Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ванюхина Анна Александровна

Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении образовательных це­лей в деятельность которых была включена рефлексия? Думаю, что мог бы подойти образ пути, движения, той же самой тра­ектории как результата непрерывной и последовательной деятельности. Путь не обязательно прямолинейный, но с направлением и с четко обо­значенными этапами. Рефлексия же не позволяет этому пути прерывать­ся.

Может ли с ее помощью осуществляется духовное развитие? Как осуществляется переход от внешне заданной рефлексии к внутренней? Считается, что может, если принять за основу образ Человека стано­вящегося, развивающегося. Переход может быть осуществлен как путь в развитии рефлексивного навыка от неосознанной некомпетентности (не знаю-не умею), через осознанную некомпетентность (знаю, что не умею) - к осознанной компетентности (знаю и умею) и наконец - к «не знаю как умею» (просто, как дышу). Думаю, что каждый этап необходимо разрабо­тать для диагностики и для работы каждому учителю, то есть по каким действиям или отсутствию действий можно понять, что ученик находится именно на этом уровне, а также для того, чтобы помочь ему перейти на другой уровень - что для этого нужно сделать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия как инструмент диагностики, достижения

и переопределения целей образования

Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении образовательных целей в деятельность которых была включена рефлексия? Думаю, что мог бы подойти образ пути, движения, той же самой траектории как результата непрерывной и последовательной деятельности. Путь не обязательно прямолинейный, но с направлением и с четко обозначенными этапами. Рефлексия же не позволяет этому пути прерываться.

Может ли с ее помощью осуществляется духовное развитие? Как осуществляется переход от внешне заданной рефлексии к внутренней? Считается, что может, если принять за основу образ Человека становящегося, развивающегося. Переход может быть осуществлен как путь в развитии рефлексивного навыка от неосознанной некомпетентности (не знаю-не умею), через осознанную некомпетентность (знаю, что не умею) - к осознанной компетентности (знаю и умею) и наконец - к «не знаю как умею» (просто, как дышу). Думаю, что каждый этап необходимо разработать для диагностики и для работы каждому учителю, то есть по каким действиям или отсутствию действий можно понять, что ученик находится именно на этом уровне, а также для того, чтобы помочь ему перейти на другой уровень - что для этого нужно сделать.

Примерно так я делала со своими учениками по целеполаганию. Анализируя собственные рефлексии, могу констатировать собственное продвижение: от эмоционального «пережевывания» (4-5 баллов) - до проблесков конструктивности (7-8 баллов). Итак, соотнеся вопросы с собственной рефлексией, я от первоначальных целей через осознание трудностей пришла к их переопределению и дальнейшему целеполаганию. Моя работа на этом этапе продуктивна, потому что она связана с моей личной целью в начале и не позволяет прерываться образовательному процессу.

На мой взгляд, рефлексия должна быть разной и интересной, как тому, кто её пишет, так и для того, кто её читает. Ребята иногда просто не хотят задуматься над ней или иногда не успевают записать все свои переживания и чувства. По собственному опыту знаю, каждый раз, когда пишу рефлексию, в начале думаю - ну всё те же вопросы, что ещё нового написать, а когда начинаю писать, то еле успеваю, столько мыслей появляется, хочется высказать, поделиться своими соображениями.

Очень часто ученики не испытывают потребности в осознании своего приращения и развития, не умеют определить причины своих результатов или проблем, которые возникли при выполнении заданий или другой деятельности. И это объяснимо, рефлексия - это внутренняя работа, которая под силу не каждому.

Поэтому уже в первом классе дети должны учиться рефлексировать. В своей работе  я использую разные формы рефлексии:

- вербальные (устное обсуждение),

- письменное  анкетирование,

- изобразительные   (например:   предлагаю  отразить   цветом   свои ощущения и успехи, нарисовать радугу, изобразив изменения, происходившие с тобой в течение работы и т.п.)

Самое элементарное - предложить детям показать мимикой свои чувства и ощущения. Ребята любят это делать, каждая «рожица», как лакмусовая бумажка успешности проведённой совместной работы.

Многие педагоги не воспринимают рефлексию всерьез. Педагоги не только сами игнорируют, но и не считают нужным развивать рефлексию в детях. Мне кажется, это идет от непонимания, зачем это нужно: разбираться в себе, своих поступках, что не получилось, в чем причина... Также и дети. Ведь очень часто можно встретить односложные рефлексии, написанные по предлагаемому шаблону, когда личность совсем не видна, просто отписка.

Как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек приходил к переопределению своих целей? Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где?

Мне кажется, что определение и переопределение своих целей учащийся сделает в диалоге либо с самим собой, либо учителем. Диалог - условие развития, причем затрагивает самые потаенные пласты психики, заставляет сомневаться, анализировать, соглашаться или нет. Как это сделать практически?   Например,   учащемуся   предлагается   вопросами опровергнуть цель, которая была сформулирована им ранее на прошлом уроке. Вот он, внутренний и внешний диалоги во взаимодействии. Другими словами, диалоговая рефлексия обеспечивает глубочайший анализ учащегося.

