Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
методическая разработка по физике (7, 8 класс) на тему

Ябурова Евгения Александровна

В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в работе также приводится шкала соотвтествия набранного количества баллов при выполнении заданий к тексту уровню сформированности у обучапющихся универсальных учебных действий (составлять план текста, находить в тексте явную и неявную информацию, строить речевое высказывание и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_metapredmetnyh_rezultatov.doc1008.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Соликамска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Методические материалы

ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ

ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

 

                                                   

Автор:

Евгения Александровна Ябурова,

учитель физики МАОУ «Гимназия №1»

г. Соликамска              

Соликамск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

3

Основная часть………………………………………………………………..

3

Сущность и целевые ориентации практико-ориентированного обучения

3

Роль задач с практическим содержанием в реализации целей практико-ориентированного обучения физике…………………………………..

4

Текстовые задачи с практическим содержанием как средство оценки уровня сформированности у обучающихся  универсальных учебных действий

6

Заключение……………………………………………………………………..

10

Список литературы…………………………………………………………….

11

Приложение 1. Примеры практико-ориентированных задач по физике по разделу «Электромагнитные явления»……………………………………….

12

Приложение 2. Модель обеспечения единства процессов формирования знаний и развития практических умений…………………………………….

15

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ориентирован на становление целого ряда личностных характеристик выпускника, среди них: заинтересованность в познании мира; умение ориентироваться в мире профессий; способность осознавать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [6]. В связи с этим важнейшим требованием общества к подготовке обучающихся становится формирование у них готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

Большими возможностями для реализации идей, заложенных в Стандарте второго поколения, обладает технология практико-ориентированного обучения, основная идея которой состоит в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач [4].

Одним из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике являются задачи с практическим содержанием [1].

Практико-ориентированные задания можно использовать на различных этапах урока для реализации самых разных учебных целей. Одна из них – диагностика у обучающихся предметных и метапредметных образовательных результатов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сущность и целевые ориентации

практико-ориентированного обучения

Исследованию проблем, связанных с практической подготовкой обучающихся, посвящены фундаментальные исследования многих отечественных педагогов и методистов. Анализ исследований показал, что решение проблемы повышения результативности практической подготовки обучающихся ведется, в основном, по двум направлениям: через формирование у обучающихся знаний на основе реализации принципа практической направленности обучения и через развитие практических умений при обучении физике. Такая дифференциация позволила глубоко изучить обе стороны единого процесса подготовки обучающихся к практической деятельности [3]. В настоящее время разрабатывается концепция, основной идеей которой является усиление практического аспекта подготовки обучающихся за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых обучающимися знаний. Эта концепция нашла отражение в теории практико-ориентированного обучения (И.Ю. Калугина, Н.В. Чекалева и др.). Основной целью практико-ориентированного обучения (ПОО) является подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности [4].

ПОО следует рассматривать как технологический подход к обучению, представляющий собой совокупность идей и положений, определяющих выбор всех компонентов учебного процесса и особенностей их взаимодействия. В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание теории и практики  [2].

Анализ работ И.Ю. Калугиной, Н.В. Чекалевой и др. позволяет сформулировать положение о том, что сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем [4].

Приняв во внимание сказанное выше, мы разработали модель обеспечения единства процессов формирования знаний и развития практических умений применительно к учебному процессу по физике [5]. Эта модель представлена в Приложении 2.

В качестве целевых ориентаций практико-ориентированного обучения можно выделить следующие: формирование умений использовать предметные знания для решения возникающих в практической деятельности задач; развитие потребности к самосовершенствованию и самореализации; усвоение способов самостоятельной деятельности; обеспечение познавательной активности учебного процесса; формирование готовности применять полученные знания и умения в процессе жизнедеятельности и др.

Роль задач с практическим содержанием в реализации целей

практико-ориентированного обучения физике

Одним из основных средств реализации практико-ориентированной технологии являются задачи с практическим содержанием.

