Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_klass_fgos.doc531.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку в 5-в,г классах (базовый уровень)

Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена в соответствии:

  1. с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
  2. с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Шмагина,  А.В.

Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012);

  1.  с Примерной программой по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2012);
  2.  с авторской программой по русскому языку для 5 класса (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 – 9 класс. – М.: Просвещение, 2011),.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Цели обучения

 Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

 развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач

 развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

 формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

                                                                   Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа  качества выполненных

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале года, административный контроль – в начале и в конце года (итоговый административный диктант); текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Место учебного предмета «Русский язык» в предметном плане

 Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология». Авторская программа по русскому языку (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) предусматривает изучение русского языка в 5 классе в объёме 175 часов в год (5 часов в неделю). Календарный годовой график школы рассчитан на 34 учебные недели, поэтому рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на 170 часов (5 часов в неделю). Сокращено количество часов в следующих разделах: «Вспоминаем, повторяем, изучаем», «Синтаксис. Пунктуация», «Имя существительное».

     Выбор авторской  программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по русскому языку основной общей школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета «Русский язык»

                Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения (поисковым,  ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;  
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,     ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога  и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

        

Содержание учебного предмета

Содержание

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Язык и общение.

3

3

Вспоминаем, повторяем изучаем

20

18

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

28

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

15

15

Лексика. Культура речи.

8

8

Морфемика. Орфография.Культура речи.

22

22

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

70

21

14

35

69

20

14

35

Повторение и систематизация изученного.

7

7

ИТОГО/ из них на развитие речи

175/36

170/35

Практическая часть рабочей программы

(плановые контрольные работы)

Контрольные диктанты

6

Контрольные изложения

2

Контрольная работа

3

Контрольные сочинения

2

урока

Вид

контролируемого

элемента

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Дата

I триместр

Язык и общение (2ч+1ч)

1

9.1 – 9.4

Язык и человек.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Осознавать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читать и анализировать текст. Написать мини-сочинение

2

9.1 – 9.4

Общение устное и письменное. Читаем учебник

Узнавать основные особенности устной и письменной речи, анализировать устные и письменные высказывания. Отвечать на вопросы. Приводить примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. Овладевать приёмами работы с учебной книгой, знакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читать текст, анализировать его структуру, пересказывать содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.

11.04.140

3

8.1 – 8.6

Р.р. Стили речи

Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализировать тексты упражнений с точки зрения целей высказывания. Знакомиться с понятием речевого этикета.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (15ч+3ч)

4(1)

1.1, 1.2

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили.

Читать текст, определять его тему, анализировать содержание, высказывать и обосновывать свое мнение о тексте. Осознавать соотношение произношения и правописания. Знакомиться с понятием транскрипции, отрабатывать навыки в упражнениях. Вспомнить понятие орфографического правила. Работать в группе. Читать и списывать текст, выделяя безударные гласные; определять основную мысль текста. Знакомиться с репродукцией картины.

5(2)

6.1, 6.17

Орфограмма

Знакомиться с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполнять упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомиться с понятием морфемы, графически выделять морфемы в слове.

6(3)

6.1, 6.5, 6.17

Правописание безударных гласных в корне слова

Читать текст, определяя ударные и безударные гласные. Усвоить правило написания безударных гласных в корне. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Уметь различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

7(4)К

6.1,6.5,6.17

Административный контрольный диктант

Написать диктант. Слушать текст, обсуждая его содержание. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы.

8(5)

6.1,6.5,6.17

Анализ административного диктанта. Работа над ошибками.

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

9(6)

6.1, 6.5, 6.17

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Анализировать слова и распределять их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усвоить правило написания проверяемых согласных в корне. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Уметь различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

10(7)

6.1, 6..5, 6.17

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Усвоить правило написания непроизносимых согласных в корне. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило.

11

8.1 – 8.6

Р.р. Текст. Тема текста. Основная мысль текста

Определять признаки текста. Выполнять упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Анализировать темы сочинений. Перерабатывать сочинение ученика, данное в упражнении, и  записывать исправленный вариант. Определять способы выражения основной мысли текста. Анализировать заметку и замечания к ней, редактировать заметку. Отвечать на контрольные вопросы и задания.

