Приемы рефлексии как инструмент повышения качества образования в условиях ФГОС
методическая разработка

Тимошенко Валентина Михайловна

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока в начальных классах.Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем: какие цели достигнуты; какие знания получены; как информация может использоваться в будущем; можно ли корректно оценить свою работу и труд одноклассников; развитие привычек самоконтроля; развитие критического мышления; формирование осмысленного подхода ко всему происходящему, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Тимошенко Валентина Михайловна,

учитель начальных классов  и родного языка

МБОУ  «Брюшлинская ООШ» Менделеевского

МР РТ, timoshenko-31@mail.ru

Приемы рефлексии как инструмент повышения

качества образования в условиях ФГОС

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока в начальных классах. Так что же такое рефлексия?  По Википедии «Рефле́ксия» (от латинского reflexio «обращение назад») - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, то есть, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.  Толковый  словарь  русского языка Ожегова С.И. даёт следующее определение: «Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Итак, в конце урока каждый учитель должен уметь определить эффективность проделанной работы, то есть узнать, как изученный материал усвоили учащиеся. Также учитель пользуется рефлексией, чтобы определить план своей дальнейшей работы, оценить сильных и слабых учеников, найти подход к ним. Прием может осуществляться абсолютно на любом этапе урока, в конце пройденной темы. Ребенку же этот прием помогает систематизировать знания и сравнить успехи с достижениями одноклассников. 

Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем: какие цели достигнуты; какие знания получены; как информация может использоваться в будущем; можно ли корректно оценить свою работу и труд одноклассников; развитие привычек самоконтроля; развитие критического мышления; формирование осмысленного подхода ко всему происходящему, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. То есть, рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими,  со своими. Рефлексия связана с формированием личностных и  метапредметных универсальных учебных действий.

          Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность. Отлично помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе".

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема и наоборот. Данную рефлексию легко проводить даже с первоклассниками: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, сигнальные карточки и т.д.  Целесообразно проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы. В своей работе с начальными классами я использую такие приемы, как, «Солнышко», «Яблоня», «Мои чувства», «Цветик-многоцветик», «Сказочное дерево».

«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, было скучно, грустно. 
«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.  Интересен и практичен приём «Мои чувства». В конце урока я прошу нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения: «Точка» - на занятии всё было понятно. «Знак вопроса» - н все было понятно. «Восклицательный знак» - всё было понятно, есть уверенность, что знания по теме твёрдые. «Многоточие» - тема кажется непонятной. «Цветик-многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. «Сказочное дерево  (поляна)». Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

Рефлексию деятельности целесообразно применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Она помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Для этого использую: «Лесенку успеха». Каждая ступень - один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами. "Знаки"  - удобно использовать при обучении чистописанию. Нужно попросить учащихся обвести или подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать. 

Огонёк общения. 1) Дети встают в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит: «Сегодня меня порадовало…», «Сегодня меня огорчило…».

2) На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня «спасибо»); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения. Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

Рефлексию содержания учебного материала удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного материала, оценить эффективность собственной работы на уроке. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, как работали – каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Например, «Рефлексивный экран». Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось… и т. п.

"Плюс–минус–интересно". Для письменного выполнения учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Подбор фразеологизмов». Учащиеся оценивают свою работу и работу соседа по парте с помощью знакомых им фразеологизмами:

- спустя рукава

- краем уха

- как рыба о лед

- шевелить мозгами

- ловить ворон

- комар носа не подточит

- в два счета

- войти во вкус

- зарубить на носу

- держать ухо востро

Анкета «Выбор»

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен, полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется

 

легким / трудным

интересным / не интересным

Анкетирование учащихся позволяет учителю проанализировать, на каком этапе, интеллектуальном уровне развития находится ученик, какие возникли у него трудности, что сумел уже достигнуть, его отношение к изучаемой теме.

«Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, я планирую провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У меня - 4 вагончика. Предлагаю своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Но не стоит зацикливаться на одном и том же способе рефлексии. И учителю, и детям, должен был интересен этот процесс. Нужна постоянная смена приемов. Если бесконечно используется один и тот же прием, то детям перестанут быть интересны уроки, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми. Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзина идей обновлялась, а класс постоянно развивался и думал, а не сидел на одном месте. При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

-возрастные особенности учащихся и состав класса;

-особенности предмета, тему и тип урока, уроки гуманитарного цикла более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.

Таким образом, организация рефлексии на уроке начальных классов каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация - залог повышения качества образования, одна из ведущих задач образования. Умение рефлексировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности и идти в ногу со временем.

Использованная литература

  1. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007.
  2.  Ожегов С. И. Словарь  русского языка. – М., Изд. «Русский язык», 1978.
  3. https://nsportal.ru. Бахвалова Е. Е. Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы.
  4. https://videouroki.net/. Копилка рефлексии по ФГОС НОО.
  5. https://ru.wikipedia.org/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Буклет "Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС" с классификацией , видами и примерами....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию на о...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Материал представляет собой презентацию, состоящую из двух частей и текста к этой презентации на тему "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".Материал может быть использован ...

Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия, как структурный компонент урока,  направлена на достижение различных целей: эмоци...