Рабочая программа по русскому языку,11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учителя, работающего в 11 классе.Составлена на основе программы Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы, рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk11_ab._anokhina_n.v.doc | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 11 класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 11 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).
При изучении программы используется методический комплекс:
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2009
3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 11 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа. За счёт 2 часов из школьного компонента количество часов увеличивается до 102, что соответствует объёму учебника. Также в рабочую программу введены уроки подготовки к ЕГЭ.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
Учебно-тематический план
по предмету «Русский язык» для 11 класса рассчитан на 102 часа
(3 часа в неделю)
№п\п | Название раздела | Количество часов | В том числе: | ||
уроки | Развитие речи | Контроль | |||
1. | Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии | 12 | 11 | 1 (входной, диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе») | |
2. | Синтаксис и пунктуация | 4 | 3 | 2 | Изложение с элементами сочинения |
3. | Словосочетание | 4 | 3 | ||
4. | Предложение | 3 | 3 | ||
5. | Простое неосложненное предложение | 9 | 7 | 1 (текущий, Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена) 1 (итоговый, Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием теста ЕГЭ | |
6. | Простое осложненное предложение | 20 | 16,5 | 2 | 0,5(входной, Тест № 3,4 задания из части А Единого Государственного Экзамена) 1(итоговый, Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена) |
7. | Сложное предложение | 20 | 16,5 | 2 | 0,5 (входной, тест № 5,6. Тест из части А Единого Государственного Экзамена) 1 (итоговый, диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ) |
8. | Предложения с чужой речью | 4 | 3,5 | 0,5 (итоговый, проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ) | |
9. | Употребление знаков препинания | 4 | 3,5 | 0,5 (итоговый, Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ) | |
10. | Культура речи | 5 | 4 | 0,5 (входной, тест № 7,8 задания из части А Единого Государственного Экзамена. 0,5 (итоговый, проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена | |
11. | Стилистика | 17 | 15 | 2 (итоговый, сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста) | |
Итого | 102 | 86 | 6 | 10 |
Содержание учебного курса по русскому языку для 11 класса рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)
Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 12 часов
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе»
Знать:
- основные единицы языка и их особенности;
- лексическое и грамматическое значение слова;
- части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;
- основные правила правописания
Уметь:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- владеть приемом разбора слов по составу;
- пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
- правильно писать слова с орфограммами, изученными в 5-7 классах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Раздел II. Синтаксис и пунктуация - 4 часа
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Основные термины и понятия:
Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.
Знать:
- определение пунктуации;
- основные функции знаков препинания;
- разделительные знаки препинания;
- выделительные знаки препинания;
- многофункциональные знаки препинания;
- порядок пунктуационного разбора;
Уметь:
- производить пунктуационный анализ предложения;
- объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;
- ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;
Раздел III. Словосочетание - 4 часа
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Р.Р. Изложение с элементами сочинения.
Основные термины и понятия:
Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Знать:
- типы словосочетаний;
- виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
- окончания частей речи;
- порядок разбора словосочетания;
Уметь:
- определять тип словосочетаний;
- определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
- изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;
- строить словосочетания различных типов;
- делать разбор словосочетаний;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Раздел IV. Предложение - 3 часа
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Основные термины и понятия:
Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Знать:
- определение предложения;
- характеристику предложений;
- пунктуационный разбор предложения;
Уметь:
- ставить знаки препинания в предложении;
- производить пунктуационный разбор предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формирование мировоззрение школьников;
- умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
- умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- овладение научной картиной мира;
Раздел V. Простое неосложненное предложение - 9 часов
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена. Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.
Знать:
- виды предложений по цели высказывания;
- виды предложений по эмоциональной окраске;
- распространенные и нераспространенные предложения;
- предложения утвердительные и отрицательные;
- определение главных членов предложения и способы их выражения;
- определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;
- основные типы односоставных предложений;
- условия постановки тире в разных типах простых предложений;
Уметь:
- разбирать предложения по членам предложения;
- характеризовать односоставные предложения;
- ставить тире в разных видах простого предложений;
- осуществлять синтаксический разбор предложения;
- осуществлять пунктуационный разбор предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формирование мировоззрение школьников;
- умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
- умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- овладение научной картиной мира;
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;
- находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
Раздел VI. Простое осложненное предложение - 20 часов
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Тест № 3,4 задания из части А Единого Государственного Экзамена. Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена.
