Предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по школьным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам, развитие творческих способностей учащихся. К внеклассным мероприятиям по учебным предметам, как правило, относят следующие виды занятий: факультативные и элективные курсы, кружковая работа, декады, недели, дни, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований и т.д. Разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей. Одной из ярких форм организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели. Рассмотрим возможности данной формы организации внеклассной работы по предмету на примере недели русского языка. Предметная неделя по русскому языку - это коммуникативный творческий проект, в котором могут принять участие ученики, учителя, школьные команды и вообще все желающие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя
как форма организации внеклассной работы по русскому языку
Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по школьным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам, развитие творческих способностей учащихся. К внеклассным мероприятиям по учебным предметам, как правило, относят следующие виды занятий: факультативные и элективные курсы, кружковая работа, декады, недели, дни, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований и т.д. Разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей. Одной из ярких форм организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели. Рассмотрим возможности данной формы организации внеклассной работы по предмету на примере недели русского языка. Предметная неделя по русскому языку - это коммуникативный творческий проект, в котором могут принять участие ученики, учителя, школьные команды и вообще все желающие.
Целями предметной недели по русскому языку являются: развитие филологических компетентностей школьников, подготовка к олимпиаде по русскому языку, расширение круга общения, а также совершенствование педагогического мастерства и развитие профессиональной компетентности учителя-словесника.
Мероприятия предметной недели направлены на повышение внутренней мотивации школьников к изучению русского языка, ориентированы на подготовку будущих участников к олимпиаде по русскому языку. В рамках проекта предусмотрено творческое взаимодействие всех участников предметной недели. Программа предметной недели состоит из нескольких мероприятий: это конкурсы, обсуждения конкретной проблемы, акции и т.д. Каждое мероприятие, предлагаемое в рамках предметной недели, личностно значимо, так как позволяет каждому участнику – и школьнику, и учителю – высказать собственную точку зрения, предложить свой вариант решения, проанализировать собственный опыт и собственные знания русского языка и т.д. Мероприятие недели формулируется в виде открытого задания или открытой проблемы, на которые нет единственно правильного ответа, и это представляет простор для творчества. Вот примеры конкурсных заданий и занятий предметных недель по русскому языку:
АКЦИЯ В ЗАЩИТУ РУССКОГО ЯЗЫКА
Русский язык «великий и могучий», зачем же его защищать, от кого, какая опасность ему угрожает?
Существует такая точка зрения, что русский язык упрощается, на смену сложным русским словам приходят лаконичные слова из иностранных языков. Но это же здорово, чем проще – тем лучше! К чему «заморачиваться» - как слышыш, так и пишыш. Могла же Эллочка Людоедка выражать свои мысли короткими односложными словами! Знаменитое «блеск» сменилось на «железно», «железно» на «классно», а «классно» на «гламурненько»...
В противовес этой точке зрения просто кричит другая: русский язык умирает под атакой жаргонных и иностранных слов. Неужели в нашем языке не найдётся слов, чтобы выразить мысли современного русского человека? «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», - говорил К.Паустовский. «Сколько иностранных и бесполезных слов, русскому человеку они даром не нужны», - считал Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Так нуждается русский язык в защите или нет? Как считаете вы? Каждый участник акции высказывает свое мнение по поднятой проблеме, представляет свое высказывание (защитное слово в адрес русского языка, лозунги, воззвания и т.д.) в любом жанре. Требования к высказываниям: убедительность, зажигательность, визуальная оригинальность, краткость, художественность, соответствие нормам этики.
МОЕ СЛОВО
Здравствуйте, уважаемые участники предметной недели по русскому языку! Приглашаем Вас на конкурс "Мое слово"!
У каждого из нас есть свои любимые слова! В этих словах с детства содержится, хранится какой-то тайный и важный смысл. Вот как говорит о своем любимом слове поэт Константин Бальмонт: "...Из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее.
Уже один его внешний вид пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твердое утверждающее я. А смысл этого слова - двойной, как сокровища в старинном ларце, в котором два дна. Воля есть воля-хотение, и воля есть воля-свобода. Один смысл слова воля, в самом простом, изначальном словоупотреблении, светит другому смыслу, в меру отягощает содержательностью и значительностью его живую существенность".