Рефлексии должны учитывать и возрастные особенности детей, и предметные. Приведу примеры поурочных рефлексий, которые были разработаны авторами учебного пособия «Моя информатика» для начальной школы (А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова):

1.  Отметь на графике точками уровень своего настроения при выполнении каждого номера задания. Соедини точки ломаной линией. Например, Настя поставила и соединила точки таким образом: ... (дается картинка графика с ломаной кривой).

2.  На рисунке изображены волшебные телефончики, которые помогут тебе осознать свою работу на уроке. Соедини стрелками выполненные тобой задания с теми телефончиками, которые больше всего подходят для тебя (можешь дорисовать свои телефончики). Рядом с телефончиками надписи типа - полезно, интересно, а зачем, скучно, др.

3.  Нарисуй компьютерную заставку (картинку), которая передает твои чувства во время урока. Ты можешь это сделать как в тетради, так и на компьютере с помощью учителя (родителя).

4.  Посмотри, как Информашка знаками изобразил свое впечатление от урока: ??..?! ?!..!!! Изобрази подобными знаками (или добавь новые знаки) свое впечатление от этого урока.

Много подобного рода рефлексивных заданий дается на отслеживание эмоционального состояния детей во время выполнения заданий.

        Приведу фрагменты рефлексий учащихся школы №2 г.Темрюка после участия в гуманитарных олимпиадах.

Няго Родион, 5 "Б" класс, олимпиада по русскому языку, 2013г.

Мне нравятся все олимпиады, я уже принимаю участие в олимпиадах не первый раз, но по русскому языку – первый. Я хотел узнать, какие будут задания по этой олимпиаде. Мое настроение было веселое, но вот уже сейчас я очень хочу спать. Мне понравились все задания, но больше всего удалось и понравилось задание про спор подлежащего и сказуемого. Самое трудное задание было – поделить слова на группы. Некоторые слова я записал в новые группы, которые я сам придумал, потому что в те группы они не подходили.

Маркс Марина, 8 "Г" класс, олимпиада по русскому языку, 2013г.

Уважаемые будущие участники олимпиады по русскому языку! Я, ученица 8 класса, участвовала в такой олимпиаде впервые. Я поняла, что самые лучшие идеи рождаются в первый момент. Не нужно отчаиваться, если что-то не получается. Твердите себе: «У меня все получится». Именно таким способом я пришла к решению многих заданий. Очень многие ребята, когда у них что-то не получается, жалуются, что их Муза «куда-то ушла». А я постаралась забыть про свою Музу, и вы не поверите: по-видимому, ей это не понравилось, и она вернулась! И самый главный совет будущим участникам таких олимпиад: ничего не бойтесь! У вас все получится!

Николаенко Виктория, 8 «В» класс, олимпиада по русскому языку, 2013г.

Здравствуйте, меня зовут Николаенко Вика, а вы, наверное, и есть мои потомки. Привет новичкам, привет и «бывалым». Я сама уже «бывалая» - пробую свои силы в четвертый раз, поэтому можете считать меня «старичком», но не слабым, беспомощным и немощным, а полным сил, активным и молодым. Мой главный вам совет: никогда не бойтесь трудностей, связанных с заданиями. Входите в образ быстро, будьте в одну минуту и шпионом, и филологом, и телезрителем, и составителем словаря, не хуже Ожегова, но главное – оставайтесь самими собой, иначе у вас никогда не будет искренних, креативных, интересных идей – истинно ВАШИХ. Делайте все уверенно, верьте в свои силы, никогда в них не сомневайтесь, а еще – учитесь исправлять свои ошибки в самых неисправляемых случаях, учитесь поворачивать «сюжет» задания в нужную вам сторону. В общем, удачи вам, потомки! Ни пуха, ни пера!

Новицкая Кристина, 8 "Г" класс, олимпиада по литературе, 2013г.

Знаете, я ведь только сегодня, именно во время этой олимпиады, сделала для себя открытие: я поняла, что не только нас Муза мучает во время выполнения этих заданий, но и людей, придумывающих эти задания, Муза тоже мучает!

…Чувство прекрасного во мне, как я считаю, живет. Поэтому с трудом рождалось лишь первые строки, а все остальные уже полились. Думаю, что вполне возможно, я увлекусь этим занятием, по крайней мере, писать мне было приятно, ведь я писала действительно от всей души…

Варенов Андрей, 8 "Г" класс, олимпиада по русскому языку, 2013г.

Учитель предложил ученикам нашего класса принять участие в олимпиаде, и я, не раздумывая, решил принять участие, ведь я уже пробовал свои силы в олимпиаде по литературе, и мне очень понравилось. В таких олимпиадах помогают уже заложенные знания, фантазия и уверенность в себе и своих силах. Помогло и умение видеть в дополнительных материалах, которые нам предоставлялись, правильные и нужные мысли и идеи. Некоторые затруднения вызвало четвертое задание. Ведь сейчас мало словарей, в которых представлены устаревшие слова. Именно маленький словарный запас устаревших слов поставил меня в тупик. Так что советую всем читать побольше древней литературы. На этой олимпиаде я пополнил свой запас слов. В основном устаревших: узнал их значение, смысл. Если вы добыли знания, то запомните эти слова, потому что когда ты читаешь какую-либо литературу, то тебе встречаются знакомые слова, но ты не знаешь, что оно означает. Поэтому нужно вести словарик и записывать новые слова. А потом почаще открывать этот словарик и давать вторую жизнь этим словам. Всем будущим участникам олимпиады желаю успеха, новых знаний и целеустремленности к победе.

