Использование учебных текстов, как средства достижения развивающих и воспитательных целей образования в практической деятельности учителя
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
основные особенности создания, отбора и назначения учебных текстов, как ключевой дилактиеской единицы учебного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sergeev_s.s.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование учебных текстов, как средства достижения развивающих и воспитательных целей образования в практической деятельности учителя. Сергеев С.С.
Реализуемое в современной школе качественное обновление образовательного процесса, диктует приведение в соответствие собственной педагогической деятельности с обновленными ФГОС [1]. Одно из реализуемых качественных изменений в школе в соответствии с обновленными нормативами должно стать повышение функциональной грамотности выпускников школ в целом и читательской грамотности в частности. Этим обуславливается субъективный поиск учителем наиболее оптимальных и эффективных приемов и способов обучения и воспитания. Известно, что основной содержательной дидактической единицей гуманитарного образования на уроке являются тексты, информация в различном виде. От того, насколько качественно будет организована работа с учебной информацией, зависит степень реализации обновленных требований к образовательным результатам. Отсюда вытекает первое противоречие: системное - объективно - школа обязана развить функциональные (читательские) навыки и компетенции работы с информацией и субъективно - информационной перегрузки личности в современном обществе. Исследователь феномена информационной перегрузки современного общества А.Д. Елеков отмечает: «Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. Полезной мы называем ту информацию, которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность личности или социальной организации…»[2]. Очевидно, что переложение информационной перегрузки общества в целом на личность современного школьника более чем закономерно. Отсюда, в том числе, и низкая читательская активность обучающихся и их «нежелание» погружаться в текст. В этом смысле возникает противоречие между требованиями обновленных ФГОС в части формирования и развития функциональной /читательской грамотности с одной стороны и отсутствие мотивации к чтению с другой. Невозможно представить современного успешного образованного человека, не владеющего универсальными читательскими компетенциями. Таким образом, формируемая учителем и школой успешность современного выпускника в информационном обществе напрямую зависит от его способности осваивать, воспринимать, интерпретировать, анализировать информацию в различном виде.
Существенный вклад в работу учителя вносят и изменения, касаемые воспитательного вектора нововведений. В этой связи внедряемые государством формы и методы воспитания ( «Разговоры о важном») отнюдь не случайны и требует использования в повседневной работе определенного педагогического инструментария, нестандартного подхода к стандартным вопросам воспитания личности. Воспитательная эффективность образования личности достигается не только усилиями классного руководителя, преподавателя дополнительного образования, но и учителя предметника. Иными словами учителю необходимо выстроить собственную педагогическую деятельность таким образом, чтобы достигались и цели учебные и цели воспитательные в рамках учебного или внеурочного занятия. На первый взгляд понятная задача становиться подчас трудновыполнимой в практической деятельности педагога, учитывая, что достаточного педагогического оценочного инструментария достижения воспитательных целей образования нет в учительском арсенале.
Перекладывая глобальные проблемы и цели российского образования на собственную педагогическую деятельность можно отметить некоторые особенности «восприятия» текста у обучающихся. Первая особенность заключается в изначальном отторжении больших по объему текстов обучающимися на уроках. Дети не хотят читать большие книги, параграфы, разделы и т.п. Эта особенность особенно ярко проявляется в 5-9-х классах, и несколько нивелируется к 10-11 классу. Учитывая, что история и обществознание относятся к гуманитарным учебным дисциплинам, в основе которых лежат тексты в том или ином виде, данная особенность является препятствием для достижения педагогических целей основного общего образования. Другой особенностью восприятия учебной информации можно отметить тот факт, что большинство текстов, предлагаемых к обучению на уроках истории и обществознания, носит обобщающий характер, не являются практико-ориентированной информацией, то есть, информацией в которой бы была практическая польза для решения той или иной личной задачи или проблемы обучающегося. При том, что процесс чтения в соответствии с представлениями PISA понимается как «деятельность, в которой читатель взаимодействует как с текстом, который он читает, так и с задачами, которые он хочет выполнить во время или после чтения текста»[3]. Интерпретирую: предлагаемая( специально конструируемая) информация должна побуждать к мыслительному действию. Нельзя не отметить так же, что информация, представленная в учебных текстах, не всегда имеет достаточный дидактический потенциал[4]. Возникает вопрос о качестве учебников и учебной литературы, с точки зрения формирования и развития мета предметных компетентностей. Конечно, в вопросе повышения мотивации к чтению огромная роль принадлежит учителю, который перестраивает имеющийся текст, под конкретные задачи класса или ученика. Но такая перестройка текста отнимает основной ресурс – время. А потому зачастую, приходиться довольствоваться той дидактической базой, которая есть в наличии. В контексте вышеизложенного логично поставить вопрос: какими средствами, приемами, методами достигнуть заявленных Стандартом целей школьного образования? Какими приемами развивать и формировать навыки работы с текстом?
