Коммуникативный аспект культуры речи. Работа с текстом. Подготовка к блоку С ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Ознакомить учащихся на уроке с содержанием текста В. М. Пескова, сформировать умение работать с текстом для выполнения части С ЕГЭ; развить логическое и творческое мышление, совершенствовать исследовательские навыки и коммуникативную компетентность;совершенствовать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения , показать путь к успеху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_10_klass.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 10 классе
«Коммуникативный аспект культуры речи. Работа с текстом.
Подготовка к блоку С ЭГЭ»
Дата проведения: 2014 год.
Цели урока:
Образовательная: ознакомление с содержанием текста В. М. Пескова, методикой работы с текстом для подготовки учащихся к выполнению части С ЕГЭ;
Развивающая: развитие логического и творческого мышления, письменной речи, исследовательских навыков, коммуникативной компетентности;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения , показать путь к успеху.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – практикум с использование средств современных информационных технологий
Оборудование:
Оформление доски: портрет В. В. Пескова; рабочие материалы для сочинения.
Эпиграф: «Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.
«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое невысокопарное».
Технические средства: Компьютер, проектор.
На партах: рабочие материалы для сочинения.
Этапы урока
- Организационный момент. Целеполагание (2мин)
- Этап актуализации знаний (3мин)
- Обобщение теоретических сведений.
- Требования к написанию сочинения.
- Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности (20 мин)
- Коммуникативный аспект речи
- Практическая работа с текстом по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (13 мин).
- Этап обобщения и систематизации учебного материала (1 мин)
- Рефлексия: итоги работы, домашнее задание (1 мин)
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- коллективнаяная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа
Прогнозируемый результат
План урока предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе урока, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу урока учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.
Ход урока
- Организационный момент. Целеполагание
Сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части С ЕГЭ.
Обратите внимание на эпиграф урока. Это выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла задача: «написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое невысокопарное».
Подобная задача стоит и перед вами, уважаемые будущие выпускники!
Чтобы хорошо написать сочинение и получить хороший результат, вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте, еще раз уточним! (Прочитать задание к части С ЕГЭ)
- Этап актуализации изученного материала
Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.
Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.
Критерии речевого оформления сочинения
- Смысловая цельность
- Связность
- Логичность
- Коммуникативный замысел
- Точность выражения мысли
- Разнообразие грамматических форм
- Средства выразительности
- Богатство словаря
- Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности
Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.
Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент – это речевой этикет, которому мы учимся с детства.
А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.
Коммуникативные качества речи помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.
Каковы же эти качества?
Точность речи:
- Знание предмета
- Логика мышления
- Умение выбрать слово
Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.
Чистота речи
- Отсутствие лишних слов
- Отсутствие слов-паразитов
- Отсутствие слов-сорняков
· Богатство и разнообразие речи
А наш язык богат:
- Многозначными словами
- Синонимами
- Экспрессивными словами
- Фразеологизмами
Выразительность речи
Чтобы добиться выразительности речи, нужны условия:
- Самостоятельность мышления
- Интерес к тому, о чём пишешь
- Знание выразительных возможностей языка
- Знание свойств языковых стилей
- Тренировка речевых навыков
- Умение контролировать свою речь
- Психологическая целевая установка на выразительность речи
Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.
- Художественные средства
- Стилистические фигуры
- Фразеологические выражения,
- Пословицы, поговорки, крылатые слова
- Практическая работа с текстом
1 этап. Чтение текста. Учитель читает текст.
Задание: определить тему текста.
2 этап. Планирование групповой работы:
Задание: выполнить поставленные задачи.
3 этап. Исследование текста
Задание: сформулировать проблему.
Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова, определяем тип и стиль речи. Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле.
- Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.
В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
А вот в финале: (26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?
Итак, проблема сформулирована.
Задания группам учащихся:
1 группа. Что дает человеку любовь к природе?
Об этой проблеме размышляет автор статьи.
2 группа. Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?
Задание: прокомментировать проблему
Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.
(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
(6) Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (7) Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (8) Чувство природы врожденное. (9) И есть оно у каждого человека. (10) Но чувство это спит. (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный учебник? (13) Вряд ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». (18) Я считаю ее своим «будильником».
Получаем следующий комментарий:
1 группа: В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
2 группа: Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».
Определяем позицию автора.
Рекомендуем перечитать поставленный вопрос:
1 группа: Что дает человеку любовь к природе, найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция.
2 группа: Что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?
Чаще всего наиболее четко позиция автора сформулирована в последнем абзаце.
(26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
У нас получилось
1 группа:
В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит , издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».
2 группа:
Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».
4. Выражаем свою позицию.
Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна совпадать с ответом на этот вопрос! Соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами.
1 группа:
Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.
2 группа:
В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»
5. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.
Попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры , подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.
1 группа.
1 аргумент. Природа была источником вдохновения для многих поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.
2 аргумент. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому , пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.
2 группа.
1 аргумент. Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.
2 аргумент. Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой.
6. Подводим итог - пишем заключение.
Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.
1 группа.
Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того , чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».
2 группа.
Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.
Перечитаем получившийся текст.
Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста.
По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему!
Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали.
Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.
- Этап обобщения и систематизации учебного материала.
Итоговая творческая работа. Синквейн (коллективная работа)
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Итак, сегодня на уроке мы вспомнили основные понятия раздела «Коммуникативный аспект культуры речи. Текст»», отрабатывали методику написания сочинения по исходному тексту по разным проблемам, получились 2 совершенно разных текста. Другая проблема - это уже другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.
- Рефлексия: итоги работы
Домашнее задание: написать сочинение по исходному тексту, используя рабочие материалы, собранные на этом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»
Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся. ...
Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...
Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)
Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших классов и призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...
Основные аспекты культуры речи
Разработка учебного занятия в 10 классе поможет...
Методическое пособие «Нормативный аспект культуры речи»
Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших классов и призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Данный курс ...