Система учебных заданий по теме "Мораль"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Данные задания по обществознанию предназначены для 8 класса и рассчитаны на 3 учебных часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uchebnyh_zadanii_po_teme_22moral22.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кирилл Антонов" <keereale@gmail.com>:Антонов Кирилл Игоревич,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №6
Система учебных заданий по теме
МОРАЛЬ
8 класс, обществознание, 3 учебных часа
Пояснительная записка
В результате освоения темы учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по составлению «Морального кодекса современного человека» на основе:
- представления о морали в жизни человека, ее критериях;
- понимания взаимосвязи между моралью, совестью и долгом, свободой и ответственностью;
- умения конструировать информацию и создавать творческий продукт.
Планируемый результат освоения темы
Личностный
Осознанно относиться к изучаемой теме и проявлять к ней интерес; сформировать личностные ценностные ориентиры, соответствующие моральным установкам современного нравственного человека; уметь ответить на вопрос «Нравственный ли я человек?»; осмысленно относиться к социально-нравственному опыту предшествующих поколений, быть способным к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; проявлять уважение к культуре своего и других народов; проявлять толерантность как норму осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; уважать права и свободы человека.
Метапредметный
Познавательные умения: владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определять и ограничивать понятия, устанавливать причинно-следственные и родо-видовые связи); использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
Регулятивные умения: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные умения: работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметный
Уметь отличать основные понятия в рамках темы «Мораль» (например, мораль от нравственности и т.д.); определить нравственные установки современного человека, на каких моральных и правовых нормах они основаны; уметь решать задачи, связанные с проблемами в области духовной сферы (нравственные вопросы, моральные дилеммы и т.п.).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
- Мораль;
- Долг и совесть;
- Моральный выбор – это ответственность.
Термины и понятия (глоссарий) по теме «Мораль»:
Нравственность, мораль, гуманизм, моральные нормы, этика, моральный идеал, категорический императив, гражданственность, патриотизм, совесть, ответственность, долг, свобода, самооценка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи: история
Ресурсы:
- Обществознание, 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М., «Просвещение», 2015;
- Электронная презентация;
- Раздаточный материал.
Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание:
Составьте «Моральный кодекс современного человека»
II этап. Учебно-познавательная деятельность
- Мораль
Содержание блока осваивается обучающимися на основе п.7 учебника в соответствии с данной структурой:
- Мораль, нравственность;
- Основные ценности и нормы морали;
- Добро и зло.
- На основе п.7 п.1
Задание 1 (З), фронтальная:
Сравните понятия «нравственность» и «мораль». Чем одно отличается от другого?
Задание 2 (П), групповая:
Верно ли, что нравственность бывает не только доброй, но и злой? Свой ответ обоснуйте.
Задание 3 (У), индивидуальная:
Продолжите предложение: «Мораль и нравственность связаны, так как … »
- На основе п.7 п.2
Задание 1 (З), фронтальная:
Назовите основные духовные ценности.
Задание 2 (П), индивидуальная:
Приведите аргументы в пользу следующего утверждения: «Любовь — вершина нравственного отношения к тому, кого любишь».
Задание 3 (У), индивидуальная:
Сформулируйте собственное определение понятия «любовь».
- На основе п.7 п.3
Задание 1 (З), групповая:
Опишите понятия «добро» и «зло». Что общего может быть между ними?
Задание 2 (П), групповая:
Покажите связь между равнодушием и злом. Приведите пример из жизни.
Задание 3 (У), индивидуальная:
Используя текст учебника и интернет-ресурсы, сформулируйте определение понятия «гуманизм».
Задание Д1, индивидуальная:
Решите ситуацию: Ваш друг тяжело болен. Неприлично крупная сумма денег, необходимая для проведения спасительной операции, может быть заработана вами исключительно незаконным путем. Прибегните ли вы к нечестному способу заработка, если знаете наверняка, что сильно навредите другим людям, зато гарантированно поможете другу? Обоснуйте свое решение.
- Долг и совесть
Содержание блока осваивается обучающимися на основе п.8 учебника в соответствии с данной структурой:
- Что такое долг;
- Долг общественный и долг моральный;
- Совесть.
- На основе п.8 п.1
Задание 1 (З), фронтальная:
Соотнесите понятия «долг» и «обязанность». Являются ли они синонимами?
Задание 2 (П), фронтальная:
Приведите примеры объективных обязанностей человека. Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У), групповая:
Создайте собственную классификацию обязанностей.
- На основе п.8 п.2
Задание 1 (З), индивидуальная:
Раскройте особенности морального долга.
Задание 2 (П), фронтальная:
Выскажите свое мнение о необходимости/необязательности осознания человеком его общественного долга.
Задание 3 (У), индивидуальная:
Что для вас важнее: личное благо или исполнение общественного долга? Составьте моральное правило, иллюстрирующее ваш нравственный приоритет.
- На основе п.8 п.3
Задание 1 (З), фронтальная:
Говорят, что совесть — внутреннее око. Объясните эту метафору.