Современная педагогическая наука дает достаточно обширный выбор инструментов для решения поставленных задач. В собственной педагогической деятельности активно использую «Кейс-технологии» и метод проблемно-диалогического обучения. Известно, что метод сase-study, заимствованный из бизнес-среды нашел широкое распространение в наших школах. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)[4]. При этом предлагаемая в кейсе ситуация может быть и вымышленной, но максимально приближенной к реальности. В этом смысле, моделируемая в кейсе ситуация будет носить ярко выраженный практико-ориентированный подход, отражать значимость содержащейся в кейсе информации для личности обучающегося. Но для того, чтобы такой кейс заработал, его надо сконструировать, учитывая ряд особенностей: возраст, цель, задача, измеримость ученической деятельности. Моя задача, как классного руководителя (учителя), заключается в том, чтобы смоделировать такую ситуацию на классном часе, внеурочном занятии, которая бы а) была актуальной, б) мотивировала к чтению в) носила противоречивый характер. Противоречивость предлагаемой к изучению информации мне представляется принципиально важным. Поскольку логика проблемного обучения[5] предполагает наличие определенного противоречия между тем что «Я уже знаю» и « Я не знаю». На стыке двух позиций и происходит развитие. Если противоречие (проблема) будет отсутствовать в тексте теряется дидактический потенциал предлагаемой к работе информации. Другими словами – перед нами актуальный (для обучающегося) текст, содержащий определенное(ые) противоречия. Работа с текстом выстраивается в три этапа: 1) основная часть, работа с текстом, заполнение рабочих листов. 2) Представление, обобщение полученных результатов. 3. Рефлексия, обсуждение собственной деятельности. Ниже приведен текст, используемый на классном часе по профориентации обучающихся.
Учебный текст, формат классного часа, 8 класс. Тема «Трудный выбор».
ТЕКСТ №1
Ученики 9 класса Денис Туровцев и Кирилл Беляков были друзьями с самого раннего детства. Все делили поровну: деньги, которые давали родители на карманные расходы и, конечно, как полагается друзьям, тайны. В их дружбе было что-то странное на первый взгляд. Денис был сильным и смелым, с твердым характером, занимался дзюдо, но довольно слабо учился, часто имел «двойки» по предметам и прогуливал школу. Кирилл же наоборот имел отличные интеллектуальные задатки, нестандартное мышление, но был хилым и слабым и не имел своей точки зрения. Он во всем и всегда полагался на мнение Дениса. Тот, в свою очередь, защищал друга от нападок и всегда выручал Кирилла в трудных ситуациях. Шло время…
Учебный год подошел к концу. Нужно было определяться или в 10 класс идти или забирать документы и учиться в колледже.
В один из дней Денис завязал с Кириллом разговор, относительно их ближайшего будущего.
- Я вчера с мамой разговаривал, она говорит, что ЕГЭ мне в 11 классе не сдать, что время уходит, нужно идти в колледж, получать рабочую специальность, например сварщика. А что? Они знаешь, сколько получают?
- Сколько?- живо спросил Кирилл.
– Не знаю, мама говорит, что сварщики хорошо получают. В общем, ты со мной или как? Завтра нужно документы в колледж отнести и заявление на поступление написать. Денис посмотрел другу прямо в глаза, но Кирилл молчал и преданными глазами смотрел на Дениса. Не было еще случая, за все время их дружбы, чтобы он подвел друга и уж тем более ослушался. Кирилл планировал закончить 11 классов и выучиться на химика-технолога. В школе, учитель химии Елена Викторовна, не могла нарадоваться на Кирилла и только и твердила ему, что у него большое будущее. Кириллу было страшно остаться одному, потому что друзей у него больше не было, да и не представлял он своей жизни без своего лучшего друга Дениса.
- Ну, ты чё залип?- слегка ткнул друга в бок Денис. Я спрашиваю, ты со мной, или как?