12К

8.1, 8..2,8.4, 8.9

Р.р. Контрольное изложение по тексту Г. Скребицкого «Случай на охоте» (упр.70)

Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделять микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением. Написать изложение по тексту при помощи плана.

13(8)

6.1,6.2,6.4,6.17

Буквы И,У,А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

Анализировать правило написания букв и,у,а после шипящих, разделительных ъ и ь. Выполнять упражнения, отрабатывающие данные правила. Составлять предложения со словами-исключениями из правила, работать с орфографическим словарём, составлять предложения.

14(9)

4.2

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Анализировать правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Списывать текст, выделяя орфограммы-буквы, орфограммы-пробелы. Запомнить предлоги, пишущиеся через дефис, и составлять с ними предложения. Работать с иллюстрацией.

15(10)

4.1

Части речи.

С помощью вопросов и заданий распознавать самостоятельные части речи. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Читать рассказ, выписывая наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Списывать текст, предварительно разбив его на абзацы, определять главные члены в одном из предложений.

16(11)

4.1

Глагол. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Определять морфологические признаки глагола. Составлять предложения по рисунку. Определять лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставить глаголы в неопределенную форму. Активизировать правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

17(12)

6.10.6.11.6.17

Личные окончания глаголов

Повторить сведения о личных окончаниях глаголов. Выделять окончания глаголов в текстах упражнений. Составлять предложения с глаголами. Определять правильность написание не с глаголами.

18(13)

4.1

Имя существительное

Определять морфологические признаки имени существительного: род, число, склонение, падеж имён существительных. Повторить правило написания ь на конце имён существительных. Анализировать таблицы. Выделять окончания в именах существительных.

19(14)

4.1, 8.1,8.2,8.4,8.9

Имя прилагательное

Определять морфологические признаки имени прилагательного. Составлять предложения с именами прилагательными. Согласовать имена прилагательные с существительными. Выделять окончания в именах прилагательных, определять их род, число, падеж.

12.05.12

20К

4.1, 8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом (упр. 109)

Выступать с сообщением о художнике.  Анализировать содержание картины. Отвечать на вопросы, составлять план, анализировать правописание словарных слов. Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

21(15)

4.1

Местоимение

Определять морфологические признаки местоимения. Указать лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читать и пересказывать текст, выписывая из него местоимения.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (22ч+6ч)

22(1)

5.14. 7.19

Синтаксис и пунктуация.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Овладевать основными понятиями синтаксиса, знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознавать значение знаков препинания для понимания текста. Анализировать тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, а также с точки зрения  роли в текстах знаков препинания. Списывать тексты, написать краткое изложение.

23(2)

5.1,5.14

Словосочетание. Разбор словосочетания

Распознавать словосочетания в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Характеризовать словосочетание по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделять окончания или предлог). Выполнять разборы словосочетаний. Работать с иллюстрацией – составлять ,словосочетания, соответствующие теме рисунка.

24(3)

5.2, 5.3

Предложение

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализировать интонационные конструкции. Определять главные члены в предложении.

25

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Обучающее сжатое изложение по тексту В.Катаева «Старый пень» (упр.144)

Познакомиться с приёмами сжатия. Под руководством учителя сжимать текст. Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделять микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением.

26

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту В.Катаева «Старый пень»

Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сжатое изложение по тексту при помощи плана.

27(4)

5.2,5.12

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Распознавать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Соотносить эмоциональную окраску и цель высказывания. Характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. Моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.

28

8.1,8.5

Р.р. Обучающее сочинение на одну из тем (упр.157)

Анализировать темы сочинений, выбирать свою тему. Отвечать на вопросы, составлять план. Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

29(5)

5.2

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Опознавать главные и второстепенные члены предложения. Выделять основы в предложениях. Определять признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

30(6)

5.2

Сказуемое

Определять виды сказуемого и способы его выражения. Написать мини-сочинение, используя глаголы сказуемые. Описывать действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

31(7)

7.1,7.16

Тире между подлежащим и сказуемым

Распознавать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывать в упражнениях навыки определения главных членов предложения.