Уважаемые участники предметной недели! Вам предлагается описать свое любимое, важное слово с разных точек зрения, анализируя его с помощью разных разделов русского языка. КОНКУРС «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»
Орфографические и пунктуационные ошибки - довольно частые гости в письменной речи не только школьников, но и взрослых. Участникам предметной недели предоставляется возможность выполнить работу над своими типичными ошибками и придумать универсальные приемы по запоминанию трудных правил. Давайте избавляться от ошибок вместе! В течение одной недели участники недели исследуют и анализируют свои типичные ошибки, которые встречаются в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку, размещают смешные истории, связанные с грамматическими ошибками, советы, как избежать таких ошибок, рекомендации собственного сочинения по запоминанию трудных правил. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине. В.И.Ленин.
Качество ответов участников предметной недели разное, но главное, что школьник стремится высказаться, ищет свои ответы на поставленные вопросы, осваивает дистанционные технологии общения, учится взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми людьми посредством печатного слова. Особенно эффективно взаимодействие традиционных форм проведения внеклассных мероприятий с дистанционными. К примеру, конкурс школьных газет о русском языке нашел свое гармоничное продолжение в дистанционной предметной неделе по русскому языку, когда участникам недели было предложено выпустить индивидуально или группами по классам свою газету о русском языке и оформить в школе выставку из газет. Затем в назначенный день нужно было представить свой содержательный материал для газеты о русском языке, предложить варианты оформления своей газеты, прорекламировать свои газеты и разместить фотоотчет о выполненной работе. Если газета выпускалась коллективно, то участники недели должны были предоставить рассказ о вкладе каждого участника группы в создание газеты. При выполнении этого задания в школе прошла настоящая выставка газет, были предложены различные материалы для наполнения газет, пропагандирующих русский язык.
Вот описание газеты Новицкой Кристины и Клецовой Вероники, учащихся 8Г класса: Наша газета называется «Твори», так как там расположены творческие задания. После заголовка идет высказывание Л.Н. Толстого «Русский язык это, прежде всего Пушкин – нерушимый причал языка. Это Лермонтов, Чехов, Горький».
Слева, под картинкой стихотворение о великом русском языке.
Дорожите родным, милым словом:
Многоликим большим языком!
Нашей жизни он – правооснова!
Всем народам планеты – знаком!
Берегите его от цветистых,
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток - от наречий ручьистых
Не затмил Родника – Родников!
В нем черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов…-
Все, что дорого сердцу, чтоб слилось
В языке – как основа основ!
Справа идет ряд творческих заданий «Великому языку посвящается».
1.«Переворот или Что случилось в стране Русский язык?».
Есть на свете страна Русский язык называется. Живут там все части речи. Однажды рано утром услышали, что кто-то горячо спорит. Это были прилагательные и глаголы. Они спорили о том, кому принадлежит причастие. Подумайте, к причастиям или глаголам имеют большую связь причастия. Обоснуйте ответ, представив несколько аргументов. Представьте себе, как выглядит деепричастие. Как животное? А может быть с помощью знаков препинания или что-то еще?
2. «Помогите двоечникам!»
Все дети не любят учить правила и зубрить тексты по предметам. Но когда наступает время контрольной, наступает время плохих оценок. Самый правильный вариант – ШПАРГАЛКА! Но часто учителя замечают их и ставят двойки. Придумайте шпаргалки в виде небольших схем или рисунков на 2-3 правила русского языка, которые трудно запомнить. Самое главное – они должны занимать очень мало места.
3. «Местоимляндия»
Местоимляндия – государство, где живут одни местоимения. Вы идете по улицам. И видите все все местоимения. Составьте небольшой рассказ и опишите, как выглядит государство. Какое местоимение главное в этом государстве и почему? Какие имеют больший почет в государстве, а какие меньшее? Расскажите о грязном и чистых местоимениях.
4. «Современные буки»
Придумайте ноутбук, который включал в себя только преподавание Русского языка. С помощью него. Вы можете узнать абсолютно все о русском языке. Как он будет выглядеть, и какие кнопки будут на клавиатуре. Нарисуйте и опишите его, а так же заполните таблицу.
Программа | Назначение программы |
5. «Серый! К ноге!»
В русском языке много имен и кличек людей и животных. Некоторые нелепые, а некоторые довольно смешные. В английском языке много слов, которые на первый взгляд имеют совсем иное значение. Придумайте пары слов, которые совпадали по звучанию на русском (клички или имена животных и людей) и английском (любые слова) языках. Например: Grey (серый) – Грей (кличка собаки). Звучание одинаковое, а значение в разных языках различно.
