Выходвыходить

5

сложение

ЕГЭ 1) что такое ЕГЭ? 2) единый государственный экзамен

ЕГЭ← единый государственный экзамен

6

переход частей речи

Военные(какие? – прилагательное) люди чётко выполняют задачу.

Военные(кто?- существительное) шли не торопясь.

Военные(кто?- существительное) шли ←Военные(какие? – прилагательное) люди

ДЭС- слайд 1(памятка)

Форма проверки: коллективный опрос

Задание 2. (П)  Определите способ образования следующих слов, обоснуйте ход рассуждения.

По-осеннему

Быстро

Зелень

Переход

Служба

Выталкивать

Раненый (стонал)

Задание 3 (У)

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1) Лежать на траве. (2) Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки.

(3) Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (4) Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. (5) Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. (6) Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (7) Но разве есть у них та же стремительность, та же лёгкость, та ж скорость, которая есть у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? (8) Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.

(9) Ещё минуту тому назад, идя по косогору, я был причастен разным земным предметам. (10) Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло машины, над крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идёшь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору. (11) Но это ещё не значит — видеть небо. (12) Тут вместе с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность. (13) Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания, твоего сознания, твоей души. (14) Вон тропа огибает большой валун. (15) Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. (16) Вон цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля. (17)«Вот мельница. (18) Она уж развалилась».

(19) Ты идёшь, а окрестный мир снабжает тебя информацией. (20) Эта информация, по правде говоря, не назойлива, не угнетающа. (21) Она не похожа на твой радиоприёмник, который ты не волен выключить. (22) Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (23) Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя (под влиянием всё той же информации) апатии. (24) Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы.

(25) Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал — ласковая информация. (26) От неё не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница.

(По В. Солоухину.)

  1. Укажите способ образования слова УЛЕТАЕШЬ предложение 4).
  2. Укажите способ образования слова БЕССОННИЦА предложение 26).
  3. Из предложений 4—5 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
  4. Из предложений 6—7 выпишите слово, образованное Приставочным способом.
  5. Из предложений 7—8 выпишите слово, образованное Приставочно-суффиксальным способом.
  6. Из предложений 7—8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
  7. Из предложения 10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
  8. Из предложения 10 выпишите слово, образованное путём сложения.
  9. Из предложений 14—15 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Задание 4 (Д).

ДЭС – слайд 2

  1. Прочитайте текст. Выполните задания. (Текст с заданиями выдаётся каждому учащемуся)

(1)Сотни суеверий и легенд связаны с кометами. (2)И это объяснимо. (3) Звёздное небо – олицетворение вечности, стабильности, покоя. (4) И вдруг появляется ни с того, ни с сего нечто яркое, хвостатое. (5) Почему?

 (6) Зачем? (7) Ведь это явный сигнал, предупреждение. (8) Надо только угадать о чём. (9) И гадали. (10) Тысячелетия. (11) На всех континентах…

(12) С кометами связывали то засуху в Германии, то холода во Франции, то наводнение в Нидерландах…

 (13) Убеждать, что сплошь и рядом подобные события случаются без всяких небесных предзнаменований, бесполезно: люди прежде всего верят в то, во что они хотят поверить.

(14) Как ни парадоксально, корни этих суеверий уходят в античную науку. (15) Согласно Аристотелю, различные испарения, поднимающиеся с поверхности Земли, образуют сгустки, которые самовозгораются.

(16) Огромные кометные хвосты действительно создавали иллюзию чего-то близкого – глаза обманывали мозг.

(17) Естественно было видеть связь между «горящим воздухом» и различными бедствиями.

        (18) Один из величайших гениев в истории человечества, Аристотель ошибался, быть может, реже других гениев, но ошибки его принесли несравненно больше зла, чем ошибки других корифеев. (19) Он отрицал вращение Земли, допускал самозарождение организмов… (20)  Какая бездна сил ушла на сокрушение этих ложных истин, канонизированных средневековой церковью! (21) Вот что происходит, когда какое-либо учение объявляется «единственно верным».

        (22) Истина о кометах напоминает какую-то пещерную речку, которая то течёт где-то в глубинах веков, то вдруг куда-то вовсе исчезает, то снова выныривает из небытия, пока наконец не выходит на поверхность и не разливается спокойно. (23) Ведь были в древности мыслители – Пифагор, Гиппократ, Сенека - которые причисляли комету к семейству планет. (24) «Я не могу согласиться, что комета – это только зажжённый огонь, это скорее одно из вечных творений природы, - писал Сенека. – (25) Комета имеет собственное место между небесными телами…

(26) Придёт время, когда упорный труд откроет нам правду… потомки будут удивляться нашему незнанию простых, ясных и естественных истин».