32(8)

5.3,5.5

Нераспространенные и распространенные предложения

Различать распространённые и нераспространённые члены предложения. Составлять нераспространённые предложения и распространять их однородными членами.

33(9)

5.3

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Распознавать виды второстепенных членов предложения. Анализировать схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения. Распознавать дополнение в предложении, выделяя его графически. Распространять предложение дополнениями. Составлять схемы распространённых предложений.

34(10)

5.3

Определение

Распознавать определение в предложении, выделяя его графически. Распространять предложение определениями. Составлять схемы распространённых предложений.

35(11)

5.3

Обстоятельство

Распознавать обстоятельство в предложении, выделяя его графически. Распространять предложение обстоятельствами. Составлять схемы распространённых предложений. Составлять устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащее, дополнения и обстоятельства.

36(12)

5.7,7.2

Предложения с однородными членами

Характеризовать предложения с однородными членами. Определять, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонировать предложения с однородными членами. Составлять предложения и связные тексты с однородными членами.

37(13)

7.2

Знаки препинания в предложения с однородными членами

Определять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявлять обобщающие слова перед однородными членами и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Использовать в речи предложения с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова.

38(14)К

5.2,5.3,5.7,7.2

Контрольная работа по пройденным темам

Познакомиться с заданиями контрольной работы. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы. Работать с заданиями.

39(15)

5.7,5.12

Обращение

Осознавать основные функции обращения. Опознать и правильно интонировать предложения с обращениями. Выбирать уместный тон обращения. Оценивать уместность той или иной формы обращения. Составлять предложения с обращениями.

40

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Письмо

Различать письма по цели и назначению. Определять стиль текстов писем, находить в письмах обращения. Написать письмо товарищу.

41(16)

5.12, 7.18

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Характеризовать простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Определять знаки завершения, разделительные, выделительные знаки в простом предложении. Выполнять устный и письменный синтаксический и пунктуационный разборы предложений.

42

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р.Обучающее сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» (упр.229)

Выступать с сообщением о художнике.  Анализировать содержание картины. Отвечать на вопросы, составлять план, анализировать правописание словарных слов. Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

43

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание обучающего сочинения картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

44(17)

7.18

Простые и сложные предложения

Различать простые и сложные предложения. Определять средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находить сложные предложения в текстах, объяснять постановку знаков препинания. Строить схемы сложных предложений и составлять сложные предложения по схемам.

45(18)

5.13, 5.14

Синтаксический разбор сложного предложения

Характеризовать сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполнять устный и письменный разбор предложений. Составлять план сообщения на тему «Простые и сложные предложения».

46(19)

5.14,7.19

Прямая речь

Выделять в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объяснять постановку знаков препинания. Характеризовать интонационные особенности прямой речи. Составлять схемы предложений с прямой речью. Структурно изменять предложения с прямой речью (менять местами слова автора и прямую речь).

47(20)

5.14,7.19

Диалог

Различать предложения с прямой речью и диалогом. Оформлять диалог в письменной речи. Работать со схемами диалогов. Моделировать диалог, описывая происходящее на картинке.

48(21)

5.2, 5.3, 5.12, 5.14, 7.18, 7.19

Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Работать со схемами предложений.

49(22)К

5.2, 5.3, 5.12, 5.14, 7.18, 7.19

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Написать диктант с грамматическим заданием. Прослушать текст, обсудить содержание. Познакомиться с заданиями диктанта. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы. Работать с заданиями.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч+3ч)

50(1)

1.1, 1.2

Фонетика. Гласные звуки

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка.

Овладевать основными понятиями фонетики. Анализировать схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознавать гласные звуки, различать ударные и безударные гласные. Осознавать смыслоразличительную функцию звука.

II триместр

51(2)

1.1, 1.2

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи

Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (6ч. +2ч.)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Распознавать согласные звуки, выделять шипящие согласные. Отрабатывать правильное произношение шипящих звуков. Повторить знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделять основную мысль текста, составлять предложения  с прямой речью, выделять орфограммы. Распознавать гласные  и согласные в сильных и слабых позициях. Анализировать правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

52(3)

1.1, 1.2

Согласные твердые и мягкие

Распознавать твёрдые и мягкие согласные. Анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/мягкой согласной.

