Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе
статья по литературе (6 класс) на тему
Внеклассная работа по русскому языку и литературе — важное звено учебно — воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneklassnoy_raboty_po_russkomu_yazyku_i_literature.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности учащихся
по русскому языку и литературе.
Турусова Людмила Геннадьевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Изыхская СШ», п. Изыхские Копи Республика Хакасия.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе — важное звено учебно — воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся. Итогом внеклассной работы в школе является проведение Предметной недели. Тематика её может быть самой разнообразной.
Прежде всего нужно подумать для чего, с какой целью эта Неделя проводится. Обычно ставятся следующие цели:
- развитие интереса к изучаемому предмету;
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Кроме этих целей, данный способ позволяет по — новому взглянуть на своих коллег, учителей других предметов, что может способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.
Планирование недели.
План Недели составляется на заседании Клуба любителей русской словесности и проводится учителями — словесниками совместно с учащимися — членами Клуба. По результатам проведения Недели русского языка и литературы все участники награждаются дипломами и призами, а члены Клуба проводят рефлексию ( опрос) с целью выяснить , какие мероприятия особенно понравились, показались наиболее интересными, познавательными. В течение Недели в школе работают фотокорреспонденты, которые по завершению всех мероприятий оформляют презентацию.
План недели русского языка и литературы.
Понедельник — День рисунка ( выставка рисунков и стенгазет).
Принимаются иллюстрации к любым художественным произведениям от учащихся 5 — 7 классов. 8 — 11 классы выпускают тематические газеты.
Вторник — Аукцион литературных знаний «Любви все возрасты покорны...» для учащихся 8 — 11 классов.
Среда — День творчества ( конкурс «Ода русскому языку» или « Ода учению» или « Ода учителю»). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие.
Четверг — Конкурс чтецов. Участвуют учащиеся 5 — 11 классов.
Пятница — Аукцион знаний по русскому языку (для учащихся 5 — 8 классов).
Суббота — Подведение итогов конкурсов, аукционов. Награждение победителей дипломами и призами.
План утверждается за 10 — 12 дней до начала проведения Недели. В это время начинается подготовка ко всем мероприятиям, объявляются темы творческих работ, конкурсов и аукционов. Утверждаются ответственные за проведение того или другого дня, члены жюри конкурса чтецов и рисунков. В качестве жюри можно привлечь учителей естественно — математических дисциплин, библиотекаря, администрацию школы и старшеклассников.
Вопросы к аукционам знаний готовят сами ребята, таким образом, в работу вовлечены практически все учащиеся школы среднего и старшего звена, что обеспечивает реализацию всех поставленных целей.
Аукцион литературных знаний «Любви все возрасты покорны...»
( Принять участие приглашаются учащиеся 8 — 11 классов и все желающие педагоги).
1 задание. Кому посвящены эти строки ?
1. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. ( А. Пушкин, Анне Петровне Керн)
2. Я вас любил; любовь ещё быть может, в душе моей угасла не совсем...
( А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)
3. Исполнились мои желания.
Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец...
(А. Пушкин, Наталье Гончаровой)
4. Я красивых таких не видел...
( С. Есенин, сестре Шуре)
5. Я встретил Вас — и все былое.
В отжившем сердце ожило...
( Тютчев, Елене Александровне Денисьевой)
6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
( Фет, Марии Лазич)
2 задание. Назовите авторов следующих строк:
- О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей ! ( Тютчев)
2. Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)
3.Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими. ( И. Анненский)
4.О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней. ( Ф.Тютчев)
5. Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен. ( Б. Пастернак)
6.Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей... ( А. Пушкин, « Евгений Онегин»)
7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все , чем я страдал, и все, что сердцу мило было,
Желаний и надежд томительный обман... ( А. Пушкин, « Погасло дневное светило»)
8.Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя. ( А. Пушкин , « К Наталье»)
3 задание. Назовите авторов следующих афоризмов:
- Любви все возрасты покорны. ( А.С. Пушкин)
- Счастливые часов не наблюдают. ( А.С. Грибоедов)
- Любовь — претрудная школа жизни. ( И.А. Гончаров)
- Любовь сильнее смерти и страха смерти. ( И.С. Тургенев)
- Хочешь быть счастливым — будь им.( Козьма Прутков)
- Любовь к себе — вот роман, который длится всю жизнь. ( О. Уальд)
- Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении. ( Антуан де Сент — Экзюпери)
4 задание. Вспомните строки, посвященные этим женщинам.
Можно показать портреты А.П. Керн, Н.Н. Гончаровой, Е. Денисьевой, Л.Д. Менделеевой и др.
5 задание. Назовите авторов музыки.
Звучат романсы:
Б. Шереметьева « Я вас любил», Н. Римского — Корсакова « На холмах Грузии», М. Глинки « Я помню чудное мгновенье», А. Шусера « Не спрашивай , зачем».
Аукцион знаний по русскому языку.
Участвуют все желающие 5 — 7 классов. За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.
- Задание. « Волшебный круг».
Сколько имен существительных можно прочитать в этом круге
( Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке).
ЯРМОСТОЛЬКОТИКУСОКОЛОСЬЯ
- Задание. Вопросы о происхождении слов.
Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:
Бульон ( французский)
Футбол ( английский)
Галстук( немецкий)
Бухгалтер( немецкий)
Баскетбол ( английский)
Жалюзи ( французский)
Школа ( греческий)
Балет ( французский)
Гимназия( греческий)
Спорт ( английский)
- Задание. Вопросы об устаревших словах.
Что означают эти слова:
Вершок ( мера длины, равная 4,5 см).
Кушак ( пояс из мягкой ткани).
Сафьяновый ( сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт ( драгоценный камень).
Невод ( сеть).
Розги ( прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка ( повозка, телега, вид транспорта).
Кляча ( плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль ( оружие).
Ржа ( ржавчина).
- задание. Что обозначают в русском языке заимствованнные слова:
Дискуссия ( спор).
Диалог ( разговор двух лиц).
Дебаты ( осуждение).
Инновация ( нововведение).
Консилиум ( совещание врачей).
Менталитет (склад ума).
- задание. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.
( Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал, ел и т.д.)
- задание. Произнеси словами числительные:
К 518 + 242
От 263 — 75
К 359 + 923
От 841 — 136
С 678 рублями
С 849 рублями
- задание. Назовите основу в следующих предложениях:
А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить — Родине служить.
Д) Свобода — это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.
По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом ( на торжественной линейке).
Таким образом, мы видим, что план недели даёт возможность каждому ученику проявить себя. Происходит активация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.
Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...
Предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку
Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний уч...