Под физической задачей с практическим содержанием договоримся понимать задачу, направленную на выявление физической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе своей практической деятельности. Считаем, что данное определение отражает особенности содержания и процесса решения задач с практическим содержанием и их отличие от других видов физических задач [7].

Нами была разработана классификация задач с практическим содержанием по различным основаниям: основному способу решения; целевому назначению; месту в процессе формирования у обучающихся знаний; месту в процессе развития у обучающихся практических умений. Например, по целевому назначению задачи с практическим содержанием можно разделить на следующие типы:

  • задачи, демонстрирующие применение физических законов и закономерностей в быту и повседневной жизнедеятельности человека;
  • задачи с производственно-техническим содержанием;
  • задачи, раскрывающие значение физики в практике познания окружающей действительности.

Задачи первого типа позволяют осуществлять на их основе развитие у обучающихся умения использовать полученные знания в своей повседневной деятельности. Решение задач второго типа способствует формированию у обучающихся готовности к применению приобретаемых знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Задачи третьего типа позволяют реализовать такую цель практико-ориентированного обучения, как развитие мышления обучающихся для формирования у них опыта деятельности в сфере познания окружающей действительности. Примеры практико-ориентированных задач каждого из выделенных типов приведены в Приложении 1.

В результате детального изучения дидактических возможностей задач с практическим содержанием в реализации технологии практико-ориентированного обучения физике мы достигли следующих важных результатов:

  • определили функции задач с практическим содержанием в учебном процессе по физике (обучающая, развивающая, воспитательная, побуждающая, прогностическая, интегративная,  контролирующая и мотивационная) [7];
  • сформулировали принципы составления комплекса задач с практическим содержанием (принцип возможности использования каждой задачи для одновременного формирования на ее основе теоретических знаний и практических умений (ключевых компетенций обучающихся); принцип оперативного использования результатов решения задач в процессе жизнедеятельности человека; принцип потенциальной возможности использования результатов решения задач в дальнейшей практической деятельности; принцип доступности задачного материала; принцип дифференциации и индивидуализации; принцип наглядности; принцип множественности описаний) [5];
  • основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий, разработали структуру учебной деятельности по решению практико-ориентированных задач [7];
  • подготовили сборник практико-ориентированных заданий за курс физики 8 класса и разработали методические рекомендации для педагогов по работе со сборником задач (сборник задач и методические рекомендации выпущены в ООО «Типограф» в 2015 г.).

Сегодня предметом нашего исследования являются задачи с практическим содержанием в качестве средства диагностики предметных и метапредметных результатов обучения. Пример работы с текстовой практико-ориентированной задачей для оценки уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) приведен в следующем параграфе данной работы.

Текстовые задачи с практическим содержанием

как средство оценки уровня сформированности у обучающихся

универсальных учебных действий

Практико-ориентированные задачи обладают большими возможностями для диагностики у обучающихся предметных и метапредметных результатов. Ниже представлен текст «Молния» и разработанные нами задания к нему, а также приведены критерии оценки и шкала соответствия результатов выполнения заданий уровню сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (критерии оценивания и шкала также были разработаны нами самостоятельно).

МОЛНИЯ

Молния – это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.

Молния появляется вследствие возникновения электрического напряжения между соседними облаками, либо между облаком и поверхностью Земли. В нижней части облака, как правило, накапливаются электроны, которые притягиваются положительными ионами участка поверхности Земли, расположенными под ним. Когда напряжение возрастает до критического уровня, внезапно образуется лавина электронов (вспышка), нейтрализующая и облако, и поверхность Земли.