53

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Повествование. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка» (упр. 283)

Выделять повествование как функциональный смысловой тип речи. Написать подробное изложение по повествованию. Привести доказательства принадлежности текста к определённому стилю. Составлять план текста.

54

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание обучающего изложения по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка»

Задавать вопросы для уточнения информации.  Написать подробное изложение по тексту при помощи плана.

55(4)

1.1, 1.2

Согласные звонкие и глухие

Распознавать звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризовать согласные звуки. Объяснять знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах.

56(5)

1.1, 1.2

Графика. Алфавит

Осознавать значение письма в истории человечества. Анализировать и объяснять важность графики и каллиграфии. Повторить знание алфавита. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывая навыки поиска слов в словаре. Пересказывать текст.

57(6)

6.1, 6.4

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Опознавать смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализировать орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределять слова на группы согласно виду орфограмм. Составлять текст на основе словосочетаний.

58(7)

1.1, 1.2

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я

Производить фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

59

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Описание предмета. Подготовка к обучающему сочинению по теме  «Описание предмета» (упр. 302)

Выделять описание как функционально-смысловой тип речи. Редактировать текст-описание. Составлять план сочинения. Написать сочинение, описывая предмет.

60(8)

1.1, 1.2

Орфоэпия

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Формулировать важнейшие произносительные нормы. Анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения, исправлять произносительные ошибки.

61(9)

1.1, 1.2

Фонетический разбор слова

Обозначать слоги, ударение в слове, характеризовать гласные и согласные звуки в составе слова. Выполнять устные и письменные фонетические разборы слов.

62(10)

1.1, 1.2

Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Моделировать диалог. Работать со схемами предложений. Составлять устное описание картины.

63(11)К

6.1 – 6.6, 6.9,6.17

Административный контрольный диктант

Написать диктант. Слушать текст, обсуждая его содержание. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы.

64(12)

6.1 – 6.6, 6.9,6.17

Анализ административного диктанта. Работа над ошибками

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

Лексика. Культура речи (6ч.+2ч.)

65(1)

2.1, 2.5

Слово и его лексическое значение

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Овладевать базовыми понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснять различие лексического и грамматического значений слов. Пользоваться толковыми словарями. Объяснять лексическое значение слов. Работать с текстом, разгадывать кроссворд.

66(2)

2.1, 2.5

Однозначные и многозначные слова

Различать однозначные и многозначные слова. Составлять словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работать с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определять стиль и тип текста. Выражать своё отношение к тексту, списать часть текста.

67(3)

2.1, 2.5

Прямое и переносное значение слов

Различать прямое и переносное значение слов. Выбирать в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составлять словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работать с иллюстрациями. Составлять сложные предложения со словами в переносном значении.

68(4)

2.1, 2.2, 2.5

Омонимы

Опознавать омонимы. Находить в толковом словаре примеры омонимов. Составлять и анализировать предложения и словосочетания с омонимами. Анализировать стихотворение, содержащее омонимы.

69

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368)

Выступить с  сообщением о художнике.  Анализировать содержание картины. Отвечать на вопросы, составлять план, анализировать правописание словарных слов. Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

70(5)

2.1, 2.2, 2.5

Синонимы

Опознавать синонимы. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Составлять словосочетания с синонимами; анализировать предложения, содержащие синонимы. Подбирать синонимы к данным в упражнениям словам.

71(6)

2.1, 2.2, 2.5

Антонимы. Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи»

Опознавать антонимы. Описывать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Работть со словарем антонимов.

72

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375)

Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделять микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением. Написать подробное изложение.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч+4ч.)

73(1)

3.1, 3.2

Морфема. Изменение и образование слов

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Овладевать основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка. Делить слова на морфемы и обозначать их соответствующими знаками. Осознавать роль морфем  в процессах формо- и словообразования. Определять форму слов подбирают однокоренные слова. Делить слова на группы (однокоренные слова, разные формы  одного слова).

74(2)

3.1, 3.2

Окончание. Основа слова

Опознавать  окончание как формообразующую морфему. Выделять в словах окончание и его  грамматическое значение. Выделять основы у существительных, прилагательных, глаголов в тексте.