Основные термины и понятия:
Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.
Знать:
- что такое однородные члены предложения;
- какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;
- какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;
- что такое обособление;
- правила обособления различных членов предложения;
- правила обособления обобщающих слов;
- определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;
- условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
- присоединение сравнительного оборота;
- специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;
- понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;
- понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;
- как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;
Уметь:
- разбирать предложения по членам предложения;
- характеризовать односоставные предложения;
- ставить тире в разных видах простых предложений;
- отличать однородные члены предложения от неоднородных;
- ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;
- ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
- ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
- находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;
- ставить нужные знаки препинания при обращении;
- находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;
- грамотно оформлять их пунктуационными знаками;
- находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;
- ставить верно знаки препинания при них;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Раздел VII. Сложное предложение - 20 часов
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Тест № 5,6 из части А Единого Государственного Экзамена.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.
Знать:
- какие предложения называются сложными;
- особенности построения сложного предложения;
- основные типы сложных предложений;
- основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
- как связаны части сложного предложения;
- что называется сложной синтаксической конструкцией;
- что называется периодом;
Уметь:
- находить сложные предложения;
- узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
- делать синтаксический разбор сложного предложения;
- ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;
- составлять схему сложного предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП;
Раздел VIII. Предложения с чужой речью – 4 часа
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.
Знать:
- что называют чужой речью, цитатой;
- какие существуют способы оформления чужой речи;
- какие знаки препинания ставятся при прямой речи;
- какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;
- какие существуют способы включения цитат в контекст;
- какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;
Уметь:
- правильно оформлять чужую речь;
- ставить знаки препинания при прямой речи;
- ставить знаки препинания при диалоге;
- включать цитаты в контекст разными способами;
- верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий;
- умение планировать, анализировать, рефлексировать;
- умение осуществлять самооценку деятельности;
- умение анализировать текст и особенности авторского стиля;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Раздел IX. Употребление знаков препинания -4 часа
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.
Знать:
- что называется авторской пунктуацией;
- какова роль авторской пунктуации в произведении;
- основные типы возможных сочетаний знаков препинания;
- особенности и типы факультативных знаков препинания;
Уметь:
- узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;
- обосновывать поставленные знаки препинания;
- видеть авторскую пунктуацию в тексте;
- анализировать пунктуационный рисунок текста;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Раздел X. Культура речи - 5 часов
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Тест № 7,8 из части А Единого Государственного Экзамена.
Проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена
Основные термины и понятия:
Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.
Знать:
- чем отличаются понятия «язык» и «речь»;
- что называется культурой речи;
- что такое норма, их признаки и типы;
- какие качества присущи хорошей речи;
Уметь:
- дифференцировать типы речи;
- следовать правильности речи в собственной практике;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах;
- формирование мировоззрение школьников;
- умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
- умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- овладение научной картиной мира;
Раздел XI. Стилистика - 17 часов
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста
Основные термины и понятия:
Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,
Знать:
- основные признаки стилей речи;
- основные признаки разговорного стиля;
- основные особенности литературно-художественной речи;
Уметь:
- определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;
- создавать тексты разного стиля;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- создание текста определенного функционально-смыслового типа;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- написание сочинения;
- приведение примеров, подбор аргументов;
- владение монологической и диалогической речью;
- создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп;
- при анализе давать интерпретацию языковых явлений;
- самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;
- понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы
Раздел XII. Из истории русского языкознания
М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.
Основные термины и понятия:
Языкознание, филологическая наука, исследование проблем филологии, грамматика русского языка, основоположник сравнительно-исторического метода, искусствовед, палеограф, русская лексикография, «Толковый словарь русского языка», русская диалектология, языковед.