Действия молний настолько разнообразны, что раньше люди поневоле думали о каком-то особом их происхождении. В одних случаях она наповал убивает и сжигает человека, даже не коснувшись его одежды, которая остаётся нетронутой. В других она раздевает человека догола, не причинив ему ни малейшего вреда, ни одной царапины. Иной раз  ворует монеты, не повредив ни кошелька, ни кармана, или срывает позолоту с люстры и переносит её на штукатурку стены, не тронув самой люстры и проч. Разнообразных фактов действия молний человечество за века накопило великое множество. Весьма опасны прямые удары молнии в воздушные линии связи с деревянными опорами, что может привести к разрушениям, пожарам и поражению людей электрическим током. Прямые удары молнии в высоковольтные линии электропередачи вызывают электрические разряды с провода на землю или между проводами; они приводят к коротким замыканиям и отключению линий. Попадание молнии в самолёт может привести к разрушениям элементов конструкции, нарушению работы радиоаппаратуры и навигационных приборов, ослеплению и даже непосредственному поражению экипажа. Достаточно сказать, что каждый год на Земле наблюдается до 2 миллиардов вспышек молнии, от которых погибает около 20, а получают увечья до 80 человек ежедневно!

Электрическая природа молнии впервые была раскрыта в исследованиях американского физика Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. Во время грозы Франклин вызывал электрический разряд между концом воздушного змея и поверхностью Земли. Опыты, аналогичные опытам Франклина, проводимые в целях изучения природы молнии, проводились многими учёными, в том числе и российским естествоиспытателем Георгом Вильгельмом Рихманом.

В грозовом облаке вода находится в виде кристаллов льда. Эти кристаллики трутся друг о друга, в результате чего образуются свободные электроны и положительные ионы, иначе говоря, генерируется статическое электричество. При этом возникающее напряжение оценивается в среднем примерно в 5·10В, а сила тока – в среднем 200 000 А. Эту силу тока обычно определяют по степени намагниченности стальных стержней громоотводов при ударе молний. Соответственно, мощность тока в разряде (молнии) порядка  1010 кВт. Эта мощность соизмерима с мощностью всей мировой энергетики.

ЗАДАНИЯ

Задание 1.  В какой последовательности изложены мысли в тексте? Допиши недостающий пункт.

  1. Определение молнии.
  2. Механизм возникновения молнии.
  3. ……………………………………………
  4. Опыты по выяснению электрической природы молнии.
  5. Числовые значения величин, характеризующих грозовой разряд.

Задание 2. Объясни одноклассникам механизм возникновения молнии.

Задание 3. Напиши, что ты узнал из текста о том, как генерируется статическое электричество в облаке.

Задание 4. Как заряжена земля под грозовым отрицательно заряженным облаком? Выбери букву, соответствующую правильному ответу.

а) положительно;

б) отрицательно;

в) не имеет заряда;

г) заряд может быть любым в зависимости от состава почвы под облаком.

Задание 5. Какое(-ие) утверждение(-я) о молнии верно(-ы):

1) молния – разряд, который возникает между заряженными облаками и между облаком и землей при достаточно высоком напряжении между ними;

2) молния – разряд, который возникает между заряженными облаками и между облаком и землей при достаточно разреженной атмосфере.

Выбери букву, соответствующую правильному ответу:

а) только 1;

б) только 2;

в) и 1, и 2;

г) ни 1, ни 2.

Задание 6. Дополни и закончи предложение: электрическая природа молнии была раскрыта в исследованиях…

Задание 7. Запиши, какие виды молний тебе знакомы. При необходимости используй дополнительные источники информации.

Задание 8. Дай ответ на вопрос, почему свет молнии мы видим раньше, чем слышим звук грома? При необходимости используй дополнительные источники информации.

Задание 9. Расскажи одноклассникам, как правильно вести себя во время грозы.

Задание 10. Рассчитай, чему равна максимальная мощность молнии и работа электрических сил, если сила тока в ней 500 000 А, а напряжение 109 В? Считать, что молния проходит от грозового облака до Земли за 0,02 с.

Запиши, какие формулы тебе понадобятся для ответа на вопрос.

Проведи вычисления физических величин, которые нужно найти в задаче.

Выбери букву, соответствующую правильному ответу:

а) 5·104 Вт; 103 Дж;

б) 5·104 Вт; 2,5·106 Дж;

в) 5·1014 Вт; 1013 Дж;

г) 5·1014 Вт; 1016 Дж.