75(3)

3.1, 3.2

Корень слова

Опознавать корень как главную  значимую часть слова. Выделять корни в словах. Формировать  группы однокоренных слов.

76

8.1,8.2,8.5

Р.р. Рассуждение. Обучающее сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» (упр. 397)

Выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализировать текст, высказывать свое мнение о тексте и доказывать его. Рассуждать по плану, объяснять происхождение слов. Написать сочинение, в котором объяснить происхождение названий дней недели.

77(4)

3.1, 3.2

Суффикс

Опознавать суффикс как словообразующую морфему. Обозначать суффиксы в словах, подбирать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

78(5)

3.1, 3.2

Приставка

Опознавать  приставку как словообразующую морфему. Обозначать приставки в словах; подбирать ряды однокоренных слов, образованных приставочным  способом; характеризовать морфемный состав слов.

79

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» (упр. 420)

Анализировать текст, выделяя главную и второстепенную информацию. Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделять микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением. Написать выборочное изложение.

80(6)

6.1,6.5

Чередование звуков. Беглые гласные

Получить представление о чередовании звуков  как смене звуков в  одной морфеме при образовании и изменении  слов. Подбирать слова  с чередующими  согласными и гласными; определять, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при и изменении слов) Определять  случаи проявления беглых гласных при чередовании. Выделять части слов, в которых могут проявиться беглые гласные.

81(7)

3.1, 3.2

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Определять  части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. Выделять основу в слове; определять  окончание, приставку, суффикс и их значение; корень.

82(8)

6.1, 6.6

Правописание гласных и согласных в приставках

Усвоить правило написания  гласных и согласных в приставках. Обозначать приставки, анализировать разницу между произношением и написанием.

83(9)

6.1, 6.6

Буквы З и С на конце приставок

Усвоить правило написания  букв з и с на конце приставок. Выбирать  правильное написание слов, с изучаемой орфограммой.

84(10)

6.1, 6.6

Практическая работа по теме «Гласные и согласные в приставках»

Закрепить правила написания гласных и согласных в приставках при помощи практических заданий

85(11)

6.1, 6.5

Буквы А – О в корне –лаг-, -лож-

Усвоить правило написания  букв а-о в корне –лаг- - -лож-. Выбирать  правильное написание слов, с изучаемой орфограммой.

86(12)

6.1, 6.5

Буквы А – О в корне –раст-, -рос-

Усвоить правило написания букв а-о в коне – раст- - -рос-. Выбирать  правильное написание слов, с изучаемой орфограммой.

87(13)

6.1, 6.5, 6.6

Практическая работа по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Закрепить правила написания чередующихся  гласных в корне слов при помощи практических заданий.

88

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470)

Выступать с сообщением о художнике.  Анализировать содержание картины. Отвечать на вопросы, составлять план, анализировать правописание словарных слов. Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

89

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание обучающего сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470)

Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

90(14)

6.1, 6.3

Буквы Ё – О после шипящих в корне

Усвоить правило написания букв ё-о после шипящих в корне слова. Выбирать  правильное написание слов, с изучаемой орфограммой.

91(15)

6.1, 6.2

Буквы Ы – И после Ц

Усвоить правило написания букв и-ы после ц. Выбирать  правильное написание слов, с изучаемой орфограммой.

92(16)

6.1 – 6.6, 3.1,3.2

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела.

93(17)К

6.1 – 6.6, 3.1,3.2

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография»

Познакомиться с заданиями контрольной работы. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы. Работать с заданиями.

94(18)

6.1 – 6.6, 3.1,3.2

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17ч. +4ч.)

95(1)

4.1

Имя существительное как часть речи

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в тексте слова. Определять род, склонение и падеж имён существительных. Составлять распространённые предложения по картине.

96

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Доказательство в речи. Обучающее сочинение-рассуждение на одну из тем (упр. 484)

Определять доказательство как структурную часть рассуждения. Анализировать текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводить доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Написать сочинение-рассуждение на одну из тем.

97(2)

4.1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Составлять словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

98(3)

4.1

Имена существительные собственные и нарицательные

Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. Подбирать примеры имён существительных собственных. Записывать текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Рассказывать об имени существительном по плану.