6. «Семь воскресений на неделе»
Мы знаем семь дней недели, при чем каждая из них именуется в зависимости от того, какой она идет Понедельник – один (one), Вторник –два (two), Среда – три (three), Четверг – четыре (for), Пятница – пять (five), Суббота – Шесть (six), Воскресенье - ….и не задача. Почему воскресенье назвали например не Семисенье, ведь этот день недели идет седьмым, а не восьмым! Почему именно так назвали седьмой день недели и почему назвали в честь цифры восемь, а не девять? Приведите примеры и придумайте, как назвать дни недели по-другому.
Предметные недели по русскому языку имеют практическую значимость, так как способствуют овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывают уважение к родному языку, повышают интерес к языку как явлению культуры, к самому предмету и заставляют задуматься о роли учителя в преподавании русского языка в школе.
Приведу в пример разработку литературной недели для нашей школы.
Название: «1000 и 1».
Дата | Название мероприятие | Цель мероприятия | Используемые эвристические задания | примечание |
8 окт. | Открытие литературной недели. Начало Интернет-акции «1000 и 1 анекдот». | Открытие литературной недели Развитие творческого потенциала и юмористического таланта, ориентация на современную участникам обстановку | Анекдоты, как правило, рождаются из жизни. Вспомните самую анекдотическую ситуацию из вашей школьной жизни. Отправь свой анекдот (фамилии и имена участников анекдота рекомендуется изменить). | |
8 окт. | Поэтическая гостиная. Конкурс на лучшее стихотворение «1000 и 1 слезинка» | Развитие поэтического таланта | Люди очень часто плачут: от горя, от боли, от радости, от впечатлений. От чего плачете вы? А может быть, вы видели слёзы других людей? Слёзы очищают и успокаивают, дают выход эмоциям. Но говорят, что современный человек не сентиментален и редко плачет. Может у вас другое мнение? Своё мнение выразите в стихах. | |
9 окт. | Конкурс плакатов «1000 и 1 афоризм» | Совершенствование художественного таланта, активизация мыслительной деятельности по данному вопросу | Большую роль в нашей жизни играют афоризмы, поговорки, пословицы. Придумайте фразу о роли жизни в вашей жизни. Проиллюстрируйте её и оформите на альбомный лист. Все работы вашего класса разместите на одном плакате. | |
9 окт. | Литературно-музыкальный концерт «1000 и 1 гимн» | Развитие музыкальных и литературных талантов учащихся | Предлагаем вам придумать свой гимн для нашей школы. Какие черты вашей школьной жизни вы бы в нем отразили? | |
10 окт. | Заседание круглого стола. Дискуссия «1000 и 1 реформатор» | Формирование культуры общения, расширение понятий о методах в современной школе, выявление мнений учеников об уроках словесности, что можно использовать в совершенствовании педагогического мастерства учителей школы | Представьте себя в роли учителя русского языка и литературы. Что бы вы изменили для современных школьников? Может быть, исправили бы программу, исключили или добавили бы произведения? Привнесли свои методы преподавания? Свои мнения выразите в форме слова, которое вы представите на дискуссии. Готовы ли вы отстаивать своё мнение о необходимых преобразованиях в школе. | |
11 окт. | Драматический проект «1000 и 1 герой» | Совершенствование драматического, литературного и актерского мастерства учащихся. | Какое литературное произведение кажется вам наиболее интересным? Представьте, что вы неожиданно попали в это произведение. Что бы в нем изменилось? Составьте сценарий получившейся ситуации и подготовьте сценку. | |
12 окт. | Конкурс компьютерных мультфильмов и презентаций «1000 и 1 слово в защиту литературы» | Развитие умений владения интерактивной техникой | В наше время литература развивается медленнее, она оказалась под угрозой. Но под угрозой чего? И как мы можем защитить её? Результат своего видения представьте в виде компьютерного мультфильма или презентации. | |
13 окт. | Подведение итогов конкурсов. Оглашение результатов. Награждение победителей. |
Ярко выраженное стремление к творческому подходу при изучении русского языка, да и любого школьного предмета отражает позицию современного школьника, стремящегося к знаниям. Предметная неделя – одна из перспективных форм организации внеклассной работы по предмету, так как предоставляет возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивает ключевые и предметные компетентности учащихся, способствует проявлению творческих способностей школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....
План проведения Предметной недели, посвященной подготовке к государственному празднованию Дня русского языка
перечень мероприятий для Недели предметов гуманитарного цикла...
«Организация внеклассной работы по английскому языку как ключевой единицы предметной декады»
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способству...
Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе
Внеклассная работа по русскому языку и литературе — важное звено учебно — воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельност...
Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...