Задание 11. Вся ли информация, представленная в тексте, была тебе понятна? Что именно в тексте осталось непонятым? Запиши вопрос.

Задание 12. Запиши номер задания, которое показалось тебе самым трудным.

ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ И КЛЮЧИ ОЦЕНИВАНИЯ

ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕКСТУ «МОЛНИЯ»

Задание 1. Чтение и работа с информацией, познавательные УУД. Проверяет умение составлять план текста.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – неправильно сформулировал третий пункт плана;

2 – выполнил задание полностью правильно (разнообразные действия молнии и их последствия).

Задание 2. Познавательные и коммуникативные УУД. Проверяет умение извлекать информацию из текста и использовать ее для решения коммуникативной задачи.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – выполнил задание частично (нарушена логика изложения/ не приведено обоснование / в высказывании встречаются ошибочные суждения);

2 – выполнил задание полностью правильно (в нижней части облака накапливаются электроны, которые притягиваются положительными ионами участка поверхности Земли, расположенными под облаком; когда напряжение между облаком и поверхностью Земли, а также между соседними облаками возрастает до критического уровня, образуется лавина электронов, нейтрализующая облако и поверхность Земли – так возникает молния.).

Задание 3. Чтение и работа с информацией, познавательные и коммуникативные УУД. Проверяет умения вычитывать из текста информацию, данную в явном виде, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – записал неточный ответ;

2 – записал правильный ответ (в грозовом облаке вода находится в виде кристаллов льда; эти кристаллики трутся друг о друга, в результате чего образуются свободные электроны и положительные ионы, иначе говоря, генерируется статическое электричество).

Задание 4. Чтение и работа с информацией, познавательные УУД. Проверяет умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 – выбрал верный ответ (под буквой а).

Задание 5. Чтение и работа с информацией, познавательные УУД. Проверяет умения вычитывать из текста информацию, данную в явном виде, и применять ее к анализу ситуации.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 – выбрал верный ответ (под буквой а).

Задание 6. Чтение и работа с информацией, познавательные УУД. Проверяет умение извлекать информацию из текста и использовать ее для формулирования логического заключения.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 – записал фамилию одного ученого;

2 – записал фамилии двух ученых;

3 – дал исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (опыты проводились многими учёными, в том числе Б. Франклином и Г.В. Рихманом).

Задание 7. Познавательные УУД. Проверяет умения составлять классификацию по различным основаниям и использовать дополнительные источники информации.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – записал не более двух видов молний;

2 – записал три и более вида молний (по внешнему виду: линейная, шаровая, ленточная, бисерная и др; по виду происхождения: облако-облако, земля-облако, туча-земля и др.).

Задание 8. Познавательные и коммуникативные УУД. Проверяет умение строить речевое высказывание в письменной форме, используя справочные материалы (данные о значении скоростей звука и света в воздухе).

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – записал неточный ответ;

2 – записал правильный ответ (скорость света намного больше скорости звука, поэтому свет молнии мы видим раньше, чем слышим звук грома).

Задание 9. Познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. Проверяет умение извлекать из текста информацию, заданную в неявном виде, и использовать ее для решения коммуникативной задачи; умение выбрать правильный способ действия в заданной ситуации.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – назвал одно правило;

2 – назвал два правила;

3 – назвал три и более правила поведения во время грозы (занять позицию на сухом или наименее мокнущем месте; разместить металлические предметы в 15-20 м от места нахождения; занять безопасное от прямых ударов молнии место и др.).

Задание 10. Чтение и работа с информацией, познавательные УУД. Проверяет знание физических формул, умений работать со степенями, проводить расчеты физических величин.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – ошибся в записи формулы мощности электрического тока или работы тока;

2 – верно записал обе формулы, но ошибся в вычислении мощности электрического тока или работы тока;

3 – выбрал верный ответ (под буквой в).