        (27) Как хорошо сказано! (28) Вот вам прекрасный пример прозорливости древней науки! (29) И сколько таких примеров! (30) Левкипп и Демокрит писали об атомах. (31) Но потом люди забыли о них, чтобы вновь открыть через многие века. (32) То же и с кометами: поняли, знали, а потом забыли. (33) Словно проспали полтора тысячелетия.

 (34) Проснулись и снова задумались: откуда же всё-таки берутся эти самые кометы?

        (35) …В конце 16 века датский астроном Тихо Браге легко доказал, что Аристотель ошибался: находись комета в земной атмосфере, её при одновременном наблюдении из разных точек Земли видели бы на фоне разных созвездий.

(По Я.Голованову)

  1. Назовите способ образования слова «олицетворение» (предложение3)
  2. Назовите способ образования слова «хвостатое» (4)
  3. Назовите способ образования слова «тысячелетие» (10)
  4. Назовите способ образования слова «наводнение) (12)
  5. Из предложений 18-21 выпишите слова, образованные суффиксальным способом
  6. Из предложений 1-4 выпишите слова, образованные приставочным способом
  7. Назовите способ образования слова «какую-то», «где-то» (22)
  8. Из предложений 27-34 выпишите слова, образованные приставочным способом
  9. Назовите способ образования слова «одновременном» (35)

Блок 2. Практикум по словообразованию.

Форма работы:

Коллективная и индивидуальная работа

Задание 1(З, П) .Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке мир -мирить – примирить - …- примирительница? Объясните ход рассуждения.

Задание 2(З, П) В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? Объясните ход рассуждения.

А) сухой-сушить-осушить-осушение

Б) печать-печатать-перепечатать-перепечатка

В)волна-волновать-взволновать-взволноваться

Г) учить-научить-наука-научность

Задание 3(З, П) Расположите слова в словообразовательной цепочке, не нарушая последовательности. Объясните ход рассуждения.

1)Запись, записка, записать, записанный, писать, письмо

2)Учить, учитель, учительствовать, учительский, учительница, учение, учительство

Задание 4 (З, П).

Найдите авторские словообразования. Объясните их возникновение.

  1. Стоял январь, не то февраль,

            Какой-то чёртовый зимарь.

Летят вдали

красивые осенебри,

Но, если наземь упадут,

Их человолки загрызут. (А.Вознесенский.)

2) Скоро во всех лабораториях должны были… сдавать журналы в несгораемый шкаф, зэки – уходить спать, а вольняшки – бежать к остановке автобусов, ходящих попоздну уже реже.

Он навидался и понимал побольше многих, ему иногда становилось так не вперетерп, что хоть лбом колотись о чугунный столб. (А.Солженицын «В круге первом»)

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

 Задание 1. (З, У)

  1. Отметь слово, которое образовано суффиксальным способом

А) подмосковный  б) пришкольный  в) выспаться  г) объездчик

  1. Найди слова, образованные бессуффиксным способом

А) нарукавник  б) испытать в) зелень г) надпись  д) пристроить

  1. Укажи способ образования существительных нагрузка, подписка, известие

А) суффиксальный  б) приставочно-суффиксальный в) приставочный

 г) бессуффиксный

  1. Определи ряды, в которых оба слова образованы способом сложения

А) создавать, бессердечный           г) водолаз, преимущество

Б) неприятель, лесовоз                    д) окололунный, многозначный

В) кинотеатр, вездеход                    е) грязелечебница, сухофрукты

  1. Прочитайте текст. Выполните задания.
  1. Статистика убеждала, что СССР — «самая читающая страна в мире», а распространённые лозунги типа «Книга — источник знаний», «Книга — лучший подарок» — активно внедряли в массовое сознание ту же мысль. (2) Даже распространённые анекдоты, например, о милиционерах, собирающихся купить коллеге книгу, но остановленных мыслью, что «у него ведь одна есть», подтверждали нелепостью и гротескностью ситуации идею о популярности чтения. (3) И всё это в значительной мере соответствовало действительности. (4) Читали много и с удовольствием. (5) Мальчики из глухой провинции становились профессорами МГУ благодаря сельской школьной библиотеке, которая открывала для них мир, давала все необходимые знания. (6) Пенсионерки, отгадывающие кроссворды, могли бы восхитить многих профессоров среднего американского университета знанием мировой классики. (7) Известные актёры, давая интервью, признавались в любви к книге — как, например, М.И. Жаров, сказавший, что «книга как хлеб, без которого нельзя жить».
  1. Стал уже легендарным и образ учёных-физиков, героев фильмов 1960-х годов, жарко спорящих на литературные темы и легко бросающихся именами малоизвестных авторов. (9) Широта социального и возрастного охвата делала книгу, как и в предшествующие эпохи, великим объединителем народа. (10) Интересно, что, несмотря на большое идеологическое значение, придаваемое чтению правительством, книга смогла стать над политикой. (11) Как когда-то во время татаро-монгольского нашествия духовное чтение спасло культуру, так и русская классическая литература не дала прерваться связи поколений и эпох даже в те годы, когда «наследие царского режима» уничтожалось, а мировую классику не смог остановить никакой железный занавес».