Знать:
- информацию о развитии русского языка и ученых, занимающихся языкознанием;
- основные этапы развития языкознания;
Уметь:
- оперировать знаниями о развитии и исследовании русского языка;
- опираться на знания о великих русских ученых, работавших в области языкознания;
Контроль уровня обученности
Система контролирующих материалов
(основные дидактические единицы)
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов | Форма контроля | Цели контроля |
1. | Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии | 1 | Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного 10 классе» | -проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности; |
2. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 2 | Изложение с элементами сочинения | - умение передавать содержание текста в соответствии с микротемами; - умение излагать свои мысли по проблеме исходного текста; |
3. | Предложение. Простое неосложненное предложение | 0,5 0,5 | Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена. | - умение писать слова в соответствии с правилами русской орфографии; - умение ставить знаки препинания в соответствии с количеством грамматических основ; |
1 | Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ | |||
4. | Простое осложненное предложение | 0,25 0,25 | Тест № 3,4 задания из части А Единого Государственного Экзамена. | - умение находить однородные члены предложения и выделять их знаками; - умение находить обособленные члены предложения и ставить знаки препинания; |
1 | Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена. | |||
5. | Сложное предложение | 0,25 0,25 | Тест № 5,6 из части А Единого Государственного Экзамена | - умение правильно ставить знаки препинания в соответствии с типом предложений |
1 | Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ | - проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности | ||
5. | Предложения с чужой речью | 0,5 | Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ | - умение правильно оформлять чужую речь |
6. | Употребление знаков препинания | 0,5 | Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ | - умение находить части простые осложненные предложения и сложные предложения; - умение ставить знаки препинания в разных типах предложений; |
7. | Культура речи | 0,25 0,25 | Тест № 7,8 задания из части А Единого Государственного Экзамена. | - умение правильно ставить ударение; - умение грамотно употреблять слова и словосочетания; - отличать слова паронимы; |
0,5 | Проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена | |||
8. | Стилистика | 2 | Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста | - умение писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста |
Календарно-тематический план
по русскому языку
____11___класс
Количество часов по программе_____102 часа_______
Количество часов в неделю______3 часа__________
Количество контрольных работ I полугодие_______4_______
II полугодие________6_______
Количество работ по развитию речи I полугодие_____6____
II полугодие_____10___
Учебно-методический комплекс
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2005
3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
Учитель: Анохина Наталья Владимировна
План | Факт | № урока | Тема и тип урока | Виды и формы контроля | ЗУН(ы), формируемые в теме | Ключевые компетенции, формируемые в теме | Межпредметные связи | Примечание | ||
1. | Вводный урок. Требования к функциональной грамотности старшеклассников | |||||||||
Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 12 часов | ||||||||||
2. | Основные единицы языка и их особенности | выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку | ||||||||
3. | Лексическое и грамматическое значение слова | Литература «Анализ текста» | ||||||||
4. 5. | Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки | Литература «Анализ текста» | ||||||||
6. | Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при- | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||
7. 8. | Правописание суффиксов имен прилагательных и причастий | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||
9. | Правописание наречий | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||
10. 11. | Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||
12. | Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе» | Входной, диктант | Уметь применять изученные правила | |||||||
13. | Анализ контрольной работы | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов | ||||||||
Раздел II.Синтаксис и пунктуация - 4 часа | ||||||||||
14. | Основные понятия синтаксиса и пунктуации | Знать определения синтаксиса, пунктуации | выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности | Знакомство с выдающимися лингвистами | ||||||
15. | Основные синтаксические единицы | Знать синтаксические единицы | ||||||||
16. | Основные принципы русской пунктуации | Знать функции знаков препинания | Знакомство с выдающимися лингвистами | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
17. | Пунктуационный анализ | Знать порядок пунктуационного разбора | ||||||||
Раздел III. Словосочетание - 4 часа (2 часа + 2 часа развития речи) | ||||||||||
18. | Словосочетание как синтаксическая единица | Вычленять словосочетания | самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | |||||
19. | Виды синтаксических связей Классификация словосочетаний | Знать связь в словосочетании | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
20. 21. | Развитие речи: «Изложение с элементами сочинения» | Умение письменно излагать мысли | ||||||||
Раздел IY. Предложение - 3 часа | ||||||||||
22. | Предложение как синтаксическая единица | Знать понятие предложения | умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации | Знакомство с выдающимися лингвистами | ||||||
23. | Простое предложение | Знать характеристику простых предложений | ||||||||
24. | Классификация предложений. Предложения простые и сложные | Уметь производить пунктуационный разбор предложения | ||||||||
Раздел V. Простое неосложненное предложение - 11 часов (9 часов + 2 часа развития речи) | ||||||||||
25. | Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске | Знать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске | умение ставить цели, определять пути их решения, | Знакомство с выдающимися лингвистами | ||||||
26. | Двусоставные и односоставные предложения | Знать основные типы односоставных предложений | находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей; | Литература «Анализ текста» | ||||||