Задание 11. Регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Проверяет умение осуществлять контроль своих действий, фиксировать непонятую информацию, задавать вопрос на понимание.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – записал, что осталось непонятным, но не сформулировал вопрос;

2 – выполнил задание полностью правильно.

Задание 12. Регулятивные УУД. Проверяет умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания;

1 – записал номер задания.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

0-7 баллов – низкий уровень

8-12 баллов – уровень ниже среднего

13-19 баллов – средний уровень

20-24 баллов – высокий уровень

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поиск способов организации учебного процесса по физике в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта привел нас к мысли о необходимости определения роли и места технологии практико-ориентированного обучения в процессе формирования у обучающихся основной школы ключевых компетенций. Рассмотрев основные дидактические средства реализации технологии практико-ориентированного обучения физике, пришли к следующим выводам:

  • большими возможностями для реализации требований Стандарта второго поколения обладают задачи с практическим содержанием;
  • текстовые практико-ориентированные задачи могут быть использованы в качестве средства оценки уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.

В течение апреля 2015 – октября 2016 гг. нами была осуществлена подборка текстовых задач практико-ориентированного содержания для обучающихся 7-9-х классов по физике; разработаны системы вопросов и заданий к этим текстам, шкалы соответствия результатов выполнения работ уровням сформированности УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Считаем бесспорным, что работа по формированию у обучающихся универсальных учебных действий средствами практико-ориентированных заданий позволяет повысить уровень учебной мотивации и сформировать у обучающихся готовность к взаимодействию с объектами природы, производства и быта, выйти на уровень компетентного поступка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бухарова Г.Д. Задачи с производственно-техническим содержанием как одно из средств реализации политехнического принципа при обучении физике: Дис…канд. пед. наук [Текст] / Г.Д. Бухарова. / Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск, 1987. – 217 с.
  2. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: Дис. … канд. пед. наук [Текст] / И.Ю. Калугина. / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000. – 215 с.
  3. Стефанова Г.П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учащихся при обучении физике: Автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст] / Г.П. Стефанова. – М., 2002. – 32 с.
  4. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Учеб. пособие для пед. вузов [Текст] / Н.В. Чекалева; Рос. межвуз. центр многоуровнего пед. образования, Омский гос. пед. ун-т. Омск: ОмГПУ, 1993. – 68 с.
  5. Ябурова Е.А. Практико-ориентированное обучение физике [Текст] /  Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / [О.Н. Бойко, В.А. Далингер, А.А. Васильев и др.]; под обшей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: ВГПУ, 2014. С. 209-220.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: standart.edu.ru.
  7. Ябурова Е.А. Методика обучения школьников решению физических задач с практическим содержанием в процессе реализации практико-ориентированного подхода // Метод-сборник. Всероссийский журнал для работников образования (№59-129-06-272) [Электрон. ресурс]. –  Режим доступа:  metod_sbornik/2012-11-21-200.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры практико-ориентированных задач по физике

по разделу «Электромагнитные явления»

Задачи, демонстрирующие применение физических законов и

закономерностей в быту и повседневной жизнедеятельности человека

  1. В квартире имеются две электролампы по 60 Вт и одна на 40 Вт. Каждую из них включают на 4 ч в сутки. Определите стоимость израсходованной за месяц электроэнергии при тарифе 3 рубля 62 копейки за 1кВтч.
  2. Три друга купили по электрическому чайнику. Чайник Николая имеет мощность 5 Вт, Владимира – 50 Вт, Сергея – 1200 Вт. Чей чайник более выгоден экономически?
  3. Какое соединение проводников применяется в жилых помещениях?
  4. Почему бытовые приборы в помещении необходимо соединять параллельно? Какой прибор в комнате соединен не параллельно, а последовательно с потребителями?
  5. Сложите мощности всех имеющихся у вас дома электрических устройств. Объясните, почему не допустимо их одновременное включение в сеть.
  6. Объясните причину короткого замыкания в ситуациях, изображенных на рисунке:рисрис

