конспект урока «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока русского языка  «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_kultura_rechi_zdorovesberezh.odt38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»

Цели урока:

Познавательный аспект: 1)повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку;

2) продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект:1) совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

2)  формирование навыков контроля и самоконтроля;

3) активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач;

4) воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

        Оборудование: раздаточный материал (памятки, тесты), карточки с заданием,  зачетный лист урока.

   

   

     

       План урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время   (мин.)

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок. Постановка учебной задачи

1

2

Речевая разминка

Найти и исправить речевую ошибку

3

3

Работа по карточке у доски

Найти и исправить лексическую ошибку

6

4

Повторение и обобщение материал по теме

Повторить и обобщить знания о видах грамматических ошибок

8

5

Физкультминутка

Динамическая пауза. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

1

6

Проверка работы по карточке у доски

Проверить работу учащегося у доски

1

7

Работа по карточкам. Самостоятельная работа учащихся

Исправление речевых ошибок в тексте

9

8

Физкультминутка

Динамическая пауза.  Тренинг по снятию усталости мышц конечностей

1

9

Самостоятельная работа. Работа с раздаточным материалом

Закрепление, повторение и обобщение знаний о культуре речи

7

10

Итог урока

Подведение итогов урока

2

11

Оценки за урок

Проанализировать устные ответы учащихся и занести оценки в зачетный лист урока

1

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Постановка учебной задачи.

- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о вас сложилось  приятное впечатление, а имидж был позитивным?

(Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

- Культура речи.

-В первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным

3) Слово учителя.

- Вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст).

2. Работа по теме урока.

1) Орфоэпическая разминка

-Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Выполнить орфоэпическую разминку.

Выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:

1 вар. – с ударением на первом слоге;

2 вар. – с ударением на втором слоге;

3 вар. – с ударением на третьем слоге;

Знамение, обеспечение, маркетинг, упрочение, иконопись, танцовщица, договор, столяр, исповедание , изыск, каталог, туфля, жалюзи, мытарство, бармен.

Проверьте себя

1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен

2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство

3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ.

2). Вы уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, правильно определять значение слов. (Приложение )

1вариант.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

БОЛОТНЫЙ ил является превосходным удобрением.

Его доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным.

ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

АРТИСТИЧЕСКИЙ по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей.

Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.

2 вариант В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ( Приложение)

Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

У малыша отняли ЕДИНСТВЕННУЮ игрушку.

М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ (ЕДИНИЧНЫЕ) явления её.

Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

Этот человек был далеко не ЕДИНСТВЕННЫЙ в своём роде.

Слово учителя.

-  В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не  отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

3 Найдите грамматические ошибки: (Приложение)

1 вариант

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ИХ тетради

из ПОЛТОРА метров материи

самый МОЛОДОЙ

пар БОТИНОК

2 вариант

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. (Приложение)

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

много ВИШЕН

более ВЫШЕ прыгнуть (Высоко)

опытные ТРЕНЕРЫ

- Какие ошибки, кроме ошибок, допускаемых при образовании форм слова, допускают учащиеся?

1 вариант Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Увидев Андрея рядом с командиром, всё стало легко объяснимым.

1) ошибка в употреблении производного предлога

Б) Все, кто сегодня пришел на встречу с писателем, остался доволен интересной беседой.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) По окончанию института я решила поступать в магистратуру.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Пушкин стал первым издателем журнала «Современника».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавших зимой, в почве сохранилось много влаги.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

с косвенной речью

7)неправильное построение предложения

2 вариант Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам

1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) Журналист беседовал с командой футболистов, принявшим участие в чемпионате мира

2) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) Переводя текст, вам понадобится словарь.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Ряд статей о загадках природы Заполярья напечатан в журнале «Юном натуралисте».

4) неправильное употребление предлога

Д) Сразу же по приезду из лагеря Иринка побежала к Светке похвастаться найденным кусочком янтаря.

5) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

6)неправильное построение предложения с косвенной речью

7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

- Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

- Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

- Назовите ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.

Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Основная мысль выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

 Не скудела в наши дни».

- Какая проблема поставлена в этом стихотворении?

  В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.

Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Прочитайте текс рассказа Зощенко « Обезьяний язык»

Рассказ М.Зощенко «Обезьяний язык».

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси – всё, обратите внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-кА, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы. Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились. Очень умный и интеллигентный разговор был, но я понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами. Мой сосед, мужчина с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

- А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

- Пленарное, - небрежно ответил сосед... – сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался – только держись...

- И что же он, кворум-то этот?

- Да ничего, - ответил сосед, несколько растерявшись. – Подобрался и всё тут.

- Скажи на милость. – С огорчением покачал головой первый сосед. – С чего бы это он, а?

Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

- Я, прямо скажу, последнее время отношусь перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

- Не всегда это, – возразил первый. – Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да – индустрия конкретно.

- Конкретно фактически,- строго поправил второй..

- Пожалуй, - согласился собеседник. Конкретно фактически. Хотя как когда…

- Всегда. – коротко отрезал второй. – особенно если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься…

На трибуну взошёл человек и взмахнул рукой. Всё смолкло. Только соседи мои не сразу замолчали. На них зашикали.

Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:

- Это кто ж там такой вышедши?

- Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.

Оратор простёр руку вперёд и начал речь.

И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово кивали головами.

Трудно, товарищи, говорить по-русски!

-Какова Тема текста»

-Какова основная мысль? ( неуместное употребление слов).

- Какие слова были использованы не по назначению.

Пленарное заседание- заседание организаций, в пленарном заседании выступают наиболее значимые лица, включая приглашенных гостей, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений.

Кворум - число присутствующих на собрании организации, достаточное по закону или уставу для признания решения собрания правомочным.

Перманентно - продолжающийся непрерывно.

Индустрия промышленность, сфера производства, оснащённая современной техникой.

Подсекция- отдел, являющийся частью секции.

Минимально - самое малое, по меньшей мере.

Дискуссия - обсуждение спорного вопроса, проблемы.

Президиум - руководящий орган выборной организации

7 Предлагаю вам познакомиться с текстом Казначеевой.

- Определите проблему, которую поднимает Казначеева в своём тексте.

-Определите позицию автора.

Исходный текст

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (З)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.

(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.

(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк'ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». (По С. Казначееву).

Слово учителя :

- Заканчивая наш урок, хочется вспомнить слова Вальтера :«Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.»

Итог урока. Оценивание устных ответов учащихся. Выставление отметок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

конспект урока по право для 10 класса по теме " Право на благоприятную окружающую среду"

План - конспект урока по право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду". ...

Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"

Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока  от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...