27. | Развитие речи: «Классификация функциональных стилей. Научный стиль» | Литература «Анализ текста» | ||||||||
28. | Постановка тире между подлежащим и сказуемым | Знать условия постановки тире | ||||||||
Распространенные и нераспространенные предложения Полные и неполные предложения | Определять виды предложений | |||||||||
29. | ||||||||||
30. | Тест №1 задания из части А Единого Государственного Экзамена | Текущий, тест | ||||||||
31. | Развитие речи: «Классификация функциональных стилей. Официально-деловой стиль» | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
32. | Соединительное тире. Интонационное тире | ставить тире в разных видах простых предложений | формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры; | Знакомство с выдающимися лингвистами | ||||||
33. | Тест №2 задания из части А Единого Государственного Экзамена | Текущий, тест | Уметь применять изученные правила | |||||||
34. | Синтаксический разбор простого предложения | Уметь анализировать предложения | Литература «Анализ текста» | |||||||
35. | Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ | Итоговый, диктант | Уметь применять изученные правила | |||||||
Раздел VI. Простое осложненное предложение - 26 часов (20 часов + 6 часов развития речи) | ||||||||||
36. | Предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами | Знать понятие однородности | формирование мировоззрение школьников; умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях; овладение научной картиной мира выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности; самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию; использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры; уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей; | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
37. | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях |
| Отличать неоднородные и однородные члены предложения | Литература «Анализ текста» | ||||||
38. | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | Правильно ставит знаки препинания | Литература «Анализ текста» | |||||||
39. | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами | Знать правила обособления различных членов предложения | ||||||||
40. | Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Разговорный стиль | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
41. | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися и парными союзами | Знать правила обособления различных членов предложения | ||||||||
42. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах | Знать правила обособления различных членов предложения | ||||||||
43. | Тест № 3 задания из части А Единого Государственного Экзамена | Текущий, тест | Уметь применять изученные правила | |||||||
44. | Обособленные и необособленные определения | Знать правила обособления различных членов предложения | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
45. | Обособленные приложения | Знать правила обособления различных членов предложения | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
46. | Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Художественный стиль | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
47. | Обособленные обстоятельства | Знать правила обособления различных членов предложения | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
48. | Обособленные дополнения | Знать правила обособления различных членов предложения | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
49. | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | Знать правила обособления различных членов предложения | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
50. | Тест № 4 задания из части А Единого Государственного Экзамена | Текущий, тест | Уметь применять изученные правила | |||||||
51. | Параллельные синтаксические конструкции | Знакомство с выдающимися лингвистами | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
52. | Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях | находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах и обращениях | Литература «Анализ текста» | |||||||
53. | Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях | находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
54. 55. | Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Практическая работа по определению стилей речи. Создание текстов разных стилей | определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
56. | Знаки препинания при вводных конструкциях | грамотно оформлять пунктуационными знаками водные конструкции | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
57. | Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении и ставить знаки препинания | ||||||||
58. | Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена. | Итоговый, диктант | Уметь применять изученные правила | |||||||
59. | Анализ итогов изучения темы: «Простое осложненное предложение» | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание | ||||||||
60. 61. | Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Практическая работа по определению стилей речи. Создание текстов разных стилей | определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
Раздел VII. Сложное предложение - 26 часов (20 часов + 6 часов развития речи) | ||||||||||
62. | Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. | Знать особенности построения сложного предложения | Знакомство с выдающимися лингвистами | |||||||
63. 64. | Типы придаточных предложений | Знать основные типы сложных предложений | выделять главное, классифицировать, рефлексировать , осуществлять самооценку деятельности; находить способы взаимодействия при работе в группе; | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
65. | Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
66. | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор | ||||||||
67. | Тест № 5 из части А Единого Государственного Экзамена | Текущий, тест | Уметь применять изученные правила | |||||||
68. 69. | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | Уметь находить сложные предложения | самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию; использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
70. | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | составлять схему сложного предложения | ||||||||
71. | Развитие речи. Текст. Основные признаки текста | определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