Задание 2 (П), групповая:
Выберите из двух предложенных то утверждение, которое покажется вам правильным. Объясните свой выбор.
- Поведение человека в первую очередь формируется под влиянием общественного мнения, то есть внешней среды.
- Совесть, или внутренний контроль — вот решающий фактор в вопросах человеческой нравственности.
Задание 3 (У), групповая:
Придумайте комикс из четырех частей (завязка-проблема, кульминация, развязка, финал-мораль) на тему «Совесть».
Задание Д, индивидуальная:
Решите ситуацию: Вы давно откладываете деньги на покупку нового автомобиля. Настал тот долгожданный день, когда необходимая сумма собрана, и вы, переполненные радостью от переполненности вашего чемодана ассигнациями, мчитесь в автосалон, где для вас уже забронирована новенькая иномарка. Вдруг раздается звонок: это ваш лучший друг (которого вы, возможно, как раз и спасли в предыдущем параграфе), говорит, что попал в ДТП, вина полностью его, срочно нужны деньги — договориться с пострадавшим без вызова полиции и скорой. Сумма ему нужна небольшая, но если вы согласитесь помочь, то сможете купить долгожданный автомобиль не раньше чем через пару месяцев (к тому моменту, впрочем, его там может уже и не быть). Как вы поступите в данной ситуации? Объясните это решение.
- Моральный выбор – это ответственность
Содержание блока осваивается обучающимися на основе п.9 учебника в соответствии с данной структурой:
- Свобода – это ответственность;
- Моральные знания и практическое поведение личности;
- Критический анализ собственных помыслов и поступков.
- На основе п.9 п.1
Задание 1 (З), индивидуальная:
Опираясь на текст на с.74, выпишите виды ответственности.
Задание 2 (П), индивидуальная:
Сделайте вывод о связи свободы выбора и ответственности в жизни человека.
Задание 3 (У), групповая:
Предложите как минимум три определения понятия «свобода». В случае затруднения, воспользуйтесь интернет-ресурсами.
- На основе п.9 п.2
Задание 1 (З), фронтальная:
Назовите основные качества нравственной личности.
Задание 2 (П), групповая:
Укажите связь между моральным знанием и моральным выбором.
Задание 3 (У), групповая:
Разработайте шпаргалку: «Как поступать морально».
- На основе п.9 п.3
Задание 1 (З), фронтальная:
Сравните понятия «оценка» и «самооценка». В чем различие между ними?
Задание 2 (П), групповая:
«Человек есть лишь то, что он сам из себя делает», - считал французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр. Приведите аргументы в поддержку или для опровержения этого мнения.
Задание 3 (У), индивидуальная:
Напишите эссе «Быть или казаться?»
Задание Д3, индивидуальная:
Приведите собственный пример моральной дилеммы (из жизни, литературы, опираясь на собственный опыт или воображение). Решите эту дилемму.
Диагностика освоения содержания темы
Пользуясь учебником, конспектом и интернет-ресурсами, составьте кластер по теме «Мораль».
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание В (эвристический уровень)
Составьте «Моральный кодекс современного человека»
Задание Б (импровизационный уровень)
Составьте «Моральный кодекс современного человека». Используйте памятку.
Памятка: Моральный кодекс – это система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества. Примерами моральных кодексов являются Декалог (Десять заповедей), клятва Гиппократа, Пиратский кодекс и т.п. Формулировки в кодексе могут быть как в афористической (“Кто не работает, тот не ест”, - сказано в «Моральном кодексе строителя коммунизма»), так и в императивной форме (“Не убий”).
Задание А (информативный уровень)
Прочитайте первые положения «Морального кодекса современного человека». Дополните этот список, придумав собственные статьи для данного кодекса (не менее 6-ти).
Моральный кодекс
современного человека
- Будь честен с другими и с самим собой.
- Ищи себя.
- В любом деле, даже самом добром, избегай крайностей.
- Помни о своих правах, но не забывай и обязанности.
- ...
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Закончите предложение:
Я считаю, что изучение данной темы было полезно, потому что___________ __________________________________________________________________
Задание 2 (самооценка)
Допишите предложение:
Я оцениваю свою работу по теме на _____________________, потому что _________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система учебных заданий в формате ФГОС, тема "Словообразование" 10 класс
Рекомендуется в качестве методической разработки учителям русского языка, обучающимся на курсах ФГОС. Возможно использование в качестве самостоятельных заданий при изучени темы "Словообразование"....
Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г
В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в рамках ФГОС на уроке английского язы...
Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...
Система учебных заданий по теме «Обращение» (ТРИИК)
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).Система учебных заданий по теме "Обращение" для 5 класса.Количество часов: 3Содержание:Блок 1. Предложения с обращениямиБлок 2...
Шаблон урока - система учебных заданий по заданной теме.
Данный материал является шаблоном системы учебных заданий по заданной теме. Шаблон составлен на основе 1 урока из учебника "Starlight - 5". Тема : Достопримечательности Лондона....
Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)
Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...