99

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее сжатое изложение по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513)

Повторить приёмы сжатия. Под руководством учителя сжимать текст. Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделяя микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением.

100

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание обучающего  сжатого изложения по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513)

Задавать вопросы для уточнения информации.  Написать сжатое изложение по тексту при помощи плана.

101(4)

4.1, 6.9

Род имён существительных

Определять род имен существительных. Составлять  словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявляется род  существительных.

102(5)

4.1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Распознавать имена существительные, имеющие  форму только  множественного числа. Выделять такие имена существительные в тексте.

103(6)

4.1

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Распознавать имена существительные, имеющие  форму  только единственного числа. Выделять имена существительные, имеющие форму  только единственного числа и имеющие форму только множественного числа в тексте.

104(7)

4.1

Три склонения имён существительных

Определять тип склонения имен существительных. Склонять имена существительные.

105(8)

4.1

Падеж имён существительных

Определять падеж имен существительных. Выделять падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги. Составлять словосочетания в  родительном падеже

III триместр

106(9)

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Усвоить правило написания гласных в падежных окончаниях  существительных в единственном числе. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений.

107

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее подробное изложение с изменением лица по тексту В. Астафьева «Березки в приморском парке» (упр. 547)

Анализировать текст. Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделять микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением. Написать подробное изложение с изменением лица.

108(10)

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Особенности склонения существительные на –ия, -ие, -ий

Усвоить правило особенностей склонения существительных на –ия,-ие,-ий.

Применять усвоенное правило при выполнении упражнений.

109(11)

4.1

Множественное число имён существительных

Определять морфологические признаки  множественного числа имен существительных.

Склонять имена существительные во множественном числе по падежам.

110(12)

4.1, 6.3,6.17

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Усвоить правило написания о-е после шипящих и  ц в окончаниях существительных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений.

111(13)

4.1, 4.3

Морфологический разбор имени существительного

Характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имен существительных.

112(14)

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела

113(15)К

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Написать диктант с грамматическим заданием. Слушать текст, обсуждая содержание. Познакомиться с заданиями диктанта. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы. Работать с заданиями.

114(16)

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

Имя прилагательное (10ч+4ч)

115(1)

4.1

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализировать словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными.

116(2)

4.1

Имя прилагательное как часть речи

Составлять словосочетания и предложения с именами прилагательными. Готовить устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

117

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Описание животного. Обучающее подробное изложение по тексту А.И. Куприна «Ю-ю» (пр. 585)

Воспринимать описание животного как вариант описания. Написать изложение по тексту, в котором есть описание животного. Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделять микротемы. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением.

118

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Обучающее сочинение по теме «Моё любимое животное»

Написать сочинение-описание животного.

119(3)

4.1, 6.9,6.17

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Усвоить правило написания гласных  в падежных окончаниях прилагательных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений, выделяя окончания прилагательных.

120(4)

4.1, 6.9,6.17

Практическая работа по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

Закреплять правила написания  гласных  в падежных окончаниях прилагательных при помощи практических заданий.

121(5)

4.1

Прилагательные полные и краткие

Распознавать полные и краткие формы прилагательных.

Образовывать краткие формы  имен прилагательных

122(6)

4.1

Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных

В предложениях выделять сказуемые , выраженные краткими прилагательными.; составлять предложения и словосочетания с краткими прилагательными.

123

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 598)

Выступать с  сообщением о художнике.  Анализировать содержание картины. Отвечать на вопросы, составлять план, анализировать правописание словарных слов. Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

124

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание обучающего сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сочинение.

125(7)

4.1, 4.3

Морфологический разбор имени прилагательного

Характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имен прилагательных

126(8)

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела

127(9)К

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Познакомиться с заданиями контрольной работы. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы. Работать с заданиями.

128(10)

4.1, 4.3, 6.9,6.17

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

Глагол (29ч+6ч.)

129(1)

4.1

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов – -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Определять морфологические признаки  глагола, его синтаксическую роль.

Определять глаголы-сказуемые в предложениях, характеризовать глаголы по времени, лицу и числу. Указывать,  как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

130(2)

4.1,6.11.6.17

Не с глаголами

Усвоить правило написания не с глаголами. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Подготовить рассказ о признаках глагола.