Кирилл задумался…
По ходу работы с кейсом предлагаю ребятам заполнить рабочую матрицу, которая выглядит следующим образом.
Задание.
- Внимательно ознакомьтесь с предложенным текстом.
- Заполните таблицу.
- Озвучьте полученные результаты.
Текст №1 | Какое название вы могли бы дать тексту? | Назовите главных героев | Укажите положительные качества главного героя | В чем вы видите проблему (проблемы) | Каких качеств личности не достает главному герою (героям) | Какой совет вы могли бы дать главным героям для разрешения проблемы |
Работу с текстом можно выстраивать в формате групповой деятельности либо индивидуально. Наличие рабочей матрицы позволяет помимо всего прочего дать оценку непосредственно читательским навыкам обучающихся, поскольку изначально заложены проверяемые читательские умения – обобщение, интерпретацию, установление фактов, и т.д. Другой логикой разворота занятия может стать изучение нескольких текстов одновременно, с последующим нахождением общего и различного, выработка индивидуальных действий в аналогичной ситуации. После работы с текстом целесообразно провести определенную фиксацию полученных результатов. Провожу ее следующим образом.
- Прошу детей взять наугад из стопки заранее подготовленных карточек по одной с надписью «Проблема» и одной с надписью «Решение». (при этом доставшаяся проблема и решение не совпадают.)
- Встать в круг спиной внутрь.
- Ставлю задачу за определенный промежуток времени найти решение той проблемы, которая им досталась.
Для решения имеющейся проблемы необходимо ее озвучить, рассказать о ней (показать), вступить в эффективную коммуникацию с целью решения проблемы.
Ниже представлен пример подобных карточек с проблемами и предлагаемыми способами их решения. В данном случае карточки приведены в соответствие друг с другом.
Карточки для рефлексивного этапа
Проблема | Решение |
| 1.Обратиться к классному руководителю, учителю, психологу за помощью. 2. Пройти профориентационное тестирование. 3. Обратиться в службу занятости своего района, города. |
| 1.Изучить атлас современных профессий (https://atlas100.ru/catalog/). 2. Исследовать рынок труда. 3. Обратиться за помощью к классному руководителю. |
| Начать откладывать деньги на будущее образование. (Например, с карманных расходов) 2. Устроиться на работу (разрешено с 14 лет) 3. Взять образовательный кредит в банке. |
Использование такого проблемного подхода к проведению классного часа, позволяет с одной стороны – активизировать мыслительную деятельность, погрузить детей в процесс чтения, актуализировать наличие проблемы выбора профессии (особенно на пороге 9 класса основной школы.), с другой стороны – проговорить с детьми наиболее важные для них вопросы, найти способы и модели успешного разрешения проблемной ситуации.
Интересным и эффективным инструментом работы классного руководителя может стать работа с кейсами при организации и проведении родительских собраний, семейных клубов. Такая работа с родителями позволяет посмотреть на «типовые» ситуации выбора со стороны, увидеть преимущества и недостатки собственной позиции по отношению к поведению ребенка, пониманию мотивов его поступков.
Таким образом, специально конструируемые учебные тексы позволяют активизировать читательский интерес, повышают мотивацию, и эффективность работы с текстом, способствуют формированию читательской культуры личности современного выпускника школы.
Библиографический список
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). URL: https://clck.ru/33KrnL (дата обращения: 16.10.2021).
- Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей [Текст] / А.Д. Еляков // Социологические исследования. – 2005. – № 5. – С. 114-121.
- Аналитический отчет по результатам международного исследования PISA-2018 [Электронный ресурс]. – URL: http://www. centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html.
- Лобашев В.Д. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 8. – С. 69-71;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5267 (дата обращения: 17.04.2023). - Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь, «СФК-офис» С. 22/
- Махмутов М.И. Проблемное обучение.— М: «Просвещение»., 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
Отчет об экспериментальной деятельности учителя русского языка и литературы...
Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.
ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....
Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.
ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....
Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.
ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....
Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.
ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....
Комплексный анализ текста как средство достижения планируемых результатов освоения образовательных программ
В статье дается краткий анализ планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку в части знаний, умений и навыков с учетом требований ФГОС, а также предлагается практический...
Система развивающего обучения и её применение в практической деятельности учителя русского языка и литературы
В статье рассказывается об истории педагогической технологии развивающего обучения, актуальности её использования. Представлен материал из опыта работы....