Романова Виктория, 9 «А» класс, литература, 2013г.

В олимпиаде я участвую не первый раз, поэтому и решил написать эту рефлексию, так как поняла разницу между своим миром идей, который был в прошлом году и который сейчас. В том году я участвовала в олимпиаде первый раз. Мне было страшно, но при этом очень интересно. Все задания переносили меня из одного микромира в другой. Я находила в своей голове такие идеи, которые не нашел бы никогда. Но сейчас они не казались мне билетом в тот мир идей. И, кажется, я знаю почему. Я стала взрослей, взгляды почти на все поменялись и, соответственно, идеи тоже. Это плохо. Я, наверное, целый час не могла подобрать ключик в ту комнату идей, которую пополнила с прошлой олимпиады. И когда я зашла в мир идей, то там было пусто. Мне пришлось все восстанавливать. Я очень жалею, что взрослею. Хоть и говорят, что взрослые понимают детей, но идеи ребенка куда лучше, разнообразнее и, главное, интереснее, чем у взрослых. Мой мир идей был куда скучнее, чем в том году.

Не смотря на это, я хочу описать мой мир идей. Если воспользоваться красками, то это были бы зеленый и желтый цвета. Всего два, а должно быть гораздо больше цветов. Конечно, это теплые цвета, но теплые потому, что было приятно выполнить что-то из старых идей. Мои идеи приняли образ автомобиля желто-зеленого цвета, который уезжает от дома идей, и я знаю, что больше не вернусь в этот дом. А жаль… Ведь я нашла то место, где я могла реализовать свои идеи. Я поняла, что при помощи олимпиады могу доказать себе, что я не однообразна. На олимпиаде я могу придумывать, сочинять. Мне нравятся такие задания. Обычно в школе я их терпеть не могу. Ну вот опять учитель дал задание, при том скучное. Не все учителя такие. На одних уроках бывают задания занимательные. Нужно уметь преподнести эти задания, чтобы ученик считал это не только работой, требующей определенных знаний. Я считаю, что он должен не только изучать и пользоваться учебным материалом, но и дополнительными, развивать фантазию, укреплять особый дух детства, который должен быть в каждом, иначе будет тяжелее жить и переносить проблемы и неудачи.

Шакиров Тимур, 9 "А" класс, русский язык, 2913г.

Я первый раз пишу олимпиаду, в ней требуется исследовать, глубоко анализировать слова, речь других. И это очень меня заинтересовало. Так как я участвую в такой олимпиаде в первый раз, то задания для меня достаточно тяжелы. Но эти задания пробудили во мне огромный интерес.

Эта олимпиада мне понравилась своим разнообразием. Чтобы достаточно хорошо выполнить все задания нужно знать школьный материал, уметь находить в словах определённый смысл. В данной олимпиаде нужно было не только придумывать, но и анализировать то ,что придумал.

Эта олимпиада напомнила мне, что наш язык очень богат, а окружающие люди-это источники интереснейшей информации. И задания показали, что я очень невнимателен к речи окружающих, а ведь это неиссякаемый  водопад неологизмов. И мне пришлось достаточно напрячь свою память, чтобы вспомнить что-то интересное , необычное.

Я не могу сказать, что я попал в мир идей полностью .Ведь я параллельно попал и в мир памяти. Второе задание падало мне идею, что нужно искать в обыкновенных словах скрытый, видимый только мне смысл. Это задание мне понравилось особенно. Оно помогло мне открыть дверь в мир идей.

При участии в данной олимпиаде мой мир принял форму многоугольника, и при этом сосчитать невозможно. Ведь мир памяти и идей не имеет счёта.

Данная олимпиада помогла мне понять и обнаружить свои проблемы. После олимпиады мне будет над чем подумать, будет что анализировать. Я понял, что нужно делать для собственного развития в области русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как способ достижения важнейших целей образования

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать пробл...

Рефлексия как инструмент развития познавательных стратегий школьников при изучении физики.

Что такое технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников? Что такое модель ТОТЕ в этой технологии? Какую роль играет рефлексивный компонент в этой технологии? Какой мой опыт...

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках химии

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если понимает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в раб...

Приемы рефлексии как инструмент повышения качества образования в условиях ФГОС

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока в начальных классах.Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем: какие цели до...

Использование учебных текстов, как средства достижения развивающих и воспитательных целей образования в практической деятельности учителя

основные особенности  создания, отбора и назначения учебных текстов, как  ключевой дилактиеской единицы  учебного занятия...