131

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Рассказ. Составление рассказа по сюжетным картинкам (упр.619)

Работать над иллюстрацией. Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумать свой устный рассказ на юмористическую тему.

132(3)

4.1

Неопределенная форма глагола

Распознавать неопределенную и личную форму глаголов. Образовывать глаголы  в неопределенной форме. Выписывать из  текста глаголы в неопределенной форме. Подготовить по плану сообщение о неопределенной форме глагола.

133(4)

4.1, 6.4

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Усвоить правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Заменять данные в тексте глаголы  близкими по смыслу глаголами с суффиксами  –ся. Учить стихотворение наизусть.

134(5)

4.1

Виды глагола

Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида. Образовать от данных в упражнениях глаголов одного вида глаголы другого вида. Составлять предложения с глаголами совершенного и несовершенного видов.

135К

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Контрольное сочинение по теме «Невыдуманный рассказ о себе»

Прочитать рассказ от первого лица. Анализировать приведённое в упражнении изложение ученика, указывать на недочёты, записать исправленный вариант текста. Написать сочинение.

136(6)

4.1, 6.5

Буквы Е – И в корнях с чередованием

Усвоить правило написания букв е-и в корнях глаголов с чередованием. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

137(7)

4.1, 6.5

Практическая работа по теме «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Закреплять правила написания чередующихся  гласных в корнях слов при помощи практических заданий.

138(8)

4.1, 6.5

Закрепление изученного по теме «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Анализировать приведенные в упражнениях  предложения, определять морфологические признаки глаголов, их синтаксическую роль и закреплять изученные ранее орфограммы.

139(9)

4.1

Время глагола. Прошедшее время

Определять время глаголов. Работая с текстом, обозначать вид и время глаголов. Определять способ образования глаголов прошедшего времени. Образовывать глаголы прошедшего времени от глаголов неопределенной формы, составлять с ними словосочетания. Записывать  примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносят неправильно.

140(10)

4.1

Настоящее время

Определять форму настоящего времени глагола. Составлять словосочетания с глаголами настоящего времени. Отрабатывать правильное произношение глаголов настоящего времени. Распознавать глаголы настоящего и прошедшего времени в тексте.

141(11)

4.1

Будущее время

Определять форму будущего времени глагола и способ образования. Составлять словосочетания  и предложения  с глаголами будущего  времени.

142

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Обучающее сочинение на тему «Город (улица, школа и т.д.) будущего»

Повторить знания о категории будущего времени глагола. Написать сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять – двадцать лет.

143(12)

4.1

Спряжение глагола

Определять  тип спряжения глаголов. Спрягать глаголы. Распознавать в тексте глаголы I  и  II спряжения.

144(13)

4.1, 6.10, 6.17

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Усвоить  правило определения спряжения глаголов с безударным  личным окончанием. Спрягать глаголы с ударным личным окончанием, составлять с ними словосочетания и предложения.

145(14)

4.1, 6.10, 6.17

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Усвоить  правило определения спряжения глаголов с безударным  личным окончанием. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Составлять  предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени.

146(15)К

4.1, 6.4,6.5,6.10, 6.11, 6.17

Административный контрольный диктант

Написать диктант. Слушать текст, обсуждая содержание. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы.

147(16)

4.1, 6.4,6.5,6.10, 6.11, 6.17

Анализ административного диктанта. Работа над ошибками.

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

148К

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688)

Повторить  приёмы сжатия. Под руководством учителя сжимать текст. Отвечать на вопросы. Воспринимать на слух информацию, выделяя микротемы, озаглавливать текст. Работать над заданием. Составлять план работы над изложением.

149К

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание контрольного сжатого изложения по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688)

Задавать вопросы для уточнения информации. Написать сжатое изложение по тексту при помощи плана.

150(17)

4.1, 6.10, 6.17

Практическая работа по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»

Закреплять правила определения спряжения глаголов с безударным  личным окончанием при помощи практических заданий.