  1. Объясните возможные причины электротравм:

рис_4_1рис_4_3

                

Задачи с производственно-техническим содержанием

  1. На рисунке представлена схема электромагнитного реле. Расскажите, из чего состоит прибор, объясните принцип его работы. В каких целях используются электромагнитные реле?Громов_61

                                                                                                1 – электромагнит

2 – якорь

3 – контакты рабочей цепи

4 – пружина

5 – электродвигатель

6 – контакты цепи электродвигателя

  1. При работе электромагнитного подъемного крана часть груза не оторвалась от полюсов электромагнита при выключении тока. Крановщик пропустил через обмотку слабый ток обратного направления, и груз отпал. Объясните почему.
  2. Развитие алюминиевой промышленности в нашей стране позволило отказаться от использования медных проводов для воздушных электрических линий. Чем это вызвано?
  3. Что такое перископ? Как он устроен (см. рис.)? Для чего он используется?                                                    

Громов_82

  1. Как работает магнитный сепаратор зерна (см. рис.)?

рис

1 – бункер, наполненный зерном с подмешанными мелкими железными опилками

2 – вращающийся барабан с электромагнитом внутри

3 – очищенные зерна злаков

  1. – железные опилки с прилипшими к ним сорняками

  1. Что вам известно об электризации в автомобилях? С какими опасными последствиями связана электризация при перевозке бензина автомобильными цистернами?
  2. В зернохранилище зерно ссыпается в большие кучи и из-за повышенной влажности быстро нагревается и портится. Разработайте принципиальную схему установки, предупреждающей о возникновении в куче критической температуры.
  3. В больнице в комнате дежурной сестры находится электрический звонок и три лампы. Начертите схему цепи, которая позволила бы вызывать сестру больным, лежащим в трех разных палатах.

Задачи, раскрывающие значение физики

в практике познания окружающей действительности

  1. Используемые в подъёмном кране электромагниты обладают громадной мощностью. Электромагниты, при помощи которых удаляют из глаз случайно попавшие железные опилки, очень слабы. Какими способами достигают такого различия?
  2. Будет ли обычный компас давать правильные показания в кабине автомобиля или салоне автобуса? Почему?
  3. Каково значение света в жизни человека, в познании природы, в развитии наук?
  4. Как может отразиться на поведении животных изменение магнитного поля Земли? Заметите ли вы такое событие?
  5. Как усовершенствовать процесс передачи электроэнергии, чтобы отказаться от традиционных проводов?
  6. Перегоревшую электрическую лампу нередко удается «оживить» (заставить светить снова) посредством встряхивания. Почему «отремонтированная» таким образом спираль светит ярче, чем до перегорания?
  7. Авиационное топливо в основном электризуется при фильтровании. Изобретение фильтра, при прохождении через который жидкость почти не заряжается, является важной проблемой. Почему такой фильтр должен состоять из двух различных материалов? Какими электрическими свойствами должны обладать эти материалы по отношению к топливу?
  8. Одежда из синтетической ткани, когда её снимают, иногда издаёт слабый треск, а в темноте при этом возникает свечение. Почему это происходит? Полезна ли такая одежда для здоровья?
  9. Можно ли использовать электрический ток для очистки воды?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модель обеспечения единства

процессов формирования знаний и развития практических умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Методическая разработка Игра «ЧТО ГДЕ КОГДА» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии.

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии. Цель игры:активизация познавательной деятельности учащихся к предметам история, обществознание, географияпер...

Методическая работа ‘Программное обеспечение по физике и его использование в процессе изучения курса общей физики’.

Методическая  работа  ‘Программное обеспечение по физике и его использование в процессе изучения курса общей физики’....

Система мер Методического объединения учителей иностранного языка по подготовке к предметным олимпиадам 2014/2015 год

Данная публикация предназначена для руководителей МО учителей иностранного языка для организации работы по подготовке к предметным олимпиадам...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в восьмом классе "Чаепитие и физика"

Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора....

Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"

Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...