(12) Сегодня роль книги в обществе заметно упала. (13) Связано это со многими, в том числе и объективными, причинами. (14) Книга вытесняется телевизорами и видео- магнитофонами, заметно упростившими процесс познания окружающего мира, семейные чтения заменяются семейными просмотрами кинофильмов и телепередач. (15) Появление и распространение компьютерных технологий, Интернета нанесло мощнейший удар по книге как источнику знаний, окну в мир. (16) Коммерциализация всех сторон современной жизни привела к распространению сомнительного рода литературы: бульварных романов, дешёвых детективов, пошлых любовных повестей, примитивных комиксов. (17) И снова, как прежде, возникает вопрос: нужна ли вообще такая литература, или лучше уж пусть совсем ничего? (18) И вновь вспоминается мудрый Карамзин: «Не знаю, как другие, а я радуюсь, лишь бы только читали!»

(А. Павловская.)

  1. Укажите способ образования слова ПОДАРОК (предложение 1).
  2. Укажите способ образования слова СВЯЗЬ (предложение 11).
  3. Укажите способ образования слова НАСЛЕДИЕ (предложение 11).
  4. Укажите способ образования слова НАПРИМЕР (предложение 7).
  5. Укажите способ образования слова ОБЪЕДИНИТЕЛЬ (предложение ).
  6. Из предложения 9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
  7. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочным способом.
  8. Из предложения 17 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

       9. Из предложения 14 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Задание 2(З, П). 

Расположите слова в словообразовательных цепочках, не нарушая последовательности. Объясните ход рассуждения.

1)Молодчик, молодецкий, молодцеватый, по-молодецки, молодой, молодеть, молодец.

2) Уравнять, сравняться, поровну, равнение, уравнение, равнять, равный.

  1. этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень): ситуативное задание + алгоритм его выполнения

Составьте тест по теме «Словообразование».

  1. Определите способ образования указанного слова, объясните ход рассуждения.
  2. Найдите нарушения в словообразовательной цепочке. Объясните ход рассуждения.
  3. Подберите текст любого упражнения для составления заданий по определению способов образования слов.

Задание Б (импровизационный уровень): ситуативное задание + памятка.

Пользуясь памяткой и таблицей, составьте тест по теме «Словообразование»

Задание В (эвристический уровень): Составьте тест по теме «Словообразование».  Для составления теста выберите отрывок из любого произведения русской литературы 20 века. Выбирайте текст таким образом, чтобы в нём были окказионализмы.

IV этап. Рефлексивная деятельность

 Задание 1 (самоанализ)

Обведите кружком выбранный вами вариант ответа.

Лист обратной связи

  1. понятно всё
  2. не всё понятно
  3. помогите! Не получается…(указать, что не получается)
  4. ничего не понимаю

Задание 2 (самооценка)

Обведите кружком выбранный вами вариант ответа.

  1. Моя работа на уроке

А)высокая  б)средняя в) низкая

2.Моя активность на уроке

А) меня устраивает  б) не устраивает в) мне всё равно

3. Моя активность меня не устраивает, надо что-то сделать. Что именно?(запишите предположения, что именно надо сделать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г

В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в  рамках ФГОС на уроке английского язы...

Система учебных заданий по теме "Мораль"

Данные задания по обществознанию предназначены для 8 класса и рассчитаны на 3 учебных часа....

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Система учебных заданий по теме «Обращение» (ТРИИК)

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).Система учебных заданий по теме "Обращение" для 5 класса.Количество часов: 3Содержание:Блок 1. Предложения с обращениямиБлок 2...

Шаблон урока - система учебных заданий по заданной теме.

Данный материал является шаблоном системы учебных заданий по заданной теме. Шаблон составлен на основе 1 урока из учебника "Starlight - 5". Тема : Достопримечательности Лондона....

Развивающая система учебных заданий по французскому языку (5 класс) в формате ФГОС

Разработка учебной темы "В городе" к учебнику по французскому языку 5 класс Э. М. Береговская....