151(18)

4.1, 6.10, 6.17

Закрепление изученного по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»

Анализировать типичные ошибки при определении спряжения глаголов. Закреплять правила определения спряжения глаголов с безударным  личным окончанием при помощи теоретических и практических заданий.

152(19)

4.1,4.3

Морфологический разбор глагола.

Характеризовать глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор глаголов. Составлять и разыгрывать диалог.

153(20)

4.1, 6.4,6.17

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Усвоить правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Написать самодиктант: выучить стихотворение и записать его по памяти.

154(21)

4.1, 6.4,6.17

Практическая работа по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа»

Закрепить правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа, выполняя практические задания. Самостоятельно выполнять разные по сложности упражнения, подобранные учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

155(22)

4.1

Употребление времен

Использовать в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжить рассказ, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

156(23)

4.1

Употребление времен

Выполнять упражнения, отвечать на вопросы. Самостоятельно выполнять разные по сложности упражнения, подобранные учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Составить устные сочинения по заданиям, предложенным в учебнике. Написать мини-сочинение.

157

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.Р. Спортивный репортаж по сюжетным картинкам

Подбирать слова на тему «Спорт». Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа.

158(24)

4.1, 6.4,6.5,6.10, 6.11, 6.17

Повторение изученного по теме «Глагол»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Подготовить рассказ по стихотворению. Составлять словосочетания, схемы предложений. Заполнять и анализировать таблицу. Составлять диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе.

159(25)

4.1, 6.4,6.5,6.10, 6.11, 6.17

Закрепление изученного по теме «Глагол»

Отвечать на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Рассматривать рисунки и составлять устный и письменный рассказ на его основе. Обозначать орфограммы. Выполнять упражнения, отвечать на вопросы.

160(26)К

4.1, 6.4,6.5,6.10, 6.11, 6.17

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Написать диктант с грамматическим заданием. Слушать текст, обсуждать содержание. Познакомиться с заданиями диктанта. Задавать вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы. Работать с заданиями.

161(27)

4.1, 6.4,6.5,6.10, 6.11, 6.17

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Заполнять таблицу. Работать со словарями и справочной литературой. Составлять рассказ из 4-5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Обсуждать составленные рассказы.

162(28)

Р е з е р в

163(29)

Р е з е р в

                Повторение и систематизация изученного (5ч+2ч)

164(1)

1.1, 2.1, 3.1, 4.1

Разделы науки о языке

Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполнять, анализировать, составлять таблицы. Выступить с  сообщением на тему «Изучайте русский язык». Указывать лексическое и грамматическое значение слов. Обозначать морфемы в словах. Составлять план сообщения об одной из частей речи. Анализировать тексты.

165

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Обучающее сочинение на одну из данных тем (упр. 717)

Анализировать темы сочинений, выбрать свою тему. Отвечать на вопросы, составлять план. Задавать вопросы для уточнения информации.

166

8.1,8.2,8.4,8.9

Р.р. Написание обучающего сочинения на одну из данных тем

Написать сочинение.

167(2)

6.6, 6.17

Орфограммы в приставках и корнях слов

Систематизировать орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливать связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначать орфограммы. Заполнять, анализировать, составлять таблицы. Анализировать, списывать текст.

168(3)

6.9, 6.10, 6.17

Орфограммы в окончаниях слов

Систематизировать орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирать примеры на изученные орфограммы, составлять таблицу, выписывать слова с орфограммами.

169(4)

6.4, 6.17

Употребление букв Ъ и Ь

Повторять и систематизировать знания об употреблении ъ и ь. Заполнять таблицы. Обозначать орфограммы. Выбирать имена собственные из упражнения.

170(5)

Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью

Повторить знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывать тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделять части текста.

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Программа

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 – 9 класс. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

        2. Учебно-методический комплект

3. Интернет-ресурсы:

4. Материально-технические средства обучения:

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в основной общей школе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. Выпускники должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и   и   н а в ы к а м и:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с их содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

 - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова.

Правильно писать изученные в 5 – 9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По п у н к т у а ц и и. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными в 5 – 9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По с в я з н о й  ре ч и. Определять тип и стиль речи.  Создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историческо-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера, писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на основе Программы по русскому языку авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. ФГОС

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку для 5 класса составлено  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....