| 72. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении | уметь вступать в полемику и вести дискуссию | Знакомство с выдающимися лингвистами | Готовимся к ЕГЭ | ||||
73. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении | определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП | |||||||
744. | Тест № 6 из части А Единого Государственного Экзамена | Текущий, тест | Уметь применять изученные правила | |||||||
75. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
76. | Тире в бессоюзном сложном предложении | ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор | находить способы взаимодействия при работе в группе; уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей; | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
777. | Развитие речи. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение | определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
78. | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. | Знать, как связаны части сложного предложения | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
79. | Период. Знаки препинания в периоде | Знакомство с выдающимися лингвистами | ||||||||
80. 81. | Развитие речи. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров. | определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
82. | Сложное синтаксическое целое и абзац | основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении | самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию | |||||||
83. | Синонимия разных типов сложного предложения | делать синтаксический разбор сложного предложения | ||||||||
84. | Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ | Итоговый, диктант | Уметь применять изученные правила | |||||||
85. | Анализ итогов изучения темы: «Сложное предложение» | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание | ||||||||
86. 87. | Развитие речи. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров. | определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
Раздел VIII. Предложения с чужой речью – 6 часов (4 часа + 2 часа по культуре речи) | ||||||||||
88. | Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические | умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий; умение планировать, анализировать, рефлексировать; умение анализировать текст и особенности авторского стиля; уметь вступать в полемику и вести дискуссию | Знакомство с выдающимися лингвистами | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
89. | Способы передачи чужой речи | правильно оформлять чужую речь | ||||||||
90. | Знаки препинания при прямой речи | ставить знаки препинания при прямой речи | ||||||||
91. | Культура речи Нормы литературного языка: словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | |||||||
92. | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | ставить знаки препинания при диалоге, при разных способах цитирования | ||||||||
93. | Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ | Итоговый, тест | Уметь применять изученные правила | |||||||
Раздел IX. Употребление знаков препинания - 9 часов (5 часов + 2 часа развития речи + 2 часа по культуре речи) | ||||||||||
94. 95. | Культура речи. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка | следовать правильности речи в собственной практике | умение ставить цели, определять пути их решения; выделять главное; самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию; | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | |||||
96. | Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания | обосновывать поставленные знаки препинания | ||||||||
97. | Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания | анализировать пунктуационный рисунок текста | ||||||||
98. 99. | Развитие речи. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров. Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста | Итоговый, сочинение | Уметь применять изученные правила | использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку | Литература «Анализ текста» | Готовимся к ЕГЭ | ||||
100. | Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация | видеть авторскую пунктуацию в тексте | ||||||||
101. | Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ | Итоговый, тест | Уметь применять изученные правила | Готовимся к ЕГЭ | ||||||
102. | Употребление знаков препинания | анализировать пунктуационный рисунок текста |
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка;
- орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
- При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Литература:
Основная литература:
1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010
Дополнительная литература:
- Иванова С.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Сборник. Типовые тестовые задания: учебно-методическое пособие / С.Ю.Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 215 с. (Серия «ЕГЭ. Сборник»)
- Цыбулько И.П. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. – М.: Эксмо, 2008. – 120 с.
- Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. ЕГЭ – 2008: Тренировочные типовые задания с ответами. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: ФОЛИО, 2008. – 268 с. – (Единый государственный экзамен – 2008)
- Единый государственный экзамен 2008 : Контрол. измерит. материалы: Рус. яз. / В.И.Капинос (рук.), С.И.Львова, Л.И.Пучкова и др.; М-во образования РФ. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
- ЕГЭ 2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю.Бисеров, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова. – М.: Эксмо, 2008.- 384 с.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – 3-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 432 с.
- Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.- 64 с. (Готовимся к ЕГЭ)
- Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / Под ред. проф. О.В.Загоровской. – Воронежский госпедуниверситет, 2004. – 243 с.
- Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. В 2-х частях. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004. – 167 с.
- Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ / Серия «Егэ». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192Программа: Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы и программы по русскому языку для 10 класса под редакцией Н.Г. Гольцовой
Учебно-методический комплекс :
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011
2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2